Неуместная истерика

21 Мая 2015 4.9

В преддверии стартующего в Риге саммита Восточного партнерства представители украинской власти закатили настоящую истерику европейским партнерам.

Так, посол МИД Украины по особым поручениям Дмитрий Кулеба накануне заявил: "Одно из самых принципиальных ожиданий Украины от саммита в Риге - определение четких временных рамок введения безвизового режима между Украиной и Евросоюзом. Мы не можем допустить, чтобы введение безвизового режима превратилось в бесконечный процесс, в длительную пьесу, которой конца и края не видно. Поэтому у нас просьба к европейским партнерам четко назвать временные рамки"

Ну а несколько Заместитель министра иностранных дел по вопросам евроинтеграции Елена Зеркаль заявила, что "На наш взгляд, там (в докладе Еврокомиссии об имплементации Украиной второго этапа плана действий по визовой либерализации) есть много того, что вызывает удивление в том смысле, почему это нашло отражение именно в докладе по безвизовому режиму, поскольку оно не было отмечено в плане по визовой либерализации и вообще не относится к вопросу безвизового режима"

 В общем, партнеры придумывают все новые отговорки и предъявляют новые требования и можно понять Петра Порошенко в том, что: "Я попросил, чтоб был откровенный и честный разговор по рижскому саммиту и откровенный и честный разговор заключался в следующем: дайте дату, с которой вы готовы вводить (безвизовый режим), например 1 января 2016 года, дайте исчерпывающий перечень шагов, которые должна осуществить Украина"

Видимо, в порядке подготовки к такому разговору накануне рижского саммита президент провел даже специальное совещание по вопросам выполнения Украиной требований для введения безвизового режима с ЕС.

Понять рвение нынешней украинской власти можно – ведь безвизовый режим со странами ЕС был одной из главных «заманушек» выведших на Евромайдан столичный (и не только) «креативный класс» и галичанских заробитчан, имевших много свободного времени в зимний «мертвый сезон». Не буду подробно останавливаться на том, стоило ли истинным «патриотам» (а не тех, мечта которых «свалить» при первом случае) ради возможности прокатиться «по Европам» без хлопот в консульстве разваливать собственную страну, погружать её в пучину политического и экономического кризиса и гражданской войны? Очевидно другое – постмайданной власти «кровь из носу» необходимо предъявить хоть одно свое достижение, выполнение хоть одного из «чаяний» Евромайдана.

Но стоит ли Петру Порошенко рассчитывать на «откровенный разговор» в Риге, а если он и состоится, решится ли он донести его содержание до сограждан? А предсказать содержание такого разговора совсем несложно. Ведь сам смысл визовой политики заключается в стремлении не допустить в страну нежеланных «гостей». Собственно, и формальная главная причина неполучения безвизового режима Украиной в опасениях, что она станет мостом для нелегальных мигрантов.

Но еще два года назад «2000» писали: «Разве мало наших соотечественников, которые правдами и неправдами пытаются попасть на Запад, найти там работу, пусть и нелегальную, а если получится, то и остаться навсегда? Гонит их, как и мигрантов из третьего мира, нужда, невозможность найти на родине достойную работу и место в жизни. Поэтому не стоит ждать безвизового режима до тех пор, пока уровень зарплат и качество жизни в родном Отечестве не станет соизмеримым с европейским...

Показательно, что только 1,5% россиян, обратившихся за шенгенской визой, получают отказ, для украинцев этот показатель составляет 5%, а для граждан Грузии («отличницы» на постсоветском пространстве в глазах Запада) — все 15%. При этом в беседах еврочиновники признают, что введению безвизового режима с РФ мешают лишь несколько восточноевропейских стран, известных своей априори русофобской позицией и мотивирующих ее тем, что для Украины и украинцев безвизовый режим с РФ будет «плохим сигналом».

Так что дело не в соответствии неким стандартам, а лишь в уровне жизни населения... Об этом говорит и пример Турции, которая за 50 лет после подписания соглашения об ассоциации не приблизилась ни к членству в ЕС, ни к безвизовому режиму. Без ограничений Европа готова пускать тех, кто едет туда тратить деньги, а не зарабатывать. И либерализация визового режима, предусмотренная последним соглашением (от 2013 года), распространяется главным образом именно на них. Ну а полностью безвизовый режим нам не светит, как и членство в ЕС» (№ 26 (659), 28.06—4.07.2013).

И действительно, не «странно» ли, что главным требованием ЕС для нас является усиление пограничного контроля с Россией (для защиты от нелегалов), но для самих россиян визовые требования куда либеральней, чем для украинцев? И за последний год, несмотря, а скорее – благодаря «революции достоинства» визовая политика стран ЕС по отношению к украинцам значительно ужесточилась. Визовые агентства говорят о двукратном увеличении количества отказов, с 1 июля, украинцам, желающим получить «Шенген» придется «катать пальчики» непосредственно в консульствах, а скажем, Польша с 15 октября прошлого года отменила облегченный порядок выдачи виз украинцам, полностью отменив визы для приграничного движения.

Сделано это, по официальным заявлениям, из соображений унификации польских правил (для украинцев) с правилами во всех остальных странах Шенгенской зоны. При это отменять безвизовый въезд в 40-километровую приграничную зону для жителей Калининградской области РФ поляки, несмотря на крайне прохладные межгосударственное отношения, отнюдь не собираются.

Правда, оптимисты могут привести пример не более, чем Украина, «благополучной» Молдовы, которая все-таки получила безвизовый режим. Но очень показательно, что решение об этом ЕС принял 27 ноября 2013 года, т.е. буквально в те дни, когда начал развертываться Киевский Евромайдан. Думаю, «намек» протестантам был более, чем прозрачный.

Ну а «жертва», которую понес Евросоюз, дав безвизовый режим молдаванам, на поверку оказалась совершенно «липовой». Ведь прежде всего, Молдова просто очень маленькая страна. Её население 3,4 миллиона человек (почти в 15 раз меньше, чем Украина до потери Крыма). Т.е. потока миграции, соизмеримого с возможным украинским, её жители создать не смогут. Но более существенно другое – Румыния, как известно, претендует на «воссоединение» с Молдовой и в рамках этой политики выдает свои паспорта тем жителям Молдовы, предки которых были румынскими подданными до 1940 г., а таковых в Молдове (без Приднестровья) абсолютное большинство.

Процесс связан с определенными бюрократическими процедурами и ожиданием своей очереди, но, тем не менее, более 400 тыс. молдаван гражданами Румынии (а значит и ЕС) уже стали. Может, 12% от всего населения (включая стариков и малых детей) и покажутся не очень значительной цифрой, но логично предположить, что за румынскими паспортами обращаются именно те, кто имеет финансовую  возможность часто ездить в Европу, либо те, кто стремится туда попасть всеми правдами и неправдами. И у таких молдаван румынские паспорта уже есть или будут в ближайшее время. В общем, вводя безвизовый режим с Молдовой, ЕС практически не создает себе никаких дополнительных проблем.

Зато какой политический жест!

Но и это оказалось не все. После всех «фанфар» стали известны реальные условия безвизового въезда граждан Молдовы в ЕС. Оказывается, кроме биометрического паспорта пограничники стран ЕС могут затребовать обратный билет, доказательства платежеспособности (наличная валюта или дорожные чеки, кредитные карточки или справки о стипендиях), гарантийное письмо или приглашение, ваучеры на проживание, а также медицинскую страховку.

Этот пакет документов практически не отличается от того, что до сих пор требовался для получения визы.

Т.е., никакая «презумпция невиновности» для потенциальных визитеров, которую подразумевает безвизовый режим, на граждан Молдовы не распространяется. 

Для них сохраняется свойственная визовому режиму «презумпция виновности», которым на соискателя визы возлагается обязанность доказать «чистоту своих намерений». Только вместо чиновника в консульстве «судьей» выступает пограничник. «Удобство» ли это, я, как человек, неоднократно пересекавший границы ЕС, сомневаюсь. Особенно это касается часто путешествующих, которые могли рассчитывать на многократную визу, теперь же должны готовить ворох бумаг для каждого пересечения границы.

К слову, по данным польской Администрации по делам иностранцев (UDSC) Польская пограничная служба в 2013 году не пропустила в страну свыше 13 тыс. граждан Украины. (http://www.unian.net/news/615592-polsha-v-proshlom-godu-ne-propustila-v-stranu-svyishe-13-tyis-ukraintsev.html) Причем это люди, которые имели на руках действующие визы, т.е. у консульств к ним претензий не было. но «Согласно действующему законодательству, наличие визы не гарантирует въезд на территорию стран Шенгенской зоны, поскольку окончательное решение о том, пропустить или не пропустить человека принимает работник пограничной службы»

Можно только представить, что начнет творится на границах, если Украина получит безвизовый режим «а-ля» Молдова. Впрочем, уверен, нам это не грозит, поскольку «завтраки» относительно безвизового режима будут продолжатся ровно столько, сколько будет иметь место угроза массовой нелегальной миграции украинцев в ЕС (по экономическим мотивам). Т.е., скорей всего, навсегда. И никакие истерики в стиле «вы обещали» не помогут. Уважать себя нужно было раньше!

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка