Борьба Китая за национальный суверенитет: угроза для американской экспансии и шанс для Украины

№31(781) 5 — 11 августа 2016 г. 16 Июля 2016 2 4.3


США нагнетают напряженность в Южно-Китайском море для сдерживания Китая

Китай, как это видно из заявления МИД КНР (опубликовано на сайте «2000»), не признал решение Постоянной палаты третейского суда (ППТС) в Гааге, отказавшейся 12 июля признать экономический суверенитет Китая над частью акватории Южно-Китайского моря, в том числе над островами и рифами в архипелаге Спратли (китайское название данного архипелага, используемое в заявлении МИД КНР, — Наньша).

Этот шаг китайского правительства не был неожиданным. Китай еще 19 февраля 2013 г. (менее чем через месяц после того, как филиппинские власти обратились в ППТС) заявил, что не собирается принимать участия в этом арбитраже и соответственно не станет признавать его решения.

Позиция Пекина за это время не изменилась. Более того, китайское руководство неоднократно давало понять, что не собирается считаться с постановлением, которое будет вынесено в Гааге. Нужно отметить, что за это время радикальным образом изменилась политическая ситуация на Филиппинах, обратившихся с иском в ППТС.

Президент Бенигно Акино, ориентировавшийся во внешней политике на геополитические планы США, в соответствии с конституцией Филиппин не мог добиваться переизбрания, а его преемник Мар Рохас, которого фактически открыто поддерживал Вашингтон, проиграл 9 мая 2016 г. выборы оппозиционному кандидату Родриго Роа Дутерте. Новый филиппинский президент намерен проводить более самостоятельную внешнюю политику и, насколько можно судить, вовсе не собирается превращать государственный курс своей страны в инструмент противостояния с Китаем.

Либеральная партия, которая была правящей при президенте Акино, в результате парламентских выборов (проходивших одновременно с президентскими) уступила большинство в палате представителей (нижней палате филиппинского конгресса). Теперь в палате представителей доминирует коалиция, созданная Филиппинской демократической партией — Лабан — партией нового президента Дутерте. Подобный успех оппозиционных сил ясно говорит о том, что политика Акино не пользовалась популярностью, а потому обращение его правительства в Гаагский арбитраж вряд ли можно рассматривать как выражение чаяний филиппинского общества.

Вообще сама идея рассматривать при помощи Третейского суда конфликт, одна из сторон которого заявляет о своем нежелании участвовать в процессе, с практической точки зрения выглядит абсурдной. Но ни филиппинские власти времен президента Акино, ни стоявшая за ними американская администрация и не ожидали никакой практической пользы от арбитражного процесса в Гааге. Точно так же ППТС, принимая решение, которое одна из сторон конфликта заранее отказалась признавать, вряд ли ожидал какой-то практической пользы от своих действий. Филиппинский иск и решение гаагского суда имеют смысл только как инструменты нагнетания напряженности в Южно-Китайском море и как средство добиться международной изоляции КНР в этом конфликте.

Если бы Филиппины действительно хотели урегулировать разногласия, существующие с КНР по использованию акватории Южно-Китайского моря, то они могли бы попытаться добиться этого при помощи двусторонних переговоров с Пекином.

Следует отметить, что Китай и Филиппины, как и другие члены АСЕАН (организации, объединяющей государства Юго-Восточной Азии), приняли обязательства разрешать возникающие противоречия в отношениях с другими государствами путем прямых переговоров.

Но США заинтересованы не в урегулировании, а в сохранении конфликта в Южно-Китайском море, поскольку наличие у КНР противоречий с другими странами Юго-Восточной Азии позволяет выставлять Китай эгоистичной, агрессивной державой, не желающей считаться с интересами своих соседей.

Нужно сказать, что Вашингтон сумел чрезвычайно удачно выбрать повод для организации и эскалации межгосударственного противостояния в Юго-Восточной Азии. Южно-Китайское море (ЮКМ) играет огромную роль в глобальной торговле и представляет исключительную важность для национальной безопасности Китая.

Ежегодный объем торговли, проходящей через Южно-Китайское море (в котором, кстати, обнаружены значительные запасы нефти и газа), составляет около 5 трлн. долл. При этом для КНР возможность свободно использовать акваторию ЮКМ является вопросом не только реализации своего экспортного потенциала, но и (без всякого преувеличения) экономического выживания и сохранения государственности.

Для того чтобы в стране сохранялась социальная стабильность, экономика КНР должна обеспечить рост ВВП не менее чем на 7%. Поэтому нормальное развитие Китая, превратившегося в «мастерскую мира», напрямую зависит от того, удастся ли обеспечить гарантированные поставки промышленного сырья и энергоресурсов. КНР занимает второе место в мире по потреблению нефтепродуктов (в 2014 г. оно составило 10,6 млн. баррелей в сутки), и, несмотря на то что часть сырья добывается на китайской территории, около 60% нефти Китаю приходится импортировать. При этом приблизительно 75% нефти, импортируемой в КНР, поставляется из стран Африки и Ближнего Востока по маршрутам, проходящим через ЮКМ. По тем же маршрутам осуществляются поставки в Поднебесную большей части импортируемого сжиженного природного газа (30% импортного СПГ идет из Австралии), а также огромные объемы промышленного сырья.

Если транспортные маршруты, пролегающие через ЮКМ, будут для Китая перекрыты, то его экономика быстро задохнется от сырьевого голода, что приведет к катастрофическим последствиям для китайской государственности и дестабилизирует ситуацию не только в Юго-Восточной Азии, но и во всех прилегающих макрорегионах.

Разумеется, китайское руководство хорошо осознает данную угрозу и пытается диверсифицировать поставки промышленного сырья и энергоносителей. Как известно, КНР вкладывает огромные средства в создание логистической инфраструктуры вдоль экономической полосы Великого шелкового пути, прокладывая в том числе новые маршруты поставок сырья, необходимого китайской экономике.

Но процесс диверсификации маршрутов, естественно, займет годы, а чтобы и дальше осуществлять масштабные инвестиции, Китай должен успешно развиваться.

Поэтому, отстаивая свое право на использование акватории Южно-Китайского моря, КНР отстаивает собственное будущее и защищает национальный суверенитет.

К сожалению, в отношениях между государствами, в особенности соседними, трудно избежать противоречий. Это касается и отношений Китая с другими странами, также имеющими выход в акваторию ЮКМ. Причем основные разногласия так или иначе связаны с различными взглядами на статус островов Спратли (Наньша). Этот архипелаг, несмотря на свой небольшой размер, позволяет гарантировать контролирующему его государству постоянный доступ к торговым маршрутам, идущим через ЮКМ.

Вполне возможно, что противостояние вокруг этих островов, принимавшее время от времени чрезвычайно опасный характер, в конце концов удалось бы разрешить. Тем более что и Китай, и его соперники заинтересованы в сохранении тесных экономических связей, а их взаимная экономическая зависимость год от года только возрастает.

Но в конфликт в ЮКМ открыто вмешались США, занявшие откровенно антикитайскую позицию. Внешнеполитический «разворот на восток», который американская администрация начала в 2010 г., в значительной степени был обусловлен стремлением Вашингтона занять доминирующее положение в Юго-Восточной Азии (ЮВА).

Уже в ближайшее время этот регион будет играть ведущую роль в структуре мировой экономики, определяя темпы и характер глобального экономического развития. Поэтому от того, сумеют ли США занять господствующие позиции в ЮВА, зависят в конечном счете перспективы политического доминирования Америки на глобальном уровне.

Для того чтобы захватить единоличное лидерство в ЮВА, США должны стать главным (и желательно единственным) центром развития региона, резко снизив роль и значение Китая. Поэтому КНР, неоднократно заявлявшая о том, что не претендует на ведущую роль в глобальной политической системе, вынуждена сегодня противостоять американской экспансии.

Для США важно продемонстрировать, что против стремления Китая гарантировать себе свободный доступ к торговым маршрутам в ЮКМ единым фронтом выступают не только государства ЮВА, но и европейские страны. Можно предположить, что с этим связано и желание вовлечь в противостояние в ЮКМ Гаагский арбитраж.

Вашингтон хотел бы показать, что Китай в случае обострения противостояния в ЮКМ может оказаться в международной изоляции. И для Украины важно отказаться от участия в этом спектакле. Это даст шанс выбраться из того геополитического тупика, в котором оказалась Украина в результате конфликта с Россией и фактического исчезновения перспективы дальнейшей европейской интеграции.

У Киева появился шанс возобновить переговоры о создании на украинской территории транспортной и логистической инфраструктуры, связанной с экономической полосой Великого шелкового пути. Поддержав стремление КНР обеспечить свой государственный суверенитет, украинское руководство получило бы возможность начать переговоры с Пекином об оказании содействия в стабилизации финансовой системы и в модернизации украинской экономики.

Новый виток напряженности вокруг ЮКМ, подготовленный и организованный США, предоставляет Украине уникальный шанс. И его нельзя упустить.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Россия первой в мире готова признать Западный...

Москва видит Восточный Иерусалим столицей будущего Палестинского государства

Пять вопросов о дзюдоисте Насирове

Осуждение Насирова приведет к дисквалификации украинских дзюдоистов — один из...

Пупырышки

Декоммунизация — это есть нынешняя власть плюс деэлектрификация всей страны

«Другая Украина» и все тот же Саакашвили

Бывший президент Грузии Михаил Саакашвили яркой кометой ворвался в политическую...

Сергей Головатый о своем назначении узнал из прессы

То, что произошла рокировка в представительстве  Украины в Европейской комиссии...

Крым: когда аннексия — не совсем аннексия

«Ни одно из государств Тихоокеанского региона, поддержавших проведенный РФ...

Загрузка...

Ремонт клетки

Если сотрудник каждый рабочий день встречает десятки, сотни преступников с...

Острижем себя сами

Президент не смог побороть блокаду оккупированных территорий, так он этот процесс...

Не надо правдоподобности!

Блокада Донбасса совершенно очевидно зашла в тупик, и каждый день наносит...

Гонка истощений

МИД Украины понадеялся, что в Международном суде не отличат крымских татар от татар...

Голландские выборы под звуки «турецкого марша»

По рейтингам правящей партии заметно ударила позиция правительства относительно...

Вперед с Макроном, в изоляцию с Ле Пен: выбор за...

Со времен де Голля ни одному кандидату не удалось победить на президентских выборах...

Комментарии 2
Войдите, чтобы оставить комментарий
Александр Юрченко
30 Июля 2016, Александр Юрченко

Мир вокруг нас, всё больше и больше, скатывается в пропасть претензий на единоличное распоряжение судьбами других не только людей, но и целых государств, созданных этими людьми. Претензии других на самостоятельность пресекаются и будут пресекаться все жестче и жестче - до безобразия, до правового произвола, в т.ч. в международных отношениях! Но это не путь к установлению мира на планете Земля, не путь к поиску компромиссов между политикой отдельных государств, чьи элиты, чьи легитимные органы управления, считающие, что они отражают мнение своего народа, претендуют на управление в своих странах, регионах. ООН также бессильна, т.к. содержится на деньги членов - кто платит, тот и заказывает музыку, тот и "танцует женщину". Все это мы обсуждали, все это давно ясно, давно ясно, что не только миропорядок несовершенен, несовершенны и инструменты его поддержания и гарантирования. К сожалению, это действительность, а люди ещё не созрели для трезвости в отношениях. Жажда наживы и претензии олигархических кланов на формирование международной политики в своих интересах - одна из базовых проблем современности. Если идти этим путем в рассуждениях - мы придём к теории Маркса.
Ведь нас ВСЕХ поставили на грань выживания.

- 2 +
Вася Пупкин
26 Июля 2016, Вася Пупкин

шансы бывают у сильного и только

- 0 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка