Без Мистралей, но с деньгами

07 Августа 2015 4.7

Мистрали

Даже самые популярные сериалы когда-нибудь заканчиваются. Вот и эпопея с двумя французскими «Мистралями», построенными для России, подошла к концу. Споры о том, отдаст Париж корабли или нет, заплатит ли за них компенсацию и в каком размере, стали излюбленной темой военных экспертов (и поводом для шуток). И вот, пятого августа официальные страницы президентов РФ и Франции практически одновременно объявили о том, что стороны пришли к соглашению по вертолетоносцам и считают вопрос урегулированным.

Напомним, что контракт на поставку двух десантно-вертолетных кораблей-доков типа «Мистраль» был подписан с Парижем летом 2011 года. Сумма соглашения составляла приблизительно 1,2 млрд. евро. Согласно контракту, первый вертолетоносец, «Владивосток», должны были передать российской стороне уже осенью 2014 года. Но в сентябре 2014 года президент Франции Франсуа Олланд заявил, что сроки выполнения контракта замораживаются из-за ситуации на Украине. После этого стало очевидно, что о поставке второго корабля - «Севастополя» - говорить не приходится.

Впрочем, позицию Франции по вертолетоносцам вряд ли можно было назвать решительной. Олланд долго отказывался прямо объявить о том, что «Мистрали» не будут поставлены, и ссылался на то, что контракт можно будет выполнить, когда «наступят подходящие условия». Видно было, что Парижу совсем не хочется терять более миллиарда евро, и, что не менее важно, свою деловую репутацию поставщика оружия (кстати, многие списывают отказ Индии от покупки французских истребителей Rafale именно на то, что Париж зарекомендовал себя, как ненадежный партнер). Но необходимость демонстрировать единый европейский курс в отношении России и давление со стороны США делали поставку кораблей невозможной. И хотя это было ясно почти с самого начала, Франция до последнего тянула с разрывом контракта.

Что касается России, мнения в экспертном сообществе и политикуме разделились. Большая часть военных экспертов утверждала, что «эти ваши Мистрали» России вообще не нужны, так как они практически не пригодны для российского ВМФ. Для использования таких кораблей нужен сильный надводный флот, а РФ пока не хватает кораблей основных классов вроде эсминцев. Есть еще длинный список аргументов, с которыми трудно поспорить не специалисту, которые доказывают, что отказ от «Мистралей» - это лучшее, что могло случиться с военно-морским флотом за последние годы.

Зачем же вообще нужны были эти корабли? Часть аналитиков списывает решение об их покупке на бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова, впоследствии проходившего по делу о коррупции (само дело, впрочем, закрыли в 2014 году). Экс-министр любил закупать дорогостоящую и не всегда нужную иностранную технику. Но более вероятно, что заключение сделки было политическим реверансом в сторону Франции и благодарностью за роль тогдашнего президента Николя Саркози в урегулировании конфликта с Грузией в 2008 году. Владимир Путин в одном из интервью так и заявил, что «контракты заключали, чтобы поддержать партнеров-французов».

Несмотря на это, Россия еще долго надеялась получить «Мистрали». Не столько по военным или экономическим, сколько по репутационным соображениям. Поставка показала бы, что с Москвой продолжают работать, что она не вышла из «круга доверия» Европы. И лишь когда стало очевидно, что ухудшение отношений с Западом – это всерьез и надолго, политики начали поднимать вопрос о возврате средств. Причем не только о 1,2 миллиардах по контракту, но и о миллиардной компенсации за невыполненное соглашение.

Похоже, что в итоге стороны нашли компромисс, который вряд ли устроил их в полной мере, но позволил выйти из ситуации с наименьшими издержками. «В ходе экспертных переговоров, прошедших в традиционном для российско-французских отношений дружественном ключе, удалось прийти к взаимоприемлемой договорённости о возмещении российской стороне средств, выплаченных по контракту, а также о возвращении поставленного российского оборудования и материалов», - говорится в сообщении на сайте Кремля.

Примечательно, что ни Франция, ни Россия, видимо, по взаимной договоренности, не называют точную сумму, которая была возмещена. Министр обороны Франции Жан-Ив Ле Дриан заявил, что она будет меньше 1,2 млрд. евро. Но российское издание «Коммерсант» со ссылкой на дипломатические источники сообщает, что Париж перевел Москве свыше 1,1 миллиарда. В эту сумму вошел уплаченный Россией аванс в размере почти 900 миллионов евро, а также затраты на обучение экипажа, строительство инфраструктуры и работы по созданию вертолетов КА-52К под новые корабли.

Изначально французская сторона была готова возместить «расходы и убытки» в размере не более 784,5 млн. евро. Кроме того, Франция оплатит работы по демонтажу российского оборудования, уже установленного на «Мистрали». По данным издания, сумма уже переведена на российские счета, причем в обстановке полной секретности. Причина – решение Гаагского суда по делу вкладчиков ЮКОСа, которое обязало Россию выплатить им около 50 миллиардов евро. Якобы, в Москве опасались, что средства могут быть заморожены или изъяты в счет долга.

Если информация «Коммерсанта» верна, условия расторжения сделки смело можно назвать победой России. С одной стороны, крупную компенсацию за «моральный ущерб» Москва не получила, но с другой, на нее не очень-то и надеялись, и разговоры об этом были скорее элементами торга с французами. И, как видим, тактика вполне оправдала себя. Ведь скептики утверждали, что Москва вообще ничего не получит. Кроме того, не нужно забывать, что Россия платила аванс за «Мистрали», когда курс евро оставлял 40-45 рублей, а сейчас он стремится к отметке 70.

Естественно, Париж тоже постарался оформить соглашение, как свою победу. Так, Франсуа Олланд во время визита в Египет 6 августа делал акцент на том, что Франция не будет платить никаких штрафных санкций, а вернет только то, что заплатила Россия и компенсирует некоторые расходы. Кстати, возможно, что в этом кроется еще одна причина того, что Москва не стала настаивать на выплате штрафных санкций. Среди всех «больших» европейских стран Франция сегодня настроена к России едва ли не снисходительней всех (можно вспомнить, например, внезапный визит Олланда в Москву в декабре 2014 года, который заложил почву «Минска-2»). Кремль позволил Парижу сохранить лицо в надежде, что это положительно скажется на будущих отношениях.

Теперь Франции придется решать, что делать с двумя уже готовыми «Мистралями». Франсуа Олланд уже с уверенностью заявил, что проблемы с поиском новых покупателей не будет. По слухам, вертолетоносцами интересуются Индия, Бразилия, Канада и даже Сингапур. Правда, сначала французам придется демонтировать российское оборудование и модифицировать корабли, которые были построены с учетом российских стандартов. По оценкам экспертов, на это уйдет еще около 200 миллионов евро. И все же, это выгодней, чем вообще затопить вертолетоносцы по принципу «так не доставайтесь вы никому». А ведь такой вариант тоже вполне серьезно обсуждался в политических кругах.

Россия же может планировать, на что потратить полученную кругленькую сумму, совсем не лишнюю во время экономического спада. Не исключено, что это будет постройка собственных десантных кораблей. По крайней мере, главком ВМФ РФ адмирал Виктор Чирков на  Международном военно-морском салоне в Петербурге, заявил, что «мы способны сами построить и знаем, что построим». Ряд критиков указывает на то, что расторжение сделки по «Мистралям» нанесло серьезный ущерб репутации России и стало свидетельством ее растущей изоляции, но с этим трудно согласиться. Таким ударом стал первоначальный отказ от поставки вертолетоносцев, который показал, что о военном сотрудничестве между Российской Федерацией и странами НАТО (да и вообще о теплых отношениях) придется забыть надолго. Солидная компенсация и, в общем-то, вполне цивилизованное решение вопроса с Парижем – это, пожалуй, лучший вариант из реально возможных для Москвы.

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка