Перед лицом шлагбаума

№21(773) 27 мая — 2 июня 2016 г. 26 Мая 2016 4

Пограничный контроль внутри Евросоюза обернется потерей 1,4 трлн. евро за десять лет

[img:88468]

Шенгенская система, успешно существовавшая десятилетиями и обеспечивавшая безвизовые поездки по территории 26 стран Европы, оказалась перед угрозой развала.

Сегодня Германия, Австрия, Франция, Швеция, а также другие государства вновь возрождают систему пограничного контроля в отдельных регионах. Такие решения спровоцированы наиболее серьезным кризисом беженцев, переживаемым Европой со времен Второй мировой войны. Так, в 2015 г. в Грецию и Италию въехали около 1 млн. мигрантов. Не стоит забывать и о терактах, а также о росте популярности движений, требующих запрета на въезд для мигрантов.

Тем не менее экономические издержки полного отказа от шенгенского договора — особенно в период слабых темпов экономического роста в Европе — могут оказаться существенными. Возвращение пограничной системы пропуска за 10 лет обойдется европейской экономике в 470 млрд. евро ($530 млрд.), утверждают авторы весьма консервативного анализа, подготовленного экспертами германского «Фонда Бертельсмана». Это все равно, что терять каждый год на протяжении десятилетия по одной компании уровня BMW AG, — пишет газета Washington Post. А если цены на импортируемые товары вырастут на 3%, то потери ЕС за 10 лет вообще могут составить 1,4 трлн. евро.

Открытые границы — источник жизни экономики, обслуживающей свыше 400 млн. человек. По данным Европарламента, в ЕС ежегодно осуществляется 24 млн. деловых поездок и 57 млн. трансграничных грузоперевозок. Фирмы из промышленных регионов Германии полностью зависят от бесперебойной и своевременной работы сетей поставок, сформированных так, чтобы извлекать выгоду из дешевизны рабочей силы в Венгрии и Польше.

Французские сети супермаркетов регулярно получают свежую продукцию из Испании и Португалии, а трансграничные поездки давно стали обыденностью для европейцев, и сегодня они с легкостью могут жить, скажем, в Бельгии, а работать во Франции.

Для многих жителей ЕС поездки без паспорта стали неотъемлемой частью общеевропейского стиля жизни. А компаниям, пользующимся услугами иностранных поставщиков, появление пропускных пунктов принесло лишь задержки и дополнительные расходы.

Постоянная пропускная система на границах уничтожит саму модель существования промышленности Германии, говорят в компании EBM-Papst: «Мы строго в определенное время получаем компоненты, необходимые для сборки здесь в Германии. Именно поэтому грузовики никогда не простаивают: они приезжают, выгружаются, загружаются и уезжают. И расходы — вовсе не единственная или приоритетная проблема в вопросе восстановления границ: мы просто не можем себе это позволить».

Не в состоянии позволить себе это и остальные немецкие предприятия. Никто из представителей промышленности Германии (неважно, что именно они собирают — автомобили или вентиляторы) не могут существовать без удаленных цехов в Восточной Европе.

Сколько просуществуют нынешние пропускные пункты? Это будет зависеть от плотности потока мигрантов. По оценкам МВД Германии, страна может отказаться от проверок паспортов на австрийской границе уже в мае, если поток нелегальных мигрантов сохранится на низком уровне.

Тем не менее в Австрии обсуждают возможность открытия дополнительных пропускных постов на перевале Бреннер — ключевой автомагистрали, связывающей эту страну с севером Италии. Установление такого барьера будет иметь для Европы серьезные экономические и символические последствия, предупреждает премьер-министр Италии Паоло Джентилони. По мнению аналитиков, уже в ближайшие месяцы это государство ожидает приток тысяч мигрантов, особенно из Ливии, готовых штурмовать Средиземное море.

18 марта ЕС заключил соглашение с Турцией о возврате части беженцев обратно через Эгейское море, при этом президент Европарламента Дональд Туск признает, что регулярно слышит слова обеспокоенности по поводу этой сделки и новых погранично-пропускных пунктов.

«Соглашение с Турцией и перекрытие пути через Западные Балканы порождает сомнения этического и правового характера», — заявил Туск 13 апреля.

Туск предупредил, что блоку «не удастся избежать политических катастроф», если он не сумеет обуздать проблему нелегальной миграции в Европу и вернуть себе право регулирования миграционной политики. «Я имею в виду коллапс Шенгена, утрату контроля над нашими внешними границами, политический хаос в ЕС, всеобщее ощущение отсутствия безопасности, что в итоге станет триумфом популизма и экстремизма».

Поток беженцев сократился в сравнении с январскими показателями — тогда на австрийско-немецкий пропускной пункт в районе Пассау ежедневно прибывали не менее 12 тыс. чел. В конце марта, по данным полиции, незаконно пересекать границу тут пытались лишь 70 чел. в день.

Под угрозой оказалась работа компаний, зависящих от доставки компонентов и развозки продукции. К примеру, у германского производителя шин Continental AG по Европе ежесуточно колесят 15—20 грузовиков. Самая длительная поездка тянется 1,5—2 дня и предусматривает пересечение множества границ. В случае восстановления полноценного таможенно-миграционного контроля время ожидания на каждом пропускном пункте в среднем составит 4 часа, что в сумме для 20 грузовиков будет равняться дополнительным 160 часам на одну поездку. Представьте себе эти издержки за год.

В принципе экономические издержки усиления системы пограничного контроля можно регулировать, говорит глава экономического департамента парижского Societe Generale Михала Маркуссен. А как быть с издержками политического характера?

«Мы только что пережили кризис евро и занимаемся перестройкой наших институтов. Лучше всего было бы усовершенствовать Шенген, поскольку у него есть реальный потенциал. И если бы мы действительно были способны обеспечивать систему полной координации действий на границах, у наших граждан появилась бы уверенность в нашей способности справляться с шоками и в будущем», — уверена она.

A5-pasport-control.tif

thekievtimes.ua/

Автор: Пресс-бюро «2000»

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Визовые мифы и дырки в паспорте

Скорее всего,у нас будет безвизовый режим по «молдавскому сценарию»

Безвизовый режим: ЕС одобрил механизм...

После подтверждения Комитетом постоянных представителей соглашение будет...

Компромисс по механизму приостановления безвиза...

Комиссар ЕС призывает утвердить безвизовый режим Украине

ЕС бесстыдно тормозит предоставление Украине...

Европейские страны не имеют права на историческую ошибку

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка