Хлеб, мука и другие асоциальные продукты

№25(824) 23 -- 29 июня 2017 г. 21 Июня 2017 5

С 1 июля цены на продукты питания в Украине окажутся в свободном плавании. Государство отказалось от своего права регулировать ценообразование на ряд продуктов, составляющих основу пищевого рациона украинцев, в т. ч. социально незащищенных групп населения.

С середины 90-х гг. в Украине законодательно ограничиваются торговые надбавки на хлеб, пшеничную муку (высшего, первого и второго сортов), крупы, макаронные изделия, сахар, говядину, свинину и мясо птицы, вареные колбасы, молоко, сыр, сметану, сливочное и подсолнечное масло, куриные яйца. Ограничение надбавок на уровне 15% действовало в общей сложности на 15 групп товаров.

Помимо этого, производители этой продукции должны были декларировать изменения оптово-розничных цен. Местные госадминистрации контролировали рентабельность производства муки и хлеба социальных сортов (самых простых рецептур), а также выпуск и сбыт детского питания. Бизнес по упаковке муки и круп ограничивался рентабельностью 10%.

Законодательство также обязывало владельцев рынков и торговых павильонов взимать плату за аренду торговых точек на них и технологического оборудования не более 20% сверх стоимости их содержания.

Теперь этих ограничителей не будет. В начале июня Кабмин издал постановление №394, которое отменяет существующие производственные и торговые предельные надбавки.

В сообщении на правительственном портале говорится, что основная цель этих изменений — снижение административного давления на бизнес, устранение чрезмерного вмешательства государства в экономические процессы, развитие конкуренции и дебюрократизация (дерегуляция). Решение Кабмина упростит процедуру изменения цен в зависимости от ценовых колебаний рынка, что позволит производителям быстрей реагировать на изменения конъюнктуры.

Ранее производители и реализаторы согласовывали цены и торговые надбавки с Госинспекцией по ценам, представители которой работали во всех регионах. А в случае повышения цен должны были мотивировать изменения возросшими затратами и доказать, что конечная цена осталась в рамках граничных надбавок.

Чаще других проблемы с согласованием возникали у мукомольных фабрик и хлебозаводов. Как правило, чиновники не брали во внимание возросшие затраты предприятий, если предполагаемое повышение цен совпадало по времени с предвыборной кампанией. Поэтому мукомолы и хлебопеки могли подолгу работать с минимальной рентабельностью.

Компенсировались эти проблемы сокращением в ассортименте социальных товаров и появлением в сетях продукции, не подпадающей под ценовые ограничения, — новых видов хлеба или муки с пищевыми добавками.

Поэтому многие украинцы среднего достатка, покупая продукты вечером после работы, о существовании социальных сортов хлеба даже не догадываются. В большинство супермаркетов недорогой хлеб поступает рано утром и сразу раскупается пенсионерами.

После евромайдана украинские власти решили порвать с практикой административных ограничений. Осенью 2014 г. Госценинспекция была упразднена, а полномочия по регулированию цен передали новой государственной службе по вопросам безопасности пищевых продуктов (Госпродпотребслужба), созданной на базе фитосанитарной и ветеринарной служб, а также инспекции по защите прав потребителей.

Правительство взяло курс на полное невмешательство в процесс ценообразования на продовольственном рынке. В минувшем году Кабмин с 1 октября на три месяца в тестовом порядке отменил госрегулирование на рынке продовольственных товаров. И хотя за этот период выросли цены на большую часть товаров из «социального» списка, как заявили в Кабмине, эксперимент показал, что цены не росли больше обычного.

В нынешнем году цены на основные продукты питания росли даже активнее, чем в прошлом. По данным Госслужбы статистики, за 5 месяцев т. г. средние цены производителей говядины в Украине выросли на 9%, свинины — на 16%.

Мука пшеничная подорожала более чем на 9%, ржаная — на 11%. За счет этого цены на хлеб выросли на 7—8%, а на макаронные изделия на 3%.

Цены на сметану выросли на 3%, на молоко — на 3,5%. Сахар с начала года подорожал почти на 11%.

На прежнем уровне остались цены на подсолнечное масло, а на сливочное масло и сыры незначительно снизились.

Но уже со второго полугодия правительство решило окончательно отменить действовавшие ранее ограничения. Мнения экспертов о последствиях этого шага на ценообразование основных продуктов питания разделились. Так, президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко считает отмену госрегулирования необходимой мерой и утверждает, что она не повлияет на цены, поскольку ограничения не работали, а цены на продукты у нас давно рыночные. Бывший нардеп, доктор экономических наук Алексей Плотников, напротив, называет решение Кабмина сомнительным и утверждает, что после отмены госрегулирования цены на социальные продукты вырастут и ударят по социально незащищенным слоям населения.

Истина, вероятно, где-то посередине. В условиях жесткой конкуренции за покупателя на рынке украинского ритейла маловероятно, что крупные торговые сети начнут друг за другом поднимать цены на социальные продукты, которые и так составляют незначительный объем в торговом ассортименте. Негатив от этого в конечном счете может перевесить сиюминутную выгоду.

Тем не менее производители теперь и вправду получат большую свободу в выборе цен на свои товары. И поскольку государство устранилось от контроля, небольшие региональные предприятия, а возможно, и национальные производители будут чаще вступать в картельные сговоры с целью увеличения прибыли.

Администрациям рынков также никто не запретит самовольно увеличивать плату за местовые, аренду весов или холодильников. И это непременно отразится в конечной цене товаров.

Противодействовать этому государство может путем проведения антимонопольных расследований и установления фактов сговора между производителями или торговыми сетями. Но как показывают «гречневые», «сахарные» и прочие кризисы, такая работа затратна, требует профессионализма и много времени, но не всегда результативна.

С учетом ставки на умеренную инфляцию, которая в Украине является одним из главных факторов экономического роста, потребителям придется смириться с постоянным изменением ценников на товарах первой необходимости, в т. ч. продуктах питания.

Вероятно, единственным и наиболее эффективным способом противостояния неоправданно завышенным ценам для украинских потребителей остается голосование кошельком — мониторинг цен и выбор наиболее адекватных производителей и торговых сетей, которые соответствуют ожиданиям и достатку.

Не лишним будет еще раз пересмотреть личную потребительскую политику и распределить расходы между 2—3 крупными сетями. Как показывает практика, стоимость одних и тех же товаров в них может колебаться в пределах 10%, что в итоге выльется в заметную экономию семейного бюджета.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Подорожание мяса: к чему готовиться?

Цены на молоко и мясо пойдут в рост, а на овощи и бакалею — вряд ли

Минагрополитики: рост цен на гречку носит...

Такие колебания могут иметь исключительно спекулятивный характер

Украина приступила к экспорту муки в Южную Америку

Раньше «Аграрный фонд» экспортировал почти исключительно пшеницу, теперь он...

Половина украинских пекарен работает «в тени»

Производство хлеба в стране сокращается из-за ухода рынка в тень

Загрузка...

Братья во холсте

Это сегодня скансенами — этнографическими комплексами — никого не удивишь, а...

Гончарный круг

В 1992 г., когда днепровский керамист Сергей Горбань решил заняться гончарным делом, оно...

Глубоко скрытый потенциал Украины

Cорокамиллионная страна таит значительный потенциал, только нужно его использовать

Кабаньи услуги

Интернет становится все более популярной площадкой для поиска работы в Украине....

Эхо из Мьянмы докатилось до Украины

На Театральной площади Черновцов в рамках фестиваля «Мастерская города»...

Диетолог и психолог Татьяна Годард о нераскрученном...

Тема халяльной еды в Украине пока не раскрыта, и, кроме живущих у нас мусульман, мало...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Блоги

Авторские колонки

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка