Украинский вопрос сохраняет актуальность для Обамы и его ключевых партнеров

№16(769) 22 — 28 апреля 2016 г. 21 Апреля 2016 5

Администрация президента США тщательно готовила длительную поездку шефа: 20 апреля Обама посетил Саудовскую Аравию, где принял участие в саммите Совета сотрудничества стран Персидского залива (эту организацию нередко именуют и Советом нефтяных корпораций).

В ходе встреч с лидерами Бахрейна, Кувейта, Омана, Катара, Саудовской Аравии и ОАЭ американский президент обсудил различные аспекты региональной безопасности, в частности борьбу против ИГИЛ, а также вопросы экономического характера.

Поездка Барака Обамы продолжается — у него визит в Британию, а потом он побывает в Германии.

Насыщенной программе многодневного визита американского лидера был посвящен пресс-брифинг, организованный Белым домом 14 апреля, в котором принимал участие корреспондент «2000». На вопросы журналистов отвечали трое высокопоставленных чиновников: заместитель советника президента США по национальной безопасности Бен Родс, руководитель европейского управления Совета национальной безопасности профессор Чарльз Купчан и руководитель ближневосточного и североафриканского управления СНБ Роберт Малли.

Удивительно, но без упоминания Украины не обошлось и на этом мероприятии, посвященном вояжу, на первый взгляд, совершенно не связанному с нашей страной. Так, за час слово «Украина» прозвучало 5 раз: лишь немного реже, чем «Британия» или «Саудовская Аравия». Судя по всему, украинский вопрос сохраняет актуальность для администрации Обамы и остается темой для обсуждения — по крайней мере с европейскими союзниками.

Мы приводим лишь наиболее интересные и значимые моменты этого брифинга — заявления чиновников, а также ответы на актуальные вопросы.

Бен РОДС: Эта поездка дает нам возможность обсудить ряд наиболее серьезных проблем национальной безопасности — тех вызовов, с которыми мы в данный момент сталкиваемся.

Президент проведет встречи с некоторыми из наших ключевых союзников и партнеров — как из стран Персидского залива, так и из Европы. Поездка важна для него, поскольку позволяет сверить часы с союзниками по целому ряду вопросов — от кампании по борьбе с ИГИЛ до программы обеспечения региональной стабильности на Ближнем Востоке, от оказания поддержки Украине и защиты ее суверенитета и территориальной целостности до проектов стимулирования глобального экономического вопроса. Иными словами, круг тем, стоящих на повестке дня, весьма широк.

22 апреля Обама в Великобритании встретится за обедом с королевой Елизаветой. Кстати, этот визит совпадает с 90-летним юбилеем Ее Величества, а от встреч с королевой президент неизменно получает искреннее удовольствие. Он посчитал, что в последний год пребывания на посту президента побывать в Великобритании и встретиться с нашими близкими союзниками крайне важно, учитывая наши особые отношения и те проекты, которые мы совместно реализуем в мире. И, естественно, отдельное место в них занимают наши давние отношения с королевой. И теперь у него появилась возможность пообедать с ней в Виндзорском замке.

После обеда с королевой у президента состоится двусторонняя встреча с премьер-министром Кэмероном. Мы тесно сотрудничаем с Великобританией по ряду международных тематик, в частности в рамках кампании по борьбе с ИГИЛ и терроризмом в целом, наших совместных проектов в Афганистане. Мы вместе реагируем на российскую агрессию в Украине, а также сотрудничаем в вопросе стимулирования глобального экономического роста.

24 апреля президент будет в Германии, где в Ганновере проходит традиционная выставка Hannover Messe. Барак Обама считает, что посетить Германию в последний год президентства крайне важно. Канцлер Ангела Меркель — наш близкий партнер, и у нас есть целый ряд общих вопросов.

В тот же день состоится встреча с Меркель, а по ее завершении лидеры наших стран проведут пресс-конференцию. Затем президент и канцлер примут участие в совместном обеде с группой американских и немецких лидеров бизнеса.

25 апреля президент выступит на Ганноверской выставке. Он немного отступит от темы вызовов, с которыми столкнулись и США, и Европа (борьба с ИГИЛ, угроза терроризма и текущий кризис с беженцами), и напомнит о наших усилиях по решению как гуманитарного, так и миграционного аспекта упомянутого кризиса. Он будет говорить о наших общих обязательствах перед Украиной в отношении ее суверенитета и территориальной целостности, об общей задаче по преодолению сдерживающих факторов в глобальной экономике и стимулированию устойчивого роста.

Чарльз КУПЧАН: Во время пребывания в Великобритании и Германии у президента будет возможность обсудить широкий круг вопросов с ближайшими партнерами и союзниками. Мы можем упомянуть лишь часть моментов, которые обязательно станут темой этих бесед.

Один из них касается интенсификации сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом, что особенно актуально после произошедших в Брюсселе терактов. Мы будем не только обсуждать, как нам добиться совершенствования трансатлантического сотрудничества, но и говорить о том, что европейцам следует самостоятельно обеспечивать единую работу различных ведомств — как в разных странах, так и по всему континенту. Им следует наладить обмен информацией и предпринимать все необходимые шаги для нейтрализации боевиков ИГИЛ, способных планировать очередные теракты в Европе.

Мы будем обсуждать ход кампании по борьбе с ИГИЛ — в частности, какие дальнейшие шаги стоит предпринять в этом вопросе, а также что именно несет нам прекращение боевых действий в Сирии. Темой для переговоров лидеров станет и Украина — что следует сделать, чтобы подтолкнуть обе стороны, Россию и Украину, к реализации условий Минских соглашений.

Ключевой темой остается и миграция. Как вам известно, недавно начало действовать соглашение между ЕС и Турцией. Мы считаем его критически важным шагом, попыткой формирования более упорядоченной системы управления потоками мигрантов и беженцев в Европе. Процесс реализации упомянутого соглашения (а также роль США в повышении его эффективности) президент обсудит с премьер-министром Кэмероном и канцлером Меркель.

Кроме того, состоится и обмен мнениями о запланированном на июль варшавском саммите НАТО. В Германии, да и в Великобритании, будут подниматься вопросы экономического характера.

Не могли бы вы рассказать, что президент будет говорить о возможном выходе Великобритании из ЕС во время пребывания в Лондоне? Проявит ли он решительность в обсуждении этого вопроса? И видите ли вы какие-то риски, связанные с его визитом в Лондон именно в этот конкретный момент?

Бен РОДС: Во-первых, визиты в Лондон мы всегда считаем целесообразными — Обама за время президентства побывал там несколько раз. Во всем мире у нас нет более близкого союзника в наиболее приоритетных для нас вопросах. Иными словами, у нас будет чрезвычайно насыщенная повестка дня, связанная с обычным кругом двусторонних и многосторонних вопросов. Естественно, нам известно, что в конце июня в Великобритании состоится референдум о членстве в ЕС. И, конечно же, наша итоговая позиция заключается в том, что принимать решение по данному вопросу могут лишь сами граждане Великобритании — это их выбор.

Как уже говорил наш президент, мы выступаем за сильную Великобританию в составе Европейского Союза. Великобритания для нас — ключевой партнер, как и ЕС. Мы считаем, что сильная британская экономика — благо для США, а единый рынок приносит Великобритании выгоду. Существующее положение дел выгодно для британской и соответственно для американской экономики.

Наш подход таков: если президента попросят поделиться своим мнением как друга, он выскажется и однозначно даст понять — этот вопрос должны решить сами британцы во время голосования в июне.

Чарльз КУПЧАН: Великобритания на протяжении нескольких последних столетий оказывала влияние на весь мир. Это одна из стран, принявших максимальное участие в формировании контуров современной эпохи. По нашему мнению, Великобритания сможет и далее наиболее эффективно играть эту роль в том случае, если останется частью ЕС. Мы также считаем, что в экономическом плане (если говорить о торговле, коммерции и занятости) британская экономика будет чувствовать себя лучше в рамках Евросоюза, чем вне его. И поскольку эта страна является одним из наших ключевых экономических партнеров, данный вопрос важен для США.

Великобритания сыграла очень важную роль в определении характера эволюции ЕС, в создании свободного Европейского Союза, проявляющего интерес к расширению. И нам бы хотелось, чтобы Британия и далее играла эту роль.

Стоит также отметить, что Европейский Союз — одно из величайших достижений послевоенной эпохи, поскольку ему удается оберегать Европу от войн. И потому мы проявляем заботу о жизнеспособности и «состоянии здоровья» этого эксперимента. В этом плане нам бы не хотелось стать свидетелями выхода Великобритании из ЕС, поскольку такой шаг потенциально может стать ударом для Европейского Союза.

И вновь о выходе Великобритании — намерен ли президент во время пребывания в Германии поднять этот вопрос и призвать британцев остаться в ЕС?

Бен РОДС: На мой взгляд, президент отдает предпочтение такому подходу: он готов высказать свое мнение, если его попросят об этом. Он уже совершенно четко дал понять — решение принимают жители Великобритании, и не нам определять его.

В то же время у нас в мире нет более близкого друга, и если бы нас попросили — как друга — поделиться своим мнением, мы бы это сделали. И возможность задать президенту такой вопрос, на мой взгляд, будет, учитывая запланированную пресс-конференцию.

Намерен ли президент поднимать в Германии вопрос беженцев, и в каком объеме?

Бен РОДС: Что касается беженцев, мы осознаем, с какими огромными сложностями столкнулись Германия и наши европейские союзники. Учитывая их близость к Сирии, Ближнему Востоку и Северной Африке, приток беженцев из этих регионов конфликта в их страны существенно выше, чем к нам.

Канцлер Меркель продемонстрировала выдающееся мужество и дальновидность в поиске способов размещения беженцев. При этом Европа также ведет переговоры с Турцией об упорядочении потоков мигрантов. И, на мой взгляд, президент намерен высоко оценить усилия Меркель в роли лидера, а также все ее действия в столь сложных обстоятельствах.

Что касается борьбы с терроризмом, думаю, президент также пояснит, что в ходе этой борьбы важно не отваживать потоки мигрантов, а налаживать процессы сбора разведывательных данных и обмена этой информацией.

Чарльз КУПЧАН: Канцлер Меркель в ходе кризиса беженцев проявила себя как решительный лидер, и президент намерен выступить с политической поддержкой ее действий, а также совместно с ней обеспечивать эффективность новой системы отношений с Турцией. Кроме того, канцлер и президент также обсудят операции НАТО в Эгейском море, сотрудничество с Турцией в борьбе с сетями контрабандистов, которые и несут ответственность за этот поток беженцев. Полагаю, они будут также говорить и о Греции, поскольку Греция несет непомерное бремя нагрузки в этом кризисе, и мы обязаны помочь ей.

Президент недавно заметил, что странам Персидского залива следует учиться делить свой регион с Ираном. В то же время многие считают, что Иран действует агрессивно через своих посредников в Ливане, Иране, Ираке, Йемене и Сирии. Готов ли президент заверить страны Персидского залива в том, что он не благоволит к Ирану, как это принято считать? И еще — прозвучат ли на этом саммите сообщения о заключении каких-то соглашений на поставки вооружений?

Бен РОДС: В прошлом году упомянутый саммит проходил именно в то время, когда сделка с Ираном находилась на завершающей стадии. Думаю, мы напомним, что избавление от угрозы в виде обладающего ядерным оружием Ирана — это благо для США и стран Персидского залива. И мы видим, что всего за год Иран модифицирует свой реактор на тяжелой воде, вывез свой арсенал обогащенного урана, вывел из эксплуатации значительное количество центрифуг и полностью соблюдает основные обязательства, предусмотренные соглашением. И это благо для безопасности всего региона.

Вместе с тем у нас все так же сохраняется серьезное беспокойство по поводу дестабилизирующей деятельности Ирана в регионе. Это и поддержка марионеток в Йемене, поддержка режима Асада в Сирии, поддержка движения «Хезболла», угрозы в отношении партнеров Совета сотрудничества стран Персидского залива. И мы ведем работу по нейтрализации этих угроз. В частности, мы оказывали поддержку в процессе перехвата поставок вооружений, осуществляемых из Ирана.

Давайте внесем ясность: естественно, у нас с Ираном разные взгляды на то, как следует разрешать конфликты, в особенности в Сирии. Так, мы считаем, что Башару Асаду — в рамках политического решения — следует отказаться от власти. Мы верим в то, что практика мирного разрешения конфликтов в итоге служит нашим общим интересам. Но это вовсе не означает, что мы периодически не занимаем позицию, которая может не совпадать с точкой зрения Ирана. Мы полностью уверены: военного решения вызовов, стоящих перед регионом, просто нет. Такова наша позиция.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка