СМИ игнорируют тематику с переселенцами – результаты мониторинга

18 Июля 2016 4.9

Украинские СМИ уделяют слишком мало внимания переселенцам. Очень часто медиа насыщены неправдивой или негативной информацией о ВПЛ, что только разжигает конфликты в социуме. Об этом говорится в третьем отчете из серии мониторингов на тему «Отображение тематики внутренне перемещенных лиц в украинских СМИ».

Результаты мониторинга были опубликованы в рамках проекта «Голос местных СМИ: профессиональные стандарты и этичные нормы отображения конфликтов». Ранее 2000.ua сообщали о дискуссии, которая состоялась по этому поводу 14 июля.

Первый отчет показывал данные мониторинга за 1–23 октября 2015 г., второй – с 15-го по 28 февраля 2016 г., а третий — за период с 1-го по 14 июня 2016 г.

В выборку вошло 203 СМИ (50 телеканалов, 66 печатных изданий и 87 онлайн-ресурсов) из 24 областей Украины, которые для удобства объединили в четыре региона (восток, север — центр, юг и запад).

Главная цель этого проекта — ослабить потенциальные источники напряженности, в основном между переселенцами и громадой, которая их принимает. Помочь в этой ситуации может сбалансированное и объективное отображение таких событий в региональных СМИ.

Телевидение

Активнее всего тематика ВПЛ отображалась в телевизионных медиа Восточной Украины, а пассивнее всего — на юге. СМИ акцентируют внимание на таких вопросах, как государственная помощь, социальная адаптация и жизнь в обществе, а меньше всего обсуждаются темы «ненастоящих ВПЛ», роль церкви, здоровье, бизнес и преступность.

Во время третьей волны мониторинга весь хронометраж информационного эфира о ВПЛ составил 4 часа, а это всего 1,7% общего хронометража.

Если говорить о тональности материалов, в них ВПЛ и другие, связанные с ними субъекты, были представлены преимущественно нейтрально или позитивно, хотя была и небольшая часть негативной информации о региональных госадминистрациях.

Онлайн-издания

Общий объем (измеряется в символах), посвященный тематике ВПЛ в онлайн-СМИ, разделился следующим образом: на западе — 50 408 символов, в северо-восточной части — 53 383, в южных областях — 121 582 символа, в восточных — 237 015 символов. Этот показатель выше, чем во время второй волны мониторинга.

Самыми популярными субъектами обсуждения стали сами ВПЛ, правительство и неправительственные организации. О президенте, церкви и волонтерах в интернет-СМИ практически не говорят.

Среди позитивных и нейтральных материалов попадались и негативные, критика в них была направлена на ВПЛ, правительство, региональное правительство и неправительственные организации.

Печатные СМИ

Если в двух предыдущих типах СМИ наибольшее количество материалов было на востоке, то для печатных медиа ситуация отличается. Тут лидируют северо-центральные регионы, а восток занял последнее место.

Как и на телевидении, внимание печатных СМИ сосредоточено на государственной помощи, социальной адаптации, жилье, трудоустройстве и социальной напряженности.

ВПЛ получили самую негативную оценку, если сравнивать печатные СМИ с остальными. Переселенцам досталось 17% негатива, тогда как власти и региональным администрациям — чуть больше 3%.

Если сравнивать со второй волной мониторинга, то в прессе и онлайн-изданиях отображение темы ВПЛ в разы поднялось. Но все так же отсутствуют аналитические материалы и расследования.

К сожалению, не все журналисты могут корректно общаться с переселенцами и иногда лишь усугубляют ситуацию своим поведением.

«Большое количество переселенцев неконтактны из-за пережитого шока. Журналистов надо обучать, как правильно строить дискуссию и какие вопросы можно задавать, чтобы не тревожить людей, которые находятся в особом психическом состоянии. Поэтому нужно проводить тренинги и консультации с психологами», — говорил Дмитрий Грузинский, редактор социально-политических проектов на «UA Перший».

На некоторых телеканалах истории переселенцев используют в ток-шоу для повышения рейтингов. Как правило, такие передачи подают недостоверную и зачастую негативную информацию, показывая переселенцев в невыгодном свете.

В то же время были и позитивные примеры, когда медиа уделяли внимание «жизненным историям» ВПЛ. В результатах медиамониторинга указываются такие ресурсы, как «ОстроВ», «Донецкие новости», «Донбасс», «062» и т. д. Тут рассказывали истории разных людей, которые пострадали от необходимости переезжать.

Эксперты мониторинга заметили, что в украинских СМИ тематика ВПЛ отображается плохо, и дали несколько рекомендаций:

- уделять больше внимания аналитическим материалам и расследованиям;

- избегать сенсационности, несбалансированности и некритического отношения в официальной информации;

- сосредоточить внимание на «живых историях», которые иллюстрируют примеры успешной жизни ВПЛ;

- использовать конкретную терминологию и проводить редакционные летучки и тренинги на эту тему;

- уделять внимание тому, как ВПЛ борются за свои права, и избегать негативного и субъективного отображения ситуации;

- придерживаться профессиональных стандартов;

- формировать платформу для обсуждения путей решения проблемы ВПЛ в регионах.

Если эти рекомендации будут выполняться не только журналистами, но и властью, это поможет стабилизировать ситуацию с переселенцами и отношение общества к ним.

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка