Воевать и торговать на двух стульях

№5–6(731) 17 — 23 июля 2015 г. 15 Июля 2015 1 5

Очередной урок экономической наивности от Минэкономразвития

К идее российских властей ввести пошлины на обширный список украинских пищевых товаров может прибавиться квотирование продукции из «группы риска».

Предложение ввести с 1 января 2016 г. квоты на украинский импорт озвучил на прошлой неделе первый замминистра экономического развития России Алексей Лихачев. По его словам, это решение в глазах российской стороны выглядит самым безобидным. Квотировать предлагается не весь импорт, а товары, которые Украина будет экспортировать по демпинговым ценам. «Мы предложили по этим товарам зафиксировать квоты в рамках их максимального экспорта в РФ за последние годы», — заявил чиновник, уточнив, что расчетными периодами станут 2012—2013 гг., а облагаться пошлинами будут лишь поставки свыше этой квоты.

Заявление Алексея Лихачева было сделано за день до очередных экспертных консультаций о формате торговли между Украиной, Россией и ЕС после вступления в силу Соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной.

Судя по отсутствию ободряющих отчетов об итогах этого мероприятия, никаких подвижек на трехсторонних консультациях в Брюсселе не наблюдалось. Первый замглавы МЭР РФ акцентировал внимание на том, что украинская сторона оказалась не готовой к консультациям на министерском уровне, поэтому их перенесут на сентябрь.

Ранее по итогам состоявшихся в мае переговоров между главой украинского МИД Павлом Климкиным, министром экономразвития РФ Алексеем Улюкаевым и еврокомиссаром по торговле Сесилией Мальстрем экспертным группам было поручено не позднее июля найти решения по блокам вопросов, вызывающих опасение у России, таким как либерализация таможенного тарифа между Украиной и ЕС, техническое регулирование, ветеринарные и фитосанитарные меры, таможенное администрирование и энергетика.

По результатам работы экспертов должны быть подготовлены совместные документы и еще в июле проведена встреча на министерском уровне. Однако ее, как мы понимаем, проводить преждевременно.

Как сообщалось ранее, руководство РФ интересуют переходные периоды по либерализации тарифов в наиболее чувствительных товарных позициях, налаживание таможенного администрирования, документооборота и информационного сопровождения по определению страны происхождения товаров.

По техническому регулированию Алексей Улюкаев считает правильным сохранить позицию, чтобы украинские предприятия имели возможность выбирать стандарты, действующие в ЕС и СНГ.

Кроме того, Украина должна подключиться к системе электронной сертификации, действующей в рамках Евразийского экономического союза, чтобы быть уверенными в достоверности соответствующих данных, и сохранить действие системы сертификатов.

В энергетике — возможность параллельной работы объединенной энергетической системы РФ и Украины, чтобы не было необходимости вводить в действие запасные мощности. Наверное, большую часть этих требований или даже весь пакет трудно назвать запредельным.

Отсутствие серьезного продвижения в переговорах обозначила и заместитель министра экономического развития и торговли (МЭРТ), торговый представитель Украины Наталья Микульская.

На сайте МЭРТ размещено ее заявление, в котором г-жа Микульская трактует слова российского коллеги о квотировании как такие, что «ставят под сомнение желание российской стороны искать практические решения в рамках процесса, согласованного всеми сторонами». (me.gov.ua)

Она также подтвердила, что руководство МЭРТ видит торговое сотрудничество между странами в рамках действующего правового поля — правил ВТО и Договора о зоне свободной торговли СНГ, а любые количественные ограничения будут нарушением указанного договора и фактически означают отмену режима свободной торговли между странами.

«Если мы говорим о применении РФ средств против возможного демпинга товаров происхождением из Украины, то согласно соглашениям ВТО признанию факта демпинга должна предшествовать четкая правовая процедура», — заявила г-жа Микульская, предполагая под четкой процедурой механизм антидемпингового или специальных расследований.

Согласно антидемпинговой процедуре компании, недовольные ценовой политикой зарубежных конкурентов на своей территории, могут инициировать расследование, в ходе которого должны доказать, что товар экспортируется по цене ниже той, что продается в стране происхождения. Временные ограничения могут вводиться и в случае, если импорт наносит серьезный ущерб отечественному производителю. По нормам ВТО демпинг не считается чем-то зазорным. Чтобы закрепиться на внешних рынках, к демпингу прибегают многие производители.

Как правило, антидемпинговые и специальные расследования проходят не менее полугода, после чего в отношении спорных товаров вводится (или не вводится) дополнительная пошлина на 5 лет. По истечении этого срока, как правило, инициируется новое расследование, с тем же результатом. Как вариант — экспортеры могут взять на себя обязательства по ценовым или количественным ограничениям.

Но уже через 60 дней после начала расследования орган, занимающийся вопросами регулирования международной торговли (у нас это межведомственная комиссия по международной торговле при МЭРТ), может ввести предварительную пошлину.

Так, в настоящее время в отношении украинской продукции действуют 26 внешнеэкономических ограничительных мероприятий.

США едва ли не с конца прошлого века защищается от горячекатаного плоского проката, стальной арматуры, некоторых видов труб, ферросиликомарганца и химических удобрений, Европа — от бесшовных труб и стальных тросов, Турция — от медной проволоки, Индия — от нитрата натрия и кальцинированной соды и т. д.

ЕвразЭС ввел антидемпинговые пошлины на украинские стальные трубы малого и среднего диаметра (18,9—37,8%) и прокатные валки (26%), специальный защитный сбор — $1035,3/т на фарфоровую посуду. С 29 сентября он уменьшится до $591,6/т. Кроме того, проводятся расследования по экспорту арматуры, цельнокатаных колес, бесшовных нержавеющих труб и ферросиликомарганца.

В свою очередь Украина ввела пошлины на 20 позиций импортной продукции, в том числе на российские плиты ДВП (31,58%), шифер (21,8%), аммиачную селитру (20,51—36,03% в зависимости от производителя), стрелочные переводы (13,44—59,04%), листовое закаленное флоат-стекло (5,11—30,78%) и медицинскую стеклотару (27,99%).

Антидемпинговые пошлины также действуют в отношении белорусских плит ДВП, шифера и флоат-стекла.

Кроме того, введены квоты на поставку в Украину бесшовных обсадных и насосно-компрессорных труб, пошлины на ввоз автомобилей и фарфоровой посуды независимо от страны происхождения. Проводятся расследования против киргизских ламп и российской каустической соды и т. д.

Однако было бы странно, если бы в МЭРТ не знали, что 19 сентября прошлого года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление № 959 «О введении ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, страной происхождения которых является Украина», предполагающее изменение торгового режима для 135(!) видов украинской продукции.

«2000» уже писали, что оно напрямую зависит от имплементации Украиной экономической части Соглашения об ассоциации с ЕС и предполагает, например, введение 15%-ной добавки к таможенной стоимости молочной продукции украинского происхождения, 25% — к курятине, 12% — к рыбным консервам, 20—30% — к алкогольным напиткам и т. д. (www.consultant.ru)

В ноябре прошлого года предшественник Айвараса Абромавичуса — врио главы МЭРТ Валерий Пятницкий успел разработать аналог российского постановления, предполагающий введение пошлин более чем на 800 товаров. (www.2000.ua)

В этом контексте риторика чиновников МЭРТ по поводу квот и расчетного периода 2012—2013 гг. не вполне адекватна. Ведь по сравнению с постановлением № 959 новая позиция правительства РФ отражает более лояльное отношение к Украине. К тому же за основу предлагается взять годы, когда экспорт украинских товаров в Россию достиг максимума в денежном выражении.

По итогам 2012 г. украинские предприятия экспортировали в РФ продукции на $17,6 млрд., в 2013-м — на $15,1 млрд., а год спустя — только на $9,8 млрд. Но даже показатели прошлого года лучше, чем начала или середины прошлого десятилетия.

Конечно, квоты, если будут назначаться, то в тоннах и штуках. И тут картина может повернуться самым неопределенным образом. Однако, количественные показатели не были объявлены, а значит, могут стать предметом торга.

А вот насчет «демпинга» и товаров «группы риска» в МЭРТ явно лукавят или проявляют незнание предмета.

Тем, кто следит за динамикой торговых отношений между Украиной и Россией, хорошо известно, что под «группой риска» российские чиновники понимают товары, которые произведены из импортного сырья, подвергнутого простым операциям мойки, резания, сушки, отбеливания, разлива и фасовки, убоя скота, глажки или прессовки текстиля и т. д.

Согласно законодательству СНГ, эти и другие операции или их комбинации не отвечают критериям достаточной переработки товара и не позволяют получить сертификат происхождения, чтобы экспортировать без дополнительных пошлин.

«Демпинг» же — это переупаковка европейских товаров в Украине и их беспошлинный реэкспорт в РФ по цене ниже, чем у российских импортеров.

Проверить истинное происхождение такой продукции очень сложно и дорого, а в действенность украинской системы контроля и выдачи сертификатов российские чиновники не верят.

Именно поэтому потенциально «опасным» для российской экономики оказался внушительный перечень пищевых и непищевых товаров — мясо, молоко, овощи, фрукты, жиры, масла, мука и джемы, алкогольные напитки, краски и лаки, изделия из пластмассы и текстиля, напольные покрытия, измерительные и осветительные приборы, суда, автомобили и т. д.

Но поражает даже не это, а наивность украинских чиновников, полагающих, что можно требовать признания России агрессором и введения против нее новых санкций и одновременно настаивать на продолжении действия режима свободной торговли. Хотя давно было сказано, что РФ не даст Украине стать субъектом зон свободной торговли ЕС и СНГ одновременно и шлюзом для неконтролируемого ввоза на территорию ЕвразЭС европейских товаров.

Желание украинских политиков стать «офшором» между Востоком и Западом как проявление собственного экономического эгоизма можно только приветствовать, но оно ослабляет российскую экономику и ухудшает позиции РФ по созданию собственной зоны свободной торговли с ЕС — от Лиссабона до Владивостока. А ведь как бы сейчас ни складывались отношения России с Европой, такие переговоры рано или поздно начнутся.

 

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Лампочку можно не менять 10 лет

Светодиодные системы позволяют делать то, что не могут другие технологии, —...

Кругляк преткновения

Сколько стоит мораторий на вывоз необработанной древесины

Градусы против киловатт-чаcов

Платежки за услуги ЖКХ — сколько остается на другие нужды

Возмущению действиями власти нет предела

Я получил платежку за отопление (за половину октября) на 1428 грн. 64 коп.

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
авиастроитель
20 Июля 2015, авиастроитель

на двух стульях укропам сидеть не удастся. такое возможно только в кинотеатре, вот там пусть и сидят.

- 0 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка