Так и до отмены МИДа недалеко

№49–50(753) 18 — 24 декабря 2015 г. 17 Декабря 2015 5

Как действующий до недавнего времени дипломат с большим интересом прочитал статью докт. экон. наук Остапа Недутыхаты «Экономикой должны заняться дипломаты» («2000». 11—17.12.2015, В5).

Приятно осознавать, что автор (а он, видимо, не один так думает) возлагает последнюю надежду на прорыв в экономике на МИД Украины. И в этом есть резон — организационная структура министерства (посольства, представительства, консульства) охватывает все важнейшие регионы мира. Но вот методы их «стимулирования» вызывают сомнения.

Автор предлагает «...установить по каждой стране, где находится наше дипломатическое учреждение, количественные ежегодные показатели увеличения объемов отечественного экспорта в страну пребывания и инвестиций оттуда в Украину. При невыполнении установленных показателей послу и его заместителям после первого года — выговор, после второго — досрочный отзыв без права дальнейшего трудоустройства в МИД. Пора бы нашим дипучреждениям за рубежом начать помогать родной стране не только словом».

Думаю, что, используя такие методы, можно доработаться до того, что через несколько лет МИД придется упразднить.

Я глубоко убежден, что и в нынешнее непростое время главным в работе каждого посольства — наряду с политической — является его экономическая составляющая. Откройте сайт представительства Украины при ЕС, и вы убедитесь в этом. И это обусловлено не только желанием или нежеланием дипломатических представительств заниматься экономической работой.

Следует напомнить, что дипломатические представительства с момента независимости Украины занимаются продвижением национального бизнеса на внешние рынки. Но эта деятельность не была системной. За последнее время в экономической дипломатии произошли качественные изменения: переход от обслуживания преимущественно текущих интересов национальной торговли и других секторов бизнеса к управлению этими процессами на национальном уровне, а через механизм международного сотрудничества — на международном и даже на глобальном уровне.

Этот качественный переход был закреплен президентским указом «Об утверждении Положения о Министерстве иностранных дел Украины» от 6 апреля 2011 г., в котором четко определено, что развитие внешнеэкономических связей относится к сфере ответственности МИД. Помогать нашим предприятиям за рубежом, искать потенциальных инвесторов, достойно представлять в зарубежных СМИ потенциал отраслей и регионов, — все это стало прямыми обязанностями дипломатов.

Торгово-экономические миссии, которые ранее находились в двойном подчинении — МИД и Министерства экономического развития и торговли, что вызывало различного рода путаницу, были преобразованы в соответствующие экономические отделы в составе наших посольств и подчинены непосредственно внешнеполитическому ведомству.

С целью эффективного взаимодействия дипломатии и бизнеса при МИД 15 марта 2011 г. был создан Совет экспортеров, которую, согласно положениям об этом совете, возглавляет министр. В его состав входят ведущие финансово-промышленные группы, предприятия машиностроительной отрасли и агропромышленного комплекса.

Совет призван направлять свою деятельность на увеличение в структуре украинского экспорта доли продукции с инновационной составляющей, а также с высокой степенью переработки, в поддержку внедрения за рубежом отечественных технологий и реализации высокотехнологичной продукции, на содействие участия украинских предприятий в реализации масштабных инвестиционных проектов, агропромышленной продукции в других странах. Периодически проходили заседания совета. Так было по крайней мере до февральских 2014 г. событий.

Говоря об этом, я не защищаю честь мундира и далек от мысли, что в нынешних условиях МИД и его представительства за рубежом с полной отдачей занимаются экономизацией внешнеполитической деятельности. Но особо хочу обратить внимание на то, что от МИД, посольств не все зависит.

Приведу пример из собственной практики. Посольство Украины в Республике Узбекистан, где я работал советником, одновременно представляло интересы страны в Афганистане, а посол А. И. Касьяненко по совместительству являлся послом в этой стране.

При подготовке к поездке в Кабул на вручение верительных грамот были проработаны все вопросы для возможных бесед с официальными лицами страны, и среди них ведущее место занимал вопрос участия Украины в строительстве 1800-километрового трансафганского газопровода Туркменистан—Афганистан—Пакистан—Индия (ТАПИ).

Такое внимание к проекту было обусловлено тем, что президент Леонид Кучма, находившийся в весьма дружественных отношениях с ныне покойным туркменским президентом Сапармуратом Ниязовым, во время своего визита в Ашхабад получил предложение принять участие в реализации проекта строительства этого газопровода. Предложение было принято.

Предлагая Украине принять участие в столь масштабном проекте, Ниязов исходил из того, что наша страна имеет большой научный и промышленный потенциал, компании, которые обладают необходимым опытом работы по строительству подобных сооружений. И потому Украина могла бы непосредственно участвовать как в сооружении данного объекта, так и в поставках необходимой техники, машин, материалов, труб и различного оборудования для будущего газопровода, в прокладке туннелей по его маршруту, инженерно-коммуникационных сетей, строительству компрессорных станций и т. п. Это стимулировало бы развитие всех отраслей страны, связанных с реализацией столь масштабного проекта.

Учитывался и другой немаловажный фактор. Реализация проекта трансафганского газопровода могла стимулировать интеграцию всего региона в мировую экономику и привлечь крупные инвестиции, создать десятки тысяч новых рабочих мест и решить ряд социальных проблем, а в итоге — способствовать укреплению стабильности, безопасности и экономическому росту на субконтиненте.

Участие Украины в проекте, во-первых, создавало бы условия для установления более тесных партнерских связей с международными финансовыми и экономическими институтами, ведущими компаниями мира. Во-вторых, Украина выступала бы как один из соучастников мирного процесса в регионе, что положительно сказалось бы на ее международном имидже.

В октябре 2002 г. состоялось вручение верительных грамот президенту Афганистана Х. Карзаю. Вместе с послом А. И. Касьяненко на вручении грамот присутствовал и представитель украинского президента — посол по особым поручениям В. И. Нагайчук. Его задача состояла в том, чтобы донести до афганского руководителя просьбу президента Кучмы содействовать участию нашей страны в реализации этого масштабного проекта. Все это говорит о том, какое внимание тогдашнее государственное руководство уделяло участию в реализации проекта ТАПИ.

В ходе состоявшейся беседы после вручения верительных грамот обещание в содействии было получено, о чем МИД, АП и КМ Украины были проинформированы.

Посольство после аккредитации в Афганистане постоянно, а особенно после каждой поездки в Кабул (один раз в квартал) направляло в МИД, Кабинет Министров, Министерство топлива и энергетики, Союз промышленников и предпринимателей Украины, ведущие компании страны письма, аналитические и информационные материалы, в которых излагались все перипетии вокруг данного проекта, предлагались практические рекомендации и предложения для продвижения наших интересов как в этом проекте, так и в регионе в целом.

Активизировались взаимные визиты. В июле 2003 г. в Кабуле с визитом находилась правительственная делегация Украины во главе с вице-премьер министром В.А.Гайдуком, в августе того же года в Киеве пребывал министр иностранных дел Афганистана др. Абдулло Абдулло, в апреле 2004 г. в Кабул с визитом прибыл министр иностранных дел Украины К.И. Грищенко. Стороны встречались на самом высоком уровне, и вопрос участия Украины в сооружении трансафганского газопровода был одним из центральных.

В ходе переговоров афганской стороне высказывалась просьба в поддержке Украины в переговорах с государствами, через территорию которых будет прокладываться газопровод, — Туркменистаном, Пакистаном и Индией, а также перед Азиатским банком развития (АБР) в ее стремлении принять участие в строительстве отмеченного газопровода.

Посольством с целью установления и развития связей между украинскими и афганскими предпринимателями было проведено в Кабуле два бизнес-форума, вызвавшие большой интерес афганской стороны.

По инициативе и при непосредственном участии посольства был создан и зарегистрирован в Кабуле Торговый дом «Украина—Афганистан», соучредителями которого с украинской стороны стала СК «УкрАзіяБуд», с афганской — фирма «Сахеби ЛТД».

Затем интересы Украины в Афганистане представляло наше посольство в Туркменистане, а потом — в Республике Таджикистан.

Уже позднее, 12—13 сентября 2011 г., состоялся визит украинского президента Виктора Януковича в Туркменистан. В ходе его переговоров с Гурбангулы Бердымухамедовым было решено, что украинская группа компаний станет главным поставщиком труб для строящегося мегагазопровода.

И что же в итоге? 13 декабря 2014 г. в Ашхабаде прошла торжественная церемония начала строительства газопровода Туркменистан—Афганистан—Пакистан—Индия (ТАПИ). Открыл строительство транснационального газопровода президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов. В церемонии приняли участие президент Афганистана Ашраф Гани, вице-президент Индии Мохаммад Хамид Ансари и премьер-министр Пакистана Мохаммад Наваз Шариф.

К великому сожалению, среди участников церемонии открытия строительства газопровода представители Украины отсутствовали, хотя только накануне в Ашхабаде пребывал министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Геннадий Зубко. Он заявил на встрече с вице-премьерами Туркменистана Сатлыком Сатлыковым и Шамухамметом Дурдылыевым о готовности Украины к участию в строительстве газопровода ТАПИ. Но, подчеркну, такие заявления звучат с 2002 г.

В чем же дело? Ответ очевиден: «Заметим только, что вице-премьеры такие вопросы на востоке не решают. В 2010 году к туркменской стороне обратился тогдашний российский вице-премьер-министр Игорь Сечин по вопросу участия компаний РФ в строительстве ТАПИ. Туркменский МИД ответил, что «участие компаний других государств, не являющихся участниками проекта, — прерогатива стран, вовлеченных в проект». Думаю, комментарии излишни» (Александр Габуев.Туркменский газ нашел запасный выход. Газета «Коммерсантъ», №230/П (4530) от 13.12.2010).

Подчеркивая, что вице-премьеры на востоке не решают эти вопросы, имелось в виду, что говорить об этом нужно с первым лицом, и не министру Украины, а президенту. К тому же и первое лицо не решает окончательно подобный вопрос, нужно идти по всей цепочке — общаться со всеми участниками проекта. В подтверждение сказанному я привел ответ МИД Туркменистана на обращение Сечина.

Выше отмечалось, что с просьбой о содействии украинская сторона обращалась неоднократно к президенту, министру иностранных дел Афганистана, когда учасники проекта еще не были окончательно определены, ибо долго решался вопрос об Индии. Ведь газопровод должен идти туда через территорию Пакистана, отношения с которым у Индии были напряженные. Вмешались США. Еще ранее президент Кучма получил приглашение непосредственно от президента Ниязова.

К тому же интересы Украины в Афганистане от украинского посольства в Узбекистане были переданы вначале нашему посольству в Туркменистане, а затем в Республике Таджикистан. Видимо, была нарушена преемственность.

Виновато ли посольство в том, что к началу строительства газопровода позиция Украины в нем остается неопределенной, и его, по предлагаемой методике Остапа Недутыхаты, уже несколько раз необходимо было «зачистить»?

Думается, причина кроется в другом. После возвращения из загранкомандировки у меня была продолжительная беседа с Н. Я. Азаровым, который был в оппозиции к тогдашнему политическому режиму, а до этого — первым вице-премьер-министром. Выслушав меня, он спросил: «Почему мы всего этого не знали?» Представляется, в этом таится и ответ на поставленный вопрос: информация до руководства правительства в связи с его частой сменой не доходила, а застревала в столах чиновников помельче. А если и доходила, то новые чиновники, пришедшие на смену, начинали мести, как та новая метла, «по-новому».

Общей причиной такого положения является полное отсутствие исполнительской дисциплины.

В связи со сказанным считаю, что не нужно прибегать к репрессивным методам в отношении дипломатических представительств. МИД располагает организационными и кадровыми ресурсами для того, чтобы содействовать решению экономических задач, стоящих перед страной. Но это возможно лишь в совместных усилиях с экономическим блоком правительства при условии соблюдения преемственности и жесткого контроля за исполнением принятых решений.

Пользуясь случаем, хочу поздравить своих коллег с Днем украинской дипломатии 22 декабря.

Автор: Юрий ЧУГАЕНКО, докт. истор. наук, канд. экон. наук

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

В борьбе обретешь ты имя свое?

Как вы считаете смогут ли жители Кузнецовска сделать то, чего не сумели добиться...

Идут болельщики — салют Златану!

В Стокгольме рядом со стадионом «Френдс Арена» будет установлен памятник...

Троллейбус прощения

Исполком Тернопольского городского совета принял решение, что в течение трех дней...

Сидеть дешевле

 Как вы думаете, если бы в нашей стране наказывали нерадивых депутатов, то что бы они...

Упаковочку агрессора, пожалуйста

В Верховной Раде зарегистрирован законопроект, в котором предлагается ввести...

Она так старалась, так старалась, но...

Львовский окружной административный суд удовлетворил иск к Министерству внутренних...

Рыбчинский негодует, Жирков сокрушается, а театр идет...

Апологеты «Украины для украинцев» таким образом зондируют общественное мнение...

Мне досталась дурная слава?

Как вы считаете, если дорожная полиция все-таки будет создана, приобретет ли она такую...

This is the Ukrzaliznytsya

Министр инфраструктуры Владимир Омелян сообщил, что в скором времени все названия...

Не в силах насолить соседу — покарай своих

4 октября профильный комитет парламента рекомендовал ВР принять проект постановления...

Голосуйте! Сажать не будут!

О местном референдуме свободно говорят самые высокопоставленные чиновники. Как вы...

Казус Савченко

Около 1000 заключенных, освобожденных по «закону Савченко», уже совершили новые...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка