Кто такой Нарендра Моди

№15(815) 14 -- 20 апреля 2017 г. 12 Апреля 2017 0

Нарендра Моди всегда был одновременно и реформатором, и индуистским националистом

19 марта невысокий человек с выбритой головой, облаченный в оранжевые монашеские одеяния, был приведен к присяге и занял пост главного министра индийского штата Уттар-Прадеш — крупнейшего региона Индии, по численности населения дающего фору России.

Тут недавно завершились выборы в местную законодательную ассамблею, а партия премьер-министра Моди BJP получила 312 из 403 мест, обеспечив себя подавляющим большинством мандатов. За минувшие четыре десятилетия подобного результата не удавалось добиться ни одной партии.

Йоги Адитьянатх — именно так зовут монаха в оранжевых одеждах — верховный жрец монашеского ордена, функционирующего на северо-востоке Индии, и ярый апологет индуистского национализма. На роль руководителя правительства штата Уттар-Прадеш его выбрал Нарендра Моди.

Назначение религиозного лидера главой правительства штата — беспрецедентный для индийской политики случай. Партия BJP нередко задействовала индуистских священнослужителей в мобилизационных кампаниях, но, как правило, этим людям не доверяли должности в исполнительной ветви власти. Есть, правда, и исключение: индуистская монахиня Ума Бхарти — член кабинета министров в правительстве Моди, а в период с 2003-го по 2004 г. — главный министр штата Мадхья-Прадеш. Но в отличие от Адитьянатха Бхарти никогда не возглавляла религиозную организацию.

Индийские газеты с величайшим изумлением отреагировали на заявление партии BJP о назначении Адитьянатха: удивило не только прошлое главного министра, но и время, выбранное для такого решения. Дело в том, что выборы в Уттар-Прадеш стали первыми региональными состязаниями политиков с ноября 2016 г., когда правительство Моди объявило об изъятии из обращения крупных денежных купюр ради обуздания незаконных финансовых операций.

Судя по всему, победа BJP в штате говорит о популярности в обществе проведенной Моди реформы. Сам премьер-министр излучал оптимизм: выступая в Дели, он заявил, что прошедшие выборы ознаменовали зарю эпохи новой Индии — государства, в котором граждане голосуют за развитие, без учета кастовой и национальной принадлежности.

Так почему же Моди при этом отдал должность главного министра человеку, создававшему себе имя посредством националистической политики экстремистского толка? Адитьянатх основал молодежную индуистскую группировку, активно принимавшую участие в индо-мусульманских бунтах, бушующих с 2002 г. в Горакхпуре и соседних районах. Его лично обвиняли в разжигании насилия. Под его руководством развивалось движение, призывавшее индийских мусульман покинуть страну.

Он заявлял о поддержке введенного президентом США Дональдом Трампом запрета на въезд в Америку жителей нескольких стран с доминирующим мусульманским населением, утверждая, что Индии требуются подобные ограничения. Короче говоря, этот человек представляет маргинес откровенно экстремистского движения.

А Моди действовал так, словно ничего этого не замечал. «Развитие — вот наша единственная цель, наш единственный мотив», — заявил он в Tвиттере после посещения церемонии вступления Адитьянатха в должность.

Несоответствие слов поступкам подтолкнуло наблюдателей к лихорадочному поиску истинной политической цели Моди. «Кто он — подлинный реформатор, прежде всего озабоченный созданием рабочих мест, в которых так нуждается страна, или же заявления о развитии, активно распространяемые премьер-министром и его высшими чиновниками посредством непрерывного потока лозунгов, речей и комментариев в Tвиттере, это лишь прикрытие для хиндутвна — идеологии, основанной на представлении об Индии как об исключительно индуистском государстве?» — вопрошает автор статьи в Time.

В ходе предвыборной кампании Моди в 2014 г. некоторые комментаторы отмечали, что его взгляды на индуистский национализм стали более умеренными и в большей степени соответствуют характерному для индийской политики явлению — «сбалансированному центризму». Выступление премьер-министра в связи с победой партии BJP в Уттар-Прадеш, на первый взгляд, подтверждает эту гипотезу. На самом же деле Моди всегда был одновременно и реформатором, и индуистским националистом. И эти ипостаси одной личности и есть ингредиенты основы его привлекательности для избирателей.

Реакция и свобода

Достаточно вспомнить самое первое заявление Моди о реформе экономики. Он стал известен в период с 2001-го по 2004 г., руководя правительством штата Гуджарат, — благодаря модели экономического роста, внедренной в этом штате. Она предусматривала искоренение бюрократии, ликвидацию коррупции и раздачу земли представителям частного сектора на условиях концессии. В 2014 г., завоевав пост премьер-министра, Моди пошел еще дальше, занявшись не только наведением порядка в индийской экономике, но и ее полной трансформацией.

Самый амбициозный из его планов предусматривает перевод экономики Индии на безналичные рельсы ради решения самых разных проблем — от ликвидации коррупции и кумовства до предоставления гражданам полного доступа к финансовым услугам и программам социального обеспечения. Можно долго спорить о сути реформаторской политики Моди: модель штата Гуджарат, к примеру, регулярно критикуют за то, что экономический рост рассматривается в ее контексте как нечто более приоритетное, чем развитие личности. Его действия на посту премьер-министра подвергаются критике и за то, что правительству не удается создать достаточное количество рабочих мест. Тем не менее с уверенностью можно утверждать: Моди действительно проводит реформы, и эти его проекты полностью укладываются в канву избранной им для себя политической идентичности.

В ипостаси индуиста-националиста путь Моди столь же последователен. Годы становления личности он провел в «Союзе добровольных слуг родины» (RSS) — материнской структуре, руководящей сетью индуистских националистических дочерних подразделений. Кроме того, RSS — еще и материнская структура партии BJP.

В 1971 г. 21-летний Моди становится pracharak — одним из членов когорты давших обет безбрачия индуистов, работающих исключительно на союз RSS. Затем в статусе pracharak и по рекомендации RSS он вступает в BJP. В 1990 г. на тот момент глава партии BJP Л.К. Адвани объявляет паломнический поход Ram Rath Yatra через всю страну, призывая сограждан к уничтожению мечети в расположенном на севере Индии городе Айодхья ради возведения на ее руинах индуистского храма. Моди занимается обеспечением старта этого паломнического похода в Гуджарате.

В 2001 г. Нарендра Моди получает пост главного министра Гуджарата — все еще как представитель союза RSS. Годом позже в этом штате (в период работы его правительства) вспыхивает самый мощный за десятилетие бунт в Индии. Гибнет свыше 1000 человек — преимущественно мусульман. Правительство Моди тогда обвиняли в сговоре с бунтовщиками. Правда, в 2012 г. следственная группа, собранная Верховным судом Индии, заявила об отсутствии доказательств его участия в бунте.

По итогам избирательной кампании на парламентских выборах 2014 г. Моди приходит к власти, а партия BJP продолжает эксплуатировать тему религиозного раскола — как только в этом возникает необходимость. К примеру, в Уттар-Прадеш BJP сколотила неплохой политический капитал на местных бунтах, что позволило ей записать в свой актив голоса индуистов.

Избирательная кампания BJP в 2017 г. в равной степени была нацелена на защиту прав индуистов и на проведение реформ. «Если в селении выделяется земля под кладбище, необходимо выделить участок и для кремации», — заявил Моди в середине февраля на одном из митингов, напомнив о различиях в похоронных обрядах мусульман и индуистов. «Если электричество подается в Рамадан, его следует обеспечивать и в праздник Дивали. Дискриминация на базе веры или кастовой принадлежности недопустима». Эти слова всеми расцениваются как заигрывание с индуистами под ширмой заявлений о недопустимости дискриминации.

В одном флаконе — пакетная стратегия

Призывы партии BJP к проведению реформ экономики и сохранению индуистской идентичности отличает нечто новое: их синхронность. В прежние времена партия традиционно выбирала что-то одно — индуистский национализм или экономические реформы — и никогда не выступала сразу с двумя лозунгами.

Например, на парламентских выборах 1991 г. партия BJP благодаря кампании, построенной на индуистской националистической идеологии, сумела расширить электоральную базу практически в 2 раза — с 11% до 20% голосов.

Тем не менее для безоговорочной победы этого было явно недостаточно. А потому в последующие годы BJP начала акцентировать внимание на важности адекватной системы управления государством, несколько игнорируя вопросы веры. Но возможности и этого подхода к наращиванию электоральной поддержки оказались достаточно ограниченными: на выборах 2009 г. партия набрала лишь 19% голосов. И только в 2014 г. избранная Моди стратегия сочетания реформаторских лозунгов с идеями индуистского национализма позволила расширить электоральную базу BJP до 31%.

У эффективности такой пакетной стратегии есть по крайней мере две причины.

Во-первых, она обеспечивает BJP более широким спектром потенциальных сторонников. Программа союза RSS импонировала индуистским националистам, а масса членов BJP не имела опыта работы в RSS, но стремилась вывести партию в лидеры политической жизни страны. Моди удавалось удовлетворять запросы обеих групп поддержки.

Во-вторых, ведение кампании на основе двух лозунгов сразу — национализм и реформаторство — обеспечивало определенную страховку на будущее: если с проведением реформ возникнут сложности, у партии есть возможность вернуться исключительно к националистическим лозунгам (и наоборот). С этой точки зрения, назначение Адитьянатха выглядит абсолютно оправданным решением: это обещания реформ, подкрепленные безупречным авторитетом индуистского националиста.

Естественно, Моди вовсе не единственный лидер, смешивающий в одном флаконе идеи превосходства этнического большинства с экономическим реформаторством. Трамп пришел к власти в США благодаря сочетанию политики борьбы с иммигрантами с экономической идеей отрицания глобализма. Во Франции Марин Ле Пен стала одним из фаворитов президентской гонки за счет одновременных выступлений против иммигрантов и обещаний протекционизма со снижением ставок налогов.

Моди и других апологетов мажоритарного национализма объединяет один общий момент: все свои лозунги они строят на пакетной двухмерной стратегии — экономика плюс национальная идентичность, не отдавая предпочтение какому-либо одному лозунгу.

В остальных аспектах — стиль управления, занимаемые должности, обрабатываемые ими целевые группы избирателей — эти политики действуют по-разному. Моди, к примеру, ничего не имеет против экономической глобализации. И тот факт, что суть реформ премьер-министра не носит явного националистического или протекционистского окраса (в этом и состоит отличие его стратегии от платформ таких деятелей, как Трамп и Ле Пен), позволяет ему параллельно поднимать вопросы исключительно националистического характера ради укрепления собственного авторитета как индуистского националиста.

Проблема лишь в одном: как бы ни менялись акценты BJP в вопросах, связанных с экономическими и националистическими идеями, в итоге больше всех пострадают этнические и религиозные меньшинства Индии, в особенности мусульмане. Реформистская политика Моди может приносить меньшинствам определенную выгоду, но его националистические позиции таят в себе угрозу для них, погружая в состояние беспрестанной неопределенности. А учитывая, насколько изменчивы границы, отделяющие меньшинства от большинства, демократическое общество, не обеспечивающее безопасность для меньшинств, не может считаться безопасным и для любого большинства.

Данная статья — перевод материала, опубликованного Foreign Affairs 30 марта 2017 г. © Council on Foreign Relations. // Tribune News Services.

Канчен ЧАНДРА,

профессор политологии Нью-Йоркского университета, соавтор книги «Демократические династии: государство, партия и семья в современной индийской политике».

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Популисты Германии жалуются на притеснения

«Альтернатива для Германии» (AfD) на ближайших выборах имеет все шансы пройти в...

Волк из Пхеньяна, или КНДР Инкорпорейтед

Ким однозначно увязывает вопрос сохранения собственной легитимности со способностью...

Индия: два юбилея в один день

15 августа в Украинском доме проходили торжества, организованные посольством Индии

Научим китайских гвардейцев — и поучимся у них

Делегация Нацгвардии во главе с командующим Юрием Аллеровым посетила страну с целью...

Загрузка...

Инвентаризация активов

Как принести на землю Грузии долгожданный мир? Почему Пенс ничего об этом не сказал?

Пустые автобусные сиденья приняли за...террористов

Норвежские патриоты на днях стали настоящим посмешищем в сети

Смертельное переговорное оружие США

За океаном начинают летальные переговоры 

Урок Мосула

Трудно представить себе, в какое безумие вылились бы полномасштабные уличные бои в...

Днепровская Русалочка покорила аравийские пески

В посольстве Украины прошла пресс-конференция по случаю завершения сбора денег на...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Блоги

Авторские колонки

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка