Прорыв на выборы... избирателей

№42 (434) 17 - 23 октября 2008 г. 17 Октября 2008 0

Народ (вопреки уверениям политиков и политтехнологов) неудержимо рвется на выборы. Преодолевая судебные рогатки и юридическую казуистику партийных бонз. Сюда, к избирательным урнам, не зарастет народная тропа. И явка (опять-таки вопреки всем прогнозам) может быть традиционно высокой. И те, кто будет упорно сдерживать гражданский прорыв, могут ненароком пострадать. Похоже, нам нравится пребывать в роли источника власти. Хотя прорываться к урнам по президентскому указу (указам), оказывается, совсем не просто.

Это еще сложнее, когда указы президента могут легко и внезапно отменяться. Не особенно беспокоясь о существенных прорывах, которые остаются после этого в правовом поле. Вновь выданные указы могут отменяться наравне с указами, работающими уже не один год. При этом непонятно, что же делать после отмены указа о назначении судьи с теми делами, которые он судил в течение этого времени. Ведь если указ отменен, то все документы, подписанные им за четыре года, становятся незаконными. В правовом государстве это могло бы иметь большие и непрогнозируемые последствия. Тем более непонятно, что делать с множеством дел, находящихся в производстве суда, после внезапной ликвидации этого суда.

Указ 911, как мы и предполагали, несет в себе богатую, еще не до конца изученную символику. В известных кругах этому придается большое значение. Хотя усматриваемая в указе (начиная с номера) символика в этот раз вызывает какие-то сугубо заокеанские образы и ассоциации. От прозрачного намека на службу американского спасения до непрозрачного намека противоположного свойства — на события 9.11. От спасения нерядового Ющенко до крушения «оранжевых» близнецов.

И если ассоциативная символика (со службой американского спасения) могла (по понятным причинам) задумываться авторами указа изначально, то аналогия с загадочными до сих пор событиями (тоже заокеанскими) 11 сентября — получилась как бы сама собой. Отсюда напрашивается еще одна аналогия: то, что задумывалось в СП как операция по спасению президента вполне может закончиться крушением «оранжевых» близнецов.

Тем временем, обеспечивая работу своего указа 911, президент увольняет отдельных неугодных судей и ликвидирует целые неугодные суды. Конечно, мы понимаем, что увольнять судей и ликвидировать суды легче, чем отменять решение суда в соответствии с нормами юриспруденции и обычной практикой судопроизводства.

В процесс противостояния президента и премьера в этот раз вокруг указа о досрочном прекращении полномочий ВР вовлекаются все новые организации и институции: СНБО, суды, Высший совет юстиции, СБУ и МВД, НБУ и Министерство финансов. Орлам Гелетея противостоят орлы Луценко и пр.

Все же складывается впечатление, что резервы ЮВТ больше, чем ВАЮ. Даже если БЮТ проиграет противостояние в судах, то на этом процесс отнюдь не закончится — он просто переместится на площадку Центризбиркома, который еще никто серьезно не беспокоил. Так, по мелочи: депутаты БЮТ проверяли выполнение решение суда.

Тактика и стратегия разнояйцевых «оранжевых» близнецов в борьбе за власть абсолютно одинакова — это борьба за обладание админресурсом для использования его за пределами юридического поля. Для прорывов за пределы юридического поля. Шанс ЮВТ в том, что чем дольше удастся ей противостоять президенту и оттягивать начало досрочных парламентских выборов, тем более возрастет вероятность совмещения их с президентскими.

А интенсификация перетекания админресурса президента в админресурс премьера также будет возрастать по мере неуклонного приближения досрочных парламентских выборов к срочным президентским. Чем дальше, тем большее число чиновников и судей (из чего, собственно, и состоит админресурс) будет задумываться о своей дальнейшей судьбе.

Если же ЮВТ продержится до весны, тогда весь президентский админресурс упадет к ногам премьера, как перезрелая груша. Процесс уже пошел. Вопрос только в том, что произойдет раньше: исчерпание ресурса БЮТ или перетекание к нему всего ресурса Ющенко. К тому же, если ЮВТ удастся блокирование указа президента в течение еще одной или двух недель, то вероятность совмещения досрочных парламентских и президентских выборов приблизится к 100%.

Процесс перетекания админресурса не позволит Виктору Андреевичу оставаться единственным легитимным центром власти даже при отсутствии парламента.

Скорее наоборот — таким единственным центром почти легитимной власти вполне может остаться Кабмин во главе с ЮВТ. Для этого существует несколько вполне законных путей. Нужно учесть, что как бы ни оценивали этот факт президент и его Секретариат, действие указа на данный момент остановлено. Из чего вытекает полномочная Верховная Рада. Потому депутаты могут за это время принять все законы, которые сочтут нужными: от закона о финансировании выборов до начала процесса импичмента президента 226 голосами.

Денег на проведение кампании пока нет. Распоряжение президента Кабмину (на основании решения СНБО) выделить средства из резервного фонда, что является уголовным преступлением, помещает в эту категорию и распоряжение президента, и решение СНБО.

В таких условиях Ющенко рискует окончательно увязнуть в позиционной борьбе и судебных тяжбах, если Тимошенко будет продолжать оставаться в кресле премьера. А Янукович становится, пожалуй, реальным кандидатом на роль и. о. премьера, способным быстро разрубить гордиев узел судебных тяжб и судорожных попыток найти легитимный источник финансирования выборов. И обеспечить быстрое (пусть и не 7 декабря) проведение досрочных выборов в ВР.

В согласии Януковича мы не сомневаемся. Решится ли на этот шаг Ющенко — неизвестно. Как неизвестны и дальнейшие последствия такого шага для президента, поскольку в любом варианте досрочных парламентских выборов они неизбежно потянут за собой досрочные президентские выборы.

У ПР шансы выиграть внеочередные выборы в ВР достаточно высоки. Но после этого перед «регионалами» встанет все тот же сакраментальный вопрос: сможет ли ПР очередную (весьма вероятную) электоральную победу конвертировать во власть? А если все же сможет, то как долго они смогут эту власть удерживать?

Но, возможно, главной целью противостояния премьера и президента (в преддверии все-таки неотвратимых тотальных выборов) является отчаянная попытка переложить собственную ответственность за все годы «оранжевого» кризиса, за всю неэффективную и даже опасную политику, проводившуюся в эти годы, на плечи то ли соратников, то ли соперников. Кто их разберет!

Двойной разгон ВР за одну неполную каденцию Виктора Ющенко — это абсолютный рекорд на просторах СНГ. А за пределами ВР президент тоже много чего разогнал. Приснопамятный разгон ГАИ — с него, собственно, начинались бессмысленные и беспощадные разгоны. Бессмысленные потому, что ото всех президентских разгонов не было «никакой пользы, окромя вреда», как говаривал один литературный персонаж.

После открытия уголовного дела против судьи Окружного админсуда Киева и ликвидации президентом самого Окружного административного суда столицы ситуация в стране окончательно вышла за рамки правового поля. Все дела, находившиеся в производстве отмененного суда, и все работники суда (от председателя до уборщицы) после президентского указа повисли в воздухе на неопределенное время.

А после отмены другим судом решения президента о ликвидации неугодного Окружного административного суда была пройдена и точка возврата в правовое поле. Поскольку президент будет вынужден или расширять практику наказания неугодных судей и ликвидации судов (как это он делал и в 2007 году), добиваясь выполнения своих указов, или сворачивать эту практику. И уходить в отставку. Ведь если президент не может добиться выполнения собственного указа, то зачем нужен такой президент!

После переноса рассмотрения апелляции Секретариата стало ясно не только то, что указ президента уже невозможно будет выполнить в указанные сроки, но и то, что этот и последующие президентские указы будут только еще больше наматывать и неразрешимый без действующего парламента клубок властных противоречий. А в неправовые отношения между президентом и премьером будут втягиваться все больше людей, организаций и государственных институций.

В СП утверждают, что админсуд превысил полномочия, поскольку указ президента вправе рассматривать только Конституционный Суд.

Однако не менее авторитетные юристы считают такой подход абсолютно неверным. Например, профессор права Виктор Мусияка поясняет, что КС может определить только соответствие документа Конституции. Но если иск был «о признании указа незаконным, нарушающим права граждан», то административный суд вправе был его рассмотреть.

И аргументы Виктора Мусияки представляются нам весьма логичными и обоснованными. К тому же правительственные юристы усматривают нарушение в том, что указ не прошел контрасигнацию и не был завизирован премьером, министром юстиции и председателем Высшего административного суда. БЮТ потребовал созыва съезда судей, которые могли бы дать оценку «преступным действиям группы лиц», в числе которых соратники Тимошенко назвали «верхушку Секретариата Президента и самого президента».

Из этой грустной ситуации просматривается только один более или менее легитимный выход. Верховная Рада (которая после остановленного указа президента является полномочной) должна принять каким-то образом политическое решение об одновременных выборах ВР и президента. Затем — принять необходимые законы для обеспечения проведения парламентских и президентских выборов и назначить и. о. премьера на время проведения выборов вместо ЮВТ. После чего — все на выборы!

Сжатые сроки досрочной избирательной кампании совсем не рассчитаны на конкуренцию программ и идей, но обязательно предполагают привычный всем расчет голосов на «свой—чужой». На первый, второй и третий — остальные не в счет.

Но это имеет мало смысла при сохранении иммунитета от досрочных выборов за президентом. Тем более — при его рейтинге в пределах статистической ошибки. И так уже выбираем ВР каждый год. Сколько еще лет должно пройти, чтобы мы могли понять, что закон должен быть действительно один для всех? И для ВР, и для президента. Все на выборы!

Если же оставить президента «на хозяйстве» одного, то после неизвестно когда еще возможного выхода страны из досрочных выборов депутаты могут не найти ни президента, ни страны, которая их выбирала. А ведь понадобится еще в лучшем случае несколько месяцев на коалиционирование — по-другому не бывало.

Уже во время предыдущего разгона ВР стало ясно, что президент перестал быть конечной инстанцией при принятии важнейших решений в стране. Суды, прокуратуры, силовые ведомства разобраны между тремя главными политическими фигурантами, каждый из которых может заблокировать двух других, но не может сделать власть эффективной. И тоже не имеет права окончательного решения. Может, это было бы и неплохо, но по полю евроатлантической интеграции бродит голодный призрак не просто кризиса, но вселенского хаоса, который может быть пострашнее того самого призрака коммунизма.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

«Силы добра» забирают больше жизней украинцев, чем...

Больницы до сих пор не получили 86% лекарств по детской онкологии, оплаченных деньгами...

«России нужны не соотечественники, а гастарбайтеры»

30 июля Владимир Путин подписал закон, предусматривающий упрощенный порядок...

Андрей Ермолаев: «На грани Малой Украины»

«Донецкая региональная элита, на мой взгляд, уже осталась в истории»

Президентские бдения: Фейсбук и фейки

Ми дуже складно формулюємо думку в дописах, важко доходимо до суті. Тому нам до душі...

Леонид Кожара: «Все пять президентов добивали эту...

В Украине нет системной парламентской оппозиции. Те партии и блоки, что сидят в Раде,...

Страна пенсионного возраста

Даже если закончится война, в Украине едва ли возможен демографический взрыв

Загрузка...

Бурджанадзе: «Нынешнее правительство Грузии уже...

«Нынешнее правительство Грузии уже давно опередило Саакашвили»

Лариса Скорик: нас должно остаться 17 миллионов

«С АТО пора кончать», — эта мысль, многократно повторенная на ток-шоу и в СМИ в...

Эвакуация капитала

Украинские граждане получили безвизовый режим с ЕС, а предприниматели —...

Битвы за УБД

«Нужна страна без войны. И, кстати, без народных депутатов, которые не слышат и не...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Блоги

Авторские колонки

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка