Отмена Трампом санкций против РФ станет ударом по международному праву

№5(805) 3 — 9 февраля 2017 г. 03 Февраля 2017 2.3

«Если Россия действительно нам помогает, зачем в таком случае санкции, если кто-то действительно совершает какие-то отличные дела?» — так говорил избранный президент США Дональд Трамп в одном из интервью за неделю до инаугурации. Верный своему слову, американский президент теперь обдумывает шаги, позволяющие в одностороннем порядке снять как минимум часть санкций, введенных Соединенными Штатами против РФ после аннексии Крыма Россией в 2014 г.

Нет сомнений в наличии у Трампа полномочий на налаживание отношений с Россией. Нет сомнений и в том, что отмена санкций поможет ему добиться результата. Принятие подобного решения президентом, в ходе избирательной кампании обещавшим совместно с Москвой объявить войну террористам и неоднократно хвалившим Владимира Путина, не станет сюрпризом.

Тем не менее оно может оказаться ошибочным. Во-первых, такой поступок противоречит самой логике санкций: нельзя отменять их без перемен в подходе России к Крыму. В конце концов смысл санкций в том, чтобы не просто покарать злоумышленника, а подтолкнуть его к пересмотру своего поведения.

Гораздо серьезнее выглядит тот ущерб, который нанесет отмена санкций международному праву. Эти меры представляют собой новый инструмент в глобальной нормативно-правовой базе, позволяющий делом подкреплять слишком часто игнорируемые запреты и ввести систему ощутимой расплаты за проступки наиболее могущественных нарушителей законов. Снятие санкций без каких-либо изменений в поведении россиян станет сигналом, свидетельствующим об отсутствии весомого наказания за противозаконные территориальные захваты, а также очередным ударом по международному порядку, основанному на соблюдении правил.

Ответ злоумышленникам

Захват Крыма Россией — нарушение двух фундаментальных принципов международного права: предусмотренного хартией ООН запрета на угрозу или реальное использование силы и, пожалуй, что более важно, святости определенных в послевоенное время границ. Могущественным государствам периодически сходят с рук попытки применения силы, явно выходящие за пределы системы международного права (как не вспомнить о вторжении США в Ирак). Но поскольку Россия в ходе откровенного территориального захвата пыталась перекроить существующие границы, аннексия Крыма оказалась гораздо более тяжким нарушением международного права.

Обладающее ядерным оружием и правом вето в Совете безопасности ООН государство просто отобрало часть территории у слабой страны, не имеющей возможности рассчитывать на защиту в рамках официальных альянсов. При полном отсутствии скоординированной реакции ООН и нежелании поддерживающих Украину представителей международного сообщества отвечать силой на осуществленный Путиным территориальный захват система международного права оказалась бессильной.

Как отметил в своем блоге профессор Университета Чикаго Эрик Познер, скептически оценивающий возможности международного правосудия: «1. Военная интервенция России в Украину — нарушение международного права. 2. В связи с этим событием никто ничего не собирается предпринимать».

Но история на этом не заканчивается. После принятия Генассамблеей ООН решения об осуждении российской агрессии и отказе от признания Крыма частью РФ сформирована мощная ситуативная коалиция с целью наказать Россию. Эти страны, в том числе Австралия, Канада, Япония, Норвегия, США и 28 членов Евросоюза, ввели в отношении российских и украинских граждан и юридических лиц, виновных в данном конфликте, объемный перечень экономических санкций.

Программа антироссийских санкций полностью оправданна и разработана в качестве инструмента реализации положений международного законодательства. На следующий день после того, как жители Крыма проголосовали за выход из состава Украины на фиктивном референдуме, президент США Барак Обама заявил, что «референдум в Крыму стал явным нарушением... международного права».

На той же неделе председатель Евросовета Герман Ван Ромпей отметил: «российская аннексия Крыма и Севастополя — явное нарушение украинского суверенитета и международного права... Практике использования силы и устрашения для пересмотра границ на европейском континенте нет места в XXI столетии».

Санкции вводились в различных формах. В самом начале кризиса в марте 2014 г. США и ЕС ввели ряд ограничений на поездки и приняли решение о замораживании активов, направленное на ближайшее окружение Путина и лиц, причастных к аннексии.

В последующие месяцы, когда насилие выплеснулось за пределы Крыма и охватило восточноукраинский Донбасс, Соединенные Штаты и Европа пригрозили РФ масштабными издержками для российской экономики в надежде подтолкнуть Москву к деэскалации конфликта.

В сочетании с падением глобальных цен на нефть так называемые секторальные санкции нанесли экономике России тяжелый удар. На фоне снижения зарплат, высокой стоимости заемных средств и беспрецедентных темпов оттока капитала ВВП РФ в 2015 г. сократился на 3,8%.

Очередной набор санкций — за усилия Путина по интеграции Крыма в состав Российской Федерации — стал практической реализацией западной политики непризнания. Эти санкции в большей степени, чем предшествующие, напоминали попытку отправления международного правосудия, поскольку их целью было лишение России плодов незаконного территориального захвата.

Упомянутые санкции заблокировали практически все возможности торговли с США и ЕС, а также установили запрет на инвестиции в Крым. Отдельно упомянуты конкретные компании и частные лица, занимавшиеся интеграцией Крыма в состав России: теперь они лишены возможности вести бизнес с американцами или европейцами.

В итоге санкции способствовали задержке планов Путина по строительству моста через Керченский пролив, вынудили одну из авиалиний отказаться от перевозки пассажиров по маршруту Крым—Москва, а также ограничили судоходное движение в портах Крыма — как коммерческое, так и туристическое. Упомянутые санкции тормозили и срывали процесс интеграции Крыма, вынуждая уже испытывавшее дефицит в средствах российское правительство изыскивать дополнительные ресурсы для поддержки полуострова.

Тот факт, что нарушение Путиным международного законодательства обходится ему все дороже, а эффективность захвата снижается, станет наглядным предупреждением для остальных потенциальных завоевателей.

Избежать провальной сделки

Не следует переоценивать успешность санкций в качестве инструмента международного права в деле восстановления справедливости. Хотя российская экономика несет из-за них колоссальные убытки, хватка Москвы остается цепкой, а Кремль не проявляет ни малейшей готовности к возврату Крыма.

Более того, ситуативные санкции — т.е. введенные по добровольному согласию ограниченного числа государств — далеко не всегда служат эффективным инструментом восстановления справедливости. Они, как правило, приносят успех лишь тогда, когда некая коалиция обладающих немалым экономическим влиянием государств приходит к выводу: введение санкций соответствует их политическим и экономическим интересам (как это было в случае с Россией).

Если же прибегнуть к санкциям пытается малочисленная или слабая группа государств, оказавшаяся под ударом страна получает возможность избежать расплаты — для этого достаточно лишь нарастить объемы торговли с государствами, не входящими в коалицию.

Как бы то ни было, антироссийские санкции стали ярким примером повышения эффективности международного правосудия. В ситуации, когда ни международные суды, ни другие официальные организации не имели возможности покарать Россию, сформированная на добровольной основе коалиция государств четко дала понять — столь грубые нарушения чреваты последствиями вне зависимости от степени могущества правонарушителя. Санкции в определенной мере затормозили процессы интеграции Крыма в состав России, и, скорее всего, будущие агрессоры теперь дважды подумают, прежде чем решатся на подобные шаги.

Вот почему отказ Трампа от санкций в одностороннем порядке станет удручающим сигналом. Европейские союзники США, взявшие на себя немалые экономические риски в результате вступления в коалицию, посчитают происходящее сознательным отказом от партнерства. В России такое решение сочтут сигналом готовности Соединенных Штатов смотреть сквозь пальцы на осуществляемые Россией захваты территорий соседей. А весь остальной мир только укрепится в представлении (слишком часто оправданном) о ненаказуемости нарушений международного законодательства.

Если новая администрация планирует сохранить хотя бы часть санкций, ей следует оставить те, что конкретно связаны с Крымом. Их отмена в то время, когда над Симферополем развевается российский флаг, нанесет тяжелейший удар по системе международного правопорядка. Но если Трамп считает себя действительно отличным специалистом по заключению сделок, он не станет отменять ни одной санкции, не получив взамен от России конкретных обязательств. Заключение выгодной сделки обеспечивается наличием преимуществ у идущей на нее стороны. И было бы грубой ошибкой еще на дебютной стадии игры отказываться от самых мощных козырей, имеющихся в распоряжении США.

Статья опубликована Foreign Affairs 27 января 2017 г. © Council on Foreign Relations // Tribune News Services.* Бенджамин АЛЬТЕР — бывший специальный советник заместителя министра финансов США по финансовой разведке и борьбе с терроризмом (2014—2015), заместитель редактора журнала Foreign Affairs (2011—2013).

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Да ниспошлет Аллах взамен этого горя благо вам!

12 ноября на западе Исламской Республики Иран (ИРИ), недалеко от границы с Ираком,...

«Киевобляне» поставили диагноз БПП

Чем ближе зона АТО, тем весомей админресурс

Станет ли Варшава оперативным центром НАТО?

Польша радикально наращивает расходы на оборону

«Войти в Абхазию вынудили Россию мы сами!»

Если Тбилиси будет руководствоваться собственными национальными интересами, при этом...

Удар по офшорам и штабам

Офшорная схема с российским сжиженным газом — это, конечно, не полет на Луну в...

Загрузка...

О границе беседуют хмуро

«Очевидно, стороны не доверяют друг другу. Но они могут начать доверять...

Обмен жестами на фоне больших разногласий

Экстренный визит спецпредставителя госдепа в Киев — каковы его истинные мотивы и...

«Поляки играют останками жертв»

Вице-президент Института национальной памяти Польши: «Украинская сторона...

Убийственный аукцион

Цель ФГВФЛ и его уполномоченного лица — лишить наших читателей права на объективную...

Выход США из ЮНЕСКО: первый шаг к демонтажу ООН?

12 октября Соединенные Штаты заявили о выходе из ЮНЕСКО (Организации ООН по вопросам...

В Буэнос-Айресе — украинские музыканты, а в Багдаде —...

Посол Украины в США Валерий Чалый провел переговоры с руководством американской...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Маркетгид
Загрузка...
Авторские колонки

Блоги

Ошибка