«У ООН нет «войска», но мы на него уповаем»

№7(807) 17 — 23 февраля 2017 г. 15 Февраля 2017 4.4

С начала февраля — как только Украина стала председательствовать в Совете Безопасности Организации Объединенных Наций — в стране снова начались дискуссии по поводу миротворцев ООН, которые могли бы участвовать в урегулировании конфликта на Донбассе.

И хоть председательство не дает никаких преференций в плане как бы «протолкнуть» на СовБезе нужный проект, тем не менее особый статус, что дается — пусть бы и на месяц, все равно нас немножко греет.

Куда она смотрит?

Судя по письмам читателей в редакцию, многие искренне уповают на то, что, дескать, «придет к нам ООН — и сразу воцарится мир».

Одно из таких писем — от г-на Мурадова из села Крестовка Чаплинского р-на Херсонской обл. — процитирую с небольшими сокращениями.

«...Сразу после окончания Второй мировой войны ведущими странами мира с целью недопущения повторения войн и для поддержания мира между народами, защиты прав человека была создана Организация Объединенных Наций. К сожалению, эта организация к своим обязанностям относится из ряда вон плохо, потому что за время ее существования в мире постоянно вспыхивали разрушительные, кровопролитные войны, гибли и гибнут сейчас беззащитные люди.

Об этом говорят события, происходящие в Сирии и в Украине, где третий год идет война. Почему ООН не вводит миротворческие войска в эти зоны конфликтов, почему не устанавливает мир и спокойствие?

Не пора ли за бездеятельное и халатное отношение к своим обязанностям расформировать ее? Тем более что время показало: миром правят США, Россия и Евросоюз... Поэтому человечество просит Бога, чтоб тот пробудил у лидеров сверхдержав и ЕС совесть, милосердие и сострадание к слабым государствам... Но куда смотрит ООН?..»

За последнюю неделю редакция «2000» получила немало писем, где авторы не только настаивают, что «пора к нам вводить миротворческие войска», но и сомневаются в способностях ООН в нынешних условиях — а речь не только об Украине — адекватно, оперативно и главное — действенно реагировать на конфликты.

Собственно, эти сомнения подтвердил в блиц-интервью и Сергей Шергин, доктор политических наук, профессор Дипломатической академии Украины. Он считает, что в современном мире ООН оказалась недееспособной для решения проблем, связанных даже с локальными конфликтами.

— И поскольку большая часть отечественного политикума настаивает: ООН должна ввести войска в Украину, тем паче сейчас, когда избрали нового генсека, — то, может, вы им объясните: хоть при Пан Ги Муне, хоть при экс-премьере Португалии Антониу Гутеррише есть ли шанс для Украины, что «голубые каски» придут сюда и, так сказать, «окопаются»?

— Чтобы даже гипотетически такое осуществилось, должно пройти заседание Совета Безопасности ООН. Но всем понятно, что РФ имеет право и, безусловно, им воспользуется — наложить вето. Таким образом, международные миротворческие войска не смогут быть введены в эту зону... То есть ветирование — главное препятствие. И даже если большинство стран, представленных в СовБезе, проголосуют за, но кто-то один будет против — решение не принимается.

— Но вообще-то Украине нужны миротворцы ООН, как считаете?

— Думаю, что нет. Как-то сами разберемся... Хотя войска ООН вводились в разные регионы — не такие уж значимые для международной безопасности, я имею в виду прежде всего конфликты на Африканском континенте, предполагаю, что на территорию нашего государства их не введут... А что касается неэффективности Организации Объединенных Наций как международной миротворческой институции — так это было понятно давно, задолго даже до «холодной» войны, а тем паче — сейчас.

Хронология вопроса

О миротворческих силах ООН страна говорит ровно столько, сколько длится конфликт на востоке.

Весной 2014-го, когда еще г-н Турчинов был «и. о. президента», а будущий глава государства только собирался баллотироваться на выборах, уже по разным каналам, используя любые возможности — хоть приватные, хоть официальные дипломатические, хоть через прессу — но непременно властям «большой семерки» то и дело задавался вопрос: как насчет того, чтоб ввести «каски» ООН в Украину?

В Брюсселе, в штаб-квартире НАТО, где в конце 2014-го проходила встреча глав внешнеполитических ведомств, этот вопрос я задала г-ну Уильяму Хейгу, в ту пору министру иностранных дел Великобритании. Он ответил без всяких дипломатических реверансов: «Введение миротворческих войск в Украину — маловероятный сценарий. Законной возможности для этого нет».

Спустя пару месяцев — в феврале 2015-го — СНБО по предложению президента одобрил обращение к ООН «О развертывании на территории Украины миссий по поддержанию мира и безопасности».

«Миротворцы должны стоять как вдоль линии столкновения в Донбассе, так и вдоль неконтролируемого участка российско-украинской границы», — цитировали отечественные информагентства слова секретаря СНБО г-на Турчинова. — Они должны находиться в буферной зоне... А ОБСЕ — проверять соблюдение Минских договоренностей».

В марте того же года в Раду был внесен законопроект от имени Президента Украины — «Об обращении парламента к Генеральному секретарю ООН и Совету Безопасности ООН о направлении в Украину миротворцев».

Кроме того, в марте позапрошлого года Верховная Рада официально попросила ООН и Евросоюз ввести миротворческие войска в страну.

Еще через пару месяцев, точнее — в июне 2015-го парламентарии приняли закон «О порядке допуска и условиях пребывания подразделений вооруженных сил других государств на территории Украины».

Часть депутатского корпуса — из 240 человек, поддержавших законопроект, — уверяли, что «до осені блакитні шоломи оонівців вже будуть тут!»

И поскольку «каски» не появились ни тогда, ни позже, то в 2016-м принялись «давить» на ООН с помощью нашего постоянного представителя в этой организации.

Владимир ЕльЧенко, постпред нашей страны при ООН, зимой минувшего года рассказывал «5 каналу»:

«Украина должна организовать поездку на Донбасс группы постоянных представителей стран — членов Совета Безопасности ООН, чтобы убедить их в необходимости миротворческой операции...Эта идея появилась недавно... Но мы уже поднимали вопрос миротворческой операции ООН на Донбассе на встрече с генсекретарем Пан Ги Муном... Кроме того, начали обсуждать вопрос с коллегами в СовБезе ООН, в частности, с представителями Франции, Великобритании.

Идея официально в Совете Безопасности еще не обсуждалась. Шли пробные контакты, то есть мы пытались понять: почему эта идея воспринимается без энтузиазма?..

Для начала переговоров по этой теме необходимо, чтобы секретариат ООН направил в Украину оценочную миссию, которая бы посмотрела на месте, сколько необходимо персонала, военных, какая связь, какой размер территории, где они будут стоять и множество других вопросов».

Прошел год. Новостей об оценочной миссии ООН, на которую так рассчитывал в том числе и наш МИД, что-то не слышно.

Сектор Сараево

Не так давно на очередном заседании Совета Безопасности ООН — еще до председательства там Украины — министр иностранных дел г-н Климкин заверил собравшихся, что наша держава является одной из ведущих стран в Европе, которая постоянно и беспрепятственно предоставляет свой контингент в миротворческих миссиях ООН, что намерена делать еще более активно и далее.

Некоторые представители отечественного парламента восприняли это заявление с возмущением, дескать, у нас — война, а натренированных бойцов, элиту Вооруженных Сил отправляют в Конго или там в Кот-д'Ивуар!

Думаю, на эту тему дискуссий в нынешнем году будет предостаточно: просто потому, что грядет юбилей — 25 лет назад после принятия Верховной Радой постановления № 2538-XII «Об участии батальонов Вооруженных Сил Украины в миротворческих силах Организации Объединенных Наций» первый украинский батальон, облаченный в голубые береты, вошел на территорию экс-Югославии.

Потом будут Ливан и Сьерра-Леоне, Ирак и Либерия, Афганистан и Косово...

Но первой была все-таки Босния. Подразделения 240-го отдельного специального батальона «Укрбат-1» расквартировали в бывших казармах маршала Тито, в центре Сараево.

В 1992-м никто из представителей нашего контингента ни в каких военных операциях не участвовал, поэтому к «соседям» по сектору (вся зона, где находились миротворцы ООН, была разбита на условные сектора) — бойцам из французского и египетского батальонов — относились с нескрываемым восхищением.

Я это видела, потому что была там: и в 92-м, и после — по журналистским делам — меня не раз отправляли в Сараево в командировки.

Мне выдали армейский бронежилет с титановыми пластинами весом 16 кг, в нем невозможно было не то что ходить, но даже дышать.

Некоторые новобранцы уверяли, что можно поменяться «бронниками» с французами, у которых обмундирование и легче, и моднее, и главное — с кевларовым воротником.

Правда, после одного такого обмена случился грандиозный скандал: парня, по-моему, даже «отправили на родину», что равносильно «волчьему билету».

Как лицу гражданскому мне, конечно, категорически запрещалось находиться на вверенной батальону территории. Поэтому за небольшую мзду сердобольная сотрудница ооновского офиса сделала мне липовый документ с эмблемой United National Protection Force (UNPROFOR) — защитных сил ООН.

От казарм Тито до первой линии фронта было близко, а мешки с песком, коими тщательно закладывали и стены, и окна, не особо спасали от обстрелов.

Вдали от всеслышащих и всевидящих замполитов иногда удавалось разговорить миротворцев. И на вопрос — почему они отправились на Балканы, на войну, все до единого признавались — заработать. В валюте. И это был основной аргумент.

Каждый объект, где находились наши «голубые береты», укрепляли мешками

Когда в очередной раз я уезжала в Киев, то непременно кто-то из солдат совал мне конверт и просил: «Передайте, пожалуйста, маме 20 долларов, только никому не говорите, нам нельзя иметь наличные».

Думаю, сейчас миротворцы шлют с нарочными домой побольше. Во всяком случае когда в конце 1996-го украинский контингент был передан под юрисдикцию сил SFOR, то бойцы уже просили передавать сотенные купюры.

«С точки зрения привлечения внимания...»

Когда наши парламентарии принимали воззвание к международному сообществу «ввести войска», один из представителей фракции БПП, тот, кто ожидал «блакитні шоломи до осені», уверял меня:

— Для них провести таку операцію — це максимум півроку часу! Тому наш президент і казав, що війна ось-ось закінчиться. Але ОБСЄ дає оонівцям неправдиву інформацію про нас, тобто спотворену. А так би ввели війська — й поставили б крапку! Дивіться, в Лівії змогли ж провести миротворчу операцію за кілька місяців?! А там вже конфлікт вичерпано, суспільство порозумілося!

Хотелось, конечно, сказать собеседнику, что вообще-то ООН к ливийской операции Unified Protector не имела отношения, потому что это — исключительно НАТО. Но в связи с тем, что не он один в парламенте ставит знак равенства между ооновским миротворческим контингентом и контингентом альянса, — спорить не стала.

Но вот сейчас, пользуясь случаем, попросила Владимира ХандогиЯ, президента общественной организации «Украинская ассоциация внешней политики», Чрезвычайного и Полномочного Посла Украины, который некогда был и первым секретарем Постоянного представительства СССР при ООН, а после обретения Украиной независимости представлял в этой организации интересы нашей страны, — хотя бы в двух словах — о «войсках ООН», на которые все так уповают.

— У ООН нет войск! У них есть миротворческие контингенты, которые создаются в конкретной ситуации для конкретного конфликта. А так вот, что, как говорят, какие-то «войска» взяли и куда-то полетели... Этого нет.

— Хорошо, тогда образно — силы ООН. Они нужны Украине?

— Нужна ли нам миротворческая операция? Это политический вопрос. На мой взгляд, нам необходимо более активное вовлечение ООН в урегулирование конфликта.

— Постпред Украины уже год назад говорил, что, мол, надо отправить специальную группу ооновцев на Донбасс, чтоб те собственными глазами на все посмотрели... Но те что-то не особо хотят ехать.

— Сейчас пришел новый генеральный секретарь, есть основания полагать, что он займет более активную позицию по отношению к Украине.

— То, что наша страна сейчас председательствует в СовБезе, уже дало результат. ООН приняла резолюцию по защите критической инфраструктуры от террористических атак, которую предложила Украина... Впрочем, у резолюции — не один автор, но предложили мы. И это отрадно.

— Председательство с точки зрения привлечения внимания к проблеме, в данном случае имею в виду Донбасс, — безусловно, плюс. И, думаю, в этот месяц Украина может более активно привлекать внимание международного сообщества.

— Что бы там ни говорили, но учитывая, что война длится уже скоро как три года, вероятней всего, разруливать конфликт придется самим?

— Самим — да. Но нельзя забывать, что существует множество механизмов в рамках международных организаций, прежде всего — ООН. Как правило, она приходит тогда, когда достигается соглашение между сторонами конфликта, а миссия Организации Объединенных Наций призвана гарантировать достигнутые результаты, — сказал Владимир Дмитриевич.

В принципе все собеседники из числа дипломатов, с кем за последние три года говорила о Донбассе, на вопрос: «Кто в конце концов нам поможет закончить войну?» — отвечали так, как и Владимир Хандогий, и Сергей Шергин: «Украина обязана это сделать сама».

Оно-то так, но почему же подсознательно уповаем на ООН?

И при всей ее бюрократической паутине, политической конъюнктуре и прочих «негараздах» все равно упорно считаем панацеей?

Ведь если б не считали, не было бы и соответствующих писем в редакцию.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Шелковый план для стратегических элит

Время господства монопольной западной точки зрения на единственную универсалию...

Не решительный бой. Но и не последний

Не припомню случаев, чтобы «палаточные» протестующие разошлись по домам, не...

Ірина Луценко: «Щоб зробити мир — треба мати...

У мене дві освіти — економічна й математична, тобто я тримаю в пам'яті великі...

Ирина Бережная: «Не опускайте рук! За ночью всегда...

Елена Бережная: «Я думаю, что кто-то намеренно затягивает и экспертизу, и...

Позиционеры крайне опасны!

Американское управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и...

Загрузка...

Дешевых юристов уже не будет

Изъяны системы правосудия и незащищенность человека перед произволом чиновников и...

Леонид Кожара: «В Украине создаются настоящие левые»

Сложно найти хоть одно подтверждение, что националистическая модель государства и...

Пора греться льдом

Газовые гидраты — смесь замерзшей воды и газов — грандиозный источник...

Американская клептократия: правительственная...

Во многих странах антикоррупционные комиссии оказались не просто неэффективными, а...

Биометрика как «геть від Москви»

«Для введения визового режима между Российской Федерацией и Украиной потребуется...

Джангиров: время против Минских соглашений, но и...

«Европейский» уголь из Таганрога, фактор Украины для Трампа до и после выборов и...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка