Лишаем гражданства: быстро, комфортно, современно

№32(829) 11—17 августа 2017 г. 11 Августа 2017 4.3

В связи с громким лишением гражданства Саакашвили эта тема в целом будет наверняка интересна читателям еженедельника. За первые шесть месяцев 2017 г. Порошенко дал гражданство Украины 405 лицам, среди которых 54 сирийца, 47 — люди без гражданства, а также граждане Афганистана, Ливана, Судана, Палестины и Нигерии. За то же время президент прекратил гражданство 1567 лицам. Большинство из них вышли из гражданства. 19 — утратили его. Интересно, за что у нас могут лишать гражданства?
Семен НЕЧИПОРЕНКО, Полтава

По данным Государственной миграционной службы, из 405 иностранцев, получивших гражданство Украины в 2017 г., больше всего было россиян — 55 человек.

Два паспорта лучше, чем один?

МИД в свою очередь обращает внимание на то, что в период с 2005 г. было прекращено гражданство Украины 87 376 лицам, из которых 67 305 сами вышли из него, 19 738 — по международным соглашениям, а 333 его попросту потеряли. Большинство ходатайств о выходе из гражданства Украины поступают из Германии, России, Австрии, Нидерландов, Казахстана, Литвы и Латвии, а соглашения об упрощенном порядке изменения гражданства для лиц, выехавших на постоянное жительство за границу, Украина заключила с Белоруссией, Таджикистаном и Кыргызстаном. В то же время с 2012 г. гражданство Украины получили 5 609 человек.

Все вопросы, связанные с гражданством, регулируются законом, который так и называется «О гражданстве Украины».

Согласно ст.6 гражданство обретается по рождению, территориальному происхождению, вследствие его принятия, восстановления в нем, усыновления, установления над ребенком опеки или попечительства, признания отцовства или материнства, в связи с пребыванием в гражданстве Украины одного или обоих родителей ребенка, а также по другим основаниям, предусмотренным международными договорами.

В ст. 9 в свою очередь указано, что условиями принятия в гражданство Украины являются признание и соблюдение Конституции и законов нашей страны, представление декларации об отсутствии иностранного гражданства (для лиц без гражданства) или обязательство прекратить его (для иностранцев), непрерывное проживание на законных основаниях на территории нашей страны в течение последних пяти лет, владение государственным языком или его понимание в объеме, достаточном для общения, а также наличие законных источников существования.

В гражданство Украины не принимаются лица, которые совершили преступления против человечества или геноцид, а также те, кто был осужден в нашей стране к лишению свободы за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, или сделал то же самое в другом государстве, признанное нашим законодательством аналогичным деянием.

Согласно ст. 17 гражданство Украины прекращается вследствие выхода из него или утраты, а также по основаниям, предусмотренным международными договорами.

С выходом из гражданства все понятно (гражданин может это сделать по собственному ходатайству), поэтому следует подробнее рассказать, что такое его утрата.

В ст. 19 четко указано, что основаниями для потери гражданства являются добровольное обретение украинцем гражданства другого государства, если на тот момент он достиг совершеннолетия, или если лицо стало гражданином нашей страны вследствие обмана, сознательного представления неправдивых сведений или фальшивых документов или добровольно поступило на военную службу другого государства.

Например, Саакашвили лишили украинского гражданства за фальшивые документы (в его анкете было указано, что он не находится под следствием в Украине или за ее пределами, хотя в Грузии был заочно арестован). В число 19 лиц, утративших наше гражданство, также вошли народный депутат Андрей Артеменко, депутат Одесского горсовета Александр Боровик, некие уроженцы России Денис Новгородский и Елена Нусс, уроженка и жительница Львовской обл. Лилия Юзыч.

Все они получили второе гражданство: Артеменко — канадское, Боровик — немецкое, трое последних — российское.

Другое дело — насколько соответствуют действующему законодательству указы президента о лишении гражданства. Согласно ст. 22 и 23 закона «О гражданстве Украины» глава государства принимает решение и издает указы о принятии и прекращении гражданства, а Комиссия при президенте по вопросам гражданства принимает соответствующие заявления и вносит ему предложения.

В ст. 4 Конституции указано, что «основания обретения и прекращения гражданства Украины определяются законом». Г-н Артеменко утратил гражданство в соответствии со ст. 19, поскольку он, согласно данным ГПУ, стал гражданином Канады еще в 2005 г. Однако правы и критики решения главы государства, указывающие на избирательный подход. Так, Коломойский, например, не раз хвастался, что у него три гражданства, в СМИ также упоминалось о втором российском паспорте мэра Одессы Геннадия Труханова и израильском — народного депутата Борислава Березы.

Существует еще один нюанс, на который обращают внимание эксперты. В ст. 25 Основного Закона указано, что гражданин Украины не может быть лишен гражданства и права его изменить, а также его нельзя изгнать за пределы страны или выдать другому государству, причем в законе о гражданстве нет однозначного утверждения, что добровольное получение гражданства другой страны означает автоматическую потерю украинского. Т. е. налицо явные нестыковки действующего законодательства.

Риски для национальной безопасности

Именно поэтому глава государства в марте этого года подал в ВР на рассмотрение законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «О гражданстве Украины» относительно реализации права изменить гражданство».

В ст. 19 предлагается внести следующие изменения: «Гражданин Украины, который добровольно получил гражданство другого государства, считается таким, который обнаружил намерение сменить гражданство и дал согласие на прекращение гражданства Украины».

Также основанием для утраты украинского гражданства будет его обретение вследствие обмана, сознательного представления неправдивых сведений или фальшивых документов, сокрытие любого существенного факта, при наличии которого лицо не может обрести гражданство Украины, или с существенным нарушением установленного законодательством порядка обретения гражданства.

При этом добровольным обретением другого гражданства не считаются одновременное обретение ребенком по рождению гражданства Украины и гражданства другого государства, обретение ребенком, который является гражданином Украины, гражданства своих усыновителей вследствие усыновления иностранцами, автоматическое обретение гражданином Украины другого гражданства вследствие бракосочетания с иностранцем, а также автоматическое обретение гражданином Украины, который достиг совершеннолетия, другого гражданства вследствие применения законодательства о гражданстве иностранного государства, если такой гражданин Украины не получил документ, подтверждающий наличие у него гражданства другого государства.

Эти исключения не будут применяться, если гражданин Украины воспользовался избирательным или иным правом, которое ему предоставляет иностранное гражданство, выполнил обязанности, которые на него возлагает иностранное гражданство, что может подтверждаться данными публичных реестров госорганов, органов местного самоуправления иностранных государств, информацией, размещенной в официальных печатных изданиях госорганов, органами местного самоуправления иностранных государств или документами, которыми человек воспользовался на территории Украины или при выезде из нашей страны, или въезде в Украину с паспортным документом иностранного государства, что зафиксировано должностным или служебным лицом Госпогранслужбы или другого госоргана страны. В этих случаях гражданин может утратить украинское гражданство.

В пояснительной записке к документу указано, что действенный механизм предотвращения возникновения случаев двойного гражданства на законодательном уровне отсутствует. Закон «О гражданстве Украины» предусматривает, что гражданин, имеющий иностранное гражданство, в правовых отношениях с Украиной признается лишь нашим гражданином (ст. 2).

Однако пребывание граждан Украины также и в гражданстве иностранного государства, в частности тех, которые находятся на госслужбе, создает определенные риски для национальной безопасности нашей страны.

Т. о. существует насущная необходимость в законодательном совершенствовании механизма прекращения гражданства Украины в случае добровольного обретения гражданства другого государства, а также предотвращения случаев двойного гражданства лиц, обретающих гражданство Украины.

Существенные факты

Однако Главное научно-экспертное управление ВР подвергло документ критике, указав на то, что он фрагментарный, содержит дискуссионные положения и на практике может привести к результатам, противоположным тем, которые задекларированы в пояснительной записке.

Остались без внимания вопросы совершенствования упорядочения единого гражданства Украины. В предлагаемых положениях проекта предусмотрен механизм, касающийся не всех граждан Украины, а только лиц, которые, имея гражданство другого государства, обрели гражданство Украины по территориальному принципу.

Изменениями в ст. 19 и 21 закона предусмотрено введение новых оснований для потери гражданства Украины и отмены решений об оформлении обретения гражданства Украины, а именно: сокрытие любого существенного факта, при наличии которого лицо не может обрести гражданство Украины, или с существенным нарушением установленного законодательством порядка обретения гражданства Украины. Однако ни в законе, ни в других законодательных актах, ни в проекте не дается определение «любого существенного факта» или примерный перечень таких фактов, при наличии которых лицо не может обрести гражданство Украины.

В контексте обязательств, взятых на себя Украиной в соответствии с Европейской конвенцией о гражданстве, отмену решения об оформлении обретения гражданства Украины следует считать потерей гражданства. Следовательно, указанные новеллы проекта не соответствуют конвенции, поскольку в результате ее применения соответствующее лицо может стать лицом без гражданства. Ведь основанием к отмене решения об оформлении обретения гражданства Украины согласно новой редакции ч. 1 ст. 21 является не наличие у лица иного гражданства, а невыполнение установленных для него настоящим законом требований.

Комитет ВР по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений в свою очередь указал, что благодаря существующей правовой неопределенности в законодательстве Украины о возможности существования института двойного гражданства и ответственности за его обретение значительная часть граждан Украины де-факто уже имеют гражданство других государств.

В отдельных регионах страны сложилась ситуация, при которой удельный вес таких граждан по отношению к общей численности населения может быть настолько высоким, что в случае потери ими гражданства Украины (или добровольного выбора) количество иностранцев будет преобладать над числом украинских граждан. Последствия такого дисбаланса могут негативно повлиять на социально-политическую ситуацию в стране в целом.

Отдельные нормы законопроекта существенно повлияют на правовое положение граждан Украины, проживающих за пределами государства и при разных обстоятельствах вынужденных обрести гражданство других стран.

Комитет порекомендовал по результатам рассмотрения в первом чтении направить законопроект на доработку, чтобы в нем был предусмотрен «действенный правовой механизм по предотвращению случаев двойного гражданства для народных депутатов, госслужащих и других лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления».

Судя по всему, измененный законопроект будет рассмотрен в ВР ближе к концу года, однако учитывая то обстоятельство, что многие народные избранники и госслужащие отнюдь не против двойного гражданства, нет никакой уверенности, что он дойдет до финиша.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Утечка населения: до 80% молодежи стремится уехать из...

Количество молодежи, поступившей в заграничные вузы, выросло на 72%

Безвиз: еще одна страна открыта для украинцев

Украина — в числе 80 стран, которым Катар открыл свои «безвизовые двери»

Безвиз, еще безвиз: вы были на Сент-Китсе?

МИД назвал, от каких еще стран ждать безвизового режима   

В МИДе призвали украинцев не ездить в Россию

Упрощенная процедура получения российского гражданства — это ущемление права...

Путин подписал закон, упрощающий получение...

С 1 сентября получающие российское гражданство будут приносить присягу

Загрузка...
Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Блоги

Авторские колонки

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка