Кто обрезал «Антонову» крылья

№24(823) 16 -- 22 июня 2017 г. 14 Июня 2017 4.8

31 мая исполнился 71 год со дня основания в Киеве исследовательского конструкторского бюро (ныне ГП «Антонов»), где генеральным конструктором был назначен Олег Антонов. О достижениях авиастроительной отрасли до 2005 г. и о нынешнем состоянии завода мы поговорили с бывшим руководителем службы ведущих конструкторов по самолету Ан-225 «Мрия», заместителем главного конструктора по самолетам Ан-218, Ан-124, Ан-124-100, Ан-225 и их модификациям, а также по авиационно-космическим системам Анатолием ВОВНЯНКО.

Анатолий ВОВНЯНКО

Мастерская имитации

— Украине в наследство от СССР досталась мощная авиационная отрасль, ежегодно строилось до 250 самолетов — Ан-24, Ан-26, Ан -32, Ан-124, Ан-225, Ту-134, Ан-72, Ан-74 и их модификации, — рассказывает Анатолий Григорьевич. — В трудные 90-е годы генеральный конструктор Петр Балабуев создал авиакомпанию «Руслан» (сейчас «Авиалинии Антонова»), которая зарабатывает деньги на международных рынках грузовых перевозок. За счет этих средств и поддержания летной годности старых самолетов, находящихся в эксплуатации, авиационная отрасль была сохранена и получила мощное развитие.

Было создано несколько новых типов самолетов — Ан-70, Ан-38, Ан-140 и Ан-148, для авиакомпании закупили Ан-124, которые, так же как и самолет Ан-225, модернизировали и сертифицировали для эксплуатации на международных рынках. Грузоподъемность Ан-124-100 повысили со 120 до 150 т, создали новый навигационный комплекс и уменьшили количество членов экипажа. Для новых самолетов были внедрены композитные материалы, цифровые технологии, в результате чего они стали более привлекательными за рубежом, например, в Иран была продана лицензия на производство Ан-140.

Наша авиационная отрасль начала стремительно деградировать с 2005 г., когда на должность генерального конструктора назначили Дмитрия Киву, который позднее стал еще и президентом ГП «Антонов».

Начиная с 2006 г. на предприятие полился «золотой дождь» — валютные доходы значительно увеличились. Были заключены контракты с НАТО и Китаем.

Выросла плата за продление ресурсов самолетов в эксплуатации, роялти за производство в России Ан-140 и Ан-148, заключен контракт с Ираком на 6 самолетов Ан-32. Это был выгодный проект, так как планеры изготовили еще в 1990-х годах, устанавливалось только оборудование и двигатели, а цена была как за новый самолет.

— Но если прибыль предприятия значительно возросла, то о какой деградации может идти речь?

— Проблема в том, что огромные деньги (десятки миллионов долларов ежегодно) не шли на разработку нужных для рынка самолетов, внедрение новейших технологий и создание системы сервиса. За 11 лет пребывания Кивы на должности генерального конструктора не создали ни одного нового типа самолета, была потеряна школа разработки новейших воздушных судов.

Так называемые «новые» Ан-178 и Ан-132 — показуха, использовались самолеты, давно созданные Балабуевым и Антоновым. Был брошен на произвол судьбы и востребованный на международном рынке Ан-74, а Харьковский авиационный завод, который его производил, 20 лет не модернизировался и обанкротился.

Авиационная промышленность была превращена в мастерскую по искусственному (1—3 в год) изготовлению самолетов для пиара и имитации деятельности, тогда как ведущие авиационные фирмы строят ежегодно по 600—700 крупных магистральных самолетов («Боинг» и «Эрбас»), по 250—300 региональных и деловых («Эмбраер», «Бомбардье» и др.).

— Что изменилось после того, как в 2015 г. авиастроительную отрасль передали из Министерства экономического развития и торговли в ГК «Укроборонпром»?

— Было назначено новое руководство «Антонова», которое не имело никакого отношения к авиастроению, опыта, образования и знаний. Страшный удар по нашей авиастроительной отрасли был нанесен разрывом связей с Россией, откуда поставлялись материалы, большое количество оборудования, авионика и где строились по кооперации с Украиной самолеты Ан-148 и Ан-140.

В последний год из-за ухудшения состояния предприятия в руководящую команду «автодилеров», как ее называют на предприятии, добавили бывших и нынешних специалистов ГП «Антонов». Большинство из них не имеют опыта работы на занятых должностях, ничем себя не проявили. Один из них честно написал, что у него «отсутствует управленческий опыт и соответствующая квалификация». Он же задался вопросом относительно нынешнего главы «Антонова»: «Оно, конечно, интересно, как человек, не имея ни опыта, ни образования, ни элементарного представления, что такое авиапром, тем более украинский авиапром, решился принять такую должность».

В СМИ также сообщается, что многие из нынешней руководящей команды предприятия имеют ученые степени, и есть даже профессор. Поскольку я знаю эту кухню изнутри, могу сказать, что, как правило, учеными такие люди становятся после того, как занимают руководящие должности, а до этого научными достижениями не могут похвастать.

В результате на ГП «Антонов» есть несколько типов самолетов в одном экземпляре (Ан-225, Ан-70, Ан-22, Ан-2-100, Ан-178 и Ан-132D), которые по очереди показывают публике в качестве достижений.

Самолет-демонстратор Ан-132D

Ан-2-100, символ нынешних рекордов украинского самолетостроения, существует только в одном экземпляре

Нарисованные программы

— Но что в таком случае вы скажете о легком транспортном самолете Ан-2-100, на котором в апреле нынешнего года был установлен мировой рекорд?

— Пиар чистой воды. Зачем на самолете, грузоподъемность которого 1500 кг, с огромными рисками для экипажа поднимать груз 3202 кг на высоту 2,7 тыс. метров? Это при том, что в мире сейчас устанавливают рекорды на электрических самолетах и беспилотниках, сделанных из композитных материалов, а не на ветеранах из перкаля.

Если уж мы заговорили об Ан-2, то нельзя не вспомнить, как обошлись с ним предшественники нынешних топ-менеджеров. В Новосибирске (СибНИА, Россия) несколько лет назад начали модернизацию самолета путем замены старого поршневого двигателя АШ-62 на турбовинтовой TPE331-12 компании Honeywell (США). Они обратились к руководству ГП «Антонов» с просьбой выпустить бюллетень (описание узлов и агрегатов воздушного судна с целью их обслуживания) на замену двигателя на самолет Ан-2МС, но «Антонов» отказал, хотя мог бы получить за это деньги. СибНИА самостоятельно выпустили документацию, сделали самолет и дали ему новое название ТВС-2МС, под которым начата его модернизация и поставка авиапредприятиям России.

Теперь этим самолетом заинтересовался Китай, который уже рассматривает покупку лицензии в России на его производство. Также в России по желанию заказчиков на Ан-2МС будет устанавливаться новое оборудование. В целом в СНГ и в Китае есть тысячи самолетов Ан-2, но их модернизация будет проведена уже без участия «Антонова».

Новое руководство неоднократно уверяло, что будут строить десятки самолетов Ан-158, Ан-178 и Ан-132, достроят второй Ан-225 и т. д. Но кроме значительного сокращения высококвалифицированных работников и переформатирования под свои планы структур предприятия, ничего не достигнуто.

С 2016 года на ГП «Антонов» отсутствует серийное производство любых самолетов. Уменьшился налет и доходы его авиакомпании. Поскольку никаких перспектив, кроме подписания меморандумов, не существует, они хотят хоть что-то получить от бюджета МО Украины. Обещали разработать ударный беспилотник, а теперь оказалось, что он будет только для разведки и т. п.

Создали в 2016 г. «Украинскую авиастроительную корпорацию», которая не имеет целью развитие авиастроения, а главным образом подчиняет себе действенные активы авиационной отрасли.

Туманные перспективы

— Год назад в прессе много писали о новом самолете Ан-178, разработанном генеральным конструктором Кивой и его командой.

— Вместо того чтобы создать самолет с учетом современных международных требований на замену старых Ан-12 и американских военно-транспортных самолетов С-130, создали один экземпляр Ан-178, который является глубоко модернизированной версией Ан-148, разработанного в 2004 г. Балабуевым. На это воздушное судно отсутствуют твердые заказы.

Между тем Бразилия впервые создала современный грузовой самолет КС-390, на который есть контракты. Он значительно превосходит Ан-178 по всем характеристикам. Даже китайский самолет Y9 имеет лучшие взлетно-посадочные характеристики и грузоподъемность.

— Однако в конце марта нынешнего года совершил свой первый полет самолет-демонстратор Ан-132D, разработанный госпредприятием «Антонов» совместно с Саудовской Аравией. Пообещали выпустить 80 единиц.

— Он базируется на конструкции самолетов Ан-24 и Ан-26 пятидесятилетней давности, был составлен из ранее изготовленных и б/у агрегатов, на нем только установили зарубежное (в основном американское и французское) оборудование и канадские двигатели с британскими винтами, разработанными 20 лет назад. Из России приняли материалы, шасси, вспомогательную силовую установку ТА-18-100. Украинского в этом самолете кот наплакал! Фактически по уровню конструкции, технологии и аэродинамики он на уровне 60-х годов прошлого столетия.

Будет ли Саудовская Аравия строить этот самолет, не знает никто, так как отсутствуют контракты на выпуск документации, сертификацию и подготовку к серийному производству.

Мантры чиновников о том, что в Украине есть полный цикл создания самолетов, давно не соответствуют действительности. Фактически национальная авиастроительная отрасль брошена на произвол судьбы. Пассивный и запуганный увольнениями коллектив ГП «Антонов» живет по принципу моя хата с краю. Молодые и талантливые специалисты разбежались в разные страны, где авиастроение развивают, а не разрушают. За последние 12 лет творческий потенциал конструкторского бюро Антонова полностью разрушен, единственное, на что способно сегодня госпредприятие, это модернизировать старые самолеты, да и то с большим трудом.

В 2017 г. правительством утверждено постановление об акционировании ГП «Антонов». Но проблема в том, что так называемые «новые» самолеты Ан-178 и Ан-132 — это пока полуфабрикаты, которые не являются конкурентоспособными и уступают самолетам С-130J (американский военно-транспортный), КС-390 (двухмоторный транспортный средней дальности производства бразильской компании Embraer), а также С-27J (итальяно-американский тактический военно-транспортный) и C-295W. Они серийно строятся и продаются по всему миру. Например, многоцелевой турбовинтовой транспортный самолет производства компании Airbus Military С-295W, конструкция которого на 40% состоит из композитных материалов, закупают Казахстан и Узбекистан. То же самое делает Саудовская Аравия, а Индия ведет переговоры о закупке 56 экземпляров. Так что перспективы у Ан-132 очень туманны.

С-295W закупили 15 стран мира, в т. ч. США, Чили, Колумбия, Эквадор, Панама, Франция, Испания, Польша и Казахстан

Главная цель грядущего акционирования — прибрать к рукам авиакомпанию «Авиалинии Антонова» и другие активы, приносящие доходы, а разработку и серийное производство самолетов выбросить на помойку. Никакому инвестору не нужно ГП «Антонов», которое сегодня по технологическому уровню осталось в прошлом веке, потеряло рынки и школу по созданию современных самолетов, серийно воздушные суда не строит и имеет ноль твердых заказов на будущее.

Чтобы остановить разрушение отечественной авиастроительной отрасли, необходимо начать серьезный разговор на высшем уровне с участием независимых авиастроителей и экспертов с целью разработки и утверждения реальной программы ее сохранения и развития.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

В США стихия вывела из строя два «самолета судного...

Смерчем повреждены также восемь самолетов-разведчиков Boeing RC-135

Tesla будет производить электромобили в Китае на...

Постройка завода в зоне Lingang даст компании Tesla  доступ к крупнейшему автомобильному...

Как был сбит самолет ВВС Сирии, — версия США

В коалиции уверяют, что сбитый Су-22 бомбил позиции оппозиционных сил

У Асада сделали заявление в связи со сбитым коалицией...

В Минобороны Сирии считают, что действия США направлены на подрыв усилий...

Загрузка...
Загрузка...

Что связывает АТО и ореховый бизнес?

О существующей структуре украинского рынка орехоплодных растений и почему каждая...

Хлеб, мука и другие асоциальные продукты

С 1 июля цены на продукты питания в Украине окажутся в свободном плавании. Государство...

Стремительный Щелкунчик

Отечественный рынок орехов формирует банда перекупщиков. Только каждый третий груз...

Чемодан — вокзал — Союз: ветеранов выселяют из Киева

Свидерского скрутили и выбросили за дверь, а потом и меня вытолкали из кабинета на...

Вся надежда на огурцы

Огромный уровень скрытой безработицы в Украине и значительное число...

Безопасность пациента — безопасность медицины —...

Днепр станет первым городом в Украине, реализовавшим программу защиты территории от...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка