Революция сверху

№29–30(743) 9 — 15 октября 2015 г. 08 Октября 2015 2 4.9

Как санкции приближают реформы в России

Дмитрий МедведевВ конце сентября в программной статье Дмитрия Медведева «Новая реальность: Россия и глобальные вызовы», а затем и на международном инвестиционном форуме в Сочи 1—4 октября были озвучены основные положения контрсанкционной политики России, которые, по мнению руководства РФ, позволят ей пережить «ледниковый период» удешевления цен на энергоносители.

Успешность, равно как и провал усилий российских властей по минимизации ущерба для экономики от международных санкций и падения цен на углеводороды, несомненно, являются ключевыми факторами разрешения и украинского кризиса.

Этого не скрывают в администрации президента США Барака Обамы, официальный представитель которого Джордж Эрнест еще в начале года подчеркивал, что усиление санкций против России заставит ее изменить стратегию в отношении Украины.

Об этом же в середине лета заявил Петр Порошенко на встрече с президентом Европарламента Мартином Шульцем, высказавшись о том, что решение ЕС о продлении санкций стало для России ключевой мотивацией, чтобы сесть за стол переговоров и обеспечить все возможное для деэскалации ситуации на востоке Украины в соответствии с Минскими соглашениями.

Еще более откровенны некоторые радикально настроенные украинские пользователи социальных сетей. Среди них бытует мнение, что дальнейшее ухудшение состояния российской экономики является безальтернативным, усиливает центробежные тенденции и, возможно, даже приведет к краху российской государственности в ее нынешнем виде, что автоматически позволит Украине вернуть контроль над потерянными территориями.

Понятно, что сами россияне так не думают и, конечно, иронизируют над подобными прогнозами, но при этом ищут способы, как вписаться, по выражению премьер-министра Дмитрия Медведева, в «новую нормальность» с наименьшими потерями.

Наблюдения за этими попытками показывают, что в игре на удержание стабильности в стране российские власти склонны поднимать ставки. Именно так большинством экспертов было воспринято применение военно-космических войск РФ в Сирии.

Широким жестам во внешнеполитической сфере соответствуют не менее щедрые обещания во внутренней — декларируется значительная дебюрократизация, соревнование между регионами за инвестиции и переориентация госполитики на развитие человеческого капитала.

При этом авторы концепции такой модернизации признают, что она будет успешной только в том случае, если российская политическая элита, по выражению декана экономического факультета МГУ Александра Аузана, научится состыковывать дальние цели с насущными интересами. То есть — продлевать горизонт до 15—20 лет и создавать связку между сегодняшним днем и завтрашними целями, понимание которых у нее (элиты) в целом присутствует.

Таким образом, известный экономист дал понять, что руководству РФ следует быть более последовательным в реализации стратегических задач, внедрять по чиновничьей вертикали современные методы управления и не отвлекаться на сиюминутные интересы.

Эффект длинной памяти

Главной ареной для изложения взглядов российского руководства на сложившуюся ситуацию в экономике и ее стабилизацию стал ежегодный инвестфорум в Сочи (1—4 октября), на который съехались члены правительства во главе с Дмитрием Медведевым, главы регионов, руководители крупнейших госмонополий, таких как «Газпром», «Российские железные дороги» и др., владельцы частных корпораций, особенно тех, чью продукцию потребляет государственный сектор экономики.

В форуме, который называют главной площадкой для диалога между властью и бизнесом в России, приняли участие 9,3 тыс. компаний, в том числе 210 зарубежных из 40 стран, и 13 дипломатических представительств.

Весьма примечательно, что статья Дмитрия Медведева «Новая реальность: Россия и глобальные вызовы», где были изложены концептуальные взгляды премьер-министра РФ на дальнейшее развитие страны, появилась на сайте правительства РФ ровно за неделю до инвестфорума (полная ее версия опубликована в журнале «Вопросы экономики».

Таким образом, публикация не только задала тон всему сочинскому мероприятию, но и стала шпаргалкой для чиновников и бизнесменов, принявших в нем участие.

Они то и дело цитировали работу главы правительства, раздавая интервью, активно использовали основные концепты, приведенные в статье, такие как «окно возможностей», «траектория роста» и пр. Ну а слово «импортозамещение» повторялось так часто, что его на центральных российских телеканалах называют уже не иначе как мантрой.

С одной стороны, руководители отдельных отраслей и территорий получили возможность лучше подготовиться к главному инвестфоруму года и иметь под рукой «партитуру» премьер-министра. С другой — стоит говорить об эффекте длинной памяти, когда для надежного запоминания информации ее необходимо повторять как можно чаще.

Украинскому читателю также полезно процитировать тезисы этой статьи по той причине, что они показывают уровень понимания руководством РФ текущей ситуации и в конечном счете влияют на развитие отношений с нашей страной.

Прежде всего из статьи Дмитрия Медведева видно, что российское руководство рассчитывает если не на скорую отмену санкций, то на их ослабление в том или ином виде, поэтому Россия не спешит разворачиваться на Восток так быстро, как кажется со стороны, и не закрывает как несостоявшийся проект создания с ЕС единого экономического пространства.

«Никто не должен рассчитывать оторвать нас от европейской цивилизации со всем ее культурным многообразием. Отношения могут меняться и в будущем, но стратегическое направление останется неизбежным — сотрудничество, партнерство, а при благоприятном развитии событий и формирование единого экономического пространства», — утверждает Медведев.

Иначе говоря, Россия и дальше будет активным участником европейской политики.

В то же время из-за введения санкций совершенно справедливо отмечается увеличение важности восточного вектора, куда российский премьер отнес не только Китай, Вьетнам, Японию, Корею и в целом государства Азиатско-Тихоокеанского региона, но и страны—члены ШОС и БРИКС.

Для жителей России, несомненно, важно, что несмотря на закрытие для страны рынков капитала и проблемы, с этим связанные, власти не собираются вводить ограничения на хождение иностранной валюты и будут продолжать политику глобализации с национальной спецификой.

«Для нас закрыты рынки капитала, это правда. Нас не кредитуют за границей, это тоже правда. У нас есть целый ряд проблем, с которыми мы боремся в нашей финансовой системе. Все это так. Но это не значит, что мы должны сворачивать с магистральной дороги, по которой идет человечество, глобальная экономика», — цитата из все той же программной статьи. Изучение публикации показывает, что в сегодняшней России прекрасно понимают: «ведущие страны мира выходят на новую траекторию роста». И вопрос заключается не только в темпах, но и в качестве роста. В мире появляются новые сектора производства с новой географией их размещения.

Стратегическая цель России — войти в группу стран с наиболее высоким уровнем благосостояния, который определяется размером ВВП на душу населения и связанным с этим уровнем эффективности экономики, показателем которого является прежде всего производительность труда, — остается. Но одновременно с этим следует признание, что путь этот не близкий.

Из «сенсаций» статьи — признание руководством РФ эффективности сланцевых технологий добычи углеводородов, изменений на энергетическом рынке, связанных с транспортировкой сжиженного газа, а также перспектив солнечной энергетики.

В субботнем интервью телеканалу «Россия» российский премьер дополнил это тем, что «иногда бывают и ошибки в оценках». А также собственным убеждением, что «один раз в течение 50, может быть, 70 лет происходит энергетическая революция... которая радикальным образом меняет уклад жизни». И как раз сейчас «мы стоим у истоков такого очередного энергетического и технологического передела».

Санкции как стимул к реформам

В этой связи руководство России считает неоходимым заменить существующую инерционно-сырьевую модель догоняющего развития пока не вполне определенной — опережающей моделью, «которая позволит более успешно конкурировать, чем до сих пор».

«Надо научиться быть лучше и быстрее, и в этом состоит единственный путь к цели в современном меняющемся мире», — так видит проблему премьер-министр РФ.

Переходить на новые скорости России придется в условиях ограничения внешних заимствований и трансферта технологий, вызванного международными санкциями. Возможности, с ними связанные, — это опасность драматически отстать или увеличить существующее отставание. Но одновременно есть и возможность прорыва «из третьего мира в первый» (выражение автора сингапурского чуда Ли Куан Ю). Сделать это реально при условии внедрения не только технологических, но и институциональных инноваций.

Модернизировать страну российские власти собираются одновременными усилиями в четырех направлениях — в макроэкономике, структурной политике, развитии человеческого потенциала и системе госуправления.

Макроэкономические предпосылки экономического роста — это низкая инфляция на уровне 4% в год и дефицит бюджета, не превышающий 3%. Обеспечить такое соотношение при сокращении поступлений от нефти и газа невозможно без пересмотра приоритетов бюджетного финансирования. При этом власти обещают сохранить большинство адресных социальных выплат, декларируют приоритет здравоохранения, образования и науки. Кроме того, на уровне правительства уже принято решение не повышать основные налоги и отказаться от роста неналоговых сборов.

Поэтому внимание должно быть обращено на снижение стоимости госзакупок и уменьшение злоупотреблений в этой сфере. Как и в Украине, основные перспективы здесь видятся во внедрении системы электронных аукционов и участии в них большого количества предприятий малого и среднего бизнеса. Во многих случаях это позволяет снизить стоимость закупок на 20—30%, а то и больше.

В свою очередь отсутствие возможностей внешнего заимствования позволит РФ сохранить на низком уровне государственный долг. После того как заемные внешние ресурсы стали недоступными, предприятиям ничего не остается, как использовать внутренние резервы повышения производительности.

Приоритеты структурных реформ будут сформированы исходя из того, что нефтяная конъюнктура будет оставаться низкой или даже «экстремально низкой» достаточно долго, поэтому больше внимания станут уделять внутренним источникам финансирования, таким как государственные инвестиции и сбережения граждан.

Дополнительные средства будут выделены для финансирования через Фонд развития промышленности, Фонд национального благосостояния и проектное финансирование при поддержке Центробанка. Будут применяться и дополнительные способы стимулирования, такие как инвестиционные льготы и контракты.

Вместе с тем в программной статье премьер-министра РФ декларируется, что привлечение частных инвестиций должно выйти на первый план для органов госуправления всех уровней, и в какой-то мере оно даже станет критерием продвижения чиновников по карьерной лестнице.

В нынешней ситуации в России не обойдутся и без пенсионной реформы, которая позволит задействовать в экономике «длинные» пенсионные и страховые деньги.

В импортозамещении, помимо специфических отраслей ВПК и энергетики, на господдержку могут претендовать прежде всего проекты, рассчитанные одновременно на внутреннее потребление и экспорт готовой продукции с наибольшей добавленной стоимостью. В первую очередь это производство медпрепаратов и продуктов питания. 3 октября на заседании правительственной комиссии по импортозамещению Дмитрий Медведев сообщил, что уже утверждены около 40 региональных планов по импортозамещению. При этом он отметил, что далеко не все они синхронизированы с планами федеральных министерств.

Впрочем, по словам министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, еще в начале года Минпромторгом было утверждено 20 отраслевых планов импортозамещения, в которые вошло более 2,5 тыс. позиций. Платформой для взаимодействия производителей и потребителей импортозамещающей продукции являются специально созданные профильные межведомственные рабочие группы, в состав которых включены все заинтересованные стороны.

Кроме того, как утверждает г-н Мантуров, «с прошлого года работает портал «Проммонитор», где созданы личные кабинеты предприятий и региональных министерств промышленности. Это первый шаг к созданию системы отраслевых балансов с целью предотвращения создания дурной конкуренции, когда в регионах из-за плохой коммуникации порой создаются просто избыточные мощности».

Такая работа — один из основных элементов государственной информационной системы, предусмотренной законом о промышленной политике.

Инвестициям же из-за рубежа при наличии санкций достанется роль обеспечения технологического трансферта и привлечения ноу-хау, поскольку доля высокотехнологичного экспорта российских товаров в общем весе составляет всего 1,5%.

В условиях, когда в мире растет конкуренция за высококвалифицированных специалистов и они имеют все больше возможностей выбирать место жительства как внутри страны, так и в различных уголках земного шара, модернизацию нельзя представить без cохранения и развития человеческого капитала.

В сфере образования Россия, как и Украина, столкнулась с профицитом специалистов с высшим образованием и дефицитом — со средним техническим. Серьезной проблемой является то, что спрос на качественные услуги в образовании и здравоохранении концентрируется преимущественно за пределами РФ.

Чтобы поправить ситуацию, российским властям придется создать механизм преференций бизнесу, участвующему в развитии материальной базы учебных заведений, стимулировать проекты модернизации заочного образования, создание национального портала открытого образования, реструктуризировать и реорганизовать вузы, выпускники которых не востребованы на рынке труда.

В области здравоохранения речь идет не только о наращивании материальной базы медучреждений и повышении зарплат врачам, но и об управленческой реформе.

Среди ее элементов — приоритетное развитие первичной медико-санитарной помощи, т. е. устранение дисбаланса в финансировании поликлиник и больничных коек, разработка унифицированных протоколов лечения различных заболеваний, развитие телемедицины (дистанционной), внедрение единой электронной карты пациента, которой сможет воспользоваться любая клиника. В Украине такая услуга пока внедряется лишь для участников АТО.

Реформа системы здравоохранения предполагает также дальнейшее развитие страховой медицины.

Пенсионная система РФ должна готовиться к тому моменту, когда число работающих сравняется с пенсионерами. Чтобы отдалить этот момент, законодательство должно стимулировать работающих пенсионеров. Государственная социальная служба должна развиваться в направлении предоставления более качественной помощи (не только материальной, но и бытовой) людям старшего пенсионного возраста.

Кроме того, правительством уже принято решение о введении с 2016 года накопительной системы пенсионного обеспечения.

Внеэкономические факторы модернизации должны быть направлены на повышение качества госуслуг и госуправления, а также обеспечение безопасности личности и собственности.

По мнению Медведева, «самый устойчивый и долгосрочный эффект для развития экономики дает твердо проводимая политика по защите права собственности и ограничению произвола. Грамотная система сдержек и противовесов, направленная на ограждение предпринимательской активности от неоправданного административно-правоохранительного нажима».

В этом контексте россиянам обещают реформу судебной системы — формирование единой системы судов и конкурентной юрисдикции.

Для повышения качества государственного управления российские власти намерены проводить оптимизацию системы госорганов, внедрять стратегическое планирование и другие современные управленческие технологии. Широкое внедрение информационных технологий на госслужбе будет способствовать дебюрократизации и снижению коррупции.

Как видим, экономические санкции и долговременный тренд на ухудшение конъюнктуры на рынке энергоносителей может быть не меньшим стимулом к реформам сверху, чем революция — снизу. Другое дело, как они реализуются на практике?

Найти приемлемые решения

В нынешнем году поступления в российскую казну от экспорта нефти и газа впервые дотянули только до половины бюджета. Ранее они заметно превышали эту планку.

Последний макроэкономический прогноз показывает, что падение ВВП РФ по итогам 2015 года составит 3,9%. Для сравнения: аналогичный украинский показатель недавно был ухудшен МВФ с 9% до 11%.

Вопреки введенным санкциям последний рейтинг глобальной конкурентоспособности поднял Россию на 8 позиций вверх, до 45-го места. Украина в этом же списке опустилась с 76-го на 79-е место.

В общем, эффект от влияния международных санкций на российскую экономику, как он видится украинским общественным мнением, явно преувеличен.

А вот контрсанкционные меры, которые декларируют российские власти, такие как ставка на внутренние инвестиции, более эффективное расходование бюджетных средств (здесь заложены серьезные резервы), переориентация бюрократии на обслуживание бизнеса, смогут дать эффект уже скоро.

Как полагает декан экономфака МГУ Александр Аузан, который входит в авторские группы по подготовке стратегий среднесрочного развития для различных субъектов РФ, возврат к росту — вопрос ближайших лет.

Не менее интересный вопрос — куда приведут Россию указанные реформы и какой из вариантов более желателен для Украины?

Тот же г-н Аузан в ходе сочинского инвестфорума на панельной дискуссии «Возврат к росту» привел данные опроса 124 членов экспертного совета при правительстве РФ, которые «прощупывали, какие здесь возможны пути и сценарии».

Так, в отношении привлечения для реформ в экономике инвестиций населения, бизнеса и государства участники исследования (как и члены правительства) считают наиболее желательным привлечение частного капитала, но наиболее вероятным — все же государственного.

Хотя 66% опрошенных считают приоритетными вложения в человеческий капитал, только 6% убеждены, что они действительно увеличатся. Что касается оборонно-промышленного комплекса, о приоритетности и первоочередной важности этого направления говорят 17% членов экспертного совета, но 59% уверены, что они вырастут. По инфраструктуре и развитию дорог позиция экспертов более мягкая.

Здесь можно говорить не о недоверии российской элиты к словам и действиям Владимира Путина и его окружения (как поспешили сделать некоторые российские и украинские «эксперты»), а скорее о группах влияния со своими сложившимися интересами, для которых то или иное правительственное решение и смена институтов влечет за собой потерю выгоды.

В качестве примера Александр Аузан упомянул о том, что в российском обществе формируется прослойка незаинтересованных в выходе страны из санкционных режимов. Эта прослойка может подпитываться бизнесом, который вложил деньги в создание импортозамещающих производств и опасается возвращения на рынок импортеров и обострения конкуренции.

Поэтому чем радикальнее предложенные изменения, тем меньше у них шансов быть реализованными. И вполне может случиться, что говоря о приоритетности развития человеческого капитала, укреплении законности и расширении свобод, в итоге российские реформы приведут к дальнейшему укреплению государственного капитализма.

В какой из этих Россий заинтересована Украина? Ответ очевиден. Максимально возможная реализация реформ в экономической, административной и особенно в гуманитарной сферах позволит смягчить накопленные противоречия и найти для них приемлемые решения.

Неудачи же могли бы привести российские власти к мысли о необходимости изоляции от внешнего мира, к милитаризации настроений в обществе и дальнейшей эскалации российско-украинского конфликта. А уж это для нас было бы наихудшим сценарием развития событий.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Комментарии 2
Войдите, чтобы оставить комментарий
Бродяга
10 Октября 2015, Бродяга

Уважаемый Ярослав, Вы тоьлко проснулись, да?

Статью Медведева (Премьер-министра), не раскритиковал только ленивый: либеральное дерьмецо мы уже ... да, нахлебались. А вот про статью и программу Глазьева, которые рассматривают в СНБО РФ, Правительстве (кроме медведевых-нигматуллиных и прочих "министров образования") у Вас, почему-то ни слова. Интересно, почему?

Кстати, хватит под видом "объективности" ЛГАТЬ: НИКОГДА нефтегазовые доходы Росии НЕ СОСТАВЛЯЛИ не то, что 50-60-ти процентов, но даже и ТРИДЦАТИ ПРОЦЕНТОВ БЮДЖЕТА! И Вы знаете это не хуже меня... Жаль-с...

Единственное, в чём Вы правы: Украины на 500% зависит от того, насколько Россия сможет выстоять ОДНА ПРОТИВ ВСЕХ. Для Ва, вдруг, наступило осознание: Россия УЖЕ ДАВНО НЕ ОДНА! К Вашему сожелению.

И не надо манипулировать своими "данными": мало-мальски объективная модель показывает, что примерно через 30-50 лет на свете не будет ни США, ни ЕС (про "буферную зону между Россией и бывшей Европой - молчу: никаких "прокладок" не предусмотрено), а СНОВА будет старая добрая Евразия (сРоссией, Китаем и Индией плюс Персия и "африканская площадка" плюс Мексиканское государство Америки). ТАКОЙ прогноз Вас успокоит? Или, всё-таки, вспомните про статистику? Настоящую, а не по-американски или, хуже всего, по-украински.

Простите за резкость, но у меня, почему-то возникло впечатление, что за "крайние" две недели в "2000" нагрянули "неонацисты" (они же - "укрАинцы самостийно-незалежные")ю Стоит выйти хоть ОДНОМУ номеру "2000", который похож на то, что мы читали ДО госпереворота 22 февраля 2014-го, как сразу\, весь следующий месяц те же самые "журналисты "2000"" будут убеждать нас, что нам "приснилось" и "ничего подобного не говорилось"...

P.S. Не к Автору. Редакция! Так где же номера с 10 октября 2013-го до июля 2014-го? И что за "двойная нумерация" сейчас? Решили цифирками "догнать" количество номеров в году до "положеных" 50-52-х? И почему в ЭТОМ номере отсутствует PDF-копия? Вас что, снова "сделали" басовы и ко.? Так лучше сразу скажите. Чтоб мы, читатели "оставили надежды" увидеть приличный "2000". Каким он был: слово - всем, позицию - отстаиваем. Или "позиция" поменялась? От "свободы слова" к "позе ра...", простите?!

- 9 +
Аleksandr S.
12 Октября 2015, Аleksandr S.

Та да - у издания время от времени просматриваеться некая мировозренческая цикличность..

- 0 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка