Судья: добропорядочность или увольнение

№26(778) 1 — 7 июля 2016 г. 29 Июня 2016 0

ВР, как известно, приняла сразу два закона — «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)» и «О судоустройстве и статусе судей», — существенно изменивших правовое поле нашей страны.

Прощай, общий надзор

Начнем, пожалуй, с поправок в Основной Закон. В ст. 124 появились две нормы. Первая гласит, что «законом может быть определен обязательный досудебный порядок урегулирования спора». К слову, раньше такой обязательности не было. Во второй сказано, что «Украина может признать юрисдикцию Международного уголовного суда» на условиях, определенных его уставом. То есть наша страна, если пожелает, может поставить международное право выше национального, но только по уголовным делам.

Если раньше согласие на арест и задержание судьи до вынесения обвинительного приговора давала ВР, то теперь — вновь создаваемый Высший совет правосудия (ВСП). Причем «судья не может быть привлечен к ответственности за принятое им судебное решение, за исключением совершения преступления или дисциплинарного проступка».

Основаниями для его увольнения являются неспособность выполнять полномочия по состоянию здоровья, нарушение требований несовместимости, существенный дисциплинарный проступок или систематическое пренебрежение обязанностями, несоответствие занимаемой должности, заявление об отставке или по собственному желанию, несогласие на перевод в другой суд и отказ подтвердить законность источника происхождения имущества. Судья также увольняется, если ему исполнилось 65 лет, он вышел из гражданства нашей страны, умер или против него вступил в законную силу обвинительный приговор (ст. 126).

Из ст. 127 исключены народные заседатели и остались только присяжные. Судьей может стать гражданин в возрасте от 30 (ранее 25) и не старше 65 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж профессиональной деятельности в сфере права не менее 5 лет и владеющий государственным языком.

Судью на должность назначает глава государства по представлению ВСП (норма, что при первом назначении это можно сделать только на 5 лет, исключена). Кроме того, судью будут назначать по конкурсу (ст. 128), что является новинкой.

Появилась новая ст. 130-1, согласно которой «для защиты профессиональных интересов судей и решения вопросов внутренней деятельности судов в соответствии с законом действует судейское самоуправление».

ВСП будет состоять из 21 члена, из которых десять выбирает съезд судей. По двое имеют право выбрать президент, ВР, съезд адвокатов, всеукраинская конференция прокуроров и съезд представителей юридических высших учебных и научных учреждений. Срок их полномочий — 4 года. Член ВСП не может принадлежать к политическим партиям и профсоюзам, а также принимать участие в любой политической деятельности.

Согласно новой ст. 131-1 прокуратура будет поддерживать обвинения в судах, руководить досудебным следствием и контролировать этот процесс (общий надзор окончательно ушел в прошлое). Генпрокурора сроком на 6 лет назначает на должность и освобождает от нее с согласия ВР глава государства.

В новой ст. 148-1 сказано, что государство обеспечивает финансирование и надлежащие условия для Конституционного Суда, а расходы на его деятельность в госбюджете определяются отдельно. В ст. 149 появилось уточнение, что влияние на судью КС запрещается любым способом, а без согласия самого суда его нельзя задержать.

Полномочия судьи КС (новая ст. 149-1) прекращаются в случае истечения срока его пребывания в должности, достижения 75 лет, прекращения гражданства Украины, вступления в законную силу решения суда о признании его без вести пропавшим, умершим или недееспособным. Судья распрощается с креслом, если вступит в законную силу обвинительный приговор.

Еще одну новинку Конституции (ст. 151-1) придется процитировать полностью во избежание спорных толкований: «Конституционный Суд Украины решает вопрос о соответствии Конституции Украины (конституционности) закона Украины по конституционной жалобе лица, считающего, что примененный в конечном судебном решении в его деле закон Украины противоречит Конституции Украины. Конституционная жалоба может быть подана в случае, если все другие национальные средства правовой защиты исчерпаны».

Юристам не поздоровится

Пожалуй, самая спорная и значимая для всех граждан страны новинка — ст. 131-2. Мы сознательно оставили ее «на закуску». В ней говорится, что «только адвокат осуществляет представительство другого лица в суде, а также защиту от уголовного обвинения». Исключение составляют споры о труде и защите социальных прав, в отношении выборов и референдумов, в связи с представительством малолетних или несовершеннолетних, а также для лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными.

Вот что написали по этому поводу юристы, мнение которых было опубликовано на десятках отечественных сайтов. Уже 20 лет продвигают в законодательство пункт о том, что защищать простых граждан в суде могут только адвокаты. Тем самым последние решали две проблемы: наполняли казну адвокатских объединений взносами новых членов и отгоняли от кормушки тех, кто успешно защищал людей в судах, но не хотел платить за адвокатскую корочку.

Раньше в Конституции была ст. 59, в которой говорилось, что каждый имеет право на профессиональную юридическую помощь. Теперь этим могут заниматься исключительно адвокаты. Что означает, что штатных юристов предприятий и фирм можно смело увольнять за ненадобностью. Это касается и всех госорганов.

А приведет это к тому, что адвокатов на всех не хватит и для обычных граждан стоимость правовой помощи возрастет как минимум в 2 раза. Рост стоимости объясняется тем, что сегодня адвокаты в обычных (не уголовных) делах заключают с клиентами договоры как обычные предприниматели и платят с гонорара либо 5% единого налога, либо 319 грн. единого социального взноса (ЕСВ). Если адвокат будет официально выступать в своей ипостаси, ему придется отдавать в бюджет 41,5% своего дохода.

Автоматически упадет уровень и самой помощи — перегруженные процессами адвокаты не будут успевать на все судебные заседания. Правозащитным организациям также придется заключать договоры с адвокатами. В итоге обычные юристы останутся без работы, им придется пройти долгий и тернистый путь в адвокатуру.

Ну а сами адвокаты окажутся на коротком поводке, любой из них в случае ослушания угодит на биржу труда. Таким образом, гражданин, не имеющий денег на адвоката, лишится возможности защищать свои права в суде.

Может, именно этого и добивались авторы закона? Между тем в пояснительной записке они указали, что конституционная комиссия учла все ключевые рекомендации Венецианской комиссии, а также включила в закон предложения, полученные в ходе многочисленных широких общественных и экспертных обсуждений, состоявшихся, в частности, в Киеве, Харькове, Одессе, Львове, Днепропетровске, Ивано-Франковске и Запорожье. В мероприятии приняли участие более 500 экспертов. О чем они думали, когда читали ст. 131-2, остается только догадываться.

Размытая ответственность

А теперь перейдем непосредственно к новому закону «О судоустройстве и статусе судей». Согласно ст. 7 «каждому гарантируется защита его прав, свобод и интересов в разумные сроки независимым, беспристрастным и справедливым судом», включая иностранцев и лиц без гражданства.

В ст. 17 указано, что в нашей стране действуют местные и апелляционные суды, а также Верховный Суд (ВС). В рассмотрении отдельных категорий дел могут принимать участие высшие специализированные суды.

Новинка законодательства — Высший суд по вопросам интеллектуальной собственности и Высший антикоррупционный суд (ст. 31).

Судьей ВС может стать человек, имеющий стаж работы в должности судьи не менее 10 лет или такой же срок адвокатской деятельности, а также научную степень в области права (ст. 38). Судье гарантируется пребывание в должности до достижения им 65 лет (ст. 53). Он не может работать в органах госвласти или местного самоуправления, заниматься предпринимательством, обязан передать акции третьему лицу, но имеет право получать с них проценты и дивиденды (ст. 54).

Согласно ст. 59 по требованию Высшей квалификационной комиссии судей (ВККСУ) или Высшего совета правосудия может быть проведен мониторинг образа жизни судьи. Он также обязан (ст. 61) ежегодно до 1 февраля подавать на сайте ВККСУ декларацию родственных связей. Не сделает этого — привлекут к дисциплинарной ответственности.

Судье также вменили в обязанность ежегодно до 1 февраля подавать на сайт ВККСУ так называемую декларацию добропорядочности (ст. 62). В документе нужно указать соответствие уровня имеющегося у него и членов его семьи имущества и полученных ими доходов. Как далее указывается, судья должен рассказать, что не занимается коррупцией, добросовестно выполняет свои обязанности и прошел соответствующую проверку. Не выполнит требования — его опять-таки привлекут к дисциплинарной ответственности.

Новинка закона — отборочный экзамен, который проводит ВККСУ в форме анонимного тестирования с целью проверки уровня общих теоретических знаний кандидата на должность судьи в сфере права, владения им государственным языком, личных морально-психологических качеств (ст. 73). После этого комиссия через 3 дня направляет в уполномоченные органы запросы о проверке соответствующих сведений кандидатов (ст. 74).

Для помощи ВККСУ создадут общественный совет добропорядочности из 20 человек, в который войдут представители правозащитных общественных объединений, ученые-юристы, адвокаты и журналисты (ст. 87), которые и будут анализировать полученную информацию.

Список оснований, по которым судью могут привлечь к дисциплинарной ответственности, обширен и состоит из 19 пунктов. Среди них — небрежность, незаконный отказ в доступе к правосудию, нарушение принципов гласности, открытости судебного процесса и равенства всех его участников, затягивание или непринятие мер по рассмотрению заявлений и жалоб, умышленное нарушение прав человека, а также непредставление всех положенных деклараций (ст. 106).

Дисциплинарное взыскание — это предупреждение, выговор (в том числе строгий), представление об отстранении от должности на срок от одного до шести месяцев или о переводе в суд низшего уровня. Конец судебной карьеры — освобождение от должности (ст. 109). Статью 135 (судейское вознаграждение) не обсуждали только ленивые. Напомним, что базовый должностной оклад судьи местного суда должен составить 30 минимальных зарплат, апелляционного и высшего специализированного — 50, а Верховного Суда — 75. Доплачивать служителям Фемиды будут за выслугу лет, научную степень и работу с доступом к гостайне.

Нельзя не упомянуть и о заключительных и переходных положениях закона. Верховный Суд начнет действовать при условии назначения не менее 65 судей по результатам конкурса.

Предусмотрено постепенное повышение зарплат судейского корпуса. С 1 января 2017-го оклад судьи местного суда составит 15 минимальных зарплат, апелляционного и высшего специализированного суда — 25, ВС — 75. Дальнейшее повышение будет касаться только судей местных судов, а также апелляционных и специализированных. С 1 января 2018-го оклад первых возрастет до 20 минимальных зарплат, а вторых — до 30. С 1.01.2019 г. соответственно 25 и 40, а с 1.01.2020 г. — 30 и 50.

Авторы закона в пояснительной записке выразили уверенность, что он будет способствовать восстановлению доверия граждан к судебной системе, обновлению судейского корпуса, усилению авторитета судебной власти и совершенствованию работы системы судоустройства и его органов. Судебная система будет очищена от лиц, которые не соответствуют критериям компетентности, профессиональной этики и добропорядочности, что приведет к повышению качества правосудия.

Размытые основания

Отечественные юристы в целом поддержали новый закон. Они положительно оценили, что прокуратура лишается функции общего надзора за законностью (этим должны заниматься только суды). Кроме того, суды будет создавать не глава государства, а ВР. Судей на должность будет назначать Высший совет правосудия (ВСП), а президент — подписывать соответствующий указ. Минимальный стаж в сфере права на занятие должности судьи повышен с 3 до 5 лет. Большой плюс и в том, что согласие на увольнение судей будет давать ВСП, а не парламент (все помнят, с каким скрипом продвигался этот процесс в последние годы).

Судья Конституционного Суда Николай Мельник, высказавший особое мнение, отметил, что, согласно переходным положениям, глава государства в течение 2 лет будет обладать чрезмерными полномочиями, касающимися образования и ликвидации судов, назначения судей на должности.

Реализация обоих законов приведет к размыванию определения судебной системы и к ее неясности. Кроме того, на конституционном уровне возникнут предпосылки для преобразований в сфере судоустройства, которые могут повлечь дополнительные осложнения в доступе к правосудию, ухудшить обеспечение судебной защиты прав и свобод гражданина.

Норма, согласно которой судью можно без согласия ВСП задержать или взять под стражу «во время или сразу же после совершения тяжкого или особо тяжкого преступления», может привести к тому, что судью задержат, если его решение не будет совпадать с видением правоохранителей. Им достаточно будет формально оценить его решение как заведомо неправосудное.

А вот председатель Верховного Суда Ярослав Романюк считает, что формулировки 19 оснований для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности настолько размыты, что сохраняется возможность совершать расправу над судьями.

К слову, еще до голосования в ВР он выражал опасение, что концентрация полномочий по обеспечению жизнедеятельности судебной системы в двух органах — Высшей квалификационной комиссии и Высшем совете правосудия — создает основания для возможного политического влияния на их функционирование, поскольку представительство самих судей в них будет немногим более половины.

Хотя некоторые юристы указывают на недоработки в обоих документах, а судьи недовольны тем, что их будут назначать по конкурсу (не исключаются ситуации, когда политические силы попытаются сформировать кадровый состав судов под себя), в целом судебная система вернулась к трем уровням (первая инстанция, апелляция и Верховный Суд), которая действовала до 2002 года, что должно положительно сказаться на качестве правосудия. А вот с гегемонией адвокатов надо будет что-то делать.

В заключение отметим, что глава Минюста Павел Петренко уже заявил, что в ближайшее время уволят около тысячи судей, которых назначали во времена Виктора Януковича. 800 должностей уже освободилось, скоро на них объявят конкурсы.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Третейские суды в Украине: история и современность

В действующем законе «О третейских судах» до сих пор присутствуют нормы,...

Облога облгазів

Чому держава і далі дозволяє безоплатно використовувати власні газорозподільні...

Ларчик Кубива

Межведомственная комиссия под председательством вице-премьер- министра...

Новая льгота для работодателей

Взял на работу участника АТО — получи налоговую льготу

Экономика бессильна, если коррупция системна

Вернуть деньги экс-президента можно и на основании имеющихся

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка