Правительство технокрадов

№12(765) 25 — 31 марта 2016 г. 24 Марта 2016 1 4.5

Накануне переформатирования правительства крупнейшие госкомпании Украины стали предметом политического торга.

Отставка Кабинета Министров приобретает все более явные очертания, а вместе с ней и желание Арсения Яценюка разменять премьерское кресло на должности для своих соратников.

В информационном пространстве уже ходит несколько вариантов будущих кадровых назначений. Ни в одном из них Арсения Петровича и близко не видно на месте будущего премьера.

Однако пропремьерский «Народный фронт» является активным участником политического процесса и одной из влиятельных сторон будущей парламентской коалиции.

Поэтому в качестве компенсации за свою отставку г-н Яценюк потребовал для своей политической силы в будущем правительстве должности руководителей министерств экономического развития и торговли, инфраструктуры, а также регионального развития и строительства. И это в придачу к обязательствам сохранить на своих должностях нынешних главу МВД Арсена Авакова и Минюста — Павла Петренко.

Такие притязания абсолютно не вяжутся с недавними заклинаниями о правительстве технократов, далеких от партийных интриг и не заангажированных ни одной политической силой. Однако находятся в русле политического процесса, где основные игроки уже вовсю готовятся к будущим парламентским выборам.

Теперь, чтобы избежать аннигиляции, политические силы, растерявшие доверие большей части избирателей, должны максимально активно подминать под себя административный ресурс и финансовые потоки. А делать это лучше, разместив на ключевых должностях в министерствах и в руководстве крупнейших госпредприятий своих людей, которые бы не только набивали собственный карман, но и подпитывали партию-спонсора своего назначения.

По аналогии с технократами, такое правительство можно было бы назвать правительством «технокрадов» (неологизм, образованный от словосочетания «технично красть». — Авт.).

Именно такой вывод напрашивается, если анализировать последние слухи о переформатировании парламентской коалиции, потенциальными участниками которой являются Блок Петра Порошенко, «Народный фронт» Арсения Яценюка, «Батькивщина» Юлии Тимошенко и «Радикальная партия» Ляшко.

Если еще пару недель назад основным кандидатом на должность премьер-министра политические наблюдатели и массмедиа называли главу Минфина Наталью Яресько, которая должна была продолжить технократический курс на преобразования, сохранив ключевые министерские должности за варягами-технократами, то в ходе переговоров между основными политическими силами ее кандидатура была отвергнута.

Как сообщает «Левый Берег», против г-жи Яресько выступили и БПП, и «Народный фронт». «Фронтовики» якобы возмутились намерением Натальи Яресько отправить в отставку Арсена Авакова и Павла Петренко. «Батькивщина» также не пожелала видеть в премьерском кресле нынешнего главу Минфина.

В настоящее время основным кандидатом на должность премьер-министра называют спикера Верховной Рады и соратника Петра Порошенко Владимира Гройсмана.

Его переход на работу в правительство автоматически означает освобождение места спикера ВР, которое мог бы занять Олег Ляшко. Эта же политическая сила наряду с «Батькивщиной» претендует на должность главы Министерства природных ресурсов.

Должность руководителя Государственной фискальной службы, по предварительным данным, может занять представитель фракции БПП в парламенте Нина Южанина.

Однако наибольшее количество министерств, как мы говорили, хочет застолбить за собой НФ. В дополнение к имеющимся министерствам внутренних дел и юстиции партия Арсения Яценюка претендует на должности министров экономического развития, инфраструктуры и регионального развития.

Наиболее желанным из них, очевидно, является Мининфраструктуры, руководство которым дает возможность управлять железнодорожным, воздушным и водным транспортом.

Это наиболее неразгосударствленная отрасль экономики, в которой тем не менее тесно переплетены интересы украинских олигархов и иностранных инвесторов. По данным Минэкономразвития, по состоянию на конец 2014 года из сотни крупнейших госпредприятий страны 21 находилось в ведении Мининфраструктуры. Активы этих предприятий составляли более 13% всех активов ТОП-100 крупнейших госпредприятий, а их доходы — 28% совокупного дохода первой сотни.

Наиболее лакомым куском инфраструктурного ведомства является «Укрзалізниця», которая в 2014 году обеспечила более 70% чистого дохода предприятий транспортной группы — 49,5 млрд. грн.

Управлением морскими портами занимается госпредприятие «Администрация морских портов Украины» (АМПУ), которое по итогам того же 2014 года обеспечила 6% общего дохода группы (4 млрд. грн).

Учитывая далеко не исчерпанные возможности выделения земель на территории госпортов для строительства частных перевалочных комплексов, потенциал АМПУ также оценивается как достаточно высокий.

Анекдот в тему

— Коротше, план такий:
Їдемо у Чехію на полуницю.
Заробляєм на помпу.
Копаєм бурштин.
Заробляєм на лісопильню.
Пиляєм карпатський ліс.
Заробляєм на газове родовище.
Качаєм газ.
Заробляєм на власного депутата.
Починаємо тендеритись.
Заробляємо на власну партію.
Пиляємо портфелі держпідприємств.
Заробляєм на своїх силовиків.
Далі по ситуації.

В ведении Мининфраструктуры находится и такая госкомпания, как ГАК «Автомобильные дороги Украины». Еще в прошлом году ее хотели ликвидировать и продать в частные руки региональные подразделения, но дойдет до этого, судя по всему, не скоро.

В т. г. ГАК «Автомобильные дороги Украины» должна освоить порядка 6,6 млрд. грн., выделенных из бюджета на ремонт существующей дорожной сети. Это не считая денег иностранных инвесторов.

В ведении инфраструктурного ведомства также находится «Укрпочта», располагающая огромной сетью филиалов по всей Украине. В перспективе и она подлежит приватизации.

Обслуживанием воздушного сообщения над территорией Украины занимается ГП «Украерорух». Госавиа-служба Украины обеспечивает не только авиационную безопасность, но и определяет порядок предоставления прав на эксплуатацию авиалиний.

Кроме того, в ведении Мининфраструктуры крупнейшие международные аэропорты страны — «Борисполь» и «Львов» имени Данилы Галицкого.

Свой человек в должности министра, конечно же, не даст Арсению Яценюку полноценно контролировать транспортную отрасль. Видимо, поэтому на последнем заседании Кабмина премьер-министр, который, заметим, уже собирается в отставку, заявил, что поручил Министерству экономического развития и торговли (МЭРТ) подготовить список глав госкомпаний, которые могут быть уволены по результатам деятельности.

Для этого им было направлено 42 материала о нарушениях в деятельности госпредприятий. Чтобы отстранить от должности нарушителей, Яценюк намерен обратиться в Национальное антикоррупционное бюро и Генпрокуратуру, чтобы те детально расследовали факты злоупотреблений.

Обеспечить массовую ротацию руководителей крупнейших госкомпаний невозможно без влияния на Минэкономразвития. Ранее именно ведомству Айвараса Абромавичусу была отведена роль главного двигателя кадровых реформ в госсекторе.

Согласно законодательству, для отбора кандидатов на руководящие должности госкомпаний, имеющих особую важность для экономики, МЭРТ организует комитет по назначению и проводит подготовку к конкурсам на замещение должностей директоров, председателей правления и т. д.

Наряду с министрами или заместителями министров в состав этого кадрового органа входят независимые эксперты — руководители представительств международных банков, уважаемые экономисты и бизнесмены.

Но они выбирают руководителей на последнем этапе отбора. Тогда как реальный отсев происходит еще на предварительной стадии.

Глубокое внедрение в транспортное ведомство позволило бы НФ не только расставить своих людей на должностях, обслуживающих многомиллиардные транзитные потоки, железнодорожные, морские и воздушные перевозки, но и получить весьма действенный рычаг влияния на полмиллиона работников транспортной отрасли — пресловутый админресурс.

Ведь ни для кого не секрет, что политические пристрастия многих железнодорожников или портовиков, а также членов их семей зачастую диктуются корпоративной солидарностью.

Еще одно министерство, на должность руководителя которого претендует «Народный фронт», — Минрегионразвития — выступило бы неплохим коммуникатором с местными органами власти.

Это ведомство как раз сейчас проводит отбор претендентов на сверхдешевые кредиты для модернизации инфраструктуры ЖКХ в сфере тепло- и водоснабжения, водоотвода, внешнего освещения населенных пунктов, обращения с ТБО и энергоэффективности зданий.

В рамках финансового соглашения с Европейским инвестиционным банком у муниципалитетов будет возможность освоить в общей сложности 400 млн. евро длинных кредитов.

Безусловно, такой взгляд на политические страсти, связанные с отставкой правительства и переформатированием парламентской коалиции, является несколько упрощенным и примитивным.

Однако практика политических торгов и возвращение автономных отраслевых царьков в нынешней украинской ситуации ведет к регрессу общественных отношений и откату назад в девяностые и начало двухтысячных.

Нынешний дележ министерских кресел с целью перепродажи услуг олигархам — это еще большее затягивание экономических и социальных проблем с возрастающей вероятностью дальнейшего социального взрыва.

B3-telegraf.com.ua.tif

 

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Валерий
27 Марта 2016, Валерий

Спасибо за неологизм "правительство технокраДов " . Запишу в записную книжку . Я думаю
термин будет востребован не один раз .

- 2 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка