Смена галса без смены курса

31 Октября 2008 0

Очередная смена галса Юлии Владимировны: от «все враги», до «всех приголублю» – сегодня принимается за смену курса БЮТ. Однако курс остается прежним. Это президент то ли дрейфует, то ли маневрирует, а ЮВТ неизменно его преследует. Она как бы висит у него на хвосте. Президент же безуспешно рыскает, пытаясь ее стряхнуть. Вот уже четыре года безуспешное стряхивание ЮВТ является главной проблемой президентства Виктора Ющенко. Аналитики без устали ищут в каждой смене галса ЮВТ (галсов, на самом деле, много) какой то скрытый смысл, сложную «многоходовку» и пр. На самом же деле в стратегии и тактике БЮТ все довольно просто: даже против ветра нужно упорно двигаться к власти.

Не впервые уже Юлия Владимировна протягивает «врагам и предателям», «бандитам и олигархам» свою дружескую руку. И не впервые привселюдно жалуется, что ее дружески протянутую руку отталкивают, кусают и поливают серной кислотой. Все то же самое. Только еще мировой кризис очень кстати приключился. С мировым кризисом смена галсов может происходить куда веселее.

Однако «многоходовки» пытаются рассмотреть не только в галсах БЮТ, но и в рысканье Секретариата президента. Чем больше времени проходит от безвременно приостановленного указа 911, тем больше досрочные выборы в ВР становятся похожи на обманный маневр СП. С целью выведения на чистую воду ЮВТ и очередной попытки ее стряхивания. Но если все же удастся сменить премьера без досрочных выборов, то президент, видимо, не станет настаивать на досрочных выборах. Цель будет достигнута.

Но есть все-таки в этом загадочном мире нечто такое, что может заставить непримиримых друзей-товарищей, с одной стороны, отложить в сторону серную кислоту и не кусаться, а с другой – временно не протягивать руку туда, где кусаются и обливаются. Это еще не полноценная коалиционная дружба, но уже и не склока. И этим универсальным объединителем (пусть и временным) как вы уже догадались, смогли стать только большие деньги. Огромный для коррупций ресурс невиданного кредита МВФ. Пока только в виде запаха денег.

Насколько хватит объединительного гипноза, исходящего от этих пока еще призрачных денег – покажет время. Но рыскания и стряхивания уже прекращены, и во временно-разрешенной (или безвременно-распущенной) президентом ВР возникла та самая неуловимая широкая оранжевая (и демократическая, конечно) коалиция с участием блока Литвина. О чем и засвидетельствовала цифра в 348 голосов на табло, отданных фракциями БЮТ, НУНС и БЛ практически в полном составе за президентский антикризисный проект.

Запах больших денег не только вновь воссоединил в едином порыве премьера и президента, но и склеил воедино, казалось бы, навсегда расколотый НУНС. И ни у кого никаких амбиций – ни Боже мой! Вот она волшебная сила кредитов МВФ. Денег еще нет, и неизвестно когда будут, но они уже творят чудеса. Оказывается, наши политики в состоянии решить любую проблему, если она поставлена перед ними в правильном обрамлении. Сами знаете в каком. И зачем же такую дееспособную (с большим запасом голосов) Верховную Раду отправлять на досрочные выборы? Ей бы еще решать и решать проблемы, пока деньги в МВФ не закончатся.

Относительно блока Литвина. Здесь конечно снова возникают сомнения, в том, что без него действительно нельзя было обойтись. Но то, что он своим присутствием украсил судьбоносное голосование в ВР – это сомнений не вызывает.

Возвращаясь к проблеме той распавшейся оранжевой коалиции (без БЛ) теперь становится понятнее, чего же ей на самом деле не хватало для полного счастья, и для слаженной работы на пользу страны. Тем более, трудно будет согласиться с мнением, исходящем из СП, что «проблема бывшей коалиции не в том, что кто-то кому-то мешал, а в том, что премьер вел себя не как коалиционный премьер, а как независимый премьер-министр, готовящийся к президентской кампании». Мы ведь сами убедились, что если проблему поставить перед коалицией в соответствующем обращении, то ЮВТ вполне согласна и на роль зависимого, коалиционного премьера. Согласна даже безропотно голосовать за президентский законопроект и призывать к этому остальных.

Еще надо уточнить, что независимый премьер – это только одна из проблем пресловутой коалиции, поскольку президент ведет себя тоже, как «независимый премьер, готовящийся к президентской кампании». А не как действующий президент. Он не учитывает, что в коалиции он только младший партнер. И в коалиции был легитимный премьер, утвержденный парламентом.

Но даже если бы президент был старшим партнером в коалиции, то ему нужно было бы выбирать, кем он хочет быть: президентом, премьером или всем вместе. И договориться об этом с партнером по коалиции. Однако вместо того, чтобы придерживаться разграничения полномочий, обусловленных законом и коалиционным соглашением, они все время выясняют, кто из них кому настоящий премьер. То есть, кто же из них руководит исполнительной властью? И пока они это выясняют, властью не руководит никто. Золотое время для чиновничьего люда. Да и как можно руководить властью, если власть в этой склоке потеряла легитимность. И потеряла сцепление с другими ветвями власти. А во властной сфере образовались независимые, невзаимодействующие между собой фрагменты.

Три тура президентских выборов, затем нелегитимные досрочные выборы, через год снова незаконные и нелегитимные выборы, которые к тому же власть не в состоянии провести. С каждым шагом власти ее легитимность уменьшается. А тут еще мировой кризис.

После распада коалиции, премьер может оставаться премьером, опираясь на ситуативное большинство в ВР. Но после прекращения полномочий ВР указом 911 (как это понимает президент) и лишения парламента права действовать, премьеру не на что опираться даже в статусе исполняющего обязанности. Премьер просто становится нелегитимным. С прекращением действия парламента должно прекращаться и действие премьера, поскольку у премьера нет иного источника легитимности, кроме ВР.

У президента тоже может исчезнуть источник легитимности. Как он исчез в свое время у Михаила Горбачева. Но речь сегодня не об этом. Речь о том, что прекращение полномочий президента возможно и по многим другим законным основаниям. Например, в случае добровольной отставки, или болезни. Но если такое случится в отсутствии действующей ВР, тогда эти полномочия некому будет выполнять до избрания следующего президента. Поскольку из Конституции вытекает, что в случае досрочного прекращения полномочий президента Украины по конституционным основаниям определенный их объем осуществляет глава парламента. И страна окажется в водовороте мирового кризиса без легитимной власти вообще.

ПР, по всем признакам, решила поддержать президента в его попытках стряхивания ЮВТ на досрочных выборах, не очень понимая, что без принципиального ее согласия на эти выборы, нет никаких надежд на их проведение. БЮТ продемонстрировал нам, как он может блокировать начало досрочных выборов. Но мы догадываемся, что существует также возможность блокирования выборов на всех этапах избирательного процесса. В условиях крайней ослабленной власти, большие искусники могут изыскать возможности для успешного блокирования многоэтапного по сути процесса выборов, на каждом из его этапов. Вплоть до признания выборов не состоявшимися и не легитимными.

Но даже в случае успешного проведения досрочных выборов, новому парламенту придется возвратиться к проблеме легитимности и дееспособности власти. Кто же сможет ее обеспечить? Союз ПР и президента бесперспективен еще в большей степени, чем был бесперспективен «оранжевый» союз. Кроме уже известных непреодолимых преград появятся у этого союза и новые преграды, которые пока неизвестны, но о которых мы с вами догадываемся. Голосования, которые прошли в парламенте после приостановления действия указа 911, показали, что у ПР и президентской части НУНС нет ресурса для образования большинства в этом составе. И вряд ли он уже появится.

Единственный ресурс эффективности власти, единственная надежда на возврат управляемости страны по-прежнему существует только в пакте БЮТ и ПР. Чем быстрее политики это поймут, чем быстрее смогут отказаться от собственных амбиций, тем больше будет шансов этот ресурс задействовать. И все проиграют, если этот шанс использовать не удастся.

Еще более актуальным становится этот пакт на фоне мирового кризиса. Вместе они легко могут провести и досрочные выборы в ВР, и досрочные выборы президента. И провести необходимые противокризисные мероприятия. Хотя и не очень понятно, какими они должны быть на самом деле. Восстановление эффективности власти, восстановление управляемости страны важнее борьбы с экономическим кризисом, который от действий украинской власти практически не зависит.

Время, когда оправданной целью было определенное равновесие сил, чтобы ни одна сторона не могла переломить его в свою пользу – уже закончилось. Такое равновесие в борьбе вокруг избирательного процесса закончилось параличом власти. Каждый новый день политического зависания не только отдаляет дату выборов, но и приближает дату дефолта.

Задача совмещения досрочных выборов в ВР с досрочными выборами президента уже почти достигнута, поскольку никак иначе уже эти выборы провести невозможно. Однако и тотальные выборы не принесут стране облегчения, и не разрешат кризиса власти, поскольку его преодоление – это не задача граждан, а задача политиков. В условиях нерешенного кризиса власти, разрушения правового поля, разрушения судебной системы может оказаться, что никакие выборы провести будет уже невозможно. Уйти на выборы будет легко, но вернуться с них в ту же страну будет трудно.

Понятно, что без изменений избирательного законодательства, проводить выборы бессмысленно, каков бы не был их результат. Поскольку снова в парламенте все будет зависеть от трех, четырех людей. А в стране будет снова несколько фрагментов власти. БЮТ сможет блокировать ВР в любом варианте: то ли у них будет на десять депутатских мест больше, то ли на десять мест меньше. А это значит, что новый парламент будет еще менее дееспособен. Тем более, в процессе президентских выборов, ВР снова будет не до насущных проблем страны. Хотя до следующего состава парламента гораздо дальше, чем может показаться на первый взгляд. Потому кризис власти нужно разрешить до выборов. И это можно сделать только в одном единственном случае. Если же этого сделать не удастся, то не будет ни кредита МВФ, поскольку за него некому будет отвечать, ни многого другого, вокруг чего сегодня происходит нешуточная борьба.


Загрузка...

Как «Южмаш» берут измором

Американцы не станут искать украинский след на корейских ракетах. Им гораздо...

На пике бодрящей паузы

В Кремле считают, что полный отход Донбасса от Украины принесет России больше вреда,...

Приживаловские миллионы

Почему Институт книги работает в обстановке строжайшей секретности?

Проверка на выходе

Приведет ли смена менеджмента «Укрзалізниці» к смене кланов и группировок,...

То ли комплимент, то ли сигнал

В условиях ухудшения отношений США и Европы возникает вопрос: а не сблизятся ли...

Деградация периферии

Глобальные трансформации охватили не более одной трети из 7 млрд. населения планеты

Загрузка...

Keine Atombombe, Bitte*: Берлин обойдется без ядерного арсенала

Наличие ядерного оружия у одного из членов альянса не означает повышения безопасности...

Влияем на американскую политику — особый путь Киева

Американское издание The Atlantic опубликовало любопытный материал под названием «5...

Пока только тревожно

Новый виток санкций — контрсанкций знаменует собой начало новой фазы втягивания...

Самопоміч: от здравой идеи к «здравому смыслу»

За «Самопоміч» люди голосовали не по идеологическим соображениям, а именно...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Блоги

Авторские колонки

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка