На Днестре политическая весна?

№10v(738) 20 — 26 марта 2015 г. 20 Марта 2015 4.7

Доверяй, но проверяй. Евгений Шевчук (слева) и Кирилл Габурич только что поставили подписи под важным соглашением // PRESIDENT.GOSPMR.RU
Доверяй, но проверяй. Евгений Шевчук (слева) и Кирилл Габурич только что поставили подписи под важным соглашением // PRESIDENT.GOSPMR.RU

Двое мужчин в костюмах подписывают документы. На первый взгляд, в происходящем ничего примечательного нет. Однако это событие вызвало повышенный интерес на обоих берегах Днестра. Почему? Потому что это была первая за полтора года встреча премьер-министра Молдовы и президента Приднестровья. Кирилл Габурич и Евгений Шевчук пожали друг другу руки 14 марта в Кишиневе.

Начиная с 2013-го лидеры обеих республик предпочитали личным контактам демонстрацию недоверия и неприязни. Причиной этого стало подписание Молдовой соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Тирасполь принял его в штыки, что в общем-то понятно — интеграция с ЕС грозила потерей российского рынка.

Но вот 12 марта нынешнего года министр иностранных дел ПМР Нина Штански и вице-премьер по вопросам реинтеграции РМ Виктор Осипов договорились, что спустя два дня состоится встреча Габурича и Шевчука.

После консультаций Осипов заявил: «Подобная встреча чрезвычайно важна для того, чтобы передать всем вовлеченным сторонам на политическом уровне сигнал о существовании сотрудничества между двумя берегами Днестра».

Эксперты, узнав новость, тут же высказали мнение, что поскольку и премьер-министр, и президент пришли в политику из бизнеса, это поможет им найти общий язык несмотря на все имеющиеся политические разногласия. В то же время аналитики осторожно заметили, что как бы ни закончилась встреча Шевчука и Габурича, она в любом случае пойдет на пользу обеим сторонам.

Польза действительно была: лидеры Молдовы и Приднестровья продлили действие соглашения о грузовых железнодорожных перевозках. Здесь есть определенный символизм. Договор в марте 2012-го подписали Евгений Шевчук и тогдашний премьер-министр Влад Филат, после чего между Тирасполем и Кишиневом начался диалог, который до этого фактически отсутствовал.

Во время нынешней встречи (длилась она несколько часов) политики не только подписали документы, но и наметили ряд вопросов, которые необходимо обсуждать и искать пути их решения.

Список вопросов довольно обширен. Тут и проблемы с передвижением приднестровцев через границу, и запутанная ситуация с молдавскими фермерами из села Дороцкое Дубоссарского района. Жители этого населенного пункта не могут обрабатывать свои земельные участки, т. к. живут в Молдове, а их наделы — на территории ПМР.

Нерешенной остается и проблема демонтажа ветхой канатной дороги, соединяющей берега Днестра. Чудо техники советских времен кое-где проходит прямо над жилыми домами и представляет угрозу для людей.

Кроме того, во время кишиневской встречи стороны согласились обсудить вопрос т. н. «зеленых карт» для молдавских автомобилистов. Дело в том, что 1 марта приднестровские власти приняли закон, по которому граждане Украины, Румынии и Молдовы, въезжающие на личном автотранспорте в республику, должны оплатить специальную страховку (минимальная цена — $5 на 15 дней).

Евгений Шевчук заявил, что Тирасполь согласен на уступки: «Мы готовы на взаимной основе отменить страхование для молдавского транспорта, если будет соответствующая отмена для приднестровского транспорта. Или приступить к механизму взаимного признания страховок».

В целом лидер ПМР позитивно оценил итоги встречи: «Есть конкретный результат — подписание соглашения о железнодорожных перевозках. Это позволяет надеяться, что будут достигнуты договоренности и по другим вопросам».

Говоря о сегодняшних событиях, нельзя не вспомнить, как развивались отношения между Тирасполем и Кишиневом в последние годы. Евгений Шевчук сразу (напомню, президентский пост он занял в декабре 2011 г.) изъявил желание найти общий язык со своими кишиневскими визави.

С первых дней прихода к власти руководство Приднестровья давало понять, что компромисс с Молдовой не только возможен, но даже необходим для решения социальных, гуманитарных и экономических проблем. Однако в Кишиневе после некоторой паузы заявили, что эти вопросы можно решать, но лишь после определения статуса ПМР в составе РМ.

Фактически все переговоры в формате «5+2» (Молдавия и Приднестровье — стороны конфликта, Россия, Украина, ОБСЕ — посредники, ЕС, США — наблюдатели) упирались в эту проблему. Получалось так: Тирасполь выдвигает реальные задачи и хочет решить конкретный вопрос, например с передвижением своих граждан и грузов, Молдова блокирует эти инициативы и предлагает обсуждать политический процесс урегулирования. В итоге выходит, что уже несколько лет формат «5+2» не работает, поскольку стороны не слышат друг друга.

А ведь в свое время Тирасполь в одностороннем порядке отменил пошлины на молдавские товары (при Смирнове они облагались как минимум 100%-ным налогом, что делало их неконкурентоспособными). В кабельные сети республики были включены два молдавских телеканала, и в Приднестровье рассчитывали, что руководство Молдовы сделает ответный шаг и хотя бы один телеканал ПМР станет доступен гражданам РМ. Этого не произошло.

После встречи 14 марта Шевчук вновь говорил о необходимости восстановить телефонные линии между берегами Днестра, а также о готовности возобновить трансляцию молдавских телеканалов на территории республики при условии, что и Молдова согласится на вещание приднестровского ТВ.

Учитывая заявления приднестровского лидера после переговоров с молдавским премьером, можно сделать вывод, что Тирасполь в очередной раз готов идти навстречу. Но готов ли так же поступить Кишинев? Ответа на данный вопрос нет. Знакомство между Габуричем и Шевчуком состоялось, а вот возникнет ли между ними полноценный диалог, покажет время. Остается немного подождать.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка