Эрдоган в спину

№43–44(750) 27 ноября — 3 декабря 2015 г. 26 Ноября 2015 1 4.6

24 ноября случилось то, чего вполне можно было ожидать после начала операции воздушно-космических войск РФ в Сирии ввиду присутствия в стране и вокруг нее ряда государств, резко отрицательно воспринявших эту идею России. С самого начала одним из главных критиков действий России в регионе стала Турция — антагонист режима Башара Асада. В результате именно на сирийско-турецком фронте-границе и произошел инцидент, который может стать одним из ключевых в этой затянувшейся истории. Самолет Су-24М, сбитый турецким истребителем, стал той точкой конфронтации между Россией (СССР) и НАТО, которой не было со времен Карибского кризиса.

«Поставить НАТО на службу ИГИЛ?»

Итак, утром 24 ноября стало известно, что турецкие ВВС сбили российский самолет. Турки довольно быстро признали этот факт, сообщив, что Су-24М нарушил воздушное пространство страны. В минобороны РФ сразу заявили, что все время полета самолет находился исключительно над территорией Сирии, и это зафиксировано объективными средствами контроля.

Стоит отметить, Турция немедленно сообщила, что самолет был сбит истребителем F-16, но в минобороны России поначалу предполагали обстрел с земли, хоть и отмечали, что Су-24М летел на высоте 6 км.

Впрочем, эти разночтения были быстро развеяны, и вскоре и у российской стороны не было сомнений, что атака велась с воздуха. По уточненным вечерним данным ведомства, самолет сбила ракета ближнего радиуса действия с тепловой головкой самонаведения.

Двум пилотам удалось катапультироваться, но один был убит еще до того, как спустился с парашютом, в результате обстрела с земли. Второй пилот также подвергся обстрелу, и о его судьбе поступают противоречивые данные. Якобы он захвачен в плен местными сирийскими туркменами и даже убит, но 25 ноября министр обороны РФ Сергей Шойгу сообщил, что штурмана спасли в ходе 12-часовой операции и доставили на базу Хмеймим.

При этом отправленный к месту крушения самолета вертолет Ми-8 был обстрелян из стрелкового оружия. Сначала сообщалось, что и он сбит, потом выяснилось, что вертолет сделал вынужденную посадку на нейтральной территории. Но один российский морской пехотинец-контрактник в результате спасательной операции погиб.

Таким образом, в этот день произошли первые боевые потери российской армии, причем ставшие следствием не ударов «Исламского государства», с которым воюют параллельными методами Россия с сирийскими правительственными войсками и коалиция США, включающая и Турцию. Вовсе неудивительно, что Владимир Путин назвал такой поступок Турции ударом в спину. Выступление Путина было предельно жестким. Он фактически обвинил Турцию в пособничестве террористам, упомянув, что нефть из уничтоженных бензовозов «игиловцев» поступала именно в эту страну.

Российский президент подчеркнул, что самолет в момент атаки был на расстоянии километра от турецкой территории и упал в Сирии в 4-х км от границы. «В любом случае наши летчики и наш самолет никак не угрожали Турецкой республике, это очевидная вещь», — сказал Путин.

Отдельного возмущения президента удостоилось обращение Турции в НАТО, «как будто это мы сбили турецкий самолет, а не они — наш». «Они что, хотят поставить НАТО на службу ИГИЛ? Я понимаю, что у каждого государства есть свои региональные интересы, и мы всегда относимся к ним с уважением. Но мы никогда не потерпим, чтобы совершались такие преступления, как сегодня», — достаточно резко говорил российский лидер.

Ситуация, конечно, вынуждала именно к таким заявлениям. Начальник главного оперативного управления генерального штаба вооруженных сил РФ генерал-лейтенант Сергей Рудской, буквально накануне вступивший в эту должность, также дал суровую оценку турецкой провокации. В частности, сформулировал три пункта дальнейших действий.

Во-первых, все действия ударной авиации будут осуществляться только под прикрытием самолетов-истребителей.

Во-вторых, будут приняты меры по усилению противовоздушной обороны. С этой целью крейсер «Москва», оснащенный системой ПВО «Форт», аналогичной С-300, займет район в прибрежной части Латакии. Рудской предупредил, что все цели, представляющие для РФ потенциальную опасность, будут уничтожаться.

В-третьих, контакты с Турцией по военной линии будут прекращены.

Что позволено Турции...

Турецкая сторона предоставила траекторию полета самолетов, из которой видно, что Су-24М пересек небольшой, будто для этого и созданный, кусочек Турции — своеобразный шип в теле Сирии. Учитывая скорость полета, очевидно, что счет для желающих сбить российский самолет шел на секунды, и вполне возможно, что, как и утверждают в минобороны РФ, в итоге Су-24М был сбит уже на территории Сирии. Почему нет? Если было такое сильное желание его сбить. Позднее генштаб РФ дал свою версию траектории полета, из которой следует, что бомбардировщик границу Турции вообще не пересекал.

Вполне можно поверить российской стороне и в том, что «никаких попыток со стороны турецкого самолета связаться или установить визуальный контакт с нашим экипажем средствами объективного контроля не зафиксировано». На это просто не хватило бы времени. При этом сразу растиражированную информацию о десяти турецких предупреждениях перед пуском ракеты можно понимать как намек на предупреждения, сделанные за последние полтора месяца (а не в воздухе утром 24 ноября).

Турция весьма болезненно отреагировала на аналогичный инцидент, случившийся в начале октября, вскоре после начала операции ВКС РФ. Тогда российский самолет был замечен в воздушном пространстве Турции близ сирийской границы — в районе Яйладыгы. Для его перехвата Турция подняла два истребителя F-16S, которые проводили патрулирование.

Тогда турецкие руководители реагировали очень нервно. Послу России в Турции Андрею Карлову была вручена нота, его несколько раз вызывали для объяснений. Премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу сообщил, что инцидент с самолетом признан ошибкой российской стороны и больше не должен повториться. Также он говорил, что Турция не потерпит нарушения своего воздушного пространства ни от кого. Даже если полетит птица (видимо, не входящая в американо-турецкую коалицию), и ее перехватят. «Турецкие вооруженные силы имеют четкие инструкции», — подчеркнул премьер.

В те дни президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган также возмущался, дескать «атака на Турцию является атакой на НАТО». Далее Эрдоган грозил России «потерей друга», имея в виду себя, что чревато и экономическими неприятностями. Обмен «любезностями» несколько затих в последующие недели, но вот, как выяснилось, турки грозили не просто так.

А как же дружественные коалиции по борьбе с радикалами из ИГ? Представитель Пентагона подполковник Мишель Балданса на этот счет пояснил, что хотя Турция и входит в антиигиловскую коалицию, «данные действия были предприняты Турцией в направлении защиты суверенного воздушного пространства и, следовательно, не являются действиями в рамках коалиции».

Видимо, борцам с ИГ действительно было очень важно сбить самолет, который в процессе боевых действий против того же ИГ на какие-то секунды залетел на их территорию. Для такого дела можно и отвлечься от собственных решительных действий по борьбе с исламистами.

Но если бы был сбит турецкий самолет, без разрешения легитимной сирийской власти бомбящий ИГ? Зачем предполагать, можно вспомнить. Летом 2012-го турецкий разведывательный самолет RF-4E был сбит Сирией над Средиземным морем. По заявлению Дамаска, после вторжения в его пространство. Давутоглу уверял, что самолет сбили в международном воздушном пространстве, и лишь обломки упали в территориальные воды Сирии.

Возмущение выразило все прогрессивное человечество, в частности, МИДы Франции и Италии называли это действие недопустимым. Эрдоган же заявил: «Даже если самолет был в их воздушном пространстве несколько секунд, это не оправдывает атаку. ... этот самолет не имел агрессивных задач, но его сбили» (edition.cnn.com).

Понятно, что на сей раз реакция стран НАТО было совсем иной. Барак Обама подчеркнул, что «Турция, как и любая страна, имеет право защищать свою территорию и воздушное пространство», а позже в Вашингтоне еще и оправдали расстрел летчиков на парашютах в воздухе. Официальный представитель госдепа Марк Тонер заявил, что «если туркменские силы были атакованы российскими авиаударами, то они могли защищаться», а на уточняющий вопрос, является ли обстрел беспомощных пилотов самозащитой, ответил, мол, «нет четкого понимания, что в действительности произошло».

Генсек НАТО Йенс Столтенберг также выступил на стороне Анкары после экстренного совещания, заявив, что страны альянса поддерживают союзников и подтверждают, что российский самолет пробыл в пространстве Турции целых 17 секунд. Позднее российские СМИ сообщили, что не все страны блока были согласны с этим заявлением, более того, на самом деле у НАТО нет официального подтверждения нарушений с российской стороны. Но, как бы себя ни обнадеживали эти СМИ, очевидно, что изменения официальной позиции НАТО не последует.

Тем не менее ряд не только российских, но и западных аналитиков предполагают, что уничтожение самолета было инициативой Турции, а не спланированными действиями НАТО. Возможно, об этом свидетельствует и изменившаяся тональность заявлений президента Турции. 24 ноября он сказал, что «несмотря на то, что самолет в течение пяти минут получил 10 предупреждений из-за того, что двигался к нашей границе, он все равно решил совершить нарушение. Этот самолет был сбит нашими F-16». Но уже на следующий день Эрдоган подчеркнул, что Турция не стремится к эскалации эпизода с бомбардировщиком, и вообще до реакции российской стороны Турция якобы вообще не имела понятия о том, что это самолет ВКС РФ. То есть за «пять минут предупреждений» выяснить это не удалось.

На следующий день Турция даже созрела до официальных извинений. Министр иностранных дел России Сергей Лавров рассказал о звонке турецкого коллеги Мевлюта Чавушоглу, который в том числе повторил новую легенду о том, что Анкара не знала, что сбивает российский самолет.

Лавров напомнил приведенную выше историю с турецким самолетом. «Ждали объяснений с турецкой стороны вчера и на более высоком уровне, но лучше поздно, чем никогда», — резюмировал российский министр, отменивший свой визит в Стамбул, запланированный на 25 ноября.

Что касается более высокого уровня, то премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу назвал Россию другом и соседом Турции и призвал не разрывать «тесные экономические и политические связи». Но при этом повторил, что Турция имеет право защищать свое пространство. Стоит отметить, что накануне с Давутоглу поговорила Ангела Меркель и «попросила сделать все, чтобы разрядить ситуацию». Канцлер ФРГ также поставила под сомнение необходимость сбивать российский самолет, учитывая ситуацию в регионе.

Торговая война до последнего рубля (и лиры)

Но, похоже, турецкий президент решил пойти на попятный слишком поздно. Сложно представить, что еще совсем недавно, после заключения соглашения о строительстве газопровода «Южный поток» через Турцию, российские СМИ наперебой хвалили Эрдогана как едва ли не лучшего друга России. Как тут не вспомнить высказывание Александра III о единственных верных союзниках России — армии и флоте.

Даже если стороны действительно решат не раздувать инцидент, российско-турецким отношениям нанесен серьезный удар. Прежде всего в сфере экономики. Премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что «этот ущерб будет трудно восполнить, его прямым следствием может стать отказ от целого ряда важных совместных проектов и потеря турецкими компаниями своих позиций на российском рынке».

Первой под удар, очевидно, попадает туристическая отрасль. Турция традиционно является одним из самых популярных направлений для российских путешественников. После потери Египта ее значимость еще больше выросла. Но после уничтожения Су-24М ряд российских компаний уже приостановил продажу туров в Турцию, а МИД и Ростуризм официально рекомендовали воздержаться от поездок в эту страну.

Конечно, все это может ударить и по самой России. Как отмечают эксперты, только от замораживания авиасообщения с Египтом российские перевозчики потеряли 9 млрд. руб., при этом их потери с начала года составляют 28 млрд. У российских туроператоров 30%-ное падение выручки.

«Если мы сейчас начнем останавливать еще и туристический поток в Турцию, это обернется дополнительной нагрузкой на бизнес и государство. В этой ситуации правительство РФ будет вынуждено помогать авиаперевозчикам и туроператорам. И помогать придется довольно долго, поскольку ситуация в турбизнесе начнет выправляться не раньше весны — внутренний зимний туризм в России, мягко говоря, не пользуется популярностью. Более того, если две эти отрасли — туризм и авиаперевозки — окажутся в трудном положении, это может вызвать эффект снежного кома и обернуться системным кризисом в российской экономике», заявил в интервью «Свободной прессе» руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников.

Но это лишь малая часть возможных потерь. В конечном итоге от российско-турецкой конфронтации пострадают обе стороны.

Издание РБК подсчитало, что на кону не менее 44 млрд. долл. Только взаимная торговля сторон составляет более 30 млрд. долл. в год. Всего два месяца назад во время визита Эрдогана в Москву партнеры (видимо, уже бывшие) говорили, что планируют довести эту сумму до 100 млрд. Но даже сейчас Турция — пятый по величине торговый партнер России с долей в 4,6% всей российской торговли с внешним миром. У российского политикума даже были мечты о вхождении Турции в ЕАЭС. У турок есть множество проектов на территории России — от строительных до торговых. А сама Турция серьезно зависит от России в энергетическом плане — РФ обеспечивает около 60% потребности этой страны в газе.

А сейчас «Газпром» уже пообещал дать оценку целесообразности продолжения реализации проекта газопровода «Турецкий поток». Под угрозой оказался и крупнейший энергетический контракт между странами — о строительстве «Росатомом» первой в Турции АЭС «Аккую», который оценивали в 22 млрд. долл.

Но если Россия откажется от строительства «Аккую», то просто потеряет деньги, а атомную станцию туркам с удовольствием построят французы или американцы. При этом в отместку турецкие компании не будут строить свои объекты в РФ. Не в интересах России и отказываться от турецких товаров в условиях западных санкций. Так что, не исключено, разночтения в вопросах политики, которые всегда присутствовали между Россией и Турцией и особенно ярко проявились в сирийском вопросе, не помешают торговле. По принципу «ничего личного».

Однако Москва уже обещает свернуть сотрудничество также во многих некоммерческих сферах, прежде всего военной. Турция в свою очередь может ограничить проход российских судов через Босфор и Дарданеллы, правда, только в случае, если решит, что ей угрожает война. В общем, добрососедские отношения, над которыми стороны работали много лет, уничтожены одной ракетой.

Помимо ухудшения отношений с Турцией, российские власти уже заявили о том, что инцидент негативно скажется на отношениях со всем блоком НАТО. Предсказать, к чему это может привести, сложно. 25 ноября Владимир Путин заявил, что после случая с самолетом руководство страны не может исключать «других инцидентов». «И если они произойдут, мы так или иначе должны будем на это реагировать», — добавил он.

Эту реакцию уже можно представить. 25 ноября Путин заявил, что на российскую военную базу в Сирии будет переброшен зенитно-ракетный комплекс С-400, а Сергей Шойгу сообщил, что ракетный крейсер «Москва» уже занял район в прибрежной зоне сирийской Латакии и готов уничтожить любую потенциально опасную воздушную цель. Аналитики не исключают даже введения бесполетной зоны над Сирией — только не с подачи американской коалиции, о чем говорилось раньше, а под контролем РФ.

Нередко в контексте обострения российско-турецких отношений звучит слово «курды», которые напрашиваются в качестве ответа на туркменов-туркоманов. Ранее уже ходили слухи о возможном открытии в Москве в ближайшем будущем официального представительства Сирийского Курдистана. Директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров, который часто говорит о курдах как о ключе к решению проблем в регионе, после инцидента с Су-24М заявил о необходимости прямой поддержки курдов как в Сирии, так и в Турции, потому что это самое слабое место Анкары.

Турция в рамках своего «вклада» в борьбу с ИГ любит бомбить как раз курдов на севере Ирака. Россия может положить конец этой привычке.

Не исключено, что когда накал спадет, возобладает более взвешенная позиция сторон, и дальнейшая эскалация не произойдет. Но пока кажется, что события развиваются по самому опасному пути.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
niky

Проэкты Пу-М --- дурнее один другого -Турецкий Поток--газопровод за счет Налогов россиян....по России нет газа в деревнях...21 век..в Приморье нет Дорог -с твердым покрытием..ТрансСиб-РЖД-как построили в 19 веке -Однопутка-до сих Пор.....Атомстой-РФ-с кармана РФ -должэн был за счет Бюджэта -стоить -туркам АЭС--все Придурочные Проэкты -с кармана Бюджэта РФ..самый большой Проэкт-это Чекистскую-красную Гадину..на свалку имстории -эта Гадина потрошит РФ-с 1918 года

- -1 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка