«Сезон» стартовал

№35 (571) 2 - 8 сентября 2011 г. 01 Сентября 2011 0

День Независимости Украины традиционно считается началом нового политического сезона. Сам же праздник прошел в целом удовлетворительно. Разумным и соответствующим всем «демократическим стандартам» было решение максимально деполитизировать уличные мероприятия, включая запрет проводить массовые акции конфликтующих политических сил на центральных улицах в день общенационального праздника. Предсказуемые провокации также были пресечены с минимальными издержками.

Впечатление лишь несколько смазали невнятные и противоречивые объяснения представителей МВД относительно использования «специальных средств» — сначала начальник Главного штаба МВД Анатолий Лазарев сообщил, что «было принято решение не выдавать личному составу на руки определенные средства активной обороны. В том числе и баллончики с газом, и шумовые гранаты», а комментируя появившуюся видеозапись, заявил: «Это может быть какое-то средство личной гигиены, может, это какие-то другие устройства распыления, которые продаются в магазине парфюмерии или хозяйственном магазине». Хотя очевидно, что применение любых нештатных средств сотрудником милиции заведомо незаконно

Но впоследствии начальник отдела по связям с общественностью Главного управления МВД Украины в Киеве Владимир Полищук сообщил: «Результаты проверки установили, что сотрудник милиции действовал (применяя спецсредства. — Авт.) без нарушений, законно, в полном соответствии с законом Украины о милиции« (УП/2011/08/).

Спрашивается, зачем было изначально «выкручиваться», придумывать нелепые отговорки? Что страшного в том, если сотрудник милиции применил штатное средство усмирения распоясавшихся манифестантов? Пора привыкать, что силовым структурам и в Киеве рано или поздно придется действовать так же, как в подобных ситуациях поступают их коллеги в Мадриде или Париже.

Урок должен быть таков: чем искажать реальность (выразимся мягко) и ставить и себя и власть в целом в нелепое положение, лучше с самого начала не отрицать очевидного, но твердо отстаивать свою правоту!

Награды не нашли героев ни в КМ, ни в АП

Анализ наградного дождя, пролившегося в связи с 20-летием независимости, показывает: ни один член Кабмина не получил какой-либо награды. Сотрудники АП также были награждены весьма скупо: 2 человека, отнюдь не пребывающих там на первом плане, получили ордена и еще трое — почетные звания заслуженных юристов. Депутатам же и губернаторам награды раздавались щедро. Объективно это выглядит президентским сигналом — принадлежность к высшим эшелонам центральной власти не влечет за собой наградных привилегий. Только кто будет делать подобный анализ награждений, чтобы увидеть такой сигнал? Журналистика в своей массе на это неспособна. Поэтому президентской стороне надо было бы самой сказать все открыто, а заодно и прояснить — а какие еще привилегии будут недоступны членам КМ и АП (подробнее о наградах в материале Наградные «непонятки»).

Кто «разыгрывает карточки»?

Согласно постановлению, принятому Кабмином, уже с 1 января 2012 г. в населенных пунктах, где проживает более 25 тыс. человек, в каждой торговой точке и на предприятии сферы обслуживания (за исключением торговых рядов на базарах) должны появиться так называемые POS-терминалы для оплаты покупки банковскими картами. В настоящее время обязаны принимать к оплате платёжные карты лишь в магазинах с выручкой от 5 млн. грн. в год.

Прежде всего оценим данное решение с сугубо технической точки зрения. Даже «навскидку» очевидно, что число используемых в стране терминалов должно за несколько месяцев увеличиться минимум в 3—4 раза, а в абсолютных цифрах речь идет порядка о миллионе новых устройств. Смогут ли коммерческие структуры, занимающиеся этой «темой», обеспечить скачкообразный рост спроса? Вряд ли. Ведь терминалы нужно заказать (а производителям изготовить), оплатить, доставить в Украину, открыть соответствующие счета в банках (представляете очереди в отделениях?), отладить работу этих весьма ответственных устройств у каждого конкретного пользователя.

Ну а поскольку это невозможно, то ближе к часу «Х» начнется ажиотаж, цены на терминалы подскочат (сегодня они стоят около $200). Тем более что и при безупречной организации внедрения терминалов у предпринимательского сообщества вряд ли вызовет восторг необходимость раскошелиться, а затем платить ежемесячную абонплату и комиссию (1—2,5%) с каждого платежа.

Тут уже неизбежны политические проблемы, ведь новшество напрямую касается мелких предпринимателей, которые, как показывает опыт, являются не только многочисленной, но и самой легкой на подъем в плане протестных акций прослойкой украинского общества. «Тихое» постановление о POS-терминалах может вызвать последствия даже более масштабные, чем вероятное повышение коммунальных тарифов.

Год назад «налоговый майдан» не нашел особого сочувствия у людей «по другую сторону прилавка», усмотревших в протестах нежелание «торгашей» платить налоги. Но в этот раз все может быть по-другому. Ведь смысл принудительного внедрения POS-терминалов мало понятен — за бутылку пива в киоске люди не станут массово расплачиваться платежными карточками. К слову, в той же «Европе» их применение мелкими предпринимателями сугубо добровольное. Расчеты в торговых и сервисных сетях под контролем в любой цивилизованной стране в интересах государственной фискальной политики, но формы расчетов — дело добровольное: кто-то предпочитает кредитки, кто-то — наличные, а кто-то берет только чеки и т.п.

Куда более достоверна версия о том, что решение Кабмина протолкнуло могучее банковское лобби, ведь именно банкам увеличение числа терминалов сулит огромные барыши.

Т. о. протесты мелких предпринимателей в этот раз могут найти куда большее сочувствие у остального населения, а уж непримиримая оппозиция наверняка постарается «разжечь из этой искры пламя». Очевидно, что отменять постановление в его нынешнем виде все равно придется, но лучше это сделать сейчас, не дожидаясь первых протестных проявлений и новых «майданов».

Начало учебного года

1 сентября начался новый учебный год. Этому событию 26 августа была посвящена коллегия Минобразования и науки с участием премьер-министра Николая Азарова. На коллегии премьер отметился обещанием за два года ликвидировать очереди в детсады. Похвально, но и сложно — ведь рождаемость в последние годы заметно возросла. И как сообщает пресс-служба КМ, Николай Янович «поставил всем главам госадминистраций задание восстановить работу тех детских учреждений, которые функционировали раньше, но потом были сданы в аренду или приватизированы».

Конечно, то, что произошло со многими детскими садами, не имеет оправданий в моральном плане (даже с учетом резкого сокращения рождаемости в 1990-е — начале 2000. Однако если помещение детсада было приватизировано на законных основаниях, то реприватизировать его можно только незаконно в духе задуманной, но не реализованной Тимошенко в 2005-м реприватизации.

Разве не ясно, что если какой-нибудь из ретивых губернаторов или просто кто-то из «деловых людей», близких к власти, начнет всерьез реализовывать это предложение Азарова, то оппозиция тут же воспользуется этим, заявив, что «донецкие занимаются рейдерством под предлогом возрождения детсадов», и призовет Запад к объявлению Украины территорией, неблагоприятной для бизнеса.

Удовольствие от «нерукопожатного»

Немалый резонанс в эти дни вызвало заявление Анны Герман во время телемарафона «Украинская независимость» на «5-м канале»: «Все бывшие кандидаты в президенты (кроме Тимошенко. — Авт.), все лидеры оппозиции, которые сегодня есть, очень часто бывают в Администрации Президента... Я с огромным удовольствием и сама много говорю и с Арсением Петровичем Яценюком, и с Олегом Тягнибоком».

Естественно, последовали громкие опровержения столь «порочащей» информации, хотя во всех демократических государствах («Европе»!) разноплановые контакты и сотрудничество между властью и оппозицией — нормальная вещь, причем «сторонам» совсем не обязательно испытывать взаимное удовольствие от контактов. Но это не касается деятелей, выступающих с крайне правых, ксенофобских позиций, даже если за ними солидная поддержка избирателей.

Показательна история крайне правого автрийского политика Йорга Хайдера, партия которого получила 27% на выборах в 1999 г. Создание коалиции с участием Хайдера вызвало международный бойкот Австрии (прежде всего — внутри Евросоюза). В результате Хайдеру пришлось сложить с себя формальный титул лидера АПС. Вскоре и партия распалась, а сам Хайдер погиб в странной (по мнению экспертов) автомобильной катастрофе.

А в Израиле в 1984 г. в кнессет по списку движения «Ках», получившего один мандат, попал радикальный еврейский националист Меир Кахане. Он стал единственным депутатом, которому президент Хаим Герцог демонстративно не пожал руку на традиционном приеме в честь новоизбранных парламентариев. В 1985г. кнессет принял поправку к закону, направленную против разжигания расизма, согласно которой в 1988 г. «Ках» не был допущен к участию в очередных выборах, причем (согласно предвыборным опросам) «Ках» мог получить от 5 до 10% голосов израильтян. Сам же Кахане в 1990 г. был убит в Нью-Йорке палестинским террористом.

Примеров подобного отношения власти и общества к такого рода радикальным политикам в странах развитой демократии несть числа. Такие политики заведомо руконеподаваемы.

И с этой точки зрения заявления высокопоставленного президентского чиновника об «удовольствии» от контактов с Олегом Тягнибоком выглядят как минимум странными. Тем более что и «обязательность» таких контактов вовсе не очевидна — Тягнибок не парламентарий, «Свобода» не представлена в Раде, а ее рейтинг, согласно публикуемым опросам, не выходит за «критические» для партий такого толка значения.

Обуздание фанатов — требование Европы

Милиция наконец занялась фанатами, зверски избившими сотрудника клуба «Динамо» (Киев) Андрея Саламатова, который пытался сорвать баннеры с Бандерой и Шухевичем на матче «Динамо» — «Карпаты». Пока один человек имеет статус подозреваемого. Но уже 300 динамовских «ультрас» во время допроса этого подозреваемого пикетировали Печерский райотдел.

Очевидно, что наши фанатские болезни не оказались бы столь запущенными, а фанатская среда — такой удобной почвой для инфильтрации правых радикалов, если бы Украина стала внедрять европейские стандарты отношения к подобным проявлениям.

Эти стандарты содержатся прежде всего в рекомендациях Комитета министров СЕ (2001)6 от 18.07.2001 г. «О предотвращении расизма, ксенофобии и расовой нетерпимости в спорте». В данном документе расизм понимается широко как малейшая нетерпимость на национальной почве, под него подпадает не только швыряние бананов в чернокожего, но и скандирование оскорблений в адрес жителей какого-либо региона. В ряде положений документа прямо говорится не только о нетерпимости на расовой и национальной почве, но и о нетерпимости вообще.

Совет Европы «рекомендует правительствам стран—членов СЕ принять эффективную политику и меры, направленные на предотвращение и борьбу с расистским, ксенофобским дискриминационным и нетерпимым поведением во всех видах спорта и в частности в футболе...» на основе предложенных им «основных направлений» политики по борьбе с расизмом. Основные пункты этой программы таковы.

«С Законодательные меры

3. Законодательство должно рассматривать как уголовные правонарушения все типы действий (выставление баннеров или символов) и высказываний (оскорбления или скандирование), совершенных на спортивных событиях с целью разжигания насилия или другого дискриминационного поведения относительно расовых, этнических или религиозных групп, а также членов этих групп — на том основании, что они к ним принадлежат.

4. ... Кроме того, должны быть предусмотрены и неуголовные санкции, такие как удаление со стадионов и запрет на их посещение.

D. Имплементация законодательных мер

3. ... Сотрудники полиции и стюарды должны активно вмешиваться, чтобы показать — расистские акты или скандирование не являются безвредной деятельностью, и их исполнители не уйдут безнаказанными.

4. ... Для помощи в идентификации исполнителей расистских правонарушений к каждому крупному клубу или стадиону должны прикомандировываться специально натренированные сотрудники полиции...

E. Меры на спортивных площадках

Правительства должны побудить спортивные организации и клубы...

e) ясно записать в своих регламентах и регламентах стадионов, что расистские лозунги, символы, жесты и скандирование строго запрещены в пределах и в окрестностях стадионов, и указать, что любое нарушение этих регламентов влечет за собой наказание (удаление со стадиона, отмену абонемента, запрет на будущее посещение стадиона, проведение матчей без болельщиков и т.д.); также должны быть предусмотрены положения о прекращении матчей, во время которых болельщики демонстрируют плакаты с расистскими и/или ксенофобскими лозунгами или призывами к насилию;

f) включить в условия продажи сезонных абонементов и других билетов положения о том, что их обладатели не принимают участия в расистских актах».

Баннер «Так будет с каждым...» с изображением искалеченного Саламатова, который стали вывешивать фанаты «Карпат» — это однозначно призыв к насилию. И из документа СЕ ясно следует, что при появлении таких баннеров или при скандировании оскорбительных речевок матчи должны прекращаться. А потом уже футбольная федерация решает, переигрывается ли эта игра, или команде с такими болельщиками засчитывается поражение, и клубу придется отблагодарить своих фанатов лишением допуска на футбол.

Однако если уж власть взялась за наведение порядка на стадионах, то сейчас первым делом надо вбросить в общественное сознание европейские стандарты — вплоть до того, чтобы побудить все клубы развесить эти рекомендации СЕ возле стадионов. (К тому же Украине как стране, до конца года председательствующей в Комитете министров СЕ, нужно пропагандировать решения этого органа). Это дисциплинирует фанатов. Иначе же они будут искренне думать, что налицо лишь милицейский произвол и очередная кампанейщина.

А наводить порядок необходимо и для того, чтобы не опозориться на Евро-2012. Ведь в нынешнем году фанатов «Карпат» уже оштрафовало УЕФА на 25 тыс. евро за развешивание на Стамбульском стадионе оскорбительного баннера. Увы, украинские СМИ (в отличие от западных) вообще не обратили на это внимания.

Русский язык снова на повестке дня?

26 августа «регионалы» Вадим Колесниченко и Сергей Кивалов зарегистрировали в ВР законопроект № 9073 «Об основах государственной языковой политики», согласно которому языки меньшинств функционируют наравне с государственным.

Понятно, что законопроект является «заменой» проекта закона о языках, внесенного год назад в парламент (очевидно, что этот закон не будет принят). Что касается нового законопроекта, то нельзя не отметить работу, проделанную его авторами. В пояснительной записке даны исчерпывающие аргументы в пользу законопроекта с точки зрения действующего украинского законодательства, в законопроекте учтены рекомендации Венецианской комиссии, но гарантируются максимальные права региональных языков (включая русский) и право выбора используемого языка, использование региональных языков и языков нацменьшинств наравне с государственным, согласно проекту, разрешается во всех сферах жизнедеятельности, за исключением «Вооруженных Сил Украины и других воинских формирований».

Приравниванием русского к другим языкам, включая немецкий и армянский, авторы, по признанию Вадима Колесниченко, постарались «снять все моменты, которые могли политизировать вопрос: нет декларативных упоминаний о русском языке, поскольку, по моему мнению, важна суть». Впрочем, подобную аргументацию «увода в тень» русского языка мы из уст Колесниченко уже слышали.

Законопроект Кивалова—Колесниченко во многом соответствует языковому законопроекту Ефремова—Симоненко—Гриневецкого, поданному год назад. Самые принципиальные отличия — это отсутствие статьи об особой роли русского языка и положения о его изучении во всех школах. Но в том, что касается практики применения языков в отдельных сферах, никаких принципиальных отличий нет.

Главное — он так же, как и предыдущий проект, предлагает порог в 10% носителей соответствующего языка для того, чтобы этот язык обрел на территории административной единицы статус регионального. Таких регионов, где русский должен автоматически получить статус регионального, согласно данным последней переписи населения, авторы законопроекта насчитали тринадцать. В прочих такой статус может быть предоставлен решением местного совета.

Однако возникает вопрос: зачем было создавать новый проект, если существует предыдущий на ту же тему, но для проведения которого у власти просто не хватило политической воли? Единственное рациональное зерно в появлении нового проекта объективно выглядит весьма эгоистичным. Так, представляя документ как продукт деятельности только депутатов-«регионалов», а не представителей трех фракций, партия власти чуть больше может выиграть для себя у русскоязычного избирателя

Впрочем, если целью поставлено не законодательное разрешение языковой проблемы, а имитация занятости проблемой, то избрана наилучшая технология. Подается новый (а в сущности повторяющий старый) законопроект — создается информационный повод для разговоров о том, что ПР за русский язык, затем комитет Яворивского законопроект проваливает, партия власти не добивается рассмотрения его на пленарном заседании, но с приближением парламентских выборов вносит еще один, аналогичный по сути — и продолжается сказка про белого бычка.

Плюсы недели:

— Празднование Дня Независимости без серьезных инцидентов;

— концентрация внимания на острых проблемах в сфере образования и воспитания детей.

Минусы:

— принудительное внедрение POS-терминалов — угроза протестных настроений среди большого числа представителей малого бизнеса;

— проект закона о языковой политике — стратегический дубликат?

— напрасные «реляции» сотрудников МВД.

А вот заказать цементовозы на очень привлекательных условиях можно на tg-tanker.ru.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Как «Южмаш» берут измором

Американцы не станут искать украинский след на корейских ракетах. Им гораздо...

На пике бодрящей паузы

В Кремле считают, что полный отход Донбасса от Украины принесет России больше вреда,...

Приживаловские миллионы

Почему Институт книги работает в обстановке строжайшей секретности?

Проверка на выходе

Приведет ли смена менеджмента «Укрзалізниці» к смене кланов и группировок,...

То ли комплимент, то ли сигнал

В условиях ухудшения отношений США и Европы возникает вопрос: а не сблизятся ли...

Деградация периферии

Глобальные трансформации охватили не более одной трети из 7 млрд. населения планеты

Загрузка...

Keine Atombombe, Bitte*: Берлин обойдется без ядерного арсенала

Наличие ядерного оружия у одного из членов альянса не означает повышения безопасности...

Влияем на американскую политику — особый путь Киева

Американское издание The Atlantic опубликовало любопытный материал под названием «5...

Пока только тревожно

Новый виток санкций — контрсанкций знаменует собой начало новой фазы втягивания...

Самопоміч: от здравой идеи к «здравому смыслу»

За «Самопоміч» люди голосовали не по идеологическим соображениям, а именно...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Блоги

Авторские колонки

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка