21 июня. Люстрация и американская ЛНР

22 Июня 2015 3.7

Даже после двух выходных дней главной темой для обсуждения остается скандальная отставка главы СБУ Валентина Наливайченко. Несмотря на прогнозы и обещания бывших коллег по партии, необходимое количество голосов все-таки нашлось, Наливайченко больше не руководитель силового ведомства. В том, что причиной такого резкого решения президента Петра Порошенко стал скандал с нефтебазой под Васильковом, уже ни у кого не вызывает сомнений. Наливайченко сболтнул лишнего, за что и был наказан отставкой.

Валентин Александрович решил уйти красиво, никого не виня и не упрекая, «молча стиснув зубы».

«Для меня принципиальным был и остается вопрос национальной безопасности Украины. Для меня принципиально и это за мной остается – есть представление президента, и ты должен стиснуть зубы и уйти с должности», – сказал Наливайченко.

Но, вероятно, не с пустыми руками. Информации, которую можно использовать как компромат в своих целях, у него немало. И хоть экс-глава СБУ не прокомментировал слухи о дельнейших планах уйти в политику, но отказ от предлагаемых должностей говорит о том, что у Наливайченко есть стратегия, далеко идущие замыслы, и размениваться на пост руководителя Внешней разведки он не станет.

Наливайченко — не просто СБУшник, это человек с огромной дипломатической и политической карьерой за плечами. В его досье даже есть дело о государственной измене, обвиняли его еще при бывшей власти — якобы он передавал информацию американским спецслужбам. Но власть поменялась и состава преступления как не бывало.

Из кого выбирать?

Из-за предстоящих выборов происходит много рокировок: «своих» людей снимают с одной должности, чтобы перевести на другую, например, на мэра большого города.

Верховная Рада приняла закон о местных выборах. Авторы документа – группа из пяти депутатов: Вадим Денисенко и Сергей Алексеев из Блока Петра Порошенко, Игорь Попов и Юрий Чижмарь из Радикальной партии, а также Елена Ледовских из "Народного фронта".

Согласно проекту закона, выборы депутатов сельских, поселковых советов проводятся по мажоритарной системе относительного большинства в одномандатных избирательных округах, на которые делится территория соответствующих административных единиц.

Предлагается проводить выборы депутатов Верховного совета Крыма, областных, районных, городских, районных в городах советов по пропорциональной избирательной системе по спискам местных организаций политических партий, а также их блоков с выдвижением кандидатов в территориальных избирательных округах, на которые делится многомандатный избирательный округ. Законопроектом предлагается разрешить участие в местных выборах блоков местных организаций политических партий. Выборы мэров городов с населением более 90 тыс. будут проходить по мажоритарной системе абсолютного большинства. Выборы сельских, поселковых, городских голов городов с населением менее 90 тыс. человек будут проходить по мажоритарной системе относительного большинства.

Голос избирателя считается одновременно голосом за местную организацию партии и за кандидата, выдвинутого в этом территориальном округе.

Авторы законопроекта предполагают, что благодаря этому механизму решится основная проблема мажоритарной избирательной системы – "покупка округа". Также, по мнению нардепов, благодаря открытым спискам снизится "политизация" местных выборов, так как  участие в местных выборах потребует от партий выдвижения реальных кандидатов в округах. Вместо партийных брендов люди будут голосовать за реальных людей, считают авторы. По их мнению, это улучшит кадровую ситуацию в органах местного самоуправления.

Но по факту получается, что теперь преимущество получают кандидаты из хорошо известных, раскрученных политсил, а представители новых, малознакомых избирателю партий, рискуют оказаться за избирательным барьером.

Важным вопросом остаются и должности мэров крупных городов. В кулуарах ходят слухи, что например, Партия Петра Порошенко больше не будет поддерживать Виталий Кличко на посту градоначальника Киева. А значит борьба за лакомый кусочек – столицу – развернется нешуточная.

А юго-восточные крупные города, где оппозиция пытается укрепить позиции, рискуют стать полем для ожесточенной политической игры власти и оппонентов.

Как ни крути, мы получаем те же выборы, но под другим соусом. Критики могут сказать, что не целесообразно менять систему, когда в стране идет война. Но обещанные реформы в избирательной системе так и не прошли, а значит местные выборы обернуться очередным фарсом, который будет прикрывать элементарную борьбу за «хлебные» места.

Люстрация или месть?

Люстрация — еще одна горячая тема. Венецианская комиссия собралась на заседание, чтобы сделать окончательные выводы по поводу украинского закона. Закон об очищении власти в Украине нужно доработать — вердикт окончательный, больше комиссия рассматривать не будет.

Первый раз закон о люстрации отнесли на рассмотрение комиссии еще в декабре, но тогда он был раскритикован в пух и прах и отправлен на доработку.

Полгода понадобилось Министерству юстиции, чтобы сделать работу над ошибками. Но, как оказалось, доработали не все, учли не все замечания.

«Украинская сторона учла не все наши замечания, сделанные в декабре, главное это то, что люстрация не должна заменить борьбу с коррупцией. Она не может быть альтернативой уголовному преследованию. Более того, закон ни в коем случае не должен стать инструментом мести политическим оппонентам», – заявил заместитель секретаря Венецианской комиссии Симона-Граната Менгини.

Самое главное замечание Венецианской комиссии — вину каждого нужно доказывать отдельно, а не люстрировать всех разом. Это серьезное нарушение прав человека.

Но, как утверждают сами авторы закона, они использовали модель подобного проекта других стран: Польши, Грузии. Только не учли маленький нюанс – в этих странах боролись с посткоммунистическим наследием, что к Украине никак применить нельзя.

Если говорить языком школьного учителя, то закон просто списали, забыв посмотреть на дополнительные нюансы. Украина, только ставшая на путь европейской интеграции, рискует получить тысячи исков в Европейском суде по правам человека. А украинские суды уже рассматривают уже 500 дел о законности люстрации чиновников.

Еврочиновники не хотят допускать вариант, при котором закон просто так и оставят, они надеются, что он все-таки будет доработан, поэтому уже все рекомендации направили в Конституционный суд Украины. Теперь судьба закона об очищении власти только в руках народных депутатов.

Янукович — президент

На прошлой неделе парламент лишил статуса президента Виктора Януковича. Народные избранники решили, что беглый политик не достоин высокой чести оставаться президентом пожизненно, как это гарантирует Конституция. Но протест пришел откуда не ждали. Президент Петр Порошенко направил в Конституционный Суд Украины представление, в котором просит признать неконституционным закон "О лишении Януковича звания президента Украины".

В представлении президент подчеркивает, что согласно Конституции в компетенцию парламента не входит решение вопроса о лишении звания президента Украины, поэтому Верховная Рада Украины превысила свои конституционные полномочия. При этом отмечается, что звание президента Украины охраняется законом и сохраняется за ним пожизненно, если только он не был отстранен от должности в порядке импичмента.

До этого Порошенко подписал закон, принятый Радой. Почему он это сделал, а не ветировал, например, если считает документ неконституционным, остается неясным. В Администрации Президента объяснили, что все для того, чтобы не дать шанса Януковичу реабилитироваться. «Порошенко сделал вполне очевидный юридический ход, обоснованный необходимостью быть уверенным, что в будущем этот закон не будет обжалован в суде ни в Украине, ни за рубежом», – заявил первый заместитель главы АП Виталий Ковальчук.

Тут можно рассматривать разные варианты: и провал юридической службы президента, и неуверенность в том, что президентские полномочия пятого главы государства не истекут раньше времени.

Любопытно также, каким будет вердикт Конституционного суда. Если судьи примут решение о том, что закон соответствует Основному закону (что явно не так), можно говорить о том, что давление на судей по политическим мотивам не прекратилось. Если же КС решит, что закон антиконституционный, то что последует дальше – отменят ли его? Если нет, то какой был смысл в подаче на рассмотрение, если да – то Януковичу вернут звание президента и он сможет вновь напирать на свою «легитимность»? И как в таком случае отреагируют парламентские и президентские юристы, которые пропустили законопроект? Порошенко сделал шаг, любые последствия которого нельзя трактовать как положительные, и ему придется многое объяснять, чтобы народ правильно понял.

Везде пахнет Америкой

Одиозный российский политик Владимир Жириновский поразил очередной сенсацией – оказывается, квазигосударства, которые появились на территории Украины – дело рук Америки. Именно таким образом она пытается выкачать ресурсы с Российской Федерации. В частности, он заявил, что США якобы не нужна сильная власть в Украине, а нужны множества республик по типу «ДНР» и «ЛНР», которые в свою очередь должна кормить Россия. Каким образом сюда «вписывается» заявление главы российского МИД Сергея Лаврова о влиянии Кремля на боевиков – Жириновский не уточнил.

Одиозный политик своим выступлением опроверг слова не только министра иностранных дел, но и поставил под сомнения откровения самого президента Российской Федерации, который неоднократно намекал, что Кремль имеет отношение к поставкам оружия боевикам.

«Во всем виноваты они, везде пахнет американцем, или наркотики, или оружие», – заявил Жириновский.

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка