Очарование налоговых оазисов Европы: почему буксуют реформы

№23(822) 9 -- 15 июня 2017 г. 07 Июня 2017 0

Финансовый кризис 2008 г. не только сказался на состоянии и объеме глобальной экономики (так, показатели производительности труда и уровня занятости в 2014 г. в странах ОЭСР снизились на 5,5%), но и вынудил мировых лидеров пересмотреть прежние позиции в дебатах, посвященных финансам, банковскому бизнесу и благосостоянию в целом. Организация экономического сотрудничества и развития.

По словам генерального секретаря ОЭСР Анхеля Гурриа, миллиарды долларов, принадлежащих налогоплательщикам, выделены на оказание помощи крупнейшим банкам и корпорациям мира: и нынешнее положение дел, когда «налоги платит только средний класс, малые и средние предприятия, а транснациональные компании и владельцы крупных частных капиталов вообще ничего не платят», стало окончательно «неприемлемым с политической точки зрения».

В 2009 г. лидеры G-20 в ходе бесславного саммита в Питтсбурге признали: настало время «завершения эры безответственности» в глобальной системе налогообложения. Тогда они пообещали «предпринять необходимые меры в отношении не готовых к сотрудничеству юрисдикций, в том числе налоговых оазисов». Чуть позже в том же году в G-20 заявили — «с эрой банковской секретности покончено».

Судя по всему, практики корпоративного ухода от уплаты налогов заявленные перемены не коснулись. Принятый США в 2010 г. закон о налоговой дисциплине в отношении иностранных счетов (FATCA), обязывающий иностранные банки подавать информацию о зарубежных активах американских граждан, вполне мог бы стать признаком завершения эпохи банковских схем с анонимными счетами.

Но регулярно бушующие скандалы (в т. ч. «люксембургские утечки» 2014 г. и «панамские бумаги» 2016 г.) убедительно демонстрируют: самые состоятельные люди планеты все так же активно используют существующие в корпоративном налоговом законодательстве пробелы для переброски средств по всему миру и сокрытия от налоговиков наличных доходов.

Упомянутые утечки подтолкнули европейские (в частности) страны к ускорению темпов налоговых реформ. Речь идет о санкциях в отношении внесенных в черные списки налоговых оазисов с чрезмерно «льготными» режимами налогообложения. Это правило должно вступить в силу в конце 2017 г.

Рассматривается и более радикальное предложение о введении так называемой консолидированной базы единого корпоративного налогообложения (CCCTB). Ее практическое внедрение сформирует единый для ЕС режим налоговых ставок, нацеленный на ликвидацию практики переноса прибыли, активно используемой такими корпорациями, как Google и Apple, чтобы не платить налоги в Европе. Они просто переводят полученную прибыль в юрисдикции с низким уровнем налогообложения — например, в Ирландию или Люксембург.

Тревожный сигнал

Несмотря на недавно достигнутый прогресс, европейское движение за справедливость в вопросах налогообложения сталкивается с сопротивлением нового рода. 8 апреля министры финансов 28 государств Европы собрались на Мальте для обсуждения «большей степени определенности в вопросах налогообложения». В переводе с делового новояза на обычный язык речь шла о том, как притормозить налоговую реформу. Главы европейских финансовых ведомств призывали друг друга к поддержке только «постепенных изменений» континентального налогового законодательства, с тем чтобы избежать принятия новых регуляторных актов «радикального и разрушительного» характера.

Некоторые законодатели восприняли подобный призыв к более «эффективной» и «определенной» системе налогообложения как крайне тревожный сигнал. «Мальтийцы намерены перейти в наступление, чтобы переломить ход ведущихся в ЕС дебатов о налогах, — уверен Свен Гайголд, член комитета по экономической и монетарной политике Европарламента. — Нет сомнений в недовольстве, исходящем от множества корпораций, переменами международного климата в сфере налогообложения, и Мальта стремится сберечь свою бизнес-модель налогового оазиса для крупных предприятий».

Один из брюссельских чиновников, присутствовавших на мальтийских сборах, на условиях анонимности сообщил: сложилось впечатление, что призывы ряда стран к определенности в вопросах налогообложения явно не соответствуют выбранному ранее вектору общеевропейской налоговой реформы. «Немецкая делегация справедливо отметила — предложить бизнесу идеальную определенность в налогах просто невозможно, — рассказал чиновник. — Немцы старательно предупреждали — идею четкой определенности налоговых правил для бизнеса ни в коем случае не следует превращать в ширму, позволяющую и далее эксплуатировать практику нечестных налоговых льгот».

Бесчисленные пробелы

Обеспечение справедливой политики налогообложения корпораций в Европе издавна сопряжено с немалыми сложностями. Дело в том, что несколько европейских государств (Бельгия, Люксембург и Нидерланды) по сути и сами являются налоговыми оазисами.

Налоговая политика этих стран ежегодно приносит им чистую прибыль, исчисляемую сотнями миллионов: в ущерб остальным европейским юрисдикциям с высокими тарифами для корпораций они предлагают конкурентоспособные низкие ставки корпоративного налогообложения.

Мальта — еще один налоговый рай — пользуется у транснациональных корпораций незавидным имиджем исключительно административной юрисдикции с чрезвычайно удобным налоговым кодексом. В свежем отчете, подготовленном экспертом по бухгалтерскому учету и налогообложению Школы бизнеса Университета Ноттингема по заказу Европарламента, сообщается: за счет налоговых поступлений от транснациональных компаний, учредивших на острове номинальные дочерние структуры, Мальта в 2015 г. получила около $262 млн. чистой прибыли. При этом объем налогового кредита, предоставленного этим предприятиям Мальтой в том же году, составил почти $4,6 млрд. Иными словами, речь идет о $4,6 млрд. налоговых поступлений, недополученных правительствами стран Европы и мира.

И хотя Европа действительно провела немалое количество реформ, предложенных ОЭСР и направленных на ликвидацию методик переноса прибыли, все говорит о том, что и реформированные законы изобилуют пробелами.

Что касается налогообложения корпоративных «дочек», открытых в странах, подобных Мальте, принятая в 2016 г. в ЕС директива о предотвращении уклонения от уплаты налогов требует облагать налогом прибыль, переведенную в юрисдикцию с низкими ставками в том случае, если база налогообложения в такой юрисдикции составляет менее 40% от ставок, действующих в родной для корпорации юрисдикции.

К примеру: штаб-квартира компании находится в Болгарии, где ставка корпоративного налога составляет 10%. Затем компания переводит прибыль в дочернюю структуру, зарегистрированную на территории другой европейской страны. В итоге компания будет обязана платить болгарские ставки на прибыль дочернего предприятия только в том случае, если его прибыль в другой юрисдикции облагалась налогами по ставке менее 4% (т. е. 40% от 10%).

По мнению критиков существующей системы, установленная планка в 40% слишком низка: она не позволяет компенсировать утраченные налоговые поступления и при этом стимулирует дальнейшее снижение ставок корпоративных налогов ради привлечения в страны транснациональных корпораций.

«Схема «40%» служит для государств — членов ЕС стимулом к снижению собственных налоговых ставок, чтобы избежать обложения дочерних предприятий налогами в третьих странах», — поясняет Гайголд.

Наиболее очевидной и действенной панацеей от общеевропейской лоскутной сети налоговых оазисов станет внедрение CCCTB — консолидированной базы единого корпоративного налогообложения. Такой налоговый режим дает возможность привести объем налоговой нагрузки компании в соответствие с ее реальной экономической активностью в конкретной юрисдикции (с учетом стоимости ее материальных активов, количества персонала и объема продаж в определенной стране).

Максимальные потери от введения CCCTB понесут юрисдикции, выступающие в роли своеобразных почтовых ящиков (Люксембург и Мальта), ведь официально показанная там прибыль существенно превышает уровень истинной экономической активности предприятий в этих странах.

Пробуксовка реформ

Вот почему столь амбициозные реформы, как внедрение консолидированной базы единого корпоративного налогообложения, сталкиваются с рядом серьезнейших препятствий. Речь идет и о внутреннем сопротивлении со стороны налоговых оазисов вроде Мальты. Особенно явно это заметно сегодня, поскольку Мальта занимает весьма авторитетный пост президента Совета Европейского Союза.

Данная роль обеспечивает страну солидным влиянием на процессы разработки европейского законодательства в 2017 г.: по мнению некоторых брюссельских законодателей, президентство Мальты таит в себе неизбежный конфликт интересов, когда речь заходит о принятии CCCTB и законов против отмывания средств.

Мальта тем временем опровергает подобные претензии, уверяя, что ее «уникальная» система налогообложения корпораций полностью соответствует духу и букве европейского налогового законодательства.

Председательствующий на апрельской встрече на Мальте министр финансов страны Эдвард Шиклуна в заключительном выступлении настаивал — данное неформальное мероприятие не следует рассматривать как попытку вставить палку в колеса европейского проекта по ужесточению налоговых законов.

Но при этом он подчеркнул: пришло время проявлять реализм — как минимум в ответ на угрозу снижения корпоративных налоговых ставок в Великобритании. Как известно, британский премьер-министр Тереза Мэй предлагает снизить планку корпоративных ставок до 10% (это минимальный тариф в странах «большой двадцатки») ради привлечения бизнеса в страну после завершения переговорного процесса о выходе из ЕС.

Такое решение создаст заведомо проигрышное положение для остальных европейских государств — особенно если они будут излишне усердствовать в продвижении амбициозного проекта налоговой реформы, заявил мальтийский министр. За закрытыми дверями мальтийского мероприятия его слова были встречены гулом одобрения, а громче всех звучали голоса представителей Люксембурга.

Судя по всему, министры стран ЕС готовы нажать на тормоз в ожидании завершения переговоров по Brexit (а этот процесс растянется на два ближайших года) и реализации Дональдом Трампом обещанных им налоговых реформ.

А вот сторонники справедливых налогов считают такую паузу лишь попыткой сохранения статус-кво — во благо сильных и зажиточных мира сего. «Если правительства недополучают налоги, за это в итоге расплачиваются рядовые граждане: школы и больницы остаются без финансирования, а общество без качественных жизненно важных услуг. При этом наращивание прибыли за счет льготного корпоративного налогообложения приносит выгоду состоятельным акционерам компаний. В итоге разрыв между богатыми и бедными только увеличивается», — отмечают аналитики Oxfam.

Популярность евроскептицизма и популизма на континенте растет. На этом фоне сохранение статус-кво в вопросе реформы налоговой системы лишь усугубляет репутацию ЕС как элитарной и оторванной от реальности структуры.

Ее лидер — Жан-Клод Юнкер — несет ответственность за создание хорошо известных и излишне льготных люксембургских схем налоговых оазисов. Опубликованная в этом году WikiLeaks дипломатическая переписка позволяет оценить, как именно он курировал европейскую налоговую реформу, занимая при этом пост премьер-министра Люксембурга.

Все это усиливает подозрения относительно европейского проекта, нежизнеспособного и зависимого от капризов мировой экономики — системы, бесповоротно настроенной на то, чтобы приносить выгоду лишь элитам.

Статья опубликована в Foreign Affairs. © Council on Foreign Relations // Tribune News Services.

*Организация экономического сотрудничества и развития.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...



Рутинизация на фоне экономизации

Позиции Киева и Берлина сближаются — причем в наиболее выгодной для Украины форме

«Птичьи права» и до Варшавы доведут

В феврале в Евросоюзе прошла первая забастовка украинских рабочих

К чему приведет Францию победа Макрона?

У Марин Ле Пен шансы на успех невысоки, но впереди выборы депутатов Национального...

ЕС и эмиграция: проблема утечки мозгов из Центральной...

В Брюсселе считают ограничения на свободу перемещений явлением недопустимым

Загрузка...
Загрузка...

Путь популиста: голландским Трампом Вилдерс не...

Очередные выборы и очередной националист-исламофоб с броской шевелюрой цвета соломы

Незавидное будущее Европы: в дебрях политики жесткой...

Многие правительства уже подошли к перспективе отказа от евро гораздо ближе, чем это...

Без політичного порно, проте з агентами Кремля

Намір Трампа повернути виробництва на територію США може призвести до втрати 1,6...

Авторитаризм в Македонии: как одолеть Груевского

Именно македонцы распространяли дезинформацию о Хиллари Клинтон

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка