Легко пилить в тени

№15(815) 14 -- 20 апреля 2017 г. 12 Апреля 2017 4.5

В это трудно поверить, но за 2016 г. в судах Украины рассматривали всего 15 дел о незаконных рубках! Больше половины протоколов были так нелепо составлены, что восемь из них вернули полуграмотным правоохранителям. Ни один правонарушитель не был привлечен даже к административной ответственности. 2015-й был намного успешнее — по всей стране было выписано аж два штрафа в 185 грн.!

Общественное возмущение, вызванное отменой моратория на вывоз необработанной древесины, говорит о двух крупных системных провалах власти. Первый — информационный, ведь разумный по сути шаг государству удалось представить как свой же провал и катастрофу. Второй еще существеннее — это отсутствие внятной стратегии, под крылом которой формировались бы разумные правила игры в отрасли.

Эксперты Офиса эффективного регулирования (BRDO) проанализировали отношения, существующие на украинском рынке древесины. Оценка весьма неутешительна: большинство норм изрядно устарели, поскольку приняты еще в 90-х и порой противоречат друг другу. Рассмотрим выводы аналитического исследования BRDO подробнее, ведь они обнажают многие проблемы.

Справка «2000». Офис эффективного регулирования — неправительственная организация, созданная в 2015 г. по инициативе Мирового банка, правительства Канады и отечественного Министерства экономического развития и торговли. Главная цель экспертной структуры — оценка и оптимизация регуляторных отношений в Украине с целью гармонизации отношений бизнеса и государства.

Новые имена старых бревен

Прежде всего стоит подчеркнуть, что лесная отрасль с экономической точки зрения является чем-то вроде «социальной услуги»: она очень мало приносит в бюджет — постоянные лесопользователи Гослесагентства (а именно эта структура контролирует 73% всех государственных лесов страны) ежегодно выплачивают в виде налогов около 3,2 млрд. грн. Отрасль в структуре ВВП составляет лишь от 0,26% до 0,37%, но в лесном хозяйстве и смежных отраслях занято много населения из самых неблагополучных и депрессивных регионов, которые в противном случае стали бы безнадежными безработными.

При этом государство практически прекратило вкладывать деньги в лесовосстановление. Например, в 2016 г. бюджетное финансирование было выполнено лишь на 8,5% (при потребности в 780,1 млн. грн.). Украине до научно обоснованно уровня лесистости нужно посадить еще около 2 млн. га нового леса и выращивать его на протяжении 40 лет. Реальный же уровень лесовосстановления последнего десятилетия (около 40—48 тыс. га в год) — только ничтожных 2,4% от показателя, прописанного в государственной Стратегии экологической политики.

Согласно государственной статистике, заготовка ликвидной древесины в стране непрерывно растет — с 17,5 млн. куб. м в 2011 г. до 19,3 в 2015-м. При этом наблюдается любопытный процесс: рубки главного пользования ежегодно растут примерно на 2%, а вот санитарные («формирования и оздоровления») — на 5%. Дело в том, что на «обычные» рубки существуют определенные лимиты, а вот объем санитарных рубок лесопользователи определяют сами.

Еще один примечательный момент, говорящий о провале популистского решения о введении моратория на экспорт необработанной древесины. В 2015 г. практически все отрасли промышленности претерпели ощутимый спад — например, мебельная упала на 12,4%. В 2016-м эта отрасль отыграла лишь 5,7%. Наибольший рост в 2016 г. из всей деревообработки и смежных ниш показала сфера с минимальной добавочной стоимостью — лесопильное и строгальное производство: 14,3%. И в то же время рост всей лесной и деревообрабатывающей отрасли не превысил 2%, что даже ниже общего индекса промышленной продукции в стране в 2016-м.

Но самое интересное происходит с экспортом. Реализация лесопродуктов на внешних рынках приносит ежегодно около $1,1—1,3 млрд. Введение моратория вкупе с общемировым падением цены на древесину привело к падению поступлений от экспорта в 2015 г. на 12%. В 2016-м падение экспортных поступлений от реализации необработанной древесины составило весьма значительные 39% (около $106 млн.). При этом рост экспорта обработанной древесины не превысил 2%. Если экспорт необработанных лесоматериалов в натуральных объемах действительно упал на 15%, то на 16,1% вырос экспорт дров — что заставляет заподозрить банальную смену этикетки.

Украина декларирует большие объемы экспорта топливной древесины, чем содержит статистика всей Европы! Как подметили эксперты BRDO, мораторий работал по принципу «ограничивать права, но не возможности», выдавливая схемы в тень.

Идея о том, что Украина станет продавать товары из дерева с большой добавочной стоимостью, а не голые бревна, провалилась.

Еще одно подтверждение этого печального факта — импорт. В Украину как раз и завозили продукцию с большой степенью добавочной стоимости — качественную фанеру, различные виды плит, листов из прессованной древесины, паркет, готовые изделия из дерева и т. д. Чудовищная девальвация гривни обвалила импорт с $397 млн. в 2013 г. до $140 млн. в 2015-м. Но на фоне моратория отечественные деревопереработчики не перехватили инициативу, как ожидалось, — напротив, в 2016 г. импорт возрос на 34% и составил $187 млн.

Что такое дрова?

BRDO проанализировало 44 регуляторных акта, которые описывают украинские правила на рынке древесины.

Оказалось, что пять актов Кабмина неактуальны, потому что не отвечают законодательству — они просто не могут использоваться в работе органами исполнительной власти, но до сих пор не признаны утратившими силу.

Еще три акта частично не соответствуют законодательству, а два неактуальны потому, что утратили основание для их принятия.

Шесть актов Кабмина вроде бы нужные и актуальные для правового регулирования отрасли, но они все же незаконны — с юридической точки зрения отсутствуют основания для их принятия.

Несмотря на обилие регуляторных актов, в правовом поле еще даже не определены элементарные, единые базовые понятия и процессы. Например, когда лес становится товаром, что такое «необработанная древесина», «дрова топливные», «дрова лесные» и т. д.

Но не только регуляторные акты являются проблемой. Так, одна из самых серьезных болевых точек — отсутствие в стране доступа к материалам лесоустройства (подробное описание возраста, состава лесов и т. д.), которые должны бы быть основой ведения лесного кадастра. Это уже откровенное нарушение конституционных прав всех граждан.

Кроме того, данная проблема влечет за собой серьезные коррупционные риски — если какой-то ресурс нельзя учесть, то невозможно и контролировать процессы рубок, лесовосстановления, отчуждения земельных участков и т. д.

О несовершенстве наших методов регулирования лесопользования говорит хотя бы тот факт, что законодательно не установлен даже единый подход для определения лимита заготовки древесины!

В некоторых сферах полностью отсутствует адекватный контроль. Никто не знает, сколько необработанной древесины продают на внутреннем рынке лесопользователи, не входящие в структуру Гослесагентства, а ведь на их долю приходится 27% земель всего лесного фонда! Это, кстати, мешает оценить немаловажный макроэкономический фактор — доступ бизнеса к лесному ресурсу.

Эксперты BRDO отдельно отмечают, что такой инструмент, как сертификация лесной отрасли, должен быть закреплен законодательно. Даже в условиях отсутствия законодательной базы около 34% лесного фонда Украины самостоятельно сертифицированы лесопользователями — что свидетельствует об эффективности этого международного бизнес-инструмента.

Самый безопасный путь в преступники

Вот какая отрасль в стране стремительно выросла, так это теневое промышленное производство древесины. Только по официальной статистике (которая может быть существенно заниженной) по сравнению с 2011 г. убытки от незаконных рубок увеличились на 77,5%.

При этом уровень рассмотрения дел правоохранительными органами ничтожен — лишь около 5—7%. Да и рассмотрение это не носит даже ритуального характера — в суды дела не попадают.

А вот в Казахстане, к слову, за незаконные рубки можно сесть на срок до 5 лет, а админответственность в Литве может обернуться штрафом свыше $92 тыс. с конфискацией имущества.

Такой паралич системы защиты леса сопровождается тяжелой патологией в области лесовосстановления. Если в европейских странах, многим из которых удалось перешагнуть уровень лесистости в 30% и даже 40%, на поддержку лесного хозяйства обычно тратят от $6,8 до $23,4 на 1 га леса, то в Украине — меньше $0,30. И это при том, что отрасль-то не дотационная — лесопользователи ежегодно платят в бюджет около 3,6 млрд. грн., что в 55,4 раза больше бюджетного финансирования отрасли (5 млн. грн.).

Все вышеперечисленное позволяет утверждать, что у государства напрочь отсутствуют стратегия, видение и понимание путей развития лесной отрасли. Мы не знаем, что у нас есть, не понимаем, зачем нам это надо, и понятия не имеем, что будем с этим делать. С таким подходом ничего не остается, как упростить ситуацию до уровня пня — эти замечательные объекты и будут, похоже, скоро доминировать в нашем лесном хозяйстве.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...



Работодатель или мошенник?

Многие в Украине ищут работу с помощью интернета и специальных сайтов по...

Ночные бабочки — лучшая туристическая приманка

Женщины становятся рабынями сутенеров и сотрудников полиции, бизнес нужно узаконить,...

Битва против старой мафии и старых казнокрадов

На финальном этапе обязательно должны летать вертолеты, грозно ходить люди с оружием и...

Грядет «Блокада-2»?

Какой новый закон подпишет президент, на чем будут настаивать «ястребы» и как...

Махинаторам не поздоровится

В Украине появится единый центр, который возьмет все полномочия по борьбе с...

Загрузка...
Загрузка...

Суд — виртуальный, иски — реальные

В провинции Британская Колумбия (Канада) в прошлом году заработал необычный суд —...

Грядет круговая неразбериха

Многие автолюбители считают закон абсурдным

«Доступные лекарства». Как это должно действовать

Существенного наплыва желающих воспользоваться льготными рецептами не будет

В ожидании «закона Савченко»

Не надо удивляться, если вдруг окажется, что Герой Украины подаст новый...

Заочный суд и его клиенты

В Раде решили усовершенствовать положения уголовного процесса о сроках содержания...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка