Ху из эбсент? Юкрейн

№9(762) 4 — 10 марта 2016 г. 19 Февраля 2016 5

"Сколько языков ты знаешь — столько раз ты человек", "Кто не знает иностранных языков, тот ничего не смыслит и в своем родном языке", "Знать много языков — значит иметь много ключей к одному замку" и, конечно, "Учітесь, читайте, і чужому навчайтесь, й свого не цурайтесь". Этими афоризмами, возможно, руководствовались создатели проекта "Украина Speaking" — национальной программы по популяризации и изучению иностранных языков в стране. Начинание благородное, вот только с "свого не цурайтесь", как обычно, вышел прокол.

Ху из эбсент? Украина SpeakingЗимой киевляне обратили внимание на необычную социальную рекламу — билборды "Мне не нужен английский" были развешаны по всему городу. А под ними подписи: "Водитель маршрутки", "Водитель автобуса". То есть, по мнению создателей этой рекламы, английский не нужен "низшему классу" вроде водителей, зато продвинутым украинцам пора его учить. Хороший признак в том, что многие блогеры быстро обратили внимание на провокационные объявления и обвинили создателей рекламы в унижении целой группы граждан в социал-дарвинизме. Даже писательница Оксана Забужко присоединилась к группе критиков этого унижения водителей и представителей других профессий, и даже предложила подать в суд.  Правда, у нее во всем традиционно  оказались виноваты Путин, "русский мир" и "сурковская пропагада", но это уже издержки профессии.

Зато с обвинениями в "социальном расизме" поспорить трудно.  Такой подход по сути делит людей на сорта. Забавно, что выяснилось позже, эта оригинальная идея еще и не очень оригинальна. Агентство Creative Detective "позаимствовало" идею у американского делового журнала The Economist. Его реклама гласила: "Я никогда не читаю The Economist" и подпись: "Менеджер-стажер, 42 года". То есть издание  иронизировало не над самой профессией, а над тем, что человек не растет профессионально и остается интерном в солидном возрасте. Кроме того, это все-таки коммерческое деловое издание с определенной аудиторией, которое может себе позволить определенные вольности. И другое дело — "национальная программа".

Но еще хуже другие плакаты: "Без английского можно жить на минимальную зарплату" и "Мне не нужен английский — меня уволят по сокращению". То есть мало того, что государство платит гражданам копейки, оно еще и саркастически над этим хихикает. С другой стороны, очень прогрессивный и удобный подход. Люди получают копейки и теряют работу не потому, что государство не может обеспечить им достойный уровень жизнь и рабочие места, а потому что они глупые, ленивые и не хотят учить английский. Вот выучит медсестра или водитель автобуса английский, и сразу станет получать больше. Или нет, лучше найдет другую работу. В конце концов, кто вам виноват, что вы пошли не в IT, а выбрали "лузерские" специальности вроде сельских врачей. Одни профессии у нас престижные, а другие — удел черни.

Вспоминается детский стишок Михалкова: "И спросила Нина тихо: "Разве плохо быть портнихой? Кто трусы ребятам шьет? Ну, конечно, не пилот". Можно продолжить этот ряд: "Кто выносит за больными утки? Ну, конечно, не СЕО" или "Кто возит ребят в школу? Ну, конечно, не дизайнер". Но если в стихотворении дети пришли к выводу, что "мамы всякие нужны, мамы всякие важны", то рекламщики из Creative Detective и команда "Украина Speaking" до этого не додумались.

После того, как в соцсетях поднялась волна возмущения некорректной рекламой, которая докатилась до телеканалов, в руководстве проекта на нее отреагировали. Но не так, как можно было бы предположить. Если в тех странах, куда "Украина Speaking" предлагает ехать или отдыхать в своих мотивационных роликах давно бы извинились и убрали рекламу, то наши креативщики уверены, что все сделали правильно. «Ми переконані, що соціальна реклама має ефект лише в тому випадку, коли провокує. Саме тому нами було прийнято рішення зробити провокативну рекламну кампанію, орієнтовану на молоде покоління. Ми хотіли викликати дискусію, ще раз підняти проблему низького рівня вивчення іноземних мов. І нам це вдалося. Ми хотіли примусити українців мислити критично. Думати», — написали они на своей странице в Facebook. Что ж, внимание к своему проекту они, безусловно, привлекли. А вот желание учить английский? Точно не у водителей маршруток.

Помимо наружной рекламы у "Украина Speaking" есть и видеоролики, которые почему-то не привлекли внимание общественности, но от этого не стали менее вызывающими. В официальном ролике трое молодых людей рассказывают о том, что им не нужен английский язык для полноценной жизни, но затем видеоряд демонстрирует, что это невозможно. Один юноша не может объяснить симпатичной иностранке, как ей пройти к метро, другой ничего не понимает на деловом совещании, а девушку вообще задерживают в аэропорту, когда она на вопрос есть ли у нее запрещенные вещества отвечает Yes. В конце троица гордо заявляет, что им не нужен английский, и затем к ним присоединяется неинтеллигентного вида тот самый водитель маршрутки, человек, который работает ходячей рекламой в костюме зуба и продавщица пирожков. Ну и в завершении следует слоган проекта: "Возможности разговаривают на другом языке".

Вот этот девиз — это вишенка на торте. Наверное, никто не будет спорить с тем, что мир глобализируется и английский действительно давно и прочно занял место международного языка общения. Без него не обойтись во многих профессиях и видах деятельности. Да и просто, как было сказано умными людьми, каждый новый язык открывает новые двери. Поэтому инициативы по изучению английского, как и любых других языков, можно только приветствовать.

Но говорить, что без английского языка у украинцев нет вообще никаких перспектив — это, мягко говоря, неуважение к собственной стране. В конце концов, бывают люди без способностей к языкам. Что теперь, в нашей стране они не могут претендовать на иную профессию, кроме как продавец беляшей? А может, дело в том, что скоро и профессий других не останется? Недаром еще одна красная линия в агитках Украина Speaking — это заветная работа в международной компании. Вот, например реклама: "Это Сергей. Сергей учит английский. Сергей заберет работу твоей мечты в международной компании. Сергей умный. Будь, как Сергей". В общем, на украинском (про русский мы уж и не говорим) возможности, похоже, не разговаривают, а разве что могут затянуть грустную думу о тяжкой судьбинушке.

Есть даже подозрение, что для некоторых английский язык становится новой священной коровой вроде евроинтеграции. Раньше нам жить мешало то, что мы с Европой не ассоциированы, теперь вот, что английский плохо знаем. Коротенькое видео с ланча-презентации проекта укрепляет в этом мнении. "Надеюсь, что из этого зала начнется движение, которое через несколько лет захлестнет всю страну. Наша мечта в том, чтобы через 3-7 лет каждый подросток, каждый человек, которого вы встретите, знал бы английский язык", — вещает со сцены Мустафа Найем. Вот она, новая национальная идея. Вот индийцы в колониальный период тоже хорошо английский выучили.

Американский посол Джеффри Пайетт вторит депутату Найему: "Такие события дают мне основание для оптимизма в отношении будущего Украины. Так весь мир поверит в новую демократическую Украину, которая займет место среди европейских стран". Ну что ж, если рост экономики, демократические реформы, снижение коррупции, улучшение социальных стандартов повода для оптимизма не дают, будем гордиться хотя бы английским. Может, в международную компанию устроятся "не только лишь все", но зато они могут почувствовать глубокое моральное удовлетворение от того, что лучше, чем усредненный "водитель маршрутки".

Это вполне созвучно с мнением нашей "элиты". Вспомните, как совсем недавно львовская депутат Анна Гопко восхищалась встреченным в Нью-Йорке велорикшей из Харькова. Выложенное совместное с ним фото должно было, по ее мнению, мотивировать украинскую молодежь, демонстрировать ей пример по-настоящему продвинувшегося по жизни человека. Рикша в самом Нью-Йорке! Как говорил киногерой американского же фильма, "я уже мою салат, скоро меня переведут на жареную картошку, потом на гриль". А там вскоре "пойдут большие деньги".

В общем, хотели, как лучше, а получилось, как всегда. Хотя еще не поздно все исправить и мотивировать людей учить английский, апеллируя к более позитивным чувствам, чем снобизм или злорадство. В конце концов, как сказал Святой Августин, "для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость".

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка