Беларусь очень бы хотела, чтобы ее независимость гарантировал Китай

№29—30(827) 14—20 июля 2017 г. 12 Июля 2017 1 3.5

Беларусь, несмотря на соседство с Украиной, остается одной из самых мифологизированных стран. Как правило, несколько распространенных штампов о ней доминируют не только в среде обывателей, но нередко — и в верхах. Все это не позволяет политикам вести трезвую и эффективную работу с таким непростым соседом. Аналитический доклад Украинского института будущего (УИБ), посвященный Беларуси, закрывает ряд лакун и предлагает некоторые любопытные модели эффективного развития отношений с этим государством.

Как ни странно, но о Беларуси в Украине говорят либо крайне плохо, либо очень хорошо. В одном случае вспоминают тесные союзнические отношения с Кремлем и авторитарный режим, в другом — противостояние этого самого режима и Москвы, вечные газовые и нефтяные войны. Ностальгирующие по СССР пенсионеры еще могут припомнить штамп о качественных продуктах, хороших дорогах и великолепном социальном обеспечении — воображая себе у соседей некий заповедник советского режима.

Все это, конечно, лишь вредит полному восприятию реальной картины. Авторы доклада — директор политических программ Украинского института будущего Юрий Романенко, эксперт Игорь Тишкевич, главный аналитик Беларусского института стратегических исследований Денис Мельянцов, руководитель Центра стратегических и внешнеполитических исследований Арсен Сивицкий — предложили взглянуть на Беларусь несколько глубже. «2000» приводят здесь те краткие выдержки из обширного документа, которые посвящены прежде всего возможностям, открывающимся перед Украиной.

Чего хочет правитель

Здесь нужно признать, что не все распространенные штампы однозначно неверны. Взгляд на Беларусь как на «бензоколонку РФ», которая живет за счет нефтепереработки и дальнейшего реэкспорта энергоносителей, получаемых сравнительно дешево из России, вполне оправдан. Такая «паразитическая» конфигурация экономики — главная причина системного кризиса в стране и главный стержень, на который нанизываются политические решения.

Особо следует отметить одну из ключевых мыслей доклада: конфликт Киева и Москвы крайне выгоден Минску.

«Дальнейшее развитие событий, агрессия, введение санкций против России, паралич системы реагирования на кризисы в Европе — все это лишь расширило поле возможностей для Минска».

Окружение Лукашенко прекрасно понимает, что сырьевая экономика отходит в прошлое. Уменьшение цен на нефть вкупе с падением экспорта в Украину (а это грандиозная доля пирога) привели к существенному падению ВВП страны. Минску прежде всего нужны деньги и технологии для радикальной модернизации промышленности и открытый выход на западные рынки.

В этой связи крайне любопытно взглянуть на правительственные документы Беларуси: «Программу социально-экономического устойчивого развития до 2030 года», «Программу социально-экономического развития до 2020 года» и «Комплекс мер по реализации программы «Социально-экономического развития до 2020 года».

Как отмечается в докладе УИБ, «суть всех документов в намерении провести структурные изменения в экономике и перейти к 2030 г. к так называемой «экономике знаний»... Примечательно, что в качестве приоритетов не названы ключевые экспортные отрасли — нефтепереработка и производство калийных удобрений. Еще одна особенность — малое количество упоминаний России, Таможенного союза и ЕАЭС.

Развитию отношений с Китаем посвящено намного больше внимания (и места)».

Китайский вопрос

В деле налаживания практичного сотрудничества с таким мощным глобальным игроком, как КНР, Минску удалось достигнуть завидных успехов — нам есть чему поучиться у Лукашенко.

Попытки наладить не декларативное, а реальное сотрудничество предпринимались давно. Было и несколько провалов — как, например, в реализации громко анонсированного технопарка «Великий Камень», который должен был быть реализован еще в 2010 г. В результате Лукашенко решил отправить в КНР послом одного из доверенных лиц из своего окружения — советника по экономическим вопросам Кирилла Рудых. В результате страны подписали договор о стратегическом доверительном партнерстве, а Китай не только участвует в создании новых технопарков на белорусской территории, но и дает заказы военно-промышленному комплексу страны — на ракетные и зенитно-ракетные комплексы.

Беларусь всеми силами хотела бы привлечь на свои площадки китайские госкорпорации. При этом экономика здесь должна стать своего рода заложником политики. Известно, что КНР жестко защищает инвестиции своих госкомпаний. И это должно стать неким стабилизирующим фактором в регионе, а совместные технопарки — обеспечить независимость Беларуси.

Конечно, это сильно упрощенная схема. В реальности рынок Беларуси для КНР ничтожен, и Пекин никогда не пойдет на конфликт с Москвой из-за столь малого куска пирога. Но, как отмечается в докладе, Китаем «Беларусь рассматривается как территория производства товаров, услуг для европейского и регионального рынков», своего рода трамплин в ЕС — поэтому и недооценивать значение этого фактора не стоит.

Думается, что Украине в этой связи стоит рассматривать Минск не как конкурента в борьбе за внимание и ресурсы КНР, который может отнять (и уже отнимает) у нас те проекты, которые могли бы быть реализованы на нашей территории. А как партнера: нам чрезвычайно выгодно, чтобы китайских компаний в Беларуси было как можно больше: это позволило бы подключиться к процессу миграции китайских и совместных производственных мощностей к границам ЕС, участвовать в создании сложных технологических цепочек и соответствовало бы и нашим политическим интересам.

Давайте дадим им нефтяную соску!

Это придется повторять еще не раз, но главная проблема Беларуси — зависимость от российской нефти. Мощная нефтеперерабатывающая промышленность не может остановиться — это вызовет коллапс всей экономики.

Для Украины — это хороший шанс поучаствовать в создании альтернативы.

Главная схема — поставка иранской и азербайджанской нефти в порты Украины (тем более что «Белнефтехим» имеет право на разработку нефтяных полей) с последующей транспортировкой в Беларусь.

«Данная схема чрезвычайно выгодна Украине и Беларуси, поскольку позволяет комплексно решить несколько задач, — пишут эксперты. — Во-первых, уменьшается критическая зависимость от России для обеих государств.

Во-вторых, Украина получает возможность загружать простаивающую инфраструктуру нефтепровода Одесса—Броды, что даст дополнительные отчисления в бюджет.

В-третьих, Украина может получать нефтепродукты по более низкой цене, оплачивая Беларуси только ее переработку по давальческой схеме, что может уменьшить конечную стоимость нефтепродуктов в полтора раза.

В-четвертых, Украина и Беларусь могут создать СП, которые будут сбывать нефтепродукты, переработанные на Мозырском НПЗ, на рынках Европейского Союза».

Пока слишком рано судить о реальных перспективах такого сотрудничества, но здесь подготовительная работа — в отличие от многих других направлений — действительно видна.

В марте 2017 г. «Укртранснафта» завершила заполнение нефтепровода технологической нефтью, чтобы начать поставки из Одессы на Броды. В конце мая было подписано соглашение о сотрудничестве и взаимодействии для эффективного использования системы магистральных нефтепроводов «Дружба» на участке «Мозырь—Броды» между ОАО «Гомель-транснефть Дружба» и ПАО «Укртранснафта».

Есть еще один крайне интересный инфраструктурный проект — портовый комплекс в селе Нижние Жары: Беларусь сможет пускать нефтеналивные баржи от НПЗ в Мозыре с нефтепродуктами в Украину (правда, для этого нужно провести дноуглубление от Киева до границы с Беларусью).

Возможен ли развод с Москвой?

Следует сразу же отметить, что все противоречия, которые возникают между Минском и Москвой, при любом реалистичном сценарии не могут привести к открытому разрыву — просто потому, что Беларусь продолжает находиться в критической зависимости от России по поставкам нефти и газа. Однако Минск всеми силами будет стремиться ослабить контроль Москвы до комфортного для себя уровня.

Как отмечают авторы доклада, «социологические исследования 2014 и 2015 гг. показали, что, несмотря на доброжелательное отношение к РФ, лишь около 7% населения Беларуси позитивно воспринимает идею объединения двух стран. А от 17 до 24% (по разным данным) готово оказывать вооруженное сопротивление (хотя, опять-таки, мы хорошо понимаем, что декларация «оказывать сопротивление» не означает, что такое сопротивление может быть оказано в реальности)».

С помощью ряда регуляторных решений Беларусь сознательно уменьшила свою привлекательность для российских инвесторов. На пути российского капитала ставятся преграды во всех отраслях. Например, за счет продажи бывших колхозов к началу 2016 г. 7,7% юридических лиц в сельском хозяйстве Беларуси полностью либо частично принадлежали иностранцам. Но, как отмечают докладчики, «предпочтение вновь отдавалось покупателям из любых стран, кроме Российской Федерации».

Самостоятельные маневры Минска и попытки уменьшить зависимость от РФ вызывают серьезное сопротивление в Кремле. Но здесь надо отметить одно важное наблюдение экспертов: «в отличие от Украины в Беларуси не было структурно оформленных и мощных пророссийских движений. На рубеже 2010—2013 гг. Лукашенко провел своеобразную чистку даже в местных органах управления — лишились должностей сразу несколько чиновников, возглавлявших пророссийские НПО».

Эта деятельность Лукашенко вызвала, возможно, одну из самых тайных «тихих войн» современности. «С 2014 г. активизируются попытки создания пророссийских НПО и групп, в этот раз под прикрытием РПЦ. В ответ Беларусь проводит несколько информационных операций на внутреннем и внешнем поле:

— с 2013 г. идет так называемая «мягкая беларусизация» — смещение акцентов в беларуской идентичности. В стране проводятся праздники вышиванки, в учебники возвращается история государственности от Полоцкого княжества и Великого княжества Литовского. Государство вводит в «идеологический оборот» знаковые места и даты. Как, например, места расстрелов во время репрессий, памятники участникам антироссийских восстаний 19 века и т. д.

...В июле 2016 г. вступила в силу новая военная доктрина, обогатившаяся комплексом мероприятий против «гибридной войны», особенности которой изучались и анализировались на примере российско-украинского конфликта.

Очевидно, что официальный Минск примерил на себя действия России в Украине и хочет быть готовым к любому сценарию развития событий. Отсюда — рекордное количество проверок боеготовности военных частей, а также учения Вооруженных сил, пограничных войск и войск территориальной обороны».

Но не стоит переоценивать значение этих знаков.

Речь, по всей видимости, идет о попытках Лукашенко выстроить систему, которая не позволила бы российским партнерам разыграть сценарий смены лидера в Минске, — и не более. Критическую экономическую зависимость Беларуси от РФ в обозримом будущем преодолеть невозможно — ведь она колеблется от 48 до 60% внешней торговли. Другая же проблема состоит в том, что, по мнению экспертов УИБ, «кроме геополитической лояльности и военного союза, беларускому руководству, по большому счету, нечего предложить России в обмен на экономическую помощь». А это очень тревожный признак для Украины.

Как пишет Юрий Романенко, «в целом в Киеве должны осознать, что Александр Лукашенко, независимо от того, что он думает и как относится к России на самом деле, не будет идти против Москвы, поскольку это будет самоубийством и приведет к фатальным для Беларуси последствиям.

Поэтому Украина должна критично относиться к тому, что говорит Александр Григорьевич и не строить иллюзии, что Беларусь вдруг бросится в объятия Киева, чтобы «насолить Путину» и «построить новое Великое княжество Литовское». Украина не может компенсировать Беларуси потери в случае такого бегства от России».

Вакансия адвоката

Украинская дипломатия, судя по всему, чрезвычайно пассивна в беларуском вопросе. Между тем для нашей страны здесь все же есть очень перспективная ниша.

Доклад констатирует: «Во внешней политике Беларусь традиционно пытается найти страны-адвокаты в диалоге с Евросоюзом. Такими государствами отчасти являются Украина (которая чрезвычайно сильно зависит от поставок беларуских нефтепродуктов, частично комплектующих для автопрома) и Грузия.

В самом Евросоюзе до 2010 г. подобную функцию выполняли Великобритания, Литва, Латвия. Но отношения с Соединенным Королевством после 2010 г. были чрезвычайно холодными...

Литва, которая последовательно выступала за диалог с Республикой Беларусь, стала менее активна после начала строительства «Беларуской АЭС». Вильнюс выражает обеспокоенность экологическими рисками, но вместе с тем намеревался строить собственную АЭС (Висагинскую) в 85 км от беларуской площадки...

Поэтому на начальном этапе работы по нормализации отношений с ЕС Беларусь опиралась на авторитет Ватикана, позицию Италии, Австрии, Латвии, Венгрии. В 2015 г. после первых успехов (в частности, проведения президентских выборов) наметилась тенденция улучшения отношений с Германией и Великобританией. В отношениях с Соединенными Штатами сдвиг наметился в 2015 г., когда Беларусь продемонстрировала готовность реализовывать конкретные проекты, несмотря на политические разногласия.

Например, продать противотанковые комплексы сирийской оппозиции, дать гарантии расширения сотрудничества с Украиной вплоть до создания СП по производству в том числе военной техники и т. д.».

Эксперты признают, что сегодня официальный Минск достиг потолка в отношениях с Западом: «Минск ждет от ЕС существенных компенсаций за внутреннюю либерализацию и за позицию по Украине, но ЕС пока не готов к такому темпу... Брюссельская бюрократия не готова учитывать интересы третьих стран при переговорах, что отражено и в обновленной Европейской политике соседства... США слабо заинтересованы в быстром улучшении отношений с Беларусью, которая их интересует в основном в контексте безопасности Украины и противостояния с Россией».

И в этой конфигурации, безусловно, лежит большой шанс Украины. Выступая, с одной стороны, лоббистом интересов Беларуси на международной арене, а с другой — предлагая свою проблематику официальному Минску для демонстрации лояльности Лукашенко Западу, можно выиграть очень многое. Например, можно серьезно модернизировать площадку Минского процесса, сделав ее намного более комфортной для Киева.

Есть еще одна недооцененная точка контакта: Беларусь выступает против федерализации Украины, поскольку справедливо опасается критической дестабилизации ситуации. К сожалению, эту позицию нашей дипломатии не удалось поднять на поверхность и использовать в полной мере. Как, впрочем, не видно и других осознанных и ярких движений нашего дипкорпуса в беларуском направлении.

Беларуская угроза

Один из самых пессимистических и провокативных сценариев — использование РФ своего контингента в Беларуси для силового давления на Украину.

Эксперты отмечают, что в приграничной зоне имеется ряд признаков, очень сходных с теми, которые протекали на Донбассе в 2014-м.

«Используя фактор «янтарных республик» в Полесье, Россия может использовать дырявую границу Украины с Беларусью для того, чтобы перебрасывать в район Олевска или Сарн провокаторов и боевиков. Мы уже сегодня наблюдаем попытки раскачать ситуацию в Ровно посредством педалирования янтарной темы. Пока что эти попытки блокируются силовыми органами, но наличие социальной и экономической базы для волнений на почве добычи янтаря в украинском Полесье — объективная реальность.

Игнорирование этого фактора создает риски повторения ситуации в духе захвата Славянска в апреле 2014 г. «военным реконструктором» Игорем Гиркиным. Напомним, что тогда Гиркин с тридцатью головорезами захватил стратегически важный пункт, спровоцировав эскалацию боевых действий на Донбассе.

Для России такой вариант «разжижения» и последующего разложения украинского государства посредством технологии «гибридных восстаний» с использованием территории Беларуси в качестве площадки «подскока» является дешевой и эффективной формой реализации своих интересов.

Не менее важно, что аналогичный дискурс, но в отношении Беларуси, т. е. ее дестабилизации РБ с территории Украины с помощью «вооруженных радикалов», разворачивается как в российских, так и в беларуских СМИ.

Достаточно вспомнить, что 21 марта президент Беларуси Александр Лукашенко сделал заявление, что на территории Украины, Литвы и Польши готовят вооруженных боевиков, десятки которых были задержаны правоохранительными органами Республики Беларусь».

Украина должна незамедлительно решить вопросы своей северной границы — и в первую очередь за счет наведения порядка на собственных территориях, где вооруженные банды «янтароискателей» создали настоящие преступные анклавы, в которых государство не имеет никакой власти.

Пора раскрасить серость

Политика Украины в отношении северного соседа кажется вялой, безвольной, тусклой. Насколько такое впечатление разделяется экспертами?

Доклад утверждает: «Пределы возможного Украины определяет отсутствие политических субъектов, которые могут сформировать и поддерживать долгосрочную стратегию в отношении как Беларуси, так и любой другой страны.

Постоянная кадровая чехарда в Киеве и отсутствие у руководства страны сколько-нибудь осознанного понимания траектории движения украинского государства нивелируют попытку реализации какой-либо продуманной стратегии на этапе ее разработки и запуска. Поэтому единственное, что остается в этой ситуации, — продолжать ту линию маленьких, прагматичных шагов ко взаимной выгоде обоих государств».

Пожалуй, последняя фраза — главное, с чем очень хотелось бы не согласиться в масштабном документе. Серия маленьких прагматичных шагов очень важна, но она ни в коем случае не должна оставаться «единственным, что остается». Официальному Киеву давным-давно надо отказаться от пассивной роли, научиться активной игре и использовать свой потенциал и интересы партнеров и соседей для серьезных качественных прорывов — как экономических, так и внешнеполитических.

Кстати

В деле административного облегчения ведения бизнеса Украине еще очень далеко до «северной диктатуры».

Так, регистрация собственности у нас требует до семи процедур, которые занимают в среднем 23 дня. В Беларуси это две процедуры и три дня.

Семь налоговых платежей требуют 176 часов в год на обслуживание в Беларуси. А пять платежей в Украине отрывают 355 рабочих часов.

Время на прохождение таможенного и пограничного контроля при экспорте товаров: 5 и 26 часов не в пользу Украины. При импорте показатель становится просто чудовищным — 4 и 168 часов.

Справка «2000». Украинский институт будущего — независимый аналитический центр, учрежденный в 2016 г. Основные направления работы: международная и внутренняя политика; национальная безопасность и оборона; экономика; правоохранительная и судебная системы; образование; инфраструктура. Объявленная главная цель — содействие успешной модернизации Украины.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Знай наших ксенофобов

Украинское телевидение вновь перепело "Нашу Рашу", но с учетом реалий — больше всех...

Волкер встретится с Сурковым в Минске для обсуждения...

На повестке дня этой встречи будет стоять рассмотрение дальнейших шагов по Украине

Определены время и место встречи Волкера и Суркова

Предполагают, что стороны обсудят выполнение Минских соглашений и скандал с...

Декларация сближения с «Джавелинами»

России предложат пойти на уступки, которые позволят ей сохранить лицо, но сделают...

Загрузка...

Популисты Германии жалуются на притеснения

«Альтернатива для Германии» (AfD) на ближайших выборах имеет все шансы пройти в...

Волк из Пхеньяна, или КНДР Инкорпорейтед

Ким однозначно увязывает вопрос сохранения собственной легитимности со способностью...

Индия: два юбилея в один день

15 августа в Украинском доме проходили торжества, организованные посольством Индии

Научим китайских гвардейцев — и поучимся у них

Делегация Нацгвардии во главе с командующим Юрием Аллеровым посетила страну с целью...

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Александр
23 Июля 2017, Александр

Меня удивляет почему наш УИБ волнуется о транспортировке нефти в Мозырь. Но не интересует, почему в Украине стоят нефтеперерерабатывающие заводы в Надворной и Дрогобыче, в Херсноне , Одессе.Запуск этих заводов мог помочь украинскому машиностроению в Сумах, Черновцах, Коростене. Почему из 6 НПЗ работает только Кременчуг. Почему в Беларусе освоили производство всех видов бензина Евро. А Украине покупает его из Мозыря.

- 4 +

Получить ссылку для клиента
Блоги

Авторские колонки

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка