НАТО после Brexit: есть ли перспективы сотрудничества в области безопасности?

№34(784) 26 августа — 1 сентября 2016 г. 25 Августа 2016 5

Комментаторы наперебой делятся мнениями исключительно о политических и экономических последствиях британского референдума, но потенциальное влияние данного события на вопросы безопасности не менее важно. Под угрозой оказались такие оперативные вопросы, как обмен информацией и разведданными. Туманны перспективы и более фундаментального аспекта — самих отношений, позволяющих спецслужбам функционировать. Великобритания, ЕС и остальные партнеры теперь вынуждены будут заняться пересмотром отношений в сфере разведки и безопасности.

А переговоры на эту тему требуют времени. И перед тем, как занять места за «круглым столом», всем сторонам в обязательном порядке придется тщательно обдумать ряд стратегических и тактических вопросов критической важности, подлежащих обсуждению. При этом все стороны помнят, что расхождения во взглядах между правоохранительными и разведывательными органами стран — членов ЕС зародились еще до референдума, а неприятели, скорее всего, используют любой существующий раскол как инструмент для проверки решимости и единства.

Раскол Европы дает России шанс на расширение горизонтов — по образцу и подобию действий РФ в последние годы в Украине и других регионах. На протяжении ряда месяцев Россия тестирует континентальное и трансатлантическое единство на прочность, выводя в приоритеты повестки дня сложные и потенциально провоцирующие разногласия вопросы. Недавние российские учения, переброски войск и вся риторика высказываний, судя по всему, нацелены на проверку твердости и степени готовности ЕС и НАТО к защите своих границ.

Вот уже несколько месяцев российские истребители бороздят периферию воздушного пространства НАТО в попытке оценить пределы дисциплинированности и сдержанности союзников. Под водой российские субмарины проводят «агрессивные маневры в непосредственной близости» от подводных кабелей, жизненно важных для функционирования американской армии и мировой экономики.

Тем временем в кибернетическом пространстве Россия стремится дестабилизировать своих противников с помощью пропаганды, например, изображая Германию как «общество, погруженное в хаос в результате миграции». И всего за несколько часов до британского референдума мэр Москвы без обиняков заявил, что «без Великобритании в ЕС никто не станет так ревностно отстаивать санкции против нас». Короче говоря, Brexit — по сути подарок для России, и, скорее всего, он и дальше будет приносить РФ выгоды.

«Исламское государство» тоже стремится подорвать европейское единство и дестабилизировать Запад. В одном из номеров своего бюллетеня группировка бахвалилась тем, что парижские теракты способны привести «к ослаблению европейского единства, в том числе и к призывам об отмене Шенгенского соглашения».

В этой связи особую тревогу вызывает то, что в ходе планирования последних терактов ИГИЛ в Бельгии и Франции было задействовано так много государств ЕС. Их исполнители делились информацией обо всем (от концепций терактов до своих возможностей) посредством совершенных сетей, использующих пробелы в практике обмена информацией, разведданными и сотрудничестве спецслужб государств-союзников. Если на то пошло, упомянутые теракты засвидетельствовали необходимость более тесного сближения, а не дальнейшего раскола Европы — будь то путем британского референдума или иным образом.

Такие структуры ЕС, как Европол, отвечают за безопасность Европы и сбор разведданных. Теперь же они утратят очень важные активы — как материальные, так и нематериальные, которыми их обеспечивало Соединенное Королевство. Чрезвычайно компетентные спецслужбы страны оказывали огромную помощь проектам ЕС в этой сфере. И даже если партнеры в итоге достигнут альтернативных договоренностей (в отношении доступа к данным и пр.), Великобритания утратит возможность выступать в роли лидера и оказывать влияние на процессы ЕС изнутри.

Не следует забывать также и об отношениях между Евросоюзом и НАТО: в их рамках всегда было чрезвычайно сложно избегать дублирования функций и неэффективности. А теперь, при отсутствии Великобритании, вероятность разногласий между двумя упомянутыми структурами многократно возрастет. Демонстрируя расчетливый подход к оценке угроз (в том числе и в новых сферах, например в области кибернетической безопасности), Соединенному Королевству в прошлом удавалось фокусировать европейский интеллектуальный потенциал и ресурсы на наиболее актуальных вопросах, успешно используя при этом взаимную дополняемость этих компонентов архитектуры безопасности. Сохранится ли подобная практика? Ответ на этот вопрос даст только время.

Великобритания исторически выступает еще и связующим звеном между Европой и США, намертво скрепляющим трансатлантические связи в сфере безопасности. Несмотря на то что «особые отношения» уже лишились части былого блеска, факт остается фактом: с давних пор Великобритания для Соединенных Штатов играет роль своеобразной лакмусовой бумажки в отношениях с Европой в целом, и при этом Британия остается самым надежным европейским союзником американцев.

Теперь обе страны вне блока ЕС, и при отсутствии главного и давнего посредника Соединенные Штаты вполне могут столкнуться со сложностями в убеждении Европы в правильности своей позиции по вопросам критической важности. А ведь именно США играли главную роль в достижении единства в вопросах, вызывающих в ЕС раскол, от введения экономических санкций в отношении России и Ирана до составления перечня иностранных террористических организаций.

Если говорить о тактическом уровне, британский референдум способен негативно сказаться на усилиях по борьбе с терроризмом и организованной преступностью: в обеих сферах краеугольным камнем успеха остается обмен информацией. На рабочем уровне правоохранительные и разведывательные органы разных стран вполне могут поддерживать здоровые и продуктивные трансграничные отношения, основанные на накопленном за долгие годы взаимном уважении и доверии. Но без официальных соглашений, регулирующих и обосновывающих практику обмена данными, эффективность упомянутых связей может снизиться. А Соединенному Королевству ради сохранения текущего уровня доступа к информации придется вести множество двусторонних переговоров с остальными членами ЕС, и у каждой стороны будут свои мнения, взгляды и, возможно, собственные камни преткновения.

Референдум грянул в то время, когда безопасность Европы уже находилась под угрозой. Сегодня и государственные, и негосударственные игроки беспардонно бросают вызовы Европе и ее союзникам. Впереди Великобританию, Евросоюз и их отношения с США ожидает затяжной период неопределенности.

Достижение договоренности о новом образе сосуществования, максимально обеспечивающем безопасность и сводящем расколы к минимуму, в интересах всех сторон. И это прекрасно понимают те, кто отвечает за выработку, корректировку и практическое воплощение в жизнь этого нового порядка. Однако важнейшей задачей станет обеспечение защиты правоохранительного и разведывательного сообществ от политического пустословия и позиционной борьбы — непременных компонентов переговоров.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка