Из Украины в Антарктиду стартует 21-я экспедиция

№12(765) 25 — 31 марта 2016 г. 24 Марта 2016 5

с киевскими барьерами на дистанции подготовки и финансирования

Украинская антарктическая станция «Академик Вернадский» на острове Галиндез

Приблизилась к завершению подготовка к старту 21-й украинской антарктической экспедиции. В среду, 30 марта, в Киеве состоится традиционная церемония проводов, а на следующий день — 31 марта — 12 участников предстоящей зимовки отправятся в дорогу.

Цель путешествия — находящийся в Западной Антарктике остров Галиндез, где на станции «Академик Вернадский» работают зимовщики 20-й экспедиции, а также несколько специалистов, ведущих там различные сезонные исследования.

В один из недавних дней заключительной стадии подготовки 21-й экспедиции корреспондент «2000» взял эксклюзивное интервью у директора Национального антарктического научного центра (НАНЦ), лауреата Государственной премии Украины в области науки и техники Валерия ЛИТВИНОВА.

Юбилейный праздник и исследовательские будни

— Прежде чем рассказывать о подготовке 21-й экспедиции и об ее участниках, — говорит Валерий Аркадьевич, — хотел бы вкратце остановиться на близящейся к завершению на острове Галиндез 20-й (2015—2016 гг.) экспедиции, зимовщики которой во главе с начальником станции — научным сотрудником НАНЦ геофизиком-сейсмологом Виктором Лукьященко, продолжая свои разнообразные работы, готовятся к прибытию смены.

— Во время этой экспедиции, — продолжает Литвинов, — отмечался юбилей, дата которого — 6 февраля 2016 г. — стала праздником для всех отечественных исследователей Антарктики — и тех, кто сейчас находится в разных областях Украины, и для работающих ныне на острове Галиндез и в его окрестностях. Ведь 20 лет назад именно в этот день, 6 февраля 1996-го, на «Фарадее» — одной из британских антарктических баз — с флагштока спустили «Юнион Джек» — флаг Великобритании и подняли желто-голубое знамя нашего государства, а станцию «Фарадей», переданную британцами Украине, переименовали в «Академик Вернадский».

Празднику был посвящен и организованный с помощью современных средств связи телекоммуникационный «мост» (по скайпу) между антарктической станцией «Академик Вернадский», в одном из помещений которой собрались украинские полярники, и Киевом, где в студию одного из отечественных телевизионных каналов на Крещатике пришли ведущие ученые, стоявшие у истоков обретения Украиной своего научного форпоста в Антарктике, и большая группа специалистов различного профиля, в разные годы зимовавших на нашей станции и по-прежнему верных нерушимому антарктическому братству. А в Национальном музее истории Украины была открыта выставка с экспозицией, посвященной 20-летию украинских исследований в Антарктиде.

— Кроме 12 зимовщиков 20-й экспедиции, — рассказывает директор НАНЦ, — сейчас на нашей станции находятся еще и шестеро участников сезонных работ, попавших туда в начале нынешнего года на борту одного из курсирующих в тех краях суден, осуществляющих круизы с туристами — любителями антарктической экзотики. Напомню, в те месяцы, когда у нас, в Северном полушарии планеты, зима, в Южном полушарии — лето и наоборот.

Среди этих сезонников — ученые-биологи из Харькова и Киева, исследующие флору и фауну того региона Западной Антарктики (причем не только на суше, но и в окружающих тамошние острова акваториях — под водой), и специалисты из Института электросварки им. Е. Патона Национальной академии наук Украины, отправившиеся в сезонном отряде на остров Галиндез, чтобы тщательно проверить нынешнее состояние стальных стенок и сварных швов большого топливного бака, смонтированного несколько лет назад на станции «Академик Вернадский» взамен двух старых британских баков.

— В той же группе сезонников, — добавляет Валерий Литвинов, — находится на Галиндезе и главный инженер Национального антарктического научного центра Игорь Мороз, который в предстоящие апрельские дни будет координировать на острове операции пересменки 20-й и 21-й экспедиций, процессы перекачки дизельного топлива из танков (резервуаров) судна в бак на станции и разгрузку всего привезенного для предстоящей годичной зимовки (2016—2017) — продуктов питания, научного и технического оборудования, запасных частей для ремонтных работ и т. д.

Опыт бывалых зимовщиков поможет дебютантам Галиндеза

Комментируя по моей просьбе список 12 украинских полярников, которым предстоит зимовать на острове Галиндез в 21-й экспедиции, директор НАНЦ представил эту «антарктическую дюжину» и поведал об их подготовке и направлениях различных работ.

— 12 человек, — говорит Валерий Аркадьевич, — были отобраны нами из числа претендовавших на участие в 21-й зимовке с учетом их профессиональной квалификации и функций, необходимых для обеспечения деятельности различных систем станции и выполнения заданий по направлениям (геокосмическому, гидрометеорологическому, геолого-геофизическому, биологическому и другим), предусмотренным Государственной целевой научно-технической программой исследований Украины в Антарктике на 2011—2020 гг., реализуемой сотрудниками НАНЦ совместно с коллегами из разных академических и отраслевых институтов и вузов страны. Планы фундаментальных и прикладных исследований, которые будут осуществляться в том регионе в ходе предстоящей зимовки 2016—2017 гг., рассмотрены и утверждены научно-техническим советом «Антарктика», возглавляемым академиком Петром Гожиком— директором Института геологических наук НАНУ. В 90-е гг. XX в. Петр Федосеевич был одним из энтузиастов, инициировавших создание в Украине Центра антарктических исследований (так тогда назывался нынешний НАНЦ), и его первым руководителем.

Естественно, большое внимание уделяется состоянию здоровья кандидатов в зимовщики: все они прошли в Киеве комплексное обследование в Институте медицины труда Национальной академии медицинских наук Украины. А затем, — продолжает Литвинов, — состоялся подготовительно-тренировочный сбор 12 участников 21-й экспедиции, проведенный на базе расположенного близ Макарова (в Киевской обл.) Главного центра специального контроля Государственного космического агентства Украины. Кстати, во время этого сбора, помимо прочего, проводилось и тестирование на психологическую совместимость участников зимовки: ведь им придется в течение года жить и трудиться в довольно ограниченном пространстве, находиться в окружении одних и тех же людей, а потому надо сделать все, чтобы избежать конфликтов.

Николай Старинец готовится к своему восьмому антарктическому путешествию

Начальником станции «Академик Вернадский» в грядущей зимовке утвержден опытнейший специалист — механик и дизелист Николай Старинец из Черкасс. В его активе — несколько лет работы в Арктике, а главное — он семь(!) раз по году зимовал в Антарктиде (во 2-й, 5-й, 8-й, 10-й, 12-й, 14-й и 17-й экспедициях) — больше, чем кто-либо из украинских полярников. Так что зимовка-2016—2017 станет для него восьмой, и несмотря на солидный 62-летний возраст, к здоровью Николая Поликарповича у медиков, проводивших обследование, претензий нет. А на антарктической станции Старинец досконально знает все, особенно ее энергетическое сердце — дизельное хозяйство.

В пятый раз будет зимовать на станции 44-летний геофизик — харьковчанин Олег Буданов, которому в 21-й экспедиции поручены геокосмические исследования (до этого он работал на «Академике Вернадском» в 6-й, 9-й, 16-й и 18-й экспедициях).

Гидрометеорологическими и океанографическими исследованиями на острове Галиндез и в окрестных акваториях займутся трое специалистов-метеорологов. Один из них — киевлянин Александр Полудень, который в 21-й экспедиции отметит (в июне) свой 30-летний юбилей, отправляется в Антарктиду в третий раз (ранее он зимовал там в 17-й и 19-й экспедициях). Для двух его 23-летних (с разницей в несколько месяцев) коллег по профессии — Бориса Безнощенко из Киева и одессита Андрея Захарова (самого молодого в предстоящей экспедиции) зимовка станет антарктическим дебютом.

Биологические исследования будут вести в ходе зимовки двое ученых — харьковчанин Дмитрий Луценко (ему в апреле исполнится 42 года) и 50-летний киевлянин Александр Савицкий, причем оба они впервые попадут на станцию «Академик Вернадский».

Еще один антарктический дебютант — 28-летний львовянин Евгений Бриллинг займется в своей первой зимовке геолого-геофизическими исследованиями.

Во второй раз отправится в Антарктиду 57-летний системный механик Владимир Храпач из Черкасс: в 21-й экспедиции он, как и несколько лет назад в 17-й, будет обеспечивать бесперебойную работу разнообразного технического оборудования станции, а если потребуется, то и его ремонт.

Третьей станет зимовка-2016—2017 для 43-летнего врача — харьковчанина Константина Даниленко. Он на станции повседневные заботы о здоровье полярников будет совмещать с медико-физиологическими исследованиями, объектами которых станут зимовщики (аналогичные задачи решались им ранее в 12-й и 15-й экспедициях).

Впервые предстоит зимовать в Антарктиде системному администратору действующих на станции средств связи 29-летнему Роману Шкуро — сотруднику Центральной геофизической обсерватории в Киеве и 32-летнему повару из Черкасс Александру Дзюблику, в чьи функции будут входить хлопоты по приготовлению вкусной, сытной и разнообразной еды для персонала «Академика Вернадского».

Таким образом, из 12 полярников 21-й экспедиции пятеро уже имеют антарктический опыт работы на станции, а для семерых предстоящая зимовка будет дебютной.

Пингвины не боятся людей

Маршрут сверхдальнего путешествия — и пересменка

— Для 12 полярников 21-й экспедиции, — рассказывает Валерий Литвинов, — заказаны на 31 марта авиабилеты на рейс Киев—Рим и далее из столицы Италии — до Буэнос-Айреса, куда украинские зимовщики прибудут 1 апреля. В тот же день они переедут из международного аэропорта столицы Аргентины в находящийся в черте города аэропорт внутренних авиалиний, откуда отправятся на крайний юг Южной Америки в Ушуая — портовый город, являющийся центром островной аргентинской провинции Огненная Земля, отделенной от материка Магеллановым проливом.

2 апреля в порт Ушуая должно зайти аргентинское судно «Ушуая», выполняющее туристические круизы по акваториям Западной Антарктики. На судно, с которого сойдут на берег туристы (оно зафрахтовано фирмой — партнером нашего Национального антарктического научного центра для перевозки экспедиций), поднимутся участники 21-й зимовки, а в трюмы будет погружено необходимое для станции и ее персонала на год работы. Если все будет идти как намечено (ведь может вмешаться непогода, которая в акваториях Южного океана, учитывая наступившую там осень, может быть весьма суровой), то в этот же день, 2 апреля, «Ушуая» с нашей экспедицией выйдет из порта и возьмет курс на юг.

— Кстати, — говорит директор НАНЦ, — в порту Ушуая к украинской экспедиции должны присоединиться турецкие коллеги — 14 ученых (гидробиологи и гидрогеологи), которые за свой счет оплачивают компании, зафрахтовавшей судно «Ушуая», путешествие из Южной Америки до антарктической станции «Академик Вернадский» и обратно. Дело в том, что у Турции нет собственной станции в Антарктиде, но есть желание вести в том регионе научно-исследовательские работы, а потому турецкие ученые позитивно откликнулись на предложение о сотрудничестве. Они хотят не только ознакомиться с украинской станцией, но и оперативно — во время пересменки экспедиций — провести в тех краях сбор геологических образцов и представителей водной фауны.

За трое суток судну предстоит преодолеть очень широкий (свыше тысячи километров) и необычайно бурный (слывущий самым штормовым районом в Мировом океане) пролив Дрейка, отделяющий южную оконечность Южной Америки от Антарктиды, а затем — и морские акватории Южного океана, омывающие берега Антарктического полуострова и архипелаги островов Западной Антарктики. Ориентировочно 5—6 апреля ожидается подход судна к острову Галиндез, где оно станет на якорь и дополнительно будет закреплено на месте с помощью нескольких канатов-растяжек, соединяющих «Ушуая» с береговыми опорными точками. После этого на судно заведут специальный длинный шланг, по которому из емкостей «Ушуая» в береговой бак перекачают 150 т дизтоплива. Оно вместе с остающимся в баке резервным топливным запасом будет в течение года обеспечивать функционирование трех поочередно работающих дизелей «Вольво», которые вкупе с генераторами дают станции необходимую электроэнергию.

Одновременно с перекачкой топлива участники обеих экспедиций — прибывшей 21-й и отзимовавшей 20-й — начнут погрузочно-разгрузочные работы, с помощью моторных лодок-«зодиаков» доставляя с «Ушуая» на остров Галиндез привезенные грузы, а в обратном направлении — надежно упакованные твердые отходы годичной деятельности станции, которые по строгим международным правилам требуется вывозить из Антарктиды для утилизации.

Среди доставляемого в этот раз будет и пополнение «малого флота» станции «Академик Вернадский» — три новенькие надувные моторные лодки, которые станут хорошим подспорьем для наших полярников в их путешествиях по местным акваториям между островами и на континент — к Антарктическому полуострову. Дело в том, что эксплуатируемые на станции несколько аналогичных «зодиаков» уже довольно старые, в ходе длительной работы не раз получали повреждения и ремонтировались — латались-клеились. Причем новые моторные лодки достались Национальному антарктическому научному центру бесплатно: три отечественные фирмы, выпускающие водную технику, предоставили в НАНЦ по одной такой лодке для их сравнительных испытаний в суровых условиях Антарктики.

Надувные моторные лодки-«зодиаки» используются исследователями Атантарктики в зaчacтyю непростых природных условиях

— На пересменку, в ходе которой ученые и другие специалисты, участвовавшие в зимовке 20-й украинской экспедиции, передадут своим преемникам из 21-й лаборатории научную аппаратуру, технические системы и оборудование, отводится примерно трое суток, — говорит Валерий Литвинов. — Так что 8 апреля — после того, как на острове у флагштока пройдет традиционный митинг, а начальники станции Виктор Лукьященко (20-я экспедиция) и Николай Старинец (21-я) подпишут акт сдачи-приемки «Академика Вернадского», «Ушуая» примет на борт 32 пассажиров, в том числе 18 украинских исследователей Антарктики — 12 зимовщиков 20-й экспедиции и 6 сезонников, а также 14 их турецких коллег.

Судно отправится в обратный путь — снова через пролив Дрейка, но уже не в порт Ушуая, откуда вышло в плавание к берегам Антарктиды, а просторами Атлантического океана на северо-восток — к портовому городу Мар-дель-Плата.

Там украинские полярники сойдут на берег и в автобусе 15 апреля преодолеют около 350 км до аргентинской столицы, а оттуда совершат дальний перелет в Турцию рейсом Буэнос-Айрес—Стамбул, куда прибудут 16 апреля. На следующий день они вылетят из Стамбула в Киев, так что 17 апреля, — говорит директор НАНЦ, — мы будем встречать наших полярников з аэропорту «Борисполь».

«Тормоза» в киевских ведомственных кабинетах

К сожалению, беседа с директором Национального антарктического научного центра не обошлась без довольно грустных, а порой и горьких мотивов. И при этом речь шла не только о скромных, мягко говоря, объемах ассигнований на антарктические исследования из госбюджета Украины на 2016 г., впрочем, как и в ряде предыдущих лет. (Напомним, НАНЦ — организация с госбюджетным финансированием, входящая в систему Министерства образования и науки. — Ред.)

Однако дело, пожалуй, даже не столько в явно недостаточных размерах такого финансирования, сколько в гораздо более поздних, чем надо было бы, сроках поступления госбюджетных ассигнований и в изрядных многозвенных бюрократических торможениях и инерции на путях продвижения документов о выделении средств — как на разных уровнях в МОН — министерстве, которому подведомственен НАНЦ, так и в других согласующих и утверждающих инстанциях — в Минфине, Комитете ВР по вопросам науки и образования, в Кабмине и т. д.

Вообще-то, учитывая, что в Южном полушарии лето — это декабрь, январь и февраль, проводить пересменки экспедиций в Антарктиде лучше всего было бы, конечно, в январе или феврале. Увы, в наших реалиях об этом нечего и мечтать: все знают, в каких муках и когда (в конце декабря) в парламенте с подачи правительства утверждали в страшной спешке госбюджет на предстоящий год. А потом проходит еще немало времени, пока «нарисованные» в госбюджете цифры ассигнований превратятся в реальные деньги. АНЦ, как правило, удается получить финансирование на текущий год не раньше февраля—марта.

Не нужно забывать и о том, что ассигнования из госбюджета выделяются, естественно, в гривнях. А ведь в расходах НАНЦ подавляющее большинство слагаемых затрат (примерно 88%) приходится на логистику, т. е. в данном случае на весь комплекс того, что связано с транспортировкой экспедиций в оба конца (фрахт судна, авиабилеты и т. д.), закупкой для станции топлива, большинства продуктов питания и много другого. Причем почти все эти затраты по вполне понятным причинам осуществляются за границей — и оплачиваются в свободно конвертируемой валюте (чаще всего — в долларах США). А потому на полученные Национальным антарктическим научным центром (как государственной организацией) из госбюджета (через МОН) гривни необходимо приобрести доллары — и эти операции тоже осуществляются не быстро.

Все упомянутое приводит к существенным потерям времени. И, судя по происходящему, не во всех ведомствах осознают, что поскольку никакие силы не могут задержать движение планеты по ее орбите вокруг Солнца и приостановить смену времен года, то в марте (а тем более в апреле) в Антарктику уже приходит суровая осень. И чем позже отправляется экспедиция из Киева и, соответственно, позже попадает к своей цели, тем хуже там погодные и прочие природные условия: это и все более сильные штормы в и без того бурном проливе Дрейка и в морях Южного океана, и усложняющаяся ледовая обстановка в проливах между островами в Западной Антарктике на пути к станции «Академик Вернадский» и на обратном маршруте возвращения.

— Но и это отнюдь не все наши проблемы, — говорит директор НАНЦ. — Ведь когда в законе о госбюджете «рисуют» ту или иную цифру ассигнований, курс гривни по отношению к доллару, устанавливаемый Нацбанком Украины, находится на каком-то одном уровне, а когда НАНЦ спустя некоторое время получает реальные гривни госбюджетного финансирования, валютный курс уже совсем другой — и, понятно, он изменяется не в лучшую сторону. Поэтому даже в случаях, когда, как в госбюджете-2016, на антарктические исследования были выделены ассигнования в немного большем объеме, чем в госбюджете-2015, из-за ощутимого ухудшения курса гривни реальные суммы полученных средств при покупке на межбанке свободно конвертируемой валюты оказываются заметно меньшими. К тому же рыночные цены и тарифы на логистические расходы по пересменке экспедиций и приобретению всего необходимого для обеспечения станции в нынешнем году существенно выше, чем в предыдущем, что также усложняет ситуацию.

Хорошо еще, что компания, являющаяся зарубежным партнером НАНЦ в этой сфере логистики, соглашается часть платежей временно осуществить из собственных средств (иначе судьба украинских антарктических экспедиций вообще оказалась бы под угрозой срыва), но, разумеется, с последующей, желательно оперативной, компенсацией потраченного. Однако, право же, нельзя раз за разом эксплуатировать основанные на доверии деловые взаимоотношения партнеров: финансовые обязательства должны выполняться точно и в оговоренные сроки. А то получается, что НАНЦ, отнюдь не по собственной вине, может из-за долгов испортить свой имидж. Причем в глазах не только деловых партнеров, но и ряда международных организаций антарктической сферы, членом которых является Украина, — это Секретариат Договора об Антарктике, Научный комитет по антарктическим исследованиям (SCAR), Совет управляющих национальными антарктическими программами (COMNAP), Комиссия по сохранению морских живых ресурсов Антарктики (CCAMLR). У Украины уже есть трехлетняя задолженность по членским взносам в эти организации, составляющая в общей сложности более 100 тыс. долл., что также негативно сказывается на нашей репутации. Не стоит доводить дело до того, что нас в этих международных структурах могут за долги лишить права голоса.

А ведь помимо экспедиционной логистики и международного сотрудничества, есть и расходы на функционирование НАНЦ — на зарплату сотрудникам центра и коммунальные платежи (где тарифы в Украине, как известно, неустанно существенно возрастают).

Ко всем таким бедам добавляется и то, что в течение многих лет украинские исследователи Антарктики не имеют собственного экспедиционного суда. Из-за этого они вынуждены приспосабливаться к графикам фрахтуемых в Южной Америке суден, которые осуществляют круизы с туристами в приантарктических океанских акваториях и могут приступать к перевозкам экспедиций только после завершения туристического сезона в тех краях, т. е. либо в конце марта, либо еще позднее — в первой половине апреля, повторимся, поздней тамошней осенью со всеми ее «прелестями». Кроме того, — продолжает директор НАНЦ, — мы, не имея своего судна, лишены возможностей вести морские экспедиционные исследования в акваториях Антарктики.

— А еще, — сказал в заключение Валерий Литвинов, — уже несколько лет парламент никак не может принять закон «Об антарктической деятельности Украины», что также весьма осложняет нашу работу в том регионе. Подготовленный и согласованный с различными заинтересованными министерствами и ведомствами проект закона до сих пор, насколько нам известно, лежит в Комитете по вопросам науки и образования ВР — и неизвестно, когда же он попадет в сессионный зал...

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Бунт в горах

«Офіс реформ два роки проїдав гроші Євросоюзу,а тепер, як комсомольці, припекло...

Украинские Эмираты: нефть, газ, курорты и большие...

В Ивано-Франковской области разведано 224 месторождения 25 полезных ископаемых, из...

Путеводитель по промышленным гигантам

По аналогии с главными городами государств крупные промышленные центры иногда...

Молочные реки украинского Висконсина

Полтавщина составляет 4,8% страны по площади и 3,3% — по населению, но это не...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка