Максим Шкуро: «Не могут в рамках одного проекта сосуществовать выгребные ямы и «умные» дома»

№15-16(736) 21—27 августа 2015 г. 20 Августа 2015 5

Глава Соломенской райадминистрации о децентрализации в Киеве, жилищном вопросе и 20 годах ничегонеделания

Глава Соломенской РГА Киева Максим ШкуркоВ завершение интервью руководитель самого густонаселенного района столицы (плотность — 8910 чел. на 1 кв. км) на предложение немного рассказать о своей жизни за пределами рабочего кабинета скромно, но твердо ответил: «Я не селебрити и вряд ли кому-то интересно, на каком велосипеде я езжу и где катаюсь на лыжах».

Максим Шкуро родился, учился, работает и живет в Соломенском р-не. В 2000 г. окончил Киевский национальный университет строительства и архитектуры по специальности городское строительство и хозяйство. Но еще в 1998 г. (когда ему исполнилось лишь 20 лет) он становится депутатом Жовтневого (с 2001 г. — Соломенского) райсовета.

С тех пор представительская карьера двигалась только вверх. И уже три созыва Киевсовета подряд его избирают депутатом от родного микрорайона Отрадный. А в прошлом году Максим Юрьевич занял кресло председателя Соломенской РГА.

Финансовый отбор

— Недавно Киевсовет принял решение о том, что с марта 2016 г. в районы столицы вернут представительские органы власти. Ранее вы говорили, что вопрос восстановления райсоветов должен быть решен через призму полномочий и ресурсов, которыми те будут обладать. Что именно имелось в виду?

— До 2006 г. в районах Киева действовала классическая для нас модель местного самоуправления. В двух словах ее можно описать так: строит город, обслуживает район. И под эти задачи власти на местах наделялись всей полнотой функций и финансов.

Затем Леонид Черновецкий (мэр Киева в 2006—2012 гг. — Авт.) со своей командой начал данную систему постепенно менять. В результате все полномочия и финансовые ресурсы были сосредоточены в едином центре, из которого и осуществлялось управление городским хозяйством в ручном режиме.

Такой же подход практиковал и Александр Попов (председатель Киевской горгосадминистрации в 2010—2014 гг. — Авт.). Любые решения, касающиеся перераспределения полномочий в Киеве, принимались исключительно в сторону их дальнейшей централизации.

Таким образом, в 2010 г., к концу последнего на сегодня созыва столичных райсоветов, представительские органы выполняли лишь функции по поддержанию иллюзии демократии. Никаких реальных рычагов влияния у них более не оставалось. Даже проводить очередную сессию особого смысла не было — местный совет уже ничего не решал.

Но если вернуть сейчас райсоветы образца 2010 г., никакой пользы от такого решения не будет. Поэтому до того, как представительские органы на местах будут избраны, считаю, необходимо четко и недвусмысленно выписать всю систему управления столицей. Кто и за что отвечает, какие имеются ресурсы, в том числе и финансовые, для осуществления деятельности.

Проводить реорганизацию местных советов нужно лишь под конкретный управленческий проект. А не наоборот — сначала изберем, а только потом будем думать, как их вписать в интерьер действующей власти. Чтобы райсоветы не превратились исключительно в клубы для общения активистов.

Я за то, чтобы вернуть модель управления городом, существовавшую до 2006 г., ведь она формировалась десятилетиями. Анахронизмы, конечно, восстанавливать не нужно. Прежняя схема постепенно улучшалась и модернизировалась под требования времени, но потом ее просто взяли и несколькими решениями перевернули с ног на голову.

— Насколько сейчас оптимальны полномочия и ресурсы местных госадминистраций? Ведь девять из десяти позиций по полномочиям Соломенской РГА в сфере строительства в прошлом году просто не реализовывались из-за не разработанных вышестоящими органами соответствующих нормативных документов. К примеру, район даже не мог осуществлять контроль над застройщиками в части сохранности зеленых насаждений, которые остаются на участках строительства.

— Все сказанное в полной мере касается и районных госадминистраций, поскольку ограничение полномочий на местах происходило в несколько этапов. Сначала вывели из системы управления райсоветы, затем пришла очередь и местных администраций. Сейчас мы управляем фактически лишь коммунальным предприятием по обслуживанию жилищного хозяйства. В этом и проблема. Поэтому новая модель децентрализации должна касаться не только местных советов, но и администраций.

Сегодня впервые за десятилетие проводится активная работа по ремонту жилого фонда района только благодаря мэрии, которая предоставила беспрецедентное финансирование. Но это не связано с нашими законными правами. Просто нынешняя городская власть дала возможность развиваться.

Данный факт не отменяет того, что на местный уровень необходимо передать исключительные полномочия и ресурсы. Чтобы самоуправление не страдало от решений и капризов верхов. Вдруг следующий состав горсовета опять начнет проводить централизацию, а районы не смогут управлять территорией и обеспечивать даже минимальные потребности жителей.

В Соломенском р-не расположены важнейшие инфраструктурные объекты города — центральный железнодорожный вокзал и аэропорт «Киев». Крупные вузы — НТУ «КПИ», университеты строительства и архитектуры, авиационный, обороны, Академия внутренних дел. Здесь сосредоточены основные воинские части и многое другое. Нормальное обслуживание всех этих объектов предполагает повышенную нагрузку на местные власти.

— Хотелось бы выяснить уровень бизнес-активности в Соломенском

р-не. Кажется, ситуация выглядит не очень радужно. По крайней мере если судить по косвенным признакам, таким как аренда нежилых площадей. Так, доходы бюджета от этой

услуги сократились в 1,8 раза (4392,2 тыс. грн. в 2014 г. против 7975,3 тыс. грн. в 2013-м). Что свидетельствует в том числе и о сворачивании количества бизнес-проектов. Как РГА содействует местным предпринимателям?

— Наш район — один из самых промышленных в Киеве. Сегодня функционируют 120 промпредприятий, из них — 86 крупных. Большинство компаний ранее ориентировались на российский рынок. «Киевприбор», «Арма», «Меридиан» и другие принимали участие в обслуживании космических программ. Изготавливали серьезные модули для ракет и авиации. Сегодня сотрудничество прекратилось, а у заказчиков еще и остались огромные долги перед нашими заводами.

Таким образом предприятия оказались в сложной финансовой ситуации. Единственный выход — искать альтернативные рынки сбыта. Способствовать продвижению продукции наших компаний за рубеж у райадминистрации возможностей нет. Наша задача — предложить варианты поставок продукции на рынок Киева. Задействовать мощности предприятий в процессе ремонта жилого фонда, канализации и т. п.

— Недавно вы презентовали промышленные предприятия района на специализированной выставке. На какие объемы заказов могут претендовать местные производители?

— В ближайшее время на АО «ЭМКО» будут размещены заказы на изготовление электрощитовых для Соломенского р-на. Сегодня у нас реализуется большая программа по замене электрощитовых, и оказалось, что соответствующее оборудование почему-то закупается не в Киеве. Но наше предприятие его делает и лучше, и дешевле.

Помогаем организовать поставки на столичный рынок продукции других предприятий — электрофурнитуру, счетчики, регуляторы, трансформаторы, электрооборудование и газовую арматуру. Тбилиси, например, сегодня все светофорные системы закупает на предприятии «Росток-Элеком», которое успешно работает у нас в районе. В июне организовали презентацию для коммунальных служб города, и теперь аналогичный проект просчитывается для Киева. Наш район всегда специализировался на машиностроении и приборостроении.

Государственно-частный интерес

— Предложения к программе капитальных вложений КГГА на 2015—2017 гг. от Соломенского р-на включает шесть пунктов. Из них пять — касательно канализации, водоснабжения и водоотвода. С чем связан именно такой круг вопросов?

— Даем возможность киевлянам наконец в полной мере пользоваться благами цивилизации. Как бы дико это ни звучало, но в центре одной из европейских столиц до сих пор присутствуют выгребные ямы. Наибольший частный сектор в Киеве как раз в Соломенском р-не — около 5 тыс. домов (Жуляны, Караваевы Дачи, Батыева гора, Александровская слободка, Совки и др.). И в этих микрорайонах до недавнего времени канализация отсутствовала вообще. Десятилетиями систему строили чрезвычайно медленными темпами.

В этом году практически завершено канализирование Караваевых Дач. Существенный объем работ выполнили в Александровской слободке. Поулично подключаем к системе микрорайоны Батыева гора и Совки. Это базовые вещи. Не могут в рамках одного проекта сосуществовать выгребные ямы, небоскребы и «умные» дома. Абсурд.

С другой стороны, казалось бы, если сектор частный, то и проблемы тоже вроде как частные. Но мы прекрасно понимаем, что у людей сейчас нет возможности скинуться на строительство объекта стоимостью несколько миллионов гривен, поэтому эти расходы берет на себя бюджет. Тем более что от этого зависит экология города.

— Значительная часть бюджета пошла на выплату долгов за ремонты. Фактически получается, что все работы выполнялись в долг. Какой выход из этой ситуации, ведь рано или поздно исполнителям надоедает работать бесплатно?

— В 2015 г. мы сделали в жилых домах Соломенского р-на больше ремонтов, чем за предыдущие двадцать лет. Ранее либо вообще не предусматривались средства на такие работы, либо, как в 2011—2012 гг., деньги на ремонт вписывали в бюджет, но потом ни копейки не выделяли. Соответственно подрядчики работали, но с ними не могли расплатиться.

Из-за этого в прошлом году счета администрации по решению суда были заблокированы. Это первая трудность, с которой я столкнулся, когда пришел сюда работать. Поэтому мы сначала выплатили многолетние долги, и только потом приступили к нормальной деятельности. Никаких новых долгов мы не накопили.

— Сколько в районе создано объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСМД)? В чем причина того, что жители не спешат искать альтернативы жэкам?

— К сожалению, ОСМД не много — всего 28, причем два из них создали в этом году. Почему так мало? Прежде всего мешают стереотипы. Люди, как правило, предпочитают оплачивать коммунальные платежи и не хотят вникать в остальную жилищную проблематику.

Объединение же требует активности, чтобы кто-то из жильцов возглавил работу по этим вопросам, созывал собрания. Не во всех домах такие активисты имеются. Но это больше психологический фактор.

Есть еще и материальная сторона вопроса. До сегодняшнего дня создавать ОСМД имело смысл только в новых домах, где нет проблем, накопившихся за долгие годы. Там отсутствуют текущие крыши, ржавые трубы и т. п. В таких случаях это экономически оправданно.

Уже со следующего года рынок коммунальных услуг будет полностью либерализирован. Следовательно, необходимо создавать объединения и в старых домах, которые находятся в более-менее нормальном (не в аварийном) состоянии. И два упомянутых ОСМД уже организовали в старых домах.

— Там провели капитальные ремонты?

— К сожалению, нет.

— Насколько я помню, по законодательству дома передают ОСМД только после капитального ремонта...

— Абсолютно верно. Это и есть основная проблема. У нас имеется целый ряд инициатив по этим вопросам. Но жители говорят, сначала замените нам трубопроводные сети — а это миллионы гривен — потом будем говорить об объединении. Поэтому сейчас первоочередная задача — определить дома, которые могут состояться как ОСМД без значительных капитальных затрат.

И тогда у нас останутся только самые старые и аварийные здания, преимущественно хрущевки, которые еще не скоро станут ОСМД. Вот для такого жилья необходимо создать отдельную бюджетную программу по его восстановлению. Но тут речь идет уже о миллиардах гривен, в масштабах города.

— Может быть, проще жильцов переселить в новые дома, а на месте кварталов хрущевок возвести современное жилье?

— К сожалению, для этого нужен частный инвестор, а его пока нет. Государство на себя такие функции взять уже не сможет.

— Еще лет 30 назад в столицах бывших советских республик была популярна идея современной реконструкции домов 1950—60-х гг. К примеру, на просп. Победы уже давно две хрущевки переоборудовали в элитное жилье с двухуровневыми квартирами...

— Если найдется инвестор, который отселит жильцов из аварийных домов и построит на их месте новое жилье, мы будем счастливы. К тому же существует новая проблема — граждане практически ничего не дают строить. Инвестор боится зайти даже на пустырь, рядом с которым нет жилых домов, потому что сразу же появляются активисты, организуются митинги и пикеты, мешающие строительству.

Все запущено

Глава Соломенской РГА Киева Максим Шкурко: «Я ничего не обещаю, только отчитываюсь за то, что сделано или делается сей час»— Соломенский р-н известен тем, что активно проводит ремонты жилищного фонда. Из 1,164 тыс. домов больше половины — 600 — требуют срочного ремонта. Вы говорили, что до 2017 г. будут полностью закончены необходимые работы во всем районе. С учетом того, что жилфонд представлен в основном хрущевками, вы по-прежнему настроены так же оптимистично?

— Содержание, эксплуатация и обслуживание жилья — основная функция РГА. Но пока мы еще не полностью отвечаем за это направление. До сих пор половину жилья ремонтирует городская администрация. Мы же выступаем за то, чтобы район был ответственен полностью за все работы.

Более 20 лет никто ничего качественно не обслуживал — ни жилье, ни парки, ни инфраструктурные объекты, а только возводили новые. Главное — построить, к примеру, дорожную развязку, торжественно перерезать ленточку во время открытия и забыть о существовании магистрали.

Приведу такую аналогию. Можно за огромные деньги купить новый «Мерседес». Но при этом не проводить элементарное техобслуживание автомобиля и замену масла. Гарантирую, в таком случае машина очень быстро превратится в груду металлолома.

Так, парк «Отрадный» площадью 16 га полностью реконструировали в 2008 г. Почистили озеро, построили красивый кирпичный забор, выложили дорожки. Но выделили всего две вакансии для обслуживания этого объекта. То есть два человека должны героически следить, чтобы на территории не разжигали костры, косить траву, убирать мусор, охранять парк и т. п. плюс еще приглядывать за небольшим сквером (размерами примерно в половину парка) на противоположной стороне улицы. В итоге имеем плачевный результат: парк уничтожили, и снова нужно вкладывать средства в его восстановление.

То же касается и жилого фонда. Так как 20 лет не выделялось средств на его поддержание и ремонт, он пришел в полную негодность. И теперь его нужно восстанавливать в течение нескольких лет с привлечением огромных финансовых ресурсов.

Приведу еще один пример. Он касается знаменитых киевских бюветов для питьевой воды. В Соломенском р-не их 18. Год назад из них не работало 11. Почему? Строительство бюветов обошлось в миллионы, а потом нужно было потратить 300 тыс. грн. на замену фильтров. Но вот этих денег никто искать и выделять не захотел.

Что мы имеем теперь? Бюветы остановились. Когда это произошло, трубы проржавели, из-за чего портится сам источник. Кстати, бросить остановленный, но не законсервированный бювет категорически запрещено, так как он портит весь водоносный горизонт. Появилось множество проблем, на решение которых опять потребуются десятки миллионов. К примеру, на семи бюветах сейчас нужно бурить новые скважины.

Поэтому там, где это возможно, мы заменили фильтры, насосы. Буквально в августе заработали бюветы на ул. Михаила Донца и Героев Севастополя, которые не функционировали много лет. В сентябре восстановим бювет на ул. Мартиросяна. Ремонт остальных бюветов, где нужно бурить новые скважины, пока перенесли на следующий год.

В приоритете — все-таки доведение до ума наиболее аварийных домов. Ведь если мы затянем решение этих вопросов, то потом сотен тысяч гривен не хватит, понадобятся миллионы, не говоря уже о страшных неудобствах, которые испытывают жители.

Долгое время в микрорайонах Соломенка и Отрадный не асфальтировались внутридомовые проезды. Во дворах образовалась одна сплошная яма с небольшими вкраплениями островков асфальта. Там не только машина проехать — пенсионер пройти не может. В подъездах штукатурка облупилась до кирпича, а сам кирпич стал трухлявым и покрылся грибком.

Когда мы говорим, что всего за год отремонтировали 200 домов, а кричаще аварийных в районе — 600, то такими темпами за три года сможем полностью закончить эту программу.

— То есть программа рассчитана до 2017-го?

— Да. Но это первый этап. Дальше нужно проводить ремонты регулярно. В одних домах отремонтировали лестничные клетки, где-то крыши, у кого-то внутридомовые сети. Но все три проблемы существуют в каждой хрущевке. Это значит, что если в 2015-м мы сделали вам лестничную клетку, то в следующем году реконструируем крышу и внутренние сети. Поэтому на одних и тех же домах будем вынуждены топтаться несколько лет. Медленно, но по сравнению с тем, что было, — все равно необычайный прогресс.

Сейчас постоянно растет цена энергоносителей для населения. Но уже более десяти лет тариф на квартплату не поднимался. Он составляет менее трех гривен за метр. Скоро уже и дворнику не из чего будет платить зарплату. Не говоря уже о том, чтобы из этих средств еще что-то ремонтировать. Поэтому бюджетное финансирование на восстановление жилого фонда сегодня необходимо. Модель, конечно, не классическая, но если этого не делать сейчас, то через 2—3 года такие дома вообще развалятся.

То же и по асфальтированию дворов. Девять дворов мы уже заасфальтировали, еще столько же будут готовы через 2 месяца. Снимаем во дворе полностью весь асфальт и кладем новый. Внешний вид территории, а вместе с ним и качество жизни людей меняется довольно ощутимо.

— А гарантийные сроки на асфальт имеются?

— Хороший вопрос. Конечно, имеются. Более того, мы активно пользуемся данным инструментом. Например, в прошлом году на ул. Народной перекладывали асфальт. Но за зиму на покрытии образовались маленькие трещины. Они не были катастрофичны и сильно заметны, но, воспользовавшись условиями договора, мы заставили подрядчика полностью поменять асфальт на всей улице, так как через пять лет, когда гарантийные обязательства будут исчерпаны, из микротрещин образуются ямы.

— В столице огромный дефицит мест в дошкольных учреждениях. Так, в Киеве от родителей получено около 12 тыс. заявок. Какие планы существуют у РГА, чтобы решить проблему нехватки мест в дошкольных учреждениях?

— В 1990-е произошел демографический спад, и площади большинства садиков передали государственным и частным структурам. Например, в нашем районе в помещениях детсадов находятся Пенсионный фонд, военкомат, управление образования, разные коммерческие фирмы и т. п.

В итоге теперь мы имеем огромную очередь — до 115 человек на место в детсаду в Соломенском р-не. И это еще не самый высокий показатель среди других административно-территориальных единиц Киева.

В 2015 г. впервые за последние пять лет в столице сдан в эксплуатацию новый детский садик — в Соломенском р-не на ул. Гарматной, 41. Это на Отрадном, наиболее ущемленном микрорайоне, куда долгие годы никаких капитальных вложений не делалось.

Детсад пятизвездочный по всем параметрам — от энергосбережения и очистки воды до мебели, сантехники и кухни. На месте двухэтажных руин буквально за несколько месяцев вырос трехэтажный современный корпус на 170 мест. Сейчас идет активная запись, и младшие группы уже забиты под завязку. В старшие группы возможность записаться еще есть.

Сейчас реконструируем часть детсада на ул. Академика Белецкого, появятся еще две новые группы на 50 мест. Там выселяют арендаторов. Кстати, сегодня это правило номер один.

— А если арендатор подписал договор, скажем, на 49 лет?

— Значит, нужно предложить ему взамен другое помещение.

Еще реорганизуем комплексы «школа — детский сад». У нас таковых было три, а это — еще 75 мест. То есть 1 сентября, когда мы примем детей, данная проблема для многих микрорайонов будет в существенной мере снята.

Кроме того, мы предложили Киевскому инвестиционному агентству ряд заброшенных и разрушенных объектов, где нужно полностью восстанавливать здание. Либо где инвестор может построить жилой дом. Пожалуйста, стройте, но первые два этажа должны быть оборудованы под детский садик. Надеюсь, такой подход тоже принесет результат.

— Какие решения приняты по развитию парковых зон района? Знаю, что уже проводилось изучение общественного мнения относительно парка «Отрадный», Соломенского ландшафтного лесопарка, парка «Орленок». Но в районе 13 парков (площадью более 175 га) и 67 скверов (почти 43 га)...

— Я ничего не обещаю, только отчитываюсь за то, что сделано или делается сейчас. За полгода мы сделали для парков больше, чем другие за несколько предыдущих лет. Благоустроили (считаю, идеально) три сквера — провели озеленение, создали живые изгороди, чтобы воспрепятствовать парковке автомобилей, уложили дорожки, поставили скамейки и построили новые детские площадки.

Мы инициировали реконструкцию парка «Юность», где работы общей стоимостью 7 млн. грн. ведет городская администрация. Что большое достижение для района, так как во всем Киеве это самая крупная инвестиция в развитие парка в этом году.

Получилось это благодаря тому, что депутаты-мажоритарщики от Соломенского р-на прошли в Киевсовет одной командой (а кроме меня, это Максим Конобас, Руслан Кисель, Николай Негрич, Вячеслав Непоп) и создали неформальную группу в интересах района. На уровне парламента нас поддерживает народный депутат Дмитрий Андриевский. Это очень важно. Потому что Соломенский р-н всегда считался окраиной, периферией, в которую никто не вкладывал десятилетиями. Даже к Евро-2012 здесь не было сдано ни одного объекта. Везде по городу строили какие-то развязки, что-то асфальтировали, у нас — ничего. Поэтому сейчас нашей задачей было компенсировать все эти годы ничегонеделания.

Справка «2000»

Соломенская районная в г. Киеве государственная администрация:
03020, Воздухофлотский просп., 41, тел. (044) 226-2088, факс. (044) 249-4629, www.solor.gov.ua, zagal@solor.gov.ua

 

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Бунт в горах

«Офіс реформ два роки проїдав гроші Євросоюзу,а тепер, як комсомольці, припекло...

Украинские Эмираты: нефть, газ, курорты и большие...

В Ивано-Франковской области разведано 224 месторождения 25 полезных ископаемых, из...

Путеводитель по промышленным гигантам

По аналогии с главными городами государств крупные промышленные центры иногда...

Молочные реки украинского Висконсина

Полтавщина составляет 4,8% страны по площади и 3,3% — по населению, но это не...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка