Российские «комбатанты» для Украины не беженцы

№8(761) 26 февраля — 3 марта 2016 г. 25 Февраля 2016 1 0

Красавица Наталья Науменко, директор департамента по делам иностранцев и лиц без гражданства

Много ли оппозиционеров из РФ, желая сменить гражданство на украинское исключительно по политическим мотивам, смогли-таки получить паспорт с тризубом?

Истории о том, что тому или иному россиянину отказано в получении статуса беженца, то и дело появляются в прессе. Что за этим стоит? Может, неправомерно требуют новые документы?

Кроме россиян, много ли представителей других стран хотели бы получить статус беженца в Украине?

Об этом — беседа с Наталией НАУМЕНКО, директором департамента по делам иностранцев и лиц без гражданства Государственной миграционной службы Украины.

Начнем с законодательства. Итак, статус «политический беженец» в законе отсутствует. В таком случае какие нормы применимы к тем, кто приезжает в Украину и не хочет возвращаться в страну происхождения исключительно по политическим мотивам? Одним словом, если не «политбеженец», то как назвать?

— Можете называть «политический беженец» или «человек, получивший политическое убежище» — суть от этого не меняется. Когда предоставляется защита в силу политических убеждений, мы используем единственный приемлемый в этом случае термин — «беженец». Поскольку ущемление кого-либо по политическим признакам является основополагающим критерием предоставления защиты согласно Конвенции ООН «О статусе беженцев» 1951 г.

И основные положения этой конвенции нашли свое отражение в Законе Украины «О беженцах и лицах, которые нуждаются в дополнительной или временной защите».

В нашем законодательстве «беженец» трактуется как человек, не являющийся гражданином Украины, который в силу абсолютно обоснованных опасений может стать жертвой преследований по расовому признаку, из-за вероисповедания, национальности, гражданства (подданства), принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям. Не может или не хочет пользоваться защитой своей страны, а также не желает — в силу обоснованных опасений — вернуться в свою страну.

Таким образом, лицо, которое получило защиту в Украине по политическим убеждениям, собственно и является беженцем.

По статистике в прошлом году Миграционная служба Украины отказала в политубежище 79 гражданам Российской Федерации. В чем причина?

— Вы говорите языком статистики, но прежде всего необходимо понять, что за каждой цифрой стоит определенный человек со своей неповторимой историей, опасениями, страхами и т. д. Также следует принимать во внимание, что и статус беженца, и статус лица, которое нуждается в дополнительной защите, являются индивидуальной формой защиты. Если человек, прибывший сюда из другой страны, такую защиту получил, то это вовсе не означает, что все граждане этого государства, которые заявляют, что преследуются в своей стране по политическим мотивам, автоматически получат защиту.

Сомнения в пользу заявителя

В нашей прессе обсуждалась ситуация, в частности, с одним из таких просителей статуса беженца. Он с 2010 г. занимался в России оппозиционной деятельностью, был в числе организаторов «русских маршей», затем весной 2015-го пошел добровольцем в полк «Азов», был даже ранен в боях за Широкино. Но в статусе беженца ему все-таки отказали.

— Каждый случай, каждая история рассматривается в совокупности абсолютно всех обстоятельств дела: кто этот человек, насколько он известен в своей стране, активно ли занимался политической или общественной деятельностью, принципиально ли отстаивал свои взгляды, как его за эти убеждения ущемляли, преследовали и т. д.

Основной принцип, которым руководствуемся мы, — насколько человек откровенен, предоставляя информацию о себе. И насколько то, о чем он говорит, сопоставимо с реальностью. Как правило, мы придерживаемся принципа: каждое сомнение трактуется в пользу заявителя.

И все же не следует забывать о вопросах национальной безопасности. Поэтому чтобы избежать ситуации, при которой страна должна будет отвечать за чьи-то совершенные преступления (отмывание денег в особо крупных размерах, коррупцию, особо тяжкие преступления и т. д.), но при этом тот, кто это совершил, обращается за статусом беженца, — надо провести много проверок, в том числе и при эффективном сотрудничестве с правоохранительными органами.

Поскольку предоставление политической защиты персоне, подозреваемой в своей стране по уголовным делам, противоречит международным принципам, то Государственная миграционная служба может принять решение об отказе. Действительно, таких случаев за последний год было немало.

Что касается рассмотрения заявлений о предоставлении защиты гражданам Российской Федерации: поверьте, для нас это — едва ли не наиболее сложные вопросы. Украина, пожалуй, одна из немногих стран мира, которая столкнулась с такой категорией заявителей, как «комбатанты», т. е. активные участники боевых действий. К тому же эти боевые действия происходят на территории Украины.

При отсутствии практики работы с такой категорией соискателей защиты и оценки их заявлений мы фактически в режиме реального времени проводили консультации с нашими европейскими партнерами, совместно с экспертами УВКБ ООН вырабатывали позицию по принятию решений в сложившийся ситуации.

Согласно международным принципам, «комбатанты» не могут рассматриваться в качестве человека, который ищет защиты. И они не могут быть допущены к процедурам предоставления защиты до того времени, пока не выскажут искренний и окончательный отказ от участия в боевых действиях.

Так вот определенное количество людей из числа российских граждан, которым было отказано в признании их беженцами или лицами, нуждающимися в дополнительной защите, и являлись так называемыми «комбатантами».

Еще одна категория иностранцев (и это не только граждане РФ), которым было отказано в предоставлении защиты в Украине, — те, кто заявлял, что просто не соглашается с режимом соседних стран. Но такие заявления не могут быть основанием для представления статуса беженца без предоставления исчерпывающей информации! То есть в каждом отдельном случае — и в том, о чем вы спрашиваете, — нужно очень тщательно изучать все материалы.

При этом хочу отметить, что Государственная миграционная служба пытается найти варианты для определения законного статуса для тех иностранных военных, которые с оружием в руках защищают нашу независимость.

Четверо бывших россиян

По данным вашей службы, в Украине проживают 2,5 тыс. беженцев и около 600 граждан, для которых требуется дополнительная защита. Какой процент среди них фактически из более чем 3 тыс. беженцы из РФ?

— По состоянию на 1 января с. г. на учете в Государственной миграционной службе находились 102 официально признанных беженца и четверо лиц, требующих дополнительной защиты, из числа граждан Российской Федерации.

Не могли бы вы более подробно объяснить: что значит «дополнительная защита»? По логике такой статус предоставляется тем, кто просит о политическом убежище, так ведь? Но если у нас в законодательстве отсутствует понятие «политбеженец», то на основании каких нормативных актов этим людям Украина дает особую защиту?

— Начиная с 2010 г. Украина последовательно адаптирует национальное законодательство в сфере защиты граждан к стандартам ЕС. Результатом стало принятие в 2011 г. принципиально нового для нашей страны закона — «О беженцах и лицах, которые нуждаются в дополнительной или временной защите». И впервые вместе с институтом «беженца» (который существует у нас с 1993-го) появился институт «дополнительной защиты».

Появление такого института значительно расширило категорию лиц, которые не попали под классическое понятие «беженец». Они не захотели или не смогли вернуться в страну, где проживали, из-за опасения применения к ним смертных приговоров, пыток, нечеловеческого обращения или такого, которое унижает достоинство, насилия в ситуациях международного либо внутреннего вооруженного конфликта.

В то же время процедура, которая проводится во исполнение упомянутого закона, общая для признания обоих статусов.

Иностранец подает заявление о признании беженцем или лицом, которое нуждается в дополнительной защите. С ним проводятся стандартные процедуры: собеседования, проверка правоохранительными органами, изучается информация о стране его происхождения, оценивается информация, предоставленная заявителем.

И только при формировании рекомендационной позиции — в результате тщательного изучения всех обстоятельств — должностное лицо миграционной службы квалифицирует форму статуса, который может соответствовать заявителю.

А уже на центральном уровне ГМСУ, еще раз изучив все обстоятельства дела, принимает окончательное решение.

Упрощение упрощению рознь

В апреле прошлого года президент публично заявил, что будет «ініціювати зміни до законодавства задля спрощення процедури прийняття до громадянства й надання політичного притулку тим громадянам, які переслідуються на батьківщині, зокрема росіянам». И насколько же упростилась эта процедура за год?

— Процедура признания беженцем или лицом, которое нуждается в дополнительной защите, не может быть «упрощенной для отдельной категории лиц». Она является стандартной для всех и полностью отвечает международным нормам.

Но одновременно, следуя последовательной позиции президента относительно необходимости законности пребывания на территории страны иностранцев, которые отвечают нашим национальным интересам, мы упрощаем другие механизмы для тех, кто находится в Украине как волонтеры, для иностранцев, что служат в добровольческих батальонах или хотят служить в Вооруженных силах. Прежде всего это упрощенный пакет документов, который они подают, а также — индивидуальное сопровождение каждого случая.

И напоследок еще немного статистики: граждане скольких стран вообще хотели бы получить какую-либо защиту в Украине»?

— Ежегодно с заявлениями о признании беженцем или лицом, которое нуждается в дополнительной защите, обращаются иностранцы из 40—45 стран. И мы наблюдаем последовательное увеличения количества таких обращений.

Откуда чаще всего?

— Топ-рейтинг выглядит таким образом: на первом месте — Афганистан, на втором — Сирия, на третьем — РФ, затем следуют Сомали и Ирак.

А в цифрах?

— Если в 2014-м за защитой обратились 275 афганцев, 267 сирийцев, 130 россиян, 70 выходцев из Сомали и 56 иракцев, то в 2015-м было 597 заявлений от граждан Афганистана, 130 — Сирии, 79 — РФ, 107 — Сомали и 64 — Ирака. Что касается граждан, проживающих в странах ЕС, то и в 2014-м, и в прошлом году и от них было несколько обращений по поводу защиты.

СПРАВКА «2000»

Государственная миграционная служба Украины (ГМС Украины) создана Указом Президента Украины от 09.12.2010 № 1085/2010 «Про оптимізацію системи центральних органів виконавчої влади».

В апреле 2011-го указом президента № 405/2011 утверждено положение о ГМС, в котором определялись основные задачи, функции и полномочия этого органа власти. В августе 2014-го было принято постановление Кабинета Министров №360, которым было утверждено новое положение о Государственной миграционной службе Украины.

Адрес ГМС Украины: 01001, Киев, ул. Владимирская, 9, e-mail: info@dmsu.gov.ua, телефон горячей линии: (044) 278-5030, официальный сайт: dmsu.gov.ua

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
цзы лисицин
28 Февраля 2016, цзы лисицин

Достаточно быть сокурсником президента или дочерью известного политика и ты по упрощённой схеме гражданин Украины.Забавно,не правда ли? А вот если ты воевал за Украину и даже был ранен -тебе закон ,какого ещё нет.Мы не европейцы и даже не афро-азиаты ,мы дети ( и россияне тоже)потому ,как их президент то же по упрощённой раздаёт гражданство),так вот мы все дети И.В.Сталина,( как отдельный вид гомо сапиенс) когда друзьям всё,а остальным -закон но чаще беззаконие для всех.Через 300 лет будем в Европе.Можем скакать и дальше радуясь грядущим событиям.

- 4 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка