Вокруг слова

№14(814) 7 -- 13 апреля 2017 г. 05 Апреля 2017 5

С 31 марта по 6 апреля в столице во второй раз прошел Kyiv Poetry Week, международный фестиваль актуальных поэтических практик. В течение недели в арт-пространстве Plivka стихи помещали в разнообразный антураж — музыкальный, визуальный, театральный, образовательный и даже такой, который к поэзии вроде бы никакого отношения не имеет.

Светлана Бень в музыкальном моноспектакле «Из жизни насекомых» на стихи Николая Олейникова

«Пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская разница», рассказывал Александр Пушкин в письме Петру Вяземскому о «Евгении Онегине». Kyiv Poetry Week — это фестиваль не поэзии, а поэтических практик, и разница тут если не дьявольская, то все же существенная. Да, в программе KPW были традиционные чтения стихов без всяких там песен, плясок, технических средств и коллективных действий, а в списке участников значились такие маститые авторы, как Андрей Родионов (Москва), Сергей Соловьев (Мюнхен), Дмитрий Строцев (Минск). Однако направленность фестиваля, куратором которого выступает молодой киевский поэт Дмитрий Казаков, определяли не они.

Об андерграундной ориентации и новаторских амбициях KPW свидетельствует уже само место его проведения. Plivka располагается на третьем этаже полузаброшенного здания киноархива возле станции метро «Голосеевская». Фестиваль постепенно обустраивает это пространство, тем не менее оно остается достаточно запущенным для сохранения требуемой атмосферы. Не случайно в нынешнем году здесь пройдут некоторые события ведущего украинского фестиваля современного искусства ГогольFest.

Итак, KPW — фестиваль не поэзии, но поэтических практик, а они бывают разные. Можно читать стихи под живую музыку, это называется мелодекламация, и ею сейчас занимается чуть ли не весь цвет «сучукрлита» — Андрухович с Karbido, Жадан с «Собаками», Издрык-Семенчук с Drumтеатром. Можно дополнить стихами арт-объект, и это будет инсталляция. Можно снять на основе стихотворения видеоролики, и тогда получается видеопоэзия. Можно декламировать тексты в процессе неких действий — это уже перформанс. На KPW было и все вышеперечисленное, и кое-что еще.

Открыли фестиваль проектом под названием MannerMatter. Шесть молодых поэтов (Олег Богун, Сергей Войналович, Михаил Жаржайло, Таня Положий, Янис Синайко, Виктор Шепелев) в серых костюмах, кедах/кроссовках и корсетах-сумках (дизайнеры Ольга Гайдаш, Леля Гольдштейн) ходили по красной дорожке под аккомпанемент семплов, кларнета и саксофона (Алексей Шмурак, Дмитрий Пашинский). Проходы перемежались чтением стихов, преимущественно верлибров. Связь между эстетикой текстов и эстетикой показа мод была сугубо условной, но действо запомнилось: в конце концов, совмещать поэзию с дефиле у нас, похоже, еще не пробовали. Характерным примером синтетического искусства стал проект «Комментаторы реальности» латвийской текст-группы «Орбита».

Четыре автора (Сергей Тимофеев, Александр Заполь, Артур Пунте, Владимир Светлов), расположившись за столом с ноутбуками и звуковым оборудованием, монотонными голосами рассказывали о том, что происходит на экране, куда проецировались трансляции с четырех онлайн-камер в Риге и ее окрестностях. Периодически на фоне мешанины комментариев и голосов интернет-радио звучали стихи участников действа, порождавшие эффект резкого контраста между обыденным и экстраординарным, несущественным и жизненно важным. В том, что этот проект можно назвать одновременно немного скучным и ужасно интересным, никакого противоречия нет.

Видеопоэзию на KPW представлял московский фестиваль «Пятая нога», название которого иронически намекает на то, что стихам видеоряд вроде бы не требуется. Кураторы фестиваля Андрей Родионов и Екатерина Троепольская показали подборку лучших клипов последних лет — серьезных и иронических, мрачных и романтических, снятых известными режиссерами при помощи качественной аппаратуры и новичками-любителями на камеру смартфона. Самым остроумным оказался ролик московского поэта Андрея Черкасова, в котором название фирмы — производителя продуктов «Каждый день» приобретало буквальный смысл. Эта работа есть в открытом доступе на YouTube.

Главным «кое-что еще» фестиваля стал музыкальный моноспектакль «Из жизни насекомых» с подзаголовком «14 историй для рояля, скрипки, терменвокса и голоса на стихи Николая Олейникова». Его сыграла и спела Светлана Бень, лидер известного минского кабаре-бенда «Серебряная свадьба». Постановка оказалась конгениальной поэтике Олейникова, причем на всех уровнях: в режиссуре (Светлана Бень и Дмитрий Богославский), в музыке (композитор Владимир Воронов), в видеоряде (мультимедиа-художник Мария Пучко). Пожалуй, творчество Олейникова в частности и обэриутов вообще (напомню, что к ленинградской литературной группе «Объединение реального искусства» в конце 1920-х — начале 1930-х годов принадлежали также Даниил Хармс, Александр Введенский, Николай Заболоцкий, Константин Вагинов и др.) с его абсурдистским ощущением нелепости и трагизма бытия в нашу эпоху становится особенно актуальным.

Среди участников KPW были авторы из Украины, России, Беларуси, Латвии, Эстонии, Германии, Канады. Объединял всех русский язык, на котором было написано большинство текстов, звучавших на фестивале. При этом найти здесь идеологию «русского мира» или пропаганду Кремля мог только какой-нибудь обезумевший национал-патриот. Другое дело, что количество обезумевших национал-патриотов у нас нынче растет в геометрической прогрессии, и есть реальная опасность, что именно эти люди в скором времени будут определять культурную политику государства чуть менее чем полностью. К счастью, на частные фестивали их влияние не распространяется. По крайней мере, пока.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Братья во холсте

Это сегодня скансенами — этнографическими комплексами — никого не удивишь, а...

Гончарный круг

В 1992 г., когда днепровский керамист Сергей Горбань решил заняться гончарным делом, оно...

Глубоко скрытый потенциал Украины

Cорокамиллионная страна таит значительный потенциал, только нужно его использовать

Кабаньи услуги

Интернет становится все более популярной площадкой для поиска работы в Украине....

Эхо из Мьянмы докатилось до Украины

На Театральной площади Черновцов в рамках фестиваля «Мастерская города»...

Диетолог и психолог Татьяна Годард о нераскрученном...

Тема халяльной еды в Украине пока не раскрыта, и, кроме живущих у нас мусульман, мало...

Загрузка...

Время проката

Пункты проката самых разных предметов обихода возвращают свою популярность.  

Халяльного аппетита

Чтобы прорваться на рынки Азии и, отчасти, Европы украинские производители курятины...

Впервые в мире — тройной залп по опухоли

На минувшей неделе киевлянин Владимир Розуменко сделал то, чего прежде не удавалось...

Порт — Железный, отдых — бархатный

Если у вас есть легковушка и палатка, но вы не знаете, где на украинском побережье...

Налогоплательщик — это звучит гордо

Электронный портал государственных услуг Igov.org.ua запустил новую и весьма актуальную...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Блоги

Авторские колонки

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка