Живете «по-новому»? Будет еще «новее»

№9–10(733) 31 июля — 6 августа 2015 г. 29 Июля 2015 4.9

23 июля президент подписал принятый Верховной Радой неделей ранее закон №626-VIII «О внесении изменений в некоторые законы Украины в сфере коммунальных услуг». Он входит в так называемый пакет МВФ — перечень необходимых для сотрудничества с фондом законодательных изменений, и его инициатором выступил Кабмин.

Новации

Закон прежде всего предусматривает полный отказ от дотирования из госбюджета тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Зафиксировано, что установление цен/тарифов на данные услуги ниже размера экономически обоснованных расходов на их производство не допускается.

Из закона «О жилищно-коммунальных услугах» изъято ряд норм:

— о том, что расходы на возмещение потерь предприятий, связанных с установлением тарифов на жилкомуслуги на уровне, который лишает возможности получения прибыли, финансируются за счет средств соответствующего местного бюджета;

— что установление цен/тарифов на жилкомуслуги ниже размера экономически обоснованных расходов на их производство без соответствующего возмещения не допускается и может быть обжаловано в суде.

Закон предусматривает, что споры в отношении формирования и утверждения цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги решаются в судебном порядке.

Из закона «О теплоснабжении» исключено положение, согласно которому в случае, если временно тариф на теплоэнергию ниже ее себестоимости с учетом предельного уровня рентабельности, орган, который установил этот тариф, должен предусмотреть механизмы компенсации такой разницы в порядке, установленном законодательством.

Кроме того, внесено изменение, в соответствии с которым тарифы должны учитывать себестоимость теплоэнергии и обеспечивать рентабельность субъекта хозяйствования.

Из закона «О государственном регулировании в сфере коммунальных услуг» изъято требование о том, что Положение об установлении тарифов с отклонением от экономически обоснованного уровня утверждается Кабмином.

Выводы

Возникает вопрос, касается ли предложенный «единый подход» к установлению или регулированию цен/тарифов только центральных органов исполнительной власти и нацкомиссий, осуществляющих государственное регулирование в соответствующей сфере, или может также распространяться и на случаи установления тарифов на жилкомуслуги органами местного самоуправления (например, на услуги по содержанию домов и придомовых территорий).

Норма обновленной статьи закона «О теплоснабжении», согласно которой «тарифы должны... обеспечивать рентабельность», является декларативной и не имеет юридического содержания.

В целом не решен ряд важнейших вопросов:

— внедрения единой государственной системы мониторинга производства, поставок, транспортировки, потребления и оплаты за топливно-энергетические ресурсы и коммунальные услуги, с которой связано, в частности, определение фактической стоимости производства и конечного потребления каких-либо видов ресурсов и произведенных с их использованием услуг, установление на этой основе реальной цены на соответствующие ресурсы и услуги;

— усовершенствования механизма субсидирования, который обеспечивал бы реальную привязку действительных объемов потребления соответствующих услуг к конкретным их потребителям (сейчас, например, при установлении размера субсидии на оплату услуг, рассчитываемых без счетчиков, учитываются не только фактические потребители данных услуг, но и зарегистрированные в том же помещении лица, которые по различным причинам в нем не проживают и по сути не являются их потребителями; при этом такие лица в полном объеме оплачивают полученные услуги в других помещениях, где они фактически и постоянно проживают, не имея права на субсидию);

— новых подходов в установлении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения, их удешевления для отдельных категорий граждан (например, переход к адресным субсидиям непосредственным потребителям указанных услуг);

— внедрения полного коммерческого учета потребления соответствующих ресурсов и услуг. Существующая система начисления платежей не на основе показаний счетчиков, а по квазирасчетам, сделанным расчетными центрами, и без возможности фиксации потребителем объема оказанных услуг приводит к постоянным конфликтам между потребителями и исполнителями данных услуг необоснованному обогащению последних (ведь т. н. расчетные начисления могут в разы отличаться от фактических, определенных с учетом показаний счетчиков).

В условиях постоянного и значительного роста тарифов такое явление опасно и требует законодательного установления нормы, по которой оплата потребленных услуг осуществляется исключительно на основании показаний соответствующих приборов учета.

Последствия

По мнению авторов закона, экономически обоснованные тарифы будут способствовать повышению качества услуг, созданию условий для привлечения средств в развитие и техническое обновление систем тепло- и водоснабжения. Единый подход к установлению экономически обоснованных тарифов позволит также создать условия для выполнения долговых обязательств по погашению и обслуживанию займа, в т. ч. тех, которые поддерживаются международными финансовыми организациями.

Однако между этих строк, да и всех новых норм закона явно сквозит желание правительства дать отмашку НКРЭКУ установить цену на природный газ для предприятий теплокоммунэнерго, который используется для производства и предоставления услуг населению по отоплению и горячему водоснабжению, на уровне стоимости импортируемого газа (порядка 6600 грн. за тыс. куб. м).

Следующим же шагом Нацкомиссии, очевидно, станет повышение тарифов на отопление и горячее водоснабжение как минимум в два раза (под лозунгом «тарифы на жилищно-коммунальные услуги не могут быть ниже экономически обоснованных»). И тогда большинство украинцев останутся по меньшей мере без штанов.

 

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Тарифы на тепло повышены для всех потребителей, кроме...

Тарифы на тепло для бюджетных учреждений выросли в среднем на 22%

Возмущению действиями власти нет предела

Я получил платежку за отопление (за половину октября) на 1428 грн. 64 коп.

Киевляне задолжали за тепло более 2,1 млрд грн

Наибольшими должниками за отопление и горячую воду перед Киевэнерго являются...

В квитанциях за тепло ошибок нет, — Киевэнерго

Тариф рассчитывается с привязкой к среднемесячной температуре и количеству дней...

Лампочку можно не менять 10 лет

Светодиодные системы позволяют делать то, что не могут другие технологии, —...

Кругляк преткновения

Сколько стоит мораторий на вывоз необработанной древесины

Градусы против киловатт-чаcов

Платежки за услуги ЖКХ — сколько остается на другие нужды

Газовая и очень калорийная реформа

НАК «Нафтогаз Украины» объявила о намерении со следующего года начать реформу...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка