В хорошо отфильтрованном йогурте бриллиантов нет

№33–34(745) 23 — 29 октября 2015 г. 21 Октября 2015 3

В компании Danone бытует легенда, что на один из западных заводов корпорации как-то пришло письмо от потребителя. Благодарный клиент обнаружил в стаканчике с йогуртом дорогостоящее золотое украшение.

Поэтому чтобы посмотреть производство кисломолочных продуктов непосредственно в цехах завода «Данон Дніпро» (Херсон), необходимо привести свой внешний вид в соответствие с правилами безопасности предприятия.

Сережки, цепочки, браслеты etc., за исключением обручального кольца без камня, придется отдать на временное хранение. Ведь все инородные элементы — в данном случае фрагменты драгоценностей — потенциально могут оказаться в упаковке с готовым продуктом.

Кроме того, нужно переобуться в некий гибрид ботинок и сандалий на липучках (одноразовые носочки тоже выдают), накинуть халат и надеть шапочку. А если вам повезло быть обладателем бороды, то придется облачиться еще и в своеобразный «намордник» (фото 1). Вряд ли за волосы в йогурте кто-то скажет «спасибо».&&В хорошо отфильтрованном йогурте бриллиантов нет

Впрочем, генеральный директор завода Борис Жигалов (фото 2) указывает скорее на воспитательный эффект нашего локального карнавала: «Так как вы ни к чему прикасаться не будете, то практически исключено попадание чужеродных тел в продукт непосредственно от вас. Но наши сотрудники должны видеть — даже гости, которых приводит руководитель, одеты в спецодежду. Стандарты одинаковы для всех».

Борис Жигалов

Вообще правил гигиены на заводе много. К примеру, меня заинтересовал плакат (даже целый комикс) «Мойте руки правильно». Известная каждому с детства процедура на самом деле не так уж и проста. Если верить инструкции, у мытья рук целых семь этапов и плюс еще три стадии их вытирания.

Последняя преграда перед входом в цех — санитарный пропускник. Проход через турникет не откроется, если вы не продезинфицируете здесь же руки 70%-ным спиртом — эта концентрация соединения обеззараживает, не повреждая кожу.

Вечная мерзлота

Транснациональная корпорация Danone пришла на украинский рынок 15 лет назад. Тогда же организовано и подразделение «Данон Украина». Херсонский молокозавод был приобретен в 2006 г., на предприятии провели полную реконструкцию и модернизацию в соответствии с общими стандартами компании в мире.

Индустриальный пейзаж цеха — это комбинация емкостей и труб из нержавеющей стали (фото 3). Молоко хранится в огромных цистернах (танках) на улице. А необходимые процессы его подготовки — пастеризация, регенерация, охлаждение — проходят внутри здания в полной изоляции от внешней среды.

Михаил Юзва

«Именно в этом цехе происходит переработка и превращение обычного молока, полученного в хозяйствах, в качественный молочный продукт — рассказывает операционный менеджер завода Михаил Юзва (фото 4). — Молоко разделяется на две фракции — обезжиренное и сливки. Смешивая их в определенных пропорциях, получаем необходимую жирность готового йогурта».

На каждом этапе переработки стоят фильтры, удерживающие частичку диаметром до 0,5 мм (фото 7). После каждой мойки фильтры инспектируются на предмет повреждений и наличие инородных тел. Это гарантирует, что на линию фасовки продукт придет без посторонних примесей.

[img:72421]

Кроме этого, на пути прохождения по трубопроводу установлены магнитные ловушки, позволяющие удерживать совсем уж микроскопические металлические частицы, которые могут просочиться сквозь механический фильтр.

На первом этапе молоко подвергают механической обработке, когда шарики жира разбиваются на более мелкие частицы, обволакивающиеся белками. Это позволяет заложить необходимую консистенцию йогурта, ведь жир распределяется равномерно. Затем продукт нагревают до 95°C, и такая температура держится 5 минут, за это время уничтожаются вредные бактерии.

Контролируется температура автоматически, но за этим следит оператор. Если происходит сбой температурного режима или продуктового потока, оборудование останавливается. И уже с технологической точки зрения принимается решение — пригоден ли этот полуфабрикат для повторной переработки либо его нужно отправить на утилизацию.

После этого молоко охлаждают до температуры около 37°C и осуществляют ферментацию с помощью специальных бактерий. Бактерии перерабатывают лактозу в молочную кислоту, продукт загустевает. Затем ферментация останавливается охлаждением, и йогурт готов к расфасовке.

«Откуда берутся молочнокислые бактерии? Их исследует и разрабатывает Danone в сотрудничестве с международными институтами, — продолжает Михаил Юзва. — Бактерии могут быть функциональными, такими как «Активия» или «Актимель», или специальными, к примеру, болгарская палочка, способствующая пищеварению. Секрет их изготовления — собственность нашей корпорации».

Заквасочные культуры хранятся при температуре минус 45°С и ниже. Это гарантирует жизнеспособность молочнокислых бактерий для приготовления йогуртов. Для сравнения: среднегодовые температуры вечной мерзлоты на Земле не опускаются ниже -15°С, а средняя температура поверхности Марса — минус 53°С.

Чтобы избежать появления в помещении болезнетворных бактерий — плесени и дрожжей, в цехе поддерживается избыточное давление очищенного воздуха, пропущенного через специальные фильтры.

Переходим в цех фасовки по лестничному маршу. Генеральный директор призывает держаться за поручни, подчеркивая, что их дезинфицируют каждые 3—4 часа. Минуем еще один санпропускник и снова сбрызгиваем руки обеззараживающим спиртовым раствором.

В помещении семь линий фасовочного оборудования, которые разливают продукт в порционную тару — пакетики, бутылочки и стаканчики. Непосредственно наблюдаю процесс производства термостатного йогурта «Активиа» (фото 8). Он содержит всего три ингредиента: молоко, закваску и бифидобактерии. Продукт сквашивается прямо в баночке, после чего его охлаждают до +4°С.

Перекрестный контроль

На корпусе фасовочной машины — большое количество прозрачных крышек. Сделано так для того, чтобы оператор перед началом производства мог визуально обнаружить загрязнение и предупредить аварийный износ деталей агрегата. Внедренная на заводе система «бережливого производства» подразумевает разумный подход к расходованию денежных средств, а затраты на внеплановые ремонты оборудования таковыми не назовешь.

Проводится проверка йогуртов по эталону. В лабораторных условиях готовится продукт, помещается в световой кабинет, где продукция с линии сравнивается с ним на соответствие по цветовым понтонам (фото 9). Кроме этого, проверяется соответствие упаковки содержанию, ее герметичность. С определенной периодичностью лаборатория отбирает образцы на проверку физико-химических показателей.

Детские продукты обязательно проходят рентгенографический контроль. Специальный аппарат просвечивает насквозь продукт и проверяет наличие инородных предметов (размером от 1 мм): металла, стекла, камня, пластика и т. п.

Если чужеродный элемент будет обнаружен, линия останавливается автоматически. Программа моментально сделает фото ЧП и разошлет снимок по электронной почте всем ответственным, включая директора. К слову, за все время работы аппарата он ни разу не срабатывал. Видимо, установленные в предыдущем цехе фильтры еще не подводили.

Обращаю внимание на большие герметичные бочки с фруктовым вареньем. Его производят в Виннице. Но самое интересное не это. Наиболее продаваемым йогуртом в Украине является клубничный (30% фруктово-ягодного портфеля компании). И абсолютно всю клубнику для «Данон Украина» выращивает кооператив, созданный корпорацией в Тернопольской обл.

Инициатива была запущена компанией в 2013 г. Клубничные фермы создавались на условиях софинансирования. На первоначальном этапе 52 тыс. евро инвестировали партнеры проекта, столько же семьи вложили сами. А всего с начала реализации кооперативной идеи было потрачено 1,4 млн. евро. К примеру, для выдержки производственного цикла производители ягод используют камеру охлаждения объемом 30 т, приобретенную при поддержке «Данон Украина» и проекта Агентства США по международному развитию (USAID) «Агроинвест в Украине».

Сегодня площадь под посадку ягоды занимает 32 га. Урожайность 12—13 т/га. По условиям сотрудничества 80% клубники кооператив сдает компании, 20% — реализует самостоятельно.

А еще с 2010 г. Danone развивает программу создания молочных кооперативов и малых ферм. В 2014 г. открыто 30 семейных предприятий, в этом году их появится еще около 60. Впрочем, пока получается не настолько удачно, как с клубникой. Так, сегодня более 80% молока на заводы корпорации в Украине поставляют крупные фермы. Причина — качество продукта. Хотя в летний период в Херсоне поставки от кооператоров иногда достигают 50%.

Но вернемся на завод. На складе готовой продукции поддерживается температура около 4°С. Йогурт разливается с температурой 22°С, а после фасовки охлаждается потоком воздуха в течение 1,5 часов. Затем продукт направляется на временный склад хранения (фото 10). А уже оттуда — в центры дистрибуции компании во Львове, Днепропетровске, Киеве и Одессе.

Конечная точка контроля — дегустация. Инженеры по качеству во главе с директором первыми пробуют образцы из новой партии продукта. Оценка йогурта происходит по нескольким параметрам, результаты записывают в специальный журнал: зеленая зона — продукт готов к продаже, желтая — существуют минимальные отклонения от стандарта, но возможен допуск к реализации, красная — пойти в продажу не может.

В 2014 г. «Данон Дніпро» выпустил 56,9 тыс. т йогуртов (49% общего количества продукции), кефиров (22%), молока (14%), ряженки (8%) и сметаны (7%). Около 50% продукции компании «Данон», которую продают в Украине, — херсонского происхождения. По итогам этого года предприятие планирует произвести продуктов на 2% больше. Завод работает 6 дней в неделю 24 часа в сутки, ежедневно перерабатывая 160—200 т молока.

За последние полтора года инвестиции в мощности (в основном в новые технологии и оборудование) составили 55 млн. грн. В 2015 г. на награждении в Париже завод получил звание предприятия №1 Danone в Восточной и Центральной Европе по параметрам качества выпускаемого продукта.

Секреты лаборатории

Лабораторный комплекс завода способен производить широкий спектр физико-химических исследований (содержание жира, белка, плотность, кислотность, количество сухих ингредиентов) и группу микробиологических анализов. Выявлять как вредную (ее быть не должно), так и полезную микробиологию (содержание молочнокислых бактерий, указанное на упаковке, должно даже в конце срока годности быть 107 на 1 г).

Микробиологическая лаборатория аккредитована на проведение около 25 анализов готового продукта на всех этапах производственного цикла. Лаборатория приемки молока делает более десятка анализов. Важнейший из них — контроль на наличие в продукте антибиотиков.

Екатерина Доманская

«Любая партия готовой продукции не покинет завод, пока не пройдет 24-часовой карантин, — рассказывает менеджер по качеству Екатерина Доманская (фото 6). — Проводим посевы на определенные микроорганизмы. То есть йогурт не окажется на полках магазинов, пока мы не будем полностью уверены, что в продукте отсутствуют вредные бактерии. Мы теряем один день срока годности специально, чтобы гарантировать: никто из потребителей не получит из-за нас проблемы со здоровьем».

В лаборатории имеются две стресс-камеры, где образцы из каждой партии хранятся при температуре 10 и 25°С весь срок годности плюс два дня. Это не нормальные условия хранения кисломолочной продукции. Но йогурты специально помещены в такие условия, ведь не все торговые точки соблюдают правила.

Поэтому на заводе и имитируют стрессовые ситуации, чтобы знать, как ведет себя продукт. Когда возникают жалобы от потребителей, то на заводе точно знают, на каком этапе и как были нарушены условия хранения, ведь они подобные ситуации моделируют специально.

«При высоких температурах мы можем увидеть проявление роста плесени и дрожжей на ранних этапах их развития. Поэтому даже при самых маленьких заражениях можем их идентифицировать и отреагировать моментально», — резюмирует Екатерина Доманская.

Закон сохранения

В условиях сокращения покупательной способности компания приняла решение отказаться от защиты своей прибыльности. К примеру, с мая по ноябрь 2014 г. были заморожены цены на всю продукцию, чтобы, как объяснили в корпорации, украинский потребитель получил время прийти в себя и привыкнуть к новым реалиям внутреннего рынка.

«Помогает опыт работы в развивающихся странах, — поясняет Борис Жигалов. — Даже в Аргентине, где инфляция несравнимо выше, чем у нас, бизнес корпорации чувствует себя достаточно здоровым. Поэтому некоторые антикризисные идеи берем в том числе и оттуда».

Чтобы удерживать цены на приемлемом уровне, компания предприняла ряд важных шагов. Так, в «Данон Дніпро» внедряют инновации. Примерно каждый квартал происходит обновление ассортимента, запуск новинок.

Стараются максимально отказаться от импортных составляющих производства — упаковки и ингредиентов. В результате если в 2013 г. украинских поставщиков компании было 40%, то в 2015 г. — уже 90%. Это значительный рост. Особенно учитывая, что многие производители находились далеко от стандартов Danone, и компании приходилось принимать участие в процессе доведения продукции смежников до необходимых норм.

Кроме того, завод экономит за счет внедрения энергосберегающих технологий, инвестиции в которые в 2015 г. составили 24 млн. грн. Это очень важный момент, ведь только на электроэнергию, которая подорожала на 50%, завод ежемесячно тратит около 2 млн. грн. Но если в 2009 г. на производство 1 т готового продукта использовалось 1 тыс. кВт.ч энергии, то в этом году — 300 кВт.ч.

Экономят энергию при помощи как самых простых мероприятий — замены люминесцентных ламп на LED-светильники, так и сложных проектов вроде установки теплового насоса, использующего геотермальную энергию, или запуска процесса «фрикулинга» (при температуре на улице ниже 0 градусов воздух для охлаждения складских помещений берется извне).

Сергей Косицын

Основное энергосберегающее оборудование сосредоточено в инженерном корпусе. Рассказывает руководитель подразделения Сергей Косицын (фото 5): «Здесь находится аммиачная компрессорная, где производится ледяная вода температурой +2°С, которой охлаждается продукт и поддерживается климатизация помещений. А тепловой насос подогревает воду, используя побочное тепло от конденсации паров аммиака».

В результате экономия составляет 4 тыс. куб. м газа в месяц. Для сравнения: стандартная трехкомнатная квартира с индивидуальным отоплением потребляет в месяц около 120 куб. м газа. Соответственно сэкономленным на заводе газом можно отапливать 35 трехкомнатных квартир ежемесячно.

И чтобы энергосберегающие достижения херсонского завода стали еще более понятны, отмечу, что «Данон Дніпро» в прошлом году занял 6-е место в мире среди всех предприятий корпорации Danone по показателю экономии ресурсов.

Уроки оператора

Директору завода Борису Жигалову 35 лет, из них более восьми он работает в Danone. Карьеру начинал в 2007 г. специалистом по охране труда на этом же заводе. Затем некоторое время трудился в столичном офисе компании, но в январе этого года вернулся в Херсон, где занял кресло генерального директора.

Чувствуется, что Борис — представитель новой формации украинских руководителей промышленных предприятий, обученных по западным лекалам. Работает по правилам, внятно и терпеливо объясняет сложные производственные нюансы. «Много времени провожу на работе, так как это место, где можно наслаждаться тем, чем занимаешься», — его слова.

Он излучает позитив, постоянно улыбается. Вам покажется это не вполне искренним? Возможно. Но мне, к примеру, гораздо ближе такой тип менеджера, чем угрюмый представитель предыдущего поколения отечественных директоров, постоянно оглядывающийся на мнение и директивы хозяина.

На мою просьбу рассказать на своем примере, как работают в компании социально-профессиональные лифты, позволяющие инженеру по охране труда за 8 лет дорасти до уровня директора крупного предприятия, отвечает так.

«Присутствуют две составляющие. Первая — нацеленность Danone на развитие персонала, работника стимулируют переходить на новые более высокие позиции. Вторая — желание самого сотрудника. Если есть личные амбиции, компания его поддержит».

Набор действий достаточно прост. Разработана система градаций персонала с четким пониманием, какими умениями ты должен обладать для конкретного уровня, чтобы переместиться на следующий этаж профессиональной карьеры. Ставятся годовые цели — как производственные, так и личностные.

«Именно это со мной и произошло, — продолжает гендиректор. — Я не стеснялся и развивал дополнительные навыки, к примеру, знание иностранного языка, менеджерские и лидерские качества. Кстати, переходя на новую позицию, можно не иметь 100% компетенции (достаточно 75—80%), но довести уровень уже непосредственно на рабочем месте».

На каждого работника предусмотрено обучение не менее 24 часов в год, а бюджет образовательных программ завода составляет около 700 тыс. грн. Проводятся тренинги внутренние и внешние — с привлечением экспертов из обучающих центров. Кроме того, за рубежом организованы т. н. кампусы, куда на пять дней съезжаются несколько сотен сотрудников корпорации со всего мира. Сейчас функционирует два таких центра — в России и Франции.

Еще во время экскурсии по заводу Борис Жиганов продемонстрировал процесс самообучения персонала на примере. Мы как раз проходили возле небольшого цехового офиса. «Это рабочие места операторов, — прокомментировал он. — Когда один из компьютеров не задействован на линиях, ребята могут самостоятельно потренироваться в создании рабочих документов».

Оператор линии фасовки Сергей Балюк (фото 11) как раз анализировал операции по улучшению переходов, смены форматов и вкусов продуктов, старты и запуски производства. «Цель — сэкономить время, улучшить эффективность, в конечном счете — сделать нас более конкурентоспособными на рынке», — пояснил Сергей.

Всего на заводе работают около 400 человек, в основном из Херсонской области. Часть персонала — из соседней Николаевщины. Некоторое время назад на предприятии трудились иностранные топ-менеджеры, но сейчас коллектив на 100% состоит из граждан Украины.

Гендиректор уверяет, что за 8 лет ни разу не было задержек зарплаты — 15-го числа и в последний день месяца суммы аккуратно попадают на кредитные карты сотрудников. Правда, от ответа на вопрос о средней зарплате на заводе уклонился, ограничившись общими фразами: «Зарплата для Херсона конкурентоспособна».

Раз уж директор не смог (или не захотел) озвучить сумму средней зарплаты, определим ее приблизительный уровень самостоятельно. Хотя бы и на основании достаточно туманной вводной: «конкурентоспособная».

Итак, по данным портала www.work.ua, в категории «сельское хозяйство, агробизнес» средняя зарплата вакансий в городе составляет 5200 тыс. грн. в месяц, а средняя зарплата резюме — 4688 грн. Так как собеседование и последующий прием на работу всегда являются продуктом согласия сторон, за базовую цифру возьмем среднюю между желанием соискателя и возможностями работодателя, то есть — 4944 грн. в месяц.

Не забываем, что на этом этапе к сторонам присоединяется еще один заинтересованный институт — государство. Поэтому после уплаты единого социального взноса и налога на доходы физических лиц среднестатистический работник абстрактного агропредприятия в Херсоне (при условии, что у сотрудника нет никаких предусмотренных законом льгот) получит на руки 4051 грн. 11 коп. Надо понимать, это и есть та точка конкурентоспособности, существующая сегодня в этом прекрасном городе и окрестностях.

Справка «2000»

«Данон Украина»

Главный офис: 04107, Киев, ул. Баггоутовская, 17/21, тел. (044) 594-8000, факс (044) 594-8001, reception.ukraine@danone.com, www.danone.ua

Киев — Херсон — Киев

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Лампочку можно не менять 10 лет

Светодиодные системы позволяют делать то, что не могут другие технологии, —...

Кругляк преткновения

Сколько стоит мораторий на вывоз необработанной древесины

Градусы против киловатт-чаcов

Платежки за услуги ЖКХ — сколько остается на другие нужды

Возмущению действиями власти нет предела

Я получил платежку за отопление (за половину октября) на 1428 грн. 64 коп.

Газовая и очень калорийная реформа

НАК «Нафтогаз Украины» объявила о намерении со следующего года начать реформу...

Лунная деревня. Марс мне — дом родной

В Днепре стараются не отставать от последних тенденций освоения космоса

Дурная кровь

ВОЗ настаивает, чтобы к 2020 г. все доноры были добровольными и безоплатными.У нас таких...

Киевское водохранилище: Лучше зарыблять, чем...

21 ноября в Киевское водохранилище было выпущено более 100 тыс. мальков растительноядных...

Клубника, пчелы и кролики

«Иностранные специалисты постоянно пытаются уйти от ответственности. То у нас...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка