Возможен ли «развод» Вашингтона и Иерусалима?

№44(794) 4 — 10 ноября 2016 г. 03 Ноября 2016 4.5

Кризис американо-израильских отношений

Сегодняшние юные американцы, в особенности либерал-демократы, уже не выступают столь же решительно в поддержку политики Израиля. Это видно на примере сенатора Берни Сандерса: американский еврей избрал вопрос защиты прав палестинцев одним из основных лозунгов своей президентской избирательной кампании // opportunitylives.com

Действительно ли американо-израильские отношения переживают период распада? Как расценивать публичные дебаты нескольких последних лет — по поводу Ирана, палестинцев и состояния израильской демократии — только лишь как очередной раунд выяснения отношений в некогда дружной семье, или же как прелюдию к окончательному разрыву? И удастся ли будущему президенту США каким-то образом залатать прорехи в отношениях между странами?

_______________________
Данная статья — перевод материала Foreign Affairs [№6, ноябрь/декабрь 2016 г.]. © Council on Foreign Relations. /Tribune News Services.

Помощь в поиске ответов на эти вопросы окажут три новые книги — каждая по-своему. Книга Дениса Росса «Обречены на успех: американо-израильские отношения от Трумэна до Обамы»1 послужит для читателя очередным напоминанием о том, что кризисами в отношениях — пусть даже весьма серьезными — уже никого не удивишь. Росс приходит к выводу: обе страны все еще прочно связаны общими ценностями и интересами, и если стороны проявят подлинное благоразумие, их партнерство вполне может процветать.

_______________________
Doomed to Succeed: The U.S.-Israel Relationship From Truman to Obama. Dennis Ross. Farrar, Straus, and Giroux, 2015. 496 pp.

Дана Эллин и Стивен Саймон («Наши разные пути: борьба за будущее американо-израильского альянса»2) подобного оптимизма не разделяют. По их мнению, мощные демографические, политические и культурные тренды — как в Израиле, так и в США — стимулируют фундаментальный пересмотр качества межгосударственных связей. С точки зрения авторов, напряженность в отношениях между президентом Бараком Обамой и премьер-министром Биньямином Нетаньяху — симптом более глубинных проблем, предвещающих серьезные осложнения в будущем.

_______________________
2
 Our Separate Ways: The Struggle for the Future of the U.S.-Israel Alliance. Dana H. Allin and Steven N. Simon. PublicAffairs, 2016. 304 pp.

Дов Ваксман, посвятивший книгу «Скандал в племени: конфликт американских евреев по поводу Израиля»3 изучению настроений в еврейской общине Америки, тоже полон сомнений. В его представлении, в еврейском сообществе США наблюдается неуклонно углубляющийся раскол, и говорить о безусловной поддержке этими людьми Израиля — или по крайней мере определенных израильских стратегий — уже не приходится.

_______________________
3
 Trouble in the Tribe: The American Jewish Conflict Over Israel. Dov Waxman. Princeton University Press, 2016. 328 pp.

Все эти обстоятельные труды позволяют составить полное впечатление об исторических, стратегических и политических истоках одного из наиболее тесных и живучих двусторонних партнерств в мире. Тем не менее прочтение книг оставляет однозначное впечатление — обстоятельства, в прошлом обеспечивавшие существование упомянутого партнерства, сегодня тоже меняются.

У Иерусалима и Вашингтона все еще есть масса общих фундаментальных интересов, но рассчитывать на то, что партнерские отношения автоматически устоят в ходе будущих испытаний, было бы наивно. При отсутствии реальных усилий обеих сторон сформировавшиеся за минувшие 8 лет расколы в отношениях при новой президентской администрации, скорее всего, лишь углубятся — причем в равной мере в ущерб Израилю и Соединенным Штатам.

Все как всегда

Денис Росс

«Обречены на успех» — детальнейший обзор американо-израильских отношений с момента основания Израиля в 1948 году. Росс, выдающийся исследователь-практик, на протяжении десятилетий играл одну из ведущих ролей в налаживании этих отношений в качестве сотрудника администраций президентов Рейгана, Буша, Клинтона и Обамы, а в период с 2009-го по 2011 г. занимал пост главного советника Обамы по ближневосточным вопросам.

Книга Росса — это научно-исторические выкладки, приправленные щедро сдобренными юмором личными воспоминаниями. Автор демонстрирует нам неизменную преемственность характера американо-израильских отношений — вне зависимости от персоналий, занимавших в тот или иной момент властные кабинеты в Иерусалиме или Вашингтоне. И действительно, сравнительный анализ общей истории двух государств навевает определенные аллюзии с «Днем сурка»: многие споры, доводы и ошибки упорно повторяются вновь и вновь. Росс приводит датированные 50—60-ми цитаты американцев и израильтян — и если подписать их иными именами, можно смело утверждать, что эти слова прозвучали в 2016 г.

Главный посыл автора таков: тем, кто непосредственно наблюдает за размолвкой администраций Обамы и Нетаньяху, происходящее кажется чем-то беспрецедентным, но в реальности это не так. Да, два нынешних лидера США и Израиля публично и скандально били горшки по поводу ядерной сделки с Ираном, израильских поселений на Западном берегу Иордана и мирного процесса в целом.

Но сравните эти перебранки с событиями давно минувших дней. В 50-е президент Эйзенхауэр откровенно унизил Израиль, вынудив отступить от Суэцкого канала, угрожая в случае неповиновения полным прекращением американской помощи и санкциями. В 70-е президента Форда настолько огорчил отказ Израиля от заключения соглашения о разводе сил на Синае, что он объявил о пересмотре американской политики в регионе, «в том числе и наших отношений с Израилем». В 80-е президент Рейган — в ответ на распространение премьер-министром Менахемом Бегином действия законов Израиля на Голанские высоты и установление там израильской администрации — приостановил отгрузку истребителей F-16 и действие только что заключенного оборонного соглашения. В итоге Бегин даже пожаловался — дескать, с Израилем обращаются, как с «вассальным государством».

В 1991 г. президент Буш заморозил предоставление Израилю кредитных гарантий на $10 млрд., чтобы надавить на Иерусалим в вопросе поселений на Западном берегу и принудить к мирным переговорам. В частных беседах Буш кипел и глубоко возмущался отказом премьер-министра Ицхака Шамира от сворачивания строительства поселений, несмотря на ранее данные, как казалось Бушу, соответствующие обещания. В 1996 г. президент Клинтон после первой встречи с Нетаньяху раздраженно поинтересовался у Росса: «Кого он, черт подери, считает сверхдержавой?» Другие свидетели этой беседы утверждают, что перед словом «сверхдержавой» Клинтон вставил откровенно непечатное словцо.

Умудренный опытом американский чиновник Роберт Гейтс однажды заметил: «Все президенты, с кем мне доводилось работать, в тот или иной момент своей карьеры приходили в такую неописуемую ярость от действий израильтян, что просто теряли дар речи».

Книга Росса развеивает немало устоявшихся мифов об американо-израильских отношениях. Автор подвергает сомнению и теорию о том, что США из-за тесного сотрудничества с Израилем утрачивают поддержку в арабском мире. По словам Росса, высокопоставленные американские чиновники регулярно говорили, что США следует дистанцироваться от Израиля, дабы не провоцировать арабов. Тем не менее, пишет автор, предсказанные ими жуткие последствия никогда не сбывались. У арабских государств есть более серьезные поводы для беспокойства (а именно, собственная безопасность и выживание), и прочность их связей с Вашингтоном в конечном итоге зависит вовсе не от американо-израильских отношений, а исключительно от национальных интересов стран арабского мира.

А под занавес Росс камня на камне не оставляет от весьма распространенного в кругах критиков Израиля мифа о том, что политику США в отношении Израиля формирует местное еврейское лобби. Да, признает он, такие группы, как Американо-израильский комитет по общественным связям AIPAC, действительно имеют немалое влияние, в особенности в конгрессе.

Но Росс указывает и на очевидный факт: в тех случаях, когда интересы США требуют действий, не приносящих никаких преференций израильскому правительству, — например, таких как продажа оружия арабам, блокирование выданных Израилю кредитных гарантий или подписание ядерного соглашения с Ираном, — американские президенты неизменно действуют так, как им необходимо. Кроме того, история доказывает, что Израиль придерживается того же принципа — например, никогда не идет на компромиссы в важнейших для себя вопросах и не жертвует ими ради сохранения отношений с США.

Доводы Росса подкреплены адекватным массивом доказательств, а продемонстрированная им степень живучести американо-израильских отношений, длящихся почти 70 лет, выглядит весьма убедительно.

В то же время, уделяя все внимание преемственности межгосударственных отношений, Росс порой преуменьшает степень опасности угроз этим отношениям. Это особенно справедливо в отношении палестинского вопроса — главного источника напряженности в двусторонних отношениях.

Демография и судьба

Дана Эллин

Стивен Саймон

Как и в книге Росса, в работе Эллина и Саймона тесно переплетается академическое с личным. Саймон вспоминает эпизоды своей карьеры в администрациях Рейгана, Буша, Клинтона и Обамы. А Эллин пишет с точки зрения американского либерала-сиониста, принимающего участие в дебатах о судьбе Израиля еще со студенческой скамьи — с конца 70-х годов прошлого столетия. Отлично информированные соавторы «Наших разных путей» рисуют детальную картину американо-израильских связей, особое внимание уделяя эволюции отношения США к Израилю.

Более всего авторов занимают происходящие на их глазах перемены — изменения, вызывающие тревогу относительно будущего двусторонних отношений. Их беспокойство спровоцировано существованием нескольких трендов — «их невозможно остановить, и ими сложно управлять». В Израиле это, в частности, неуклонный процесс правой, религиозной и антидемократической радикализации населения, зацикленного на собственной безопасности: такой тренд вполне может стать причиной отхода Израиля от Соединенных Штатов — как в культурном, так и в стратегическом плане.

Численность ультраортодоксальной части населения, или «харедим», растет быстрее, чем в остальных сегментах израильского общества и, по прогнозам, к 2030 г. увеличится с 11% почти до 20% общей численности населения. Кроме того, наблюдается и бурный прирост населения израильских поселений — не столько за счет переезда израильтян на Западный берег (хотя и это происходит), сколько за счет рождаемости в этих поселениях. За период с 1991-го по 2012 г. число жителей поселений выросло на 240% — этот показатель в 4 раза превысил темпы прироста израильского населения в целом. И сегодня на Западном берегу и в Восточном Иерусалиме проживает свыше полумиллиона израильтян.

Этот факт вызывает у многих аналитиков — в том числе у Эллина и Саймона — серьезные сомнения в сохранении актуальности формулы «два государства для двух народов». В отличие от большинства американских либералов, авторы опасаются, что Израиль, явно не планирующий отказаться от практики расширения поселений на Западном берегу, где доминирует палестинское население, в итоге трансформируется в нелиберальное государство, и от культурной общности, долгое время связывающей воедино американскую и израильскую демократии, ничего не останется.

Эллин и Саймон говорят также о наличии в Израиле и других политических перемен, отдаляющих это государство от США. В ходе израильских выборов 2015 г. партии правого толка одержали победу практически в каждом избирательном округе (за исключением Тель-Авива и Хайфы), что позволило Нетаньяху сформировать наиболее консервативную в истории страны коалицию.

На момент написания книги ситуация дополнительно усугубилась: в мае 2016 г. в состав коалиции вошла партия «Наш дом Израиль» экс-министра иностранных дел Авигдора Либермана — человека, проживающего в поселении на Западном берегу и сравнившего иранскую ядерную сделку с мюнхенским сговором.

Эллин и Саймон представляют объемный массив данных, демонстрирующих, что израильские избиратели (в особенности молодежь) все реже и реже ассоциируют Израиль с демократией и все чаще и чаще — с еврейским государством.

Сложившиеся в США тренды вызывают у Эллина и Саймона не меньшее беспокойство. Очарование Израилем, характерное для американских либералов (это объясняет, почему Эллин в юности восхищался Израилем, а Саймон в 1973 г. отправился туда волонтером), сходит на нет по мере взросления того поколения. Сегодняшние юные американцы, в особенности либерал-демократы, уже не выступают столь же решительно в поддержку политики Израиля. Это видно на примере сенатора Берни Сандерса: американский еврей избрал вопрос защиты прав палестинцев одним из основных лозунгов своей президентской избирательной кампании.

В течение какого-то времени противовесом постепенному «разочарованию либералов» служило представление об Израиле как о стратегическом активе. Оно было особенно популярно в среде американских правых сил. Но, по мнению авторов, даже этот прежде незыблемый довод уже выглядит откровенно слабым.

Несмотря на то, что Израиль все еще остается ценным партнером на Ближнем Востоке в вопросах обороны и разведки, «сложно представить себе сценарий, при котором Израиль станет оказывать Америке помощь в демонстрации ее мощи или в достижении американских целей в регионе». Авторы приходят к выводу: если не предпринимать никаких радикальных действий ради спасения межгосударственных отношений, Израиль и США очень скоро будут походить на «неблагополучную супружескую чету в браке без любви, неизбежно приближающуюся к разводу».

Утрата поддержки

Дов Ваксман

Несмотря на узкую направленность работы Ваксмана «Скандал в племени», его аргументация убедительно подкрепляет доводы Эллина и Саймона. Политолог Северо-Западного университета изучает место и роль Израиля в жизни еврейского сообщества Америки. Главный вывод однозначен: эпоха безусловной и безоговорочной поддержки Израиля канула в Лету.

Хронологию эволюции представления американских евреев об Израиле Ваксман отслеживает в рамках тех же исторических событий, о которых пишут Росс, Эллин и Саймон. Период с 1967-го по 1977 г. автор считает «золотой эрой поддержки Израиля евреями Америки». В те годы еврейская община, говоря словами историка Стивена Розенталя, считала Израиль «объектом светского поклонения» и неизменно была готова оказывать ему всемерную политическую поддержку. Тем не менее впоследствии, особенно на протяжении последнего десятилетия, политические перемены в Израиле и США спровоцировали раскол в среде американских евреев. Вопрос поддержки Израиля, некогда служивший источником единства еврейской общины, уже стал фактором, провоцирующим разногласия.

Естественно, преувеличивать не стоит. Американо-израильский комитет по общественным связям, несомненно, остается в глазах американских евреев самой мощной и влиятельной политической силой. Он все так же решительно настроен на оказание Израилю безграничной американской поддержки, в том числе и в отношении политики нынешнего правительства страны. Ваксман детально описывает процесс трансформации комитета из малочисленной лоббистской группы со скромным штатом в независимую общенациональную организацию, насчитывающую свыше 100 000 членов, регулярно выплачивающих взносы, сотни сотрудников, солидное количество обеспеченных доноров. Рост доходов комитета — с $14,5 млн. в 2000-м до $70 млн. в 2013 г. — вряд ли можно считать свидетельством ослабевающей поддержки Израиля евреями Америки.

Однако Ваксман описывает и зарождение другой, альтернативной точки зрения американских евреев. В числе ее выразителей — организации Americans for Peace Now и J Street. При этом J Street называет себя «политическим приютом для американцев, выступающих за Израиль и за мир».

С момента основания в 2008 г. J Street успела вырасти из крошечной структуры в реального игрока в Вашингтоне: в штате организации с годовым бюджетом в $8 млн. числятся 65 человек, а наличие мощного департамента по сбору средств позволяет неуклонно наращивать собственное влияние на исход выборов в конгресс США. Американо-израильский комитет по общественным связям утрачивает монополию в качестве единственного выразителя политической воли американских евреев, выступающих в поддержку Израиля. Кроме того, в еврейской общине все сильнее заметен раскол относительно того, что именно следует понимать под «поддержкой Израиля».

Ваксман приходит в итоге к выводу: если Израиль хочет сохранить поддержку евреев Америки, ему следует пересмотреть политику. Книгу автор завершает резким предупреждением: «Неуклонно растущее число американских евреев — на сегодня даже большинство — недовольны обращением Израиля с палестинцами и искренне сомневаются, что Израилю удастся сохраниться в качестве демократического еврейского государства, если Тель-Авив и далее будет пытаться править палестинцами на Западном берегу и в восточном Иерусалиме... Они столкнулись с пугающей их перспективой трансформации Израиля в далекое от либеральных ценностей государство, все более изолированное от международного сообщества. Если подобные прогнозы будут сбываться, многие либерально настроенные американские евреи, особенно молодежь, с отчаянием — и даже с отвращением — отвернутся от Израиля».

Психотерапия для супружеских пар

Возможно ли спасти эти отношения? Росс предлагает несколько полезных советов. Признавая перемены демографического и политического характера в США, он рекомендует израильтянам и их сторонникам непосредственно выходить на контакт с общинами американских меньшинств, а также избегать политизации отношений — поступать так, как сделал Нетаньяху, спланировав свое выступление по Ирану в конгрессе так, чтобы там присутствовали только республиканцы.

Росс также призывает их «вернуть на должную высоту израильские демократические ценности» и положить в кнессете конец попыткам правых сил, направленным на удушение правозащитного движения и дискриминацию арабских граждан. «Менее всего Израилю сегодня нужно, чтобы кто-то ставил под сомнение демократическую сущность этого государства», — справедливо отмечает Росс.

Эллин и Саймон — в отличие от Росса — предлагают более решительные действия. Они призывают США рассматривать вопрос мирного урегулирования лишь как один из компонентов большой сделки, предусматривающей заключение «оборонного соглашения, по которому Израиль окажется под полной защитой США, под американским ядерным зонтиком — однозначно и официально».

Подобные амбиции достойны восхищения, но представить себе, как Израиль идет на болезненные уступки в территориальном вопросе и сфере безопасности в обмен на гарантии защиты, которых он не просит (и в которые явно не поверит), крайне сложно.

Кроме того, реализовать на практике такое межгосударственное оборонное соглашение будет практически невозможно. Несмотря на то, что гарантии, подобные заверениям НАТО, действительно сдерживают традиционных агрессоров, пока неясно, какую пользу они могут принести в сдерживании главных угроз безопасности Израиля — ракетных ударов группировки Хезболла, практики похищений и убийств боевиками ХАМАС и поножовщины в исполнении палестинцев.

Ваксман предпочитает анализировать, а не раздавать советы. Но и у него есть рекомендация для израильтян: «Израильскому руководству, в особенности премьер-министру Нетаньяху, следует пересмотреть повестку дня и включить в нее задачу по максимально быстрому становлению Палестинского государства. В противном случае о поддержке Израиля американскими евреями, особенно неортодоксальными, неизбежно придется забыть».

Многие израильтяне (несомненно, в первую очередь израильское правительство), скорее всего, отвергнут эти и другие рекомендации. В конце концов, если бы необходимые шаги были простыми и популярными в народе, Израиль бы уже давным-давно их предпринял. Но и игнорирование демографических, политических и культурных перемен, обсуждаемых во всех трех книгах, станет опасной беспечностью в период великой геополитической смуты в регионе.

Если правительства и народы Израиля и США откажутся от практики совместного обсуждения палестинского вопроса или темы сдерживания Ирана, если новое поколение государственных руководителей не будет ощущать той культурной и политической связи между странами, которая прекрасно знакома прежним поколениям, то узы между двумя странами окончательно ослабнут.

Вероятно, нам уже не избежать происходящих в отношениях структурных изменений, но ими вполне можно управлять. И грядущие президентские выборы в США обеспечивают возможность начать отношения с чистого листа. Лидерам обеих стран придется определиться, насколько ценны для них эти отношения, и понять, готовы ли они совершить определенные шаги (пусть и политически болезненные) ради их сохранения.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка