Пережить Brexit — уроки небольших государств

№24(823) 16 -- 22 июня 2017 г. 15 Июня 2017 3

Суждено ли Шотландии когда-либо обрести независимость и национальную валюту?

Выход Великобритании из Евросоюза для входящих в состав Соединенного Королевства стран (Англии, Северной Ирландии, Шотландии и Уэльса) означает перспективу выбора нового экономического пути.

Англии и Уэльсу придется пережить все перипетии процесса расставания с ЕС и заняться поиском возможностей ведения торговли с внешним миром. Шотландии (где достаточно высока вероятность проведения второго референдума по вопросу независимости уже в ближайшие годы) необходимо укрепить экономическую базу и обеспечивающие ее функциональность государственные институты. Северная Ирландия (процесс Brexit способен радикально изменить ее отношения с Ирландией) просто обязана покончить с государственной поддержкой экономики и навести порядок в политической системе. Кроме того, выход из Евросоюза окажет глубоко негативное влияние и на благосостояние Ирландии — несмотря на независимый статус государства.

Этим странам, уже планирующим собственное будущее после Brexit, следует обратить внимание на примеры для подражания. На протяжении более чем трех десятков лет небольшие, но развитые государства (от Швеции до Новой Зеландии) традиционно опережают более крупных «коллег» по темпам экономического роста и качеству жизни, а также по иным показателям социального благополучия.

Шаблонного пути достижения подобного успеха не существует, но в стратегии этих стран наблюдается немало общего: они инвестируют средства в образование и обучение граждан — в среднее, профессионально-техническое, высшее, а также в программы постоянной переподготовки.
Собственные конкурентные преимущества малые государства дополнительно усиливают, к примеру, за счет инвестиций в строительство объектов инфраструктуры высоких технологий: так поступают скандинавские страны, оказывающие всемерную поддержку сектору информационных технологий.

А поскольку малые страны уязвимы перед внешними экономическими потрясениями, успешные небольшие государства активно защищают себя различными способами. Это и создание мощных систем социального обеспечения, и реализация консервативной налогово-бюджетной политики, обеспечивающей их отчаянно необходимыми в кризисные времена резервами для стимулирования национальных экономик.

Все внимание мелочам

Максимальное число элементов, ассоциирующихся со стабильной и процветающей европейской демократией (за исключением политической независимости), наблюдается в Шотландии. Помимо достойного уважения международного авторитета страна обладает отлично развитой финансовой системой, а также иными экономическими преимуществами.

Тем не менее Шотландии все же придется развивать национальную экономику — заполнять пробелы, возникшие из-за переживающей упадок нефтегазовой промышленности, дополнительно усиливать позиции финансового и финансово-технологического сектора, добиваться наращивания бюджетных поступлений за счет туризма, а также создавать стремительно растущие инновационные предприятия. Кроме того, Шотландии следует также радикально укрепить национальную бюджетную систему, сформировать госструктуры, способные вести борьбу за независимость и после выхода из ЕС.

Вот лишь наиболее очевидный урок, который готовы преподать небольшие развитые государства: успех в экономике напрямую определяется наличием того, что можно назвать нематериальной инфраструктурой, или целым набором различных факторов, в т. ч. качественного образования, здорового состояния институтов власти, сводов правил, верховенства права, развитых технологий и сбалансированной экономической политики, умело использующей преимущества конкретной страны.

И Шотландии, к примеру, жизненно необходимо совершенствоваться именно в этих сферах. Для этого следует направлять инвестиции в уже имеющиеся мощные сектора — такие как возобновляемая энергетика и финансы, принимать законы и разрабатывать такую налоговую политику, которая превратит Шотландию в привлекательное место для любых компаний, стремящихся вести дела со странами ЕС.

У Шотландии есть все необходимое для совершенствования потенциала финансовых институтов, исследований в области естественных наук, возобновляемой энергетики и туристического сектора. Но при этом стране следует развивать и новые рынки, к примеру, рыбоводческие хозяйства (как это делает Норвегия), а также концентрировать внимание на секторах экономики, где рост определяется технологическим прогрессом (финансовые технологии).

Естественно, возникает вопрос о независимости Шотландии. Перед референдумом 2014 г. общественные дебаты преимущественно сводились к экономическим темам: например, что следует использовать стране в случае обретения независимости (евро, фунт или собственную шотландскую валюту).

Сегодня углубляться в эти вопросы нет необходимости, поскольку независимая Шотландия без труда сможет и далее (по крайней мере на первом этапе) пользоваться британским фунтом. Шотландцам следует учредить специальную госслужбу по вопросам выбора валюты. Эта служба — еще до обретения независимости — сформирует группу технократов, поручив им изучение всех технических аспектов перехода на иную валюту.

Наличие такой службы позволит Шотландии накопить жизненно важный опыт, а также создать государственное учреждение, способное стать центром разработки всех финансовых функций. И в этом вопросе образцом для подражания тоже могут стать другие некрупные экономики.

В последние годы центральные банки Дании, Швеции и Швейцарии проявляют вынужденную креативность в выборе кредитно-денежной политики ради минимизации побочных эффектов, спровоцированных накачиванием еврозоны денежной массой. Так, к примеру, они вводят отрицательные процентные ставки. Эта мера действительно помогла сохранить экономическую стабильность, но спровоцировала резкий рост стоимости жилья в упомянутых странах.

И если Шотландии суждено когда-либо обрести независимость и национальную валюту, местным политикам следует проанализировать уроки других государств, поскольку они изобилуют полезными примерами.

В частности, они демонстрируют способность небольших стран успешно лавировать в фарватере совершенно неподконтрольных им мощных международных сил. Пользу принесло бы и детальное изучение практики введения новых валют другими государствами, например, Сингапуром в середине 60-х. Такой подход формирует лучшее понимание сути процесса запуска новой валюты.

Внимания достойны еще два урока. Первый дает понять, как подобные Норвегии страны с помощью суверенных фондов благосостояния превращают собственные природные ресурсы в стратегический источник процветания. В последнее время нефтяная экономика Шотландии существенно утратила позиции, но эта страна богата и ресурсами иного рода — в частности, энергией ветра и приливов.

Такие природные богатства в сочетании с потенциалом рыбоводческих хозяйств необходимо разрабатывать за счет государственных инвестиций, а полученные доходы использовать для наполнения суверенного фонда национального благосостояния.

Ценен и пример Швейцарии: создав систему управления национальным финансовым сектором, формируя условия для его роста и сохраняя контроль государства над всеми ресурсами (с помощью соответствующих законов и строительства объектов инфраструктуры), эта страна обеспечивает здоровье своего общества.
И если Шотландия добьется независимости, у нее появится шанс последовать примеру Швейцарии, поскольку ее национальный финансовый сектор способен обеспечить бесперебойность финансовых потоков после введения новой валюты.

Взвешенность решений

Количество аномалий в когорте небольших и успешных стран развитого мира крайне невелико, и к их числу относится Северная Ирландия. Она существенно отличается от остальных некрупных развитых государств Европы — в частности, относительно низкими показателями степени развития человеческого потенциала и весьма существенным вмешательством государства в национальную экономику.

Выход Британии из ЕС изменит характер отношений Белфаста не только с Лондоном и Брюсселем, но и с Ирландией — южным соседом и членом Евросоюза. Основной экономический риск кроется в потенциальном разрыве между Лондоном и Северной Ирландией. Соответственно, вероятность укрепления экономических и социальных связей между Ирландией и Северной Ирландией выглядит достаточно высокой.

А потому британским, ирландским и европейским лидерам следует совместно заняться оживлением экономики Северной Ирландии: необходимо финансировать те программы, которые увенчались успехом в других небольших государствах.

Великобритании и ЕС следует выделить небольшую часть из т. н. компенсации за Brexit, которую Лондон должен выплатить Брюсселю, и направить ее на поддержку планов экономического развития Северной Ирландии. Это могут быть программы профессионально-технического обучения по образцу Швейцарии и Австрии, обеспечивающие человеческий капитал для новых предприятий, или же проекты совместных инвестиций в строительство социального жилья (как в Бельгии), одновременно предусматривающие реализацию и объединяющих людей культурных проектов.

Что касается Ирландии, то достаточно скромный геополитический статус страны и относительно высокая степень сплоченности общества говорят о том, что у Ирландии гораздо больше общего с такими государствами, как Нидерланды и Сингапур, чем с Германией или Китаем.

И действительно, Ирландия — почетный член клуба небольших успешных стран. Сегодня ирландские чиновники совместно с коллегами из других малых государств ЕС (в частности, из Дании) вырабатывают общую позицию по европейским вопросам, памятуя о том, что выход Британии из ЕС уже становится реальностью.

Ирландским политикам следует рассматривать развод Британии и ЕС как возможность сконцентрировать все усилия на пересмотре структуры экономики Ирландии. Эта страна входит в еврозону, и потому ее возможности маневра в вопросах бюджетной и фискальной политики достаточно ограниченны.

Однако же ирландцы вполне могут извлечь урок из примера Швеции и Швейцарии, которые оказывали поддержку средним предприятиям, ставшим фундаментом экономик этих стран. Именно такое звено отсутствует в принципиальной схеме экономического локомотива Ирландии.

Если бы местный средний бизнес процветал, ирландцам не пришлось бы так беспокоиться по поводу переезда транснациональных корпораций в другие страны, где ставки корпоративных налогов даже ниже, чем в Ирландии. Правительству следует также с особой осторожностью приступать к охлаждению ирландского рынка жилой недвижимости, следуя в этом вопросе примеру Сингапура и Швейцарии. Очень скоро в Ирландии появится новый премьер-министр, а возможно, и новое правительство. Этому государству необходимо отказаться от практики решения внутренних проблем по мере их поступления: следует целиком пересмотреть отношение к системе госуправления и обществу в целом.

Избрание Макрона президентом Франции и вероятное переизбрание Меркель на пост канцлера уже этой осенью способны привести к более заметной унификации налогово-бюджетной политики в рамках еврозоны. Ирландии и другим небольшим государствам еврозоны необходимо добиваться этого ради сохранения возможности маневра в вопросах налогово-бюджетной политики, поскольку экономическая успешность этих стран определяется способностью самостоятельно формировать различные политики, выделяющие их из ряда остальных государств (в частности, определять ставки налогов).

Добиться этого позволит создание коалиции малых государств еврозоны, способных учиться друг у друга и дружно разрабатывать единую политику. В конечном итоге такое объединение может стать первым шагом на пути к становлению стратегического экономического тренда в глобальной политике.
Отголоски Brexit будут долго сотрясать Великобританию и Ирландию. Этим странам придется извлекать уроки из опыта других небольших государств и осознавать необходимость многого — от создания высококачественных государственных институтов до важности инвестиций именно в те сектора экономики, где у страны есть явные конкурентные преимущества.

Статья опубликована в Foreign Affairs 8 июня 2017 г. © Council on Foreign Relations // Tribune News Services.


Майкл О'САЛЛИВАН,
руководитель отдела инвестиций департамента управления международными фондами Credit Suisse,

Дэвид СКИЛЛИНГ,
директор сингапурской консалтинговой компании Landfall Strategy Group, старший советник Центра госуправления McKinsey, бывший старший советник министра иностранных дел Новой Зеландии

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Великобритания пригрозила ЕС возвращением ядерных...

Это может быть напоминанием о том, что танкер с плутонием может оказаться в гавани...

В Брюсселе стартовали четырехдневные переговоры по...

Ожидается, что переговоры будут жесткими, так как требуется решить ряд сложных...

Британец, воевавший в Донбассе, получил 5 лет тюрьмы

При этом доказательств его участия в военном конфликте у суда нет

Законопроект о выходе из Евросоюза опубликован в...

Внутреннее законодательство, принятое ЕС и влияющее на внутреннее законодательство...

Ждем: в Украину потечет европейское молоко

Сейчас происходит верификация необходимых документов

Загрузка...
Загрузка...

Передовая четверка гражданского общества. Версия...

Из-за высказывания Порошенко у Трампа и его оппонентов может появиться еще одно...

Вселенский патриарх просит Украину не повторять...

Патриарх Варфоломей: «Мы молимся за объединение народа, надеемся, что...

Эффектная подготовка короткой встречи

Порошенко поручил подготовить проект изменений Конституции, лишающий Крым статуса...

Война на Донбассе может стать ядерной

Радиоактивный фон в районе Юнокоммунаровска и Енакиево составит 10 000 мкр/час

Наши чайки на Ла-Манше

Представляем новую рубрику «Мы и мир»

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка