Деньги — это боеприпасы контрповстанческой борьбы

№1(5), январь — март 2015 г. 10 Апреля 2015 1 2

Дебальцево сегодня //Рейтер

Самый быстрый способ проиграть — перестать экономически поддерживать спорные территории

Украине всегда недоставало такого важнейшего государственного навыка, как умение обобщать и использовать опыт других стран, попавших в критическое положение. Один из самых интересных примеров предлагает нам история Кипра — страны, успешно выживающей под тяжелейшими ударами судьбы.

О том, какой опыт островного государства может пригодиться для переосмысления Украине, в эксклюзивном интервью для «2000» рассказал Рикос МАПОУРИДЕС, председатель комитета по правовым вопросам Палаты представителей Республики Кипр.

Рикос Мапоуридес пишет о себе: «Я родился в Никосии 14 июля 1959 г. Я от природы незрячий человек, поэтому обучался в школе для слепых в Никосии до третьего класса, а затем продолжил обучение в лицее Акрополи, завершив его в июне 1976 г.

Я изучал право в Афинском университете, а диплом юриста получил в 1981 г. Затем вернулся на Кипр, где работал юристом-стажером в офисе генерального прокурора.

Примерно 3 года я проработал в крупной юридической компании в Никосии, а в 1985 г. открыл собственную юридическую фирму. Закрыл ее в июле 1990 г., поскольку тогда получил назначение в Юридическую службу республики, где и прослужил до 2012 г. В отставку ушел с должности старшего советника республики. С тех пор у меня работает собственная юридическая фирма.

В 2011 г. — кандидат от партии Демократическое движение, с 2013 г. —член парламента.

В разные времена я писал колонки для многих национальных газет, посвященные вопросам политической философии, выступал с лекциями на тему философии права. Принимал активное участие в деятельности нескольких неправительственных организаций, занимавшихся главным образом решением вопросов мобильности для пациентов-инвалидов. В свободное время обожаю готовить. Я счастливый отец двух дочерей — Дафны и Леды».

Принципы стоят проблем

— Г-н Мапоуридес, в 2013 г. Республика Кипр пережила тяжелейший финансовый и банковский кризис, но стране удалось избежать нерегулируемого дефолта. Конечно, состояние нынешней Украины и причина ее текущего кризиса совсем иные — но может ли наше государство извлечь некие универсальные уроки из опыта ваших управленцев? Чему мы могли бы научиться у Кипра?

— Наша страна с 2011 г. пребывает в состоянии глубокой рецессии, но руководство систематически игнорирует данную проблему. И это первый жизненно важный урок, который следует извлечь из опыта нашего государства: действовать необходимо на самой ранней стадии любого кризиса — экономического или какого-либо другого.

Из-за этих временных задержек Кипру пришлось согласовать со своими партнерами по ЕС с одной стороны и с Европейским центральным банком и с Европейской комиссией, а также с МВФ — с другой запуск ряда структурных реформ для максимально скорейшего достижения определенных бюджетных целей.

Тем не менее принятие конкретных решений в равной мере шокировало и киприотов, и иностранных инвесторов. «Стрижка» незастрахованных депозитов банка, находящегося на санации, и банка, принявшего на себя обязательства Кипрского народного банка, стала весьма горьким лекарством. Несмотря на то что эти события изначально были восприняты негативно, только время покажет — было это решение правильным или нет.

А потому из опыта Кипра следует извлечь еще и следующие уроки — добиваться помощи от партнеров по ЕС, согласовать решительную стратегию восстановления, быстро и неуклонно следовать этой стратегии. Факт глобализации нашего мира говорит о том, что мы редко имеем возможность достичь чего-либо без поддержки со стороны союзников и партнеров и без координации действий.

— Сегодняшнее украинское правительство пытается спасти банковскую систему страны за счет масштабных займов, привлекаемых преимущественно у МВФ. Кипр пытался сделать нечто подобное, воспользовавшись в 2011 г. масштабным кредитом РФ. Но, например, Кипрский народный банк (Cyprus Popular Bank) это не спасло. Считаете ли вы погружение в долговую яму неизбежным для экономик, попавших в тяжелый кризис?

— Кипр на самом деле взял кредит у РФ, но его использование нельзя считать достаточно эффективным. Переговоры по условиям этого займа велись ненадлежащим образом. Это был краткосрочный кредит на 2 млрд. евро — на 4 года с изнуряющей процентной ставкой в 4,5%. С самого начала было очевидно, что обслуживать его не получится.

Тем временем по мере приближения марта 2013 г. и момента закрытия банка Европейский центральный банк выделил даже больший объем средств Кипрскому народному банку в форме программы экстренной кредитной помощи ELA. По сути эта сумма составляла почти 50% ВВП страны. Все это в итоге привело к решению о «стрижке» депозитов, принятому в марте 2013 г. Стране и ее банковской системе необходимо было избежать масштабных рисков, сопряженных с кредитованием.

Оглядываясь назад, так сказать, ретроспективно, Кипрский народный банк следовало признать неплатежеспособным еще раньше, что позволило бы избежать вливания в него огромных сумм в форме ELA (emergency liquidity assistance — программа экстренной поддержки ликвидности, или кредитной помощи. Данный механизм широко применяет Европейский центральный банк для помощи странам еврозоны, находящимся в критическом положении. Как правило, кредиты в рамках ELA выдаются банкам под более высокий процент, чем стандартные займы, и риски по ним несет страна-получатель.Авт.) и 1,8 млрд. евро в виде помощи от правительства для рекапитализации этого учреждения.

Наша страна все еще по уши в долгах, но на текущий момент главная проблема кроется в проблемных кредитах. На мой взгляд, суть проблемы в том, что государства, банки, предприятия и домашние хозяйства в равной мере не могут добиваться прогресса и процветания без доступа к кредитам, но заемные средства следует расходовать мудро и аккуратно.

— Весной 2014 г. вы были, кажется, единственным парламентарием, который проголосовал против призыва к правительству (которое поддержало санкции ЕС против РФ, вызванные аннексией Крыма) сохранить невзирая ни на что отношения с официальной Москвой. Означает ли это, что в информационном поле республики российские деньги весят больше, чем вклад ЕС? Насколько противоборство этих векторов негативно влияет на политическую культуру Кипра? Могут ли небольшие страны, став полем противоборства больших держав, выиграть от такого положения?

— В принципе любую дискуссию на данную тему следует вести никак не на основе стремления получить выгоду или краткосрочные финансовые стимулы. При этом важно понимать, что многие российские фирмы работают на Кипре, они чрезвычайно активно инвестировали средства в сильно пострадавший сектор недвижимости. К нам прибывает огромное количество туристов, а поток поставок аграрной продукции в Россию тоже очень велик.

Я считаю крайне важным, особенно для стран с такими политическими проблемами, как у Кипра, политику отстаивания своих принципов в сфере международных отношений, даже если такая позиция чревата серьезными проблемами для жизненно важных секторов экономики.

В то время я лично говорил о том, что доверяю правительству одновременно решать вопрос о роли нашей страны в ЕС и налаживать отношения с Россией, поскольку опасения относительно вероятности голосования против России на Генеральной ассамблее ООН были преувеличены. Даже российский посол заявил, что со стороны Кипра разумным решением было бы последовать за европейскими партнерами, одновременно оказывая поддержку в разрешении кризиса в отношениях с Россией с помощью мирных инструментов. Важно отметить и то, что правительство Кипра на Генассамблее ООН встало на сторону Украины.

— Только в 2013 г. наш парламент ратифицировал соглашение, позволяющее уйти еще от советского договора, который делал Кипр защищенной налоговой гаванью для украинских денег. Стало ли на острове заметно, что соглашение работает? В общественном сознании украинцев Кипр, увы, так и остается черной дырой, где олигархи прячут свои миллиарды. Получила ли экономика вашей страны выгоды из-за бегства капитала из Украины и РФ на Кипр, вызванного военным конфликтом?

— Конвенция между правительствами Республики Кипр и Украины об избежании двойного налогообложения и предупреждении уклонений в отношении налогов на доходы вступила в силу 1 января 2014 г., заменив Конвенцию 1982 г. об избежании двойного налогообложения доходов и собственности (договор, заключенный между Кипром и СССР).

Данная конвенция распространяется на налоги, начисляемые на доходы (в том числе на доходы от отчуждения движимой и недвижимой собственности). В случае с Украиной конвенция распространяется только на налоги на корпоративные или личные доходы, а вот в случае с Кипром она также покрывает так называемый налог на оборону и налог на доходы от прироста капитала — помимо вышеупомянутых двух видов налога.

Тем не менее с 2013 г. в стране введен ряд жестких нормативных требований. Государство пытается создать гарантии того, чтобы средства, находящиеся на депозитах в кипрских банках, были получены только в результате легальных заработков, с них были уплачены налоги в соответствии со всеми законами, а их происхождение зафиксировано (и его можно было бы отследить).

Если не считать бегства вложений, спровоцированного «стрижкой» депозитов, в объемах притока или оттока капитала на протяжении прошлого года (что можно было бы связать с кризисом в отношениях между Россией и Украиной) никаких существенных изменений не произошло.

Я верю в то, что упомянутая конвенция будет действовать и далее, а любой отход украинского правительства от соблюдения ее положений негативно скажется на обеих подписавших ее сторонах.

Миротворцы консервируют трагедии

— Действия украинских властей демонстрируют, что они питают немалую надежду затушить конфликт с помощью международных миротворцев. Опыт Кипра показывает, что миротворцы, введенные на остров еще в 1964 г., оказались не способны остановить эскалацию конфликта и трагедию разделения. Видите ли вы плюсы от появления голубых касок на Донбассе?

— Во время затяжного периода, когда конфликт на Кипре пребывал в замороженном состоянии, миротворцы помогли нормализовать повседневную жизнь людей. Тем не менее их присутствие не имело серьезного значения в деле предотвращения конфликта и установления мира.

С 1964 г. роль миротворцев изредка сводилась к усилению позиций в буферной зоне между двумя общинами, где турецкие военные часто нарушали ее режим в ходе вторжений. Опыт Кипра, кстати, тоже все еще возлагающего слишком большие надежды на роль миротворцев, в данном случае можно назвать позитивным с натяжкой — когда речь идет о предотвращении дальнейшей эскалации конфликта. При этом, к сожалению, их присутствие лишь закрепило всю трагедию разделения острова.

— Оказывают ли влияние на общественные настроения киприотов (по отношению к украинскому кризису) неизбежные параллели с историей вашего острова: вооруженная экспансия могущественного соседа, слабость международных институтов и т. д.?

— В настоящее время Украина переживает исторические моменты, схожие с теми, что ранее переживал Кипр. Примечательно, что Турция передала Великобритании контроль над Кипром в обмен на поддержку позиции британцев на Берлинском конгрессе, состоявшемся после русско-турецкой войны 1877—1878 гг.

Кипр сильно пострадал от агрессивного соседа, постоянно и систематически разжигавшего волнения, организовывавшего, обучавшего, вооружавшего и финансировавшего жестоких повстанцев-террористов, которые выступили против единства государства и против мира между двумя общинами. В период с 1963-го по 1974 г. Кипру не удавалось наладить эффективную борьбу с вооруженными повстанцами и избежать формирования сепаратистских настроений. Это повстанческое движение вымостило путь к полноценному вооруженному вторжению на остров в 1974 г.

То, что происходило на Кипре в 60-е и 70-е годы, отчасти напоминает современные события в Украине. На основании этого могу посоветовать: не поддавайтесь искушению ответить насилием и возмездием. Не допускайте вспышек насилия между гражданами и в отношении граждан. Государство обязано пытаться обеспечивать (там, где это возможно) безопасность и стабильность, оказывать медицинские услуги и даже предоставлять гуманитарную помощь (и это особенно важно) спорным районам или регионам, населенным членами оппозиции.

В такой ситуации живущим там людям не придется пытаться заполнить пустующую нишу, в которой нет правительства, с помощью иностранных держав или каких-то временных государств. У Украины тем не менее есть нечто важное, чего не было у Кипра в 70-е годы. Огромное количество государств региона и всего мира поддерживают Украину — они готовы оказывать ей помощь по целому ряду вопросов.

Украине не следует стесняться просить поддержки в виде помощи — финансовой, военной или гуманитарной. Самое главное — помнить, что «деньги — это боеприпасы контрповстанческой борьбы», как говорил генерал армии США Дэвид Петреус.

Этот аспект особенно важен, когда пытаешься завоевать сердца и умы людей. Все сказанное подводит нас к теме финансовых вопросов, с которой мы начали наше общение. В этом деле Украине следует не колеблясь просить у международных партнеров из ЕС и США помощи.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

В борьбе обретешь ты имя свое?

Как вы считаете смогут ли жители Кузнецовска сделать то, чего не сумели добиться...

Идут болельщики — салют Златану!

В Стокгольме рядом со стадионом «Френдс Арена» будет установлен памятник...

Троллейбус прощения

Исполком Тернопольского городского совета принял решение, что в течение трех дней...

Сидеть дешевле

 Как вы думаете, если бы в нашей стране наказывали нерадивых депутатов, то что бы они...

Упаковочку агрессора, пожалуйста

В Верховной Раде зарегистрирован законопроект, в котором предлагается ввести...

Она так старалась, так старалась, но...

Львовский окружной административный суд удовлетворил иск к Министерству внутренних...

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Александр Берман
11 Апреля 2015, Александр Берман

Помощь (не только денежную, но и военную) наше государство не стесняется просить и без подобных советов. А никто не советовал заняться восстановлением разрушенной майданом экономики страны? Вот только желающих помочь в этом почему-то не находится во всех государствах, которые дают кредиты. При этом прекрасно понимая, что деньги эти пойдут на войну со своим народом на Донбассе, а не на заслуженные пенсии СВОИМ пенсионерам, проживающим на Донбассе.

- 8 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка