Перед лицом шлагбаума

№21(773) 27 мая — 2 июня 2016 г. 26 Мая 2016 4

Пограничный контроль внутри Евросоюза обернется потерей 1,4 трлн. евро за десять лет

[img:88468]

Шенгенская система, успешно существовавшая десятилетиями и обеспечивавшая безвизовые поездки по территории 26 стран Европы, оказалась перед угрозой развала.

Сегодня Германия, Австрия, Франция, Швеция, а также другие государства вновь возрождают систему пограничного контроля в отдельных регионах. Такие решения спровоцированы наиболее серьезным кризисом беженцев, переживаемым Европой со времен Второй мировой войны. Так, в 2015 г. в Грецию и Италию въехали около 1 млн. мигрантов. Не стоит забывать и о терактах, а также о росте популярности движений, требующих запрета на въезд для мигрантов.

Тем не менее экономические издержки полного отказа от шенгенского договора — особенно в период слабых темпов экономического роста в Европе — могут оказаться существенными. Возвращение пограничной системы пропуска за 10 лет обойдется европейской экономике в 470 млрд. евро ($530 млрд.), утверждают авторы весьма консервативного анализа, подготовленного экспертами германского «Фонда Бертельсмана». Это все равно, что терять каждый год на протяжении десятилетия по одной компании уровня BMW AG, — пишет газета Washington Post. А если цены на импортируемые товары вырастут на 3%, то потери ЕС за 10 лет вообще могут составить 1,4 трлн. евро.

Открытые границы — источник жизни экономики, обслуживающей свыше 400 млн. человек. По данным Европарламента, в ЕС ежегодно осуществляется 24 млн. деловых поездок и 57 млн. трансграничных грузоперевозок. Фирмы из промышленных регионов Германии полностью зависят от бесперебойной и своевременной работы сетей поставок, сформированных так, чтобы извлекать выгоду из дешевизны рабочей силы в Венгрии и Польше.

Французские сети супермаркетов регулярно получают свежую продукцию из Испании и Португалии, а трансграничные поездки давно стали обыденностью для европейцев, и сегодня они с легкостью могут жить, скажем, в Бельгии, а работать во Франции.

Для многих жителей ЕС поездки без паспорта стали неотъемлемой частью общеевропейского стиля жизни. А компаниям, пользующимся услугами иностранных поставщиков, появление пропускных пунктов принесло лишь задержки и дополнительные расходы.

Постоянная пропускная система на границах уничтожит саму модель существования промышленности Германии, говорят в компании EBM-Papst: «Мы строго в определенное время получаем компоненты, необходимые для сборки здесь в Германии. Именно поэтому грузовики никогда не простаивают: они приезжают, выгружаются, загружаются и уезжают. И расходы — вовсе не единственная или приоритетная проблема в вопросе восстановления границ: мы просто не можем себе это позволить».

Не в состоянии позволить себе это и остальные немецкие предприятия. Никто из представителей промышленности Германии (неважно, что именно они собирают — автомобили или вентиляторы) не могут существовать без удаленных цехов в Восточной Европе.

Сколько просуществуют нынешние пропускные пункты? Это будет зависеть от плотности потока мигрантов. По оценкам МВД Германии, страна может отказаться от проверок паспортов на австрийской границе уже в мае, если поток нелегальных мигрантов сохранится на низком уровне.

Тем не менее в Австрии обсуждают возможность открытия дополнительных пропускных постов на перевале Бреннер — ключевой автомагистрали, связывающей эту страну с севером Италии. Установление такого барьера будет иметь для Европы серьезные экономические и символические последствия, предупреждает премьер-министр Италии Паоло Джентилони. По мнению аналитиков, уже в ближайшие месяцы это государство ожидает приток тысяч мигрантов, особенно из Ливии, готовых штурмовать Средиземное море.

18 марта ЕС заключил соглашение с Турцией о возврате части беженцев обратно через Эгейское море, при этом президент Европарламента Дональд Туск признает, что регулярно слышит слова обеспокоенности по поводу этой сделки и новых погранично-пропускных пунктов.

«Соглашение с Турцией и перекрытие пути через Западные Балканы порождает сомнения этического и правового характера», — заявил Туск 13 апреля.

Туск предупредил, что блоку «не удастся избежать политических катастроф», если он не сумеет обуздать проблему нелегальной миграции в Европу и вернуть себе право регулирования миграционной политики. «Я имею в виду коллапс Шенгена, утрату контроля над нашими внешними границами, политический хаос в ЕС, всеобщее ощущение отсутствия безопасности, что в итоге станет триумфом популизма и экстремизма».

Поток беженцев сократился в сравнении с январскими показателями — тогда на австрийско-немецкий пропускной пункт в районе Пассау ежедневно прибывали не менее 12 тыс. чел. В конце марта, по данным полиции, незаконно пересекать границу тут пытались лишь 70 чел. в день.

Под угрозой оказалась работа компаний, зависящих от доставки компонентов и развозки продукции. К примеру, у германского производителя шин Continental AG по Европе ежесуточно колесят 15—20 грузовиков. Самая длительная поездка тянется 1,5—2 дня и предусматривает пересечение множества границ. В случае восстановления полноценного таможенно-миграционного контроля время ожидания на каждом пропускном пункте в среднем составит 4 часа, что в сумме для 20 грузовиков будет равняться дополнительным 160 часам на одну поездку. Представьте себе эти издержки за год.

В принципе экономические издержки усиления системы пограничного контроля можно регулировать, говорит глава экономического департамента парижского Societe Generale Михала Маркуссен. А как быть с издержками политического характера?

«Мы только что пережили кризис евро и занимаемся перестройкой наших институтов. Лучше всего было бы усовершенствовать Шенген, поскольку у него есть реальный потенциал. И если бы мы действительно были способны обеспечивать систему полной координации действий на границах, у наших граждан появилась бы уверенность в нашей способности справляться с шоками и в будущем», — уверена она.

A5-pasport-control.tif

thekievtimes.ua/

Автор: Пресс-бюро «2000»

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Читая Трампа: опасность излишне усердного...

Сделка в духе Фауста: прибыльные экономические связи с самым мощным государством...

Ответственность в рамках альянсов США: разделять, а не...

Если странам Балтии или Польше требуются гарнизоны войск НАТО, обеспечивать их...

Ртутные истории

Покушение на Кононенко может стать важным массмедийным фактором

Взломать Трампа?

Аккаунтом Трампа в Twitter могут воспользоваться хакеры в попытке нанести удар по...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка