Родные моряков сухогруза «Фаина»:

№40 (432) 3 - 9 октября 2008 г. 03 Октября 2008 0

Не покидает ощущение дежавю. Едва успели утихнуть страсти по «Лемману Тимберу», как новая история с захватом украинского экипажа сухогруза «Фаина» у берегов Сомали заполонила передовицы печатных изданий. «Опять в пиратском плену», «Смертельный груз «Фаины», «Наши в пиратской ловушке» — СМИ запестрели броскими заголовками...

Утром 1 октября позвонили из пресс-службы украинского омбудсмана, сообщив о предстоящем брифинге: встречи с журналистами просят родные попавшего в плен экипажа.

На брифинге привычная атмосфера — журналисты стремятся поймать «эксклюзив», выигрышные ракурсы, крупные планы «со слезой». Объективы видеокамер нацелены на бледные, изможденные бессонными ночами лица матерей, жен, невест...

Они приехали, чтобы достучаться до нас, чтобы прорвать стену равнодушия и спасти своих мужей, сыновей и любимых. Семь суток прошло с тех пор, как их родные оказались пленниками морских террористов и заложниками правового беспредела, ответственность за который не берет на себя ни одна из сторон, отправивших ребят в фатальный рейс.

29 сентября крюинговая компания «Томекс» оповестила родственников членов экипажа о том, что на судне все нормально, «моряки подружились с пиратами».

Запредельный цинизм этого заявления переполнил чашу терпения, и родные моряков решили ехать в Киев.

Я встречаю их на улице задолго до начала брифинга. Интуитивно чувствую, что это они, родные наших моряков, попавших в беду. Узнаю по дрожащей в руке сигарете, сосредоточенному тяжелому взгляду и молчаливой мольбе в глазах.

Светлана Борисовна Мгеладзе, мать 22-летнего Роланда Мгеладзе, стюарда сухогруза:

— Эти семь дней тянулись — как семь лет. Мы поняли, что не можем сидеть сложа руки и ждать. В понедельник позвонили в приемную омбудсмана, и в этот же день с нами связалась Нина Ивановна. До этого мы постоянно звонили в МИД, и нам отвечали, что никакой информации нет.

Оказалось, что МИДу даже неизвестны наши фамилии. Мидовский представитель так и заявил во время одного из своих выступлений в новостях: «Мы не можем связаться с родными, так как не знаем их фамилий».

И это заявление официального лица! Мы все эти семь суток существуем в информационном вакууме — знаем только то, что известно всем из СМИ. Связи с экипажем у нас нет.

Елена Ивановна Присуха, жена второго помощника капитана Александра Присухи:

— Последний раз я говорила с мужем 14—15 сентября, когда они проходили Суэцкий канал. Говорил, что настроение отличное, очень дружная команда подобралась. Согласно контракту судно должно было возить автомобили. В контракте оговаривался маршрут порты Ближнего Востока — Ильичевск. Говорилось, что каждые две недели они будут возить машины для автосалонов. Собственно, так и было до того рокового дня.

О том, что в этот раз предстоит везти военный груз, ребята узнали только тогда, когда началась погрузка. И уже нельзя было сойти на берег. У меня были предчувствия и опасения, когда я узнала, что судно сняли с рейда в Ильичевске и отправляют в порт Октябрьский. Ни для кого не секрет, что это военный порт еще со времен СССР. Я сразу же поняла, что грузом будет оружие, и сказала об этом мужу. Он ответил, что выхода у них уже нет...

Выход пытаемся искать вместе с омбудсманом во время брифинга. Настроение у Нины Карпачевой боевое — сказывается опыт с «Лемманом Тимбером». Хотя ситуация намного сложнее предыдущей: «Фаина» буквально нафарширована военной техникой — 33 танка Т-72, запчасти к ним, гранатометы и боеприпасы.

— Это не судно, а «пороховая бочка». Именно поэтому я считаю, что силовой захват, о котором так много говорят, в том числе и в высоких кабинетах, абсолютно исключен. Государство Украина и все, кто причастен к отправке судна с таким грузом, должны немедленно сесть за стол переговоров. Переговоры должны состояться между «Укрспецэкспортом» и его дочерней компанией «Укринмаш», которая заключила контракт на поставку Украиной оружия в Кению.

За стол переговоров должна сесть и крюинговая компания «Томекс», которая нанимала на работу членов экипажа, в том числе семнадцать украинцев, троих россиян и гражданина Латвии. Выяснилось, что реальный владелец судна — гражданин Израиля, он же гражданин Украины, который тоже обязан присутствовать на переговорах. Этот господин пока не выходит на связь.

Я считаю, что за стол переговоров должны сесть и Минобороны Украины, и Минтранспорта, и Совет Нацбезопасности. А не отделываться заседанием рабочей группы, как это произошло 30 сентября. Возглавить же переговоры должен президент. Причем эти переговоры должны состояться в экстренном порядке, ведь речь идет о жизни украинских граждан.

— Удалось ли вам выйти на связь с экипажем?

— Связи с экипажем нет. По спутниковому телефону нам удалось сегодня связаться с судном, но трубку взяли пираты. Они по-прежнему требуют выкуп. Сумма в 20 миллионов долларов, по их мнению, — это не выкуп, а компенсация за провоз оружия в территориальных водах Сомали и плата за то, что Сомали доведена до гуманитарной катастрофы. Сейчас в этом районе захвачено уже 15 судов — это 200 моряков! Несколько дней назад на Генассамблее ООН обсуждался вопрос по Сомали. И министр иностранных дел этой страны обратился ко всему мировому сообществу: «Помогите Сомали! Мы гибнем в воронке гуманитарной катастрофы! Ведь сомалийцы не считают себя морскими террористами, они гордо называют себя «береговой охраной», защищающей территориальные воды».

— Что вам известно о ситуации на судне?

— Вы знаете, что умер капитан, 48-летний Владимир Колобков. У него случился сердечный приступ, и помощь не была оказана. Это, безусловно, тяжелейший удар по команде — остаться без капитана. Запасов воды и продуктов у экипажа осталось на две недели. То есть времени в обрез. Но я уверена, что ребята выстоят. Повторюсь, при условии, что ситуация разрешится путем переговоров без применения силы. Я как омбудсман прошу, чтобы и со стороны Кении сила не применялась. Есть единственный выход — выкуп.

— Кому принадлежит груз «Фаины»?

— Кенийскому минобороны. Высокие чины в Украине заявляют, что этот контракт «абсолютно прозрачный и многоступенчатый». Меня это не волнует, когда речь идет о судьбах живых людей. Железо не стоит человеческих жизней.

Кстати, знаете, какова стоимость этого контракта? 50 миллионов долларов. Думаю, сумма достаточная, чтобы можно было выплатить выкуп.

— Говорят, что на судне постоянно происходят перестрелки и есть жертвы. Это соответствует действительности?

— Сегодня последний день Рамадана, и это традиция у пиратов — все вокруг пылает и стреляет. Но информация о первой перестрелке по моим источникам не подтвердилась.

— Почему, отправляя судно с военным грузом в опасный район, компания-судовладелец не позаботилась о его охране, почему в контрактах у моряков не были учтены возможные риски? Ведь свежа еще ситуация с «Лемманом Тимбером» и с другими «безоружными» судами, захваченными пиратами.

— В этой истории много «почему», на которые еще предстоит ответить... Почему семьи ничего не знали о том, какой груз будут перевозить их родные?! Знаете, я общалась с представителями «Укринмаша», и мне ответили: «охрана-сопровождение не предусмотрена законодательством». И еще сообщили, что «Укринмаш» не допустили даже на рабочее заседание Совета Нацбезопасности Украины.

Существует Кодекс торгового мореплавания, где описаны возможные ситуации. В случае их возникновения все финансовые риски распределяются между сторонами — собственником груза, собственником судна и другими. Все эти стороны я и хочу посадить за стол переговоров.

— Нина Ивановна, после предыдущей истории с захватом украинских моряков, в спасении которых вы принимали участие, прошло несколько месяцев. Какие реальные шаги были предприняты за это время Украиной для наведения порядка в торговом флоте и защиты наших моряков?

— Тогда я сразу же отправила письмо президенту с просьбой о срочном создании совещательного органа при Президенте Украины по вопросам координации всех мероприятий, соответствующих государственной политике по предотвращению подобных кризисных ситуаций. К сожалению, такого органа до сих пор не существует, единого штаба нет. Все работают в автономном режиме. Я так и не получила ответа на мое предложение к Генассамблее ООН о создании комитета по борьбе с морским терроризмом. Поэтому, к несчастью, «маємо те, що маємо»...

— Скажите, вы не выходили на связь с капитаном «Леммана Тимбера» Валентином Барташевым? Возможно, он как человек, переживший пиратский плен, помог бы советом в этой тяжелейшей ситуации?

— Я звонила Валентину. Он сказал единственное — ни в коем случае не допустить силового захвата. Он возможен только в том случае, когда пиратов не больше девяти человек. А на «Фаине» их около пятидесяти. То есть «морских котиков» должно быть втрое больше. Вы представляете, какой это риск!

У нас есть единственная возможность спасти экипаж, заплатив выкуп. Иного не дано.

После брифинга я попыталась связаться с капитаном «Леммана Тимбера» Валентином Барташевым. Мне захотелось услышать дельный совет бывалого «морского волка», слова поддержки родным и экипажу, оставшемуся без капитана. Но его калининградский номер хронически молчал.

А телефон Сережи Алымова, самого юного моряка многострадального «Леммана» ответил сразу:

— Я только что вернулся из церкви. Заказал сорокоуст за здравие наших ребят с «Фаины». Попросил помолиться, чтобы им было легче, потому что их история намного сложнее нашей, как оказалось. Если удастся связаться с ними, прошу передать мою просьбу: не геройствовать, стараться сдерживаться, хотя знаю по себе, насколько это сложно. Не отчаиваться и надеяться. А родным — ждать и верить.

— Сережа, а сам-то скоро в следующий рейс собираешься?

— Скоро. Море зовет, и семью кормить надо. Но первое, что теперь буду делать, — внимательно изучать контракт. Чтобы не попасться на удочку дельцов, торгующих нашими жизнями.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...
Загрузка...

Битва против старой мафии и старых казнокрадов

На финальном этапе обязательно должны летать вертолеты, грозно ходить люди с оружием и...

Грядет «Блокада-2»?

Какой новый закон подпишет президент, на чем будут настаивать «ястребы» и как...

Махинаторам не поздоровится

В Украине появится единый центр, который возьмет все полномочия по борьбе с...

Суд — виртуальный, иски — реальные

В провинции Британская Колумбия (Канада) в прошлом году заработал необычный суд —...

Грядет круговая неразбериха

Многие автолюбители считают закон абсурдным

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Блоги

Авторские колонки

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка