Уроки финансовой зависимости

30 Июня 2015 5

Греция продолжает пугать всю Европу, сторонник европейского единства в панике, а евроскептики удовлетворенно твердят: «Мы же предупреждали». Последний раунд переговоров между кредиторами и греческим правительством не только не дал никаких конкретных результатов, но и закончился скандалом, подогрев риски выхода Греция из еврозоны еврозону. В данной ситуации Украине следует внимательно следить за происходящим и делать выводы.

Длительные переговоры о реструктуризации долга Афин изначально проходили в очень напряженной обстановке, но слабая надежда на компромисс сохранялась до переговоров министров финансов стран-членов еврозоны в Брюсселе по разрешению греческого долгового кризиса, назначенных на 27 июня. Но в канун переговоров премьер-министр Греции Алексис Ципрас в телевизионном обращении к гражданам заявил, что вопрос сотрудничества с МВФ станет предметом голосования на референдуме. Ципрас отметил, что именно «народ должен определить безо всякого шантажа», стоит ли прибегать к политике сбережений или нет.

На следующий день последовала реакция кредиторов. Глава МВФ Кристин Лагард в интервью телерадиокорпорации ВВС заявила: «Я не могу больше платить за Грецию. У Греции больше не будет доступа к финансированию фонда, пока она не уладит все вопросы с фондом». Председатель Еврогруппы Йерун Дейсселблум, назвал решение греческих властей «печальным для Греции», высказав мысль, что это действие «закрыло двери для дальнейших переговоров». Не смотря на то, что время найти выход из кризиса еще было (дедлайн очередного транша по кредитам МВФ был назначен на 30 июня), стороны четко дали понять друг-другу, что надежда найти консенсус уже умерла.

Кредит развития или финансовая кабала?

Идея о проведении референдума, предложенная Ципрасом, выглядит очень разумным тактическим ходом с точки зрения внутренней политики. Во-первых, премьер Греции подчеркивает этим важность народа, демонстрируя, что власть не принимает каких-либо важных решений, не учитывая мнение греков. Во-вторых, каков бы не был результат референдума, греческие власти повышают уровень внутренней легитимности и подчеркивают, что дальнейший курс государственной политики – это отражение позиции всей страны. В-третьих, референдум может запустить механизм ликвидации кредитной зависимости от внешних кредиторов и начало нового этапа экономической политики, основанной на собственных силах (если, конечно, речь идет о такой задаче, а не обычном шантаже кредиторов).

Момент внутренней и внешней легитимности развода с кредиторами очень важен, поскольку основной убыток в данной ситуации понесут французские и немецкие банки, посему жесткость решения нужно подкрепить волей всего народа. Потери Франции и Германии в маленькой, но очень дорогой греческой партии, чреваты основательным подрывом здоровья банковских секторов стран-лидеров ЕС, что может привести к новому витку рецессии в еврозоне. В самой Германии есть различные взгляды на эту проблему. Депутаты ХДС, выступающие в поддержку немецкого правительства и против каких бы то ни было компромиссов с Грецией, называют длительную Санта-Барбару с кредитованием Греции «финансовой каруселью, которая никогда не остановится».

Греки еще менее заинтересованы в сохранении текущей ситуации. За пять лет кредитной программы Греция получила более 300 млрд. евро. Никаких существенных улучшений в экономике страны не произошло, новые требования МВФ привели только к ухудшению ситуации и усугублению кризиса. ВВП страны за это время сократился на 25%, заработная плата упала в среднем на 37%, безработица выросла до 27% (среди молодежи – 50%). С каждым годом государственный долг накопляется все больше и больше, превышая уже 180% ВВП. Новые условия, под которые кредиторы готовые давать новые средства, во многом касаются сжимания социальной сферы и уменьшения госрасходов. В первую очередь, это сокращение уровня минимальной зарплаты, повышение пенсионного возраста и заморозка индексации социальных выплат (подробнее с условиями Еврокомиссии можно ознакомиться здесь: «Что требуют от Греции в обмен на кредит»). Целесообразность продолжения кредитной программы стала вынужденной необходимостью для ключевых игроков ЕС, в противном случае греческие капризы обернутся для еврозоны плачевными последствиями. Для самой же Греции кредиты не являются полноценным лекарством от экономических недугов, а имеют, скорее, эффект плацебо с ожиданием ложного чудодейственного исцеления.

Поиски рецепта

The Washington Post прогнозирует три возможных сценария разрешения проблемы Греции с кредиторами, акцентируя внимания, что самым слабым местом греческой экономики является банковская система.

Первый сценарий — ЕЦБ предоставит греческим банкам столько кредитов, сколько им нужно. Такая схема работала до последнего времени, но после публичных размолвок очевидно, что ситуация будет развиваться в другом направлении. Да и правительство Греции на неделю закрыло работу банков и биржи, что послужило исходной точкой для развертывания иных мер решения кризиса.

Второй сценарий — Греция вовлекает частный капитал в процесс оздоровления своих банков и уже ввела контроль над движением капитала. Подобным путем пошел Кипр несколько лет назад, столкнувшись с похожими проблемами. Но это вряд ли даст позитивный эффект: «Разумеется, люди попытаются вывести свои деньги за пределы страны, если они посчитают, что есть угроза вовсе их лишиться, — объясняет журналист. — И отсюда возникает необходимость установить контроль над движением капитала. Что Кипр и сделал. Но тогда какая польза от евро, если их нельзя использовать нигде, кроме Греции? Это уже не евро, но и не не-евро. Это евро Шредингера. Другими словами, Греция останется полноправным членом еврозоны, однако пока ее экономика будет находиться в еще более плачевном состоянии, никто не захочет инвестировать в страну, из которой невозможно забрать свои деньги. При самом удачном раскладе, спустя несколько чрезвычайно тяжелых лет, Греция сможет избавиться от контроля над движением капитала, как только что сделал Кипр, и снова жить относительно нормальной жизнью страны, где уровень безработицы достигает 25%».

Третий вариант спасения банковской системы и экономики — Афины выходят из еврозоны и поддерживают свои банки с помощью только что напечатанных драхм. Единственным вариантом найти средства в этом случае будет запуск печатного станка и, опять таки, введение контроля за перемещением капиталов. Это серьезно подстегнет инфляцию и ударит по покупательной способности греков. Однако у Греции появится реальный шанс восстановиться после такого потрясения. Более дешевая драхма позволит увеличить приток туристов и поспособствует увеличению объема экспорта, а также остановит самоубийственный цикл сокращения зарплат и роста безработицы, которые мешали жителям страны возвращать свои долги. Такой сложный путь может стать в долгосрочной перспективе панацеей от кредитной зависимости и стратегией «жить по средствам».

Но понравится ли такой вариант лидерам ЕС? Западная пресса уже пишет о нелицеприятных последствиях, вызванных греческим кризисом. Помимо экономических рисков, по мнению немецкого издания Sueddeutsche Zeitung, существуют серьезные политические последствия в случае выхода Греции из еврозоны. Так, экс-министр иностранных дел ФРГ Йошка Фишер пишет, что кроме Греции в Европе есть и другие слабые места, которые проявят себя в ближайшее время и уход греков спровоцирует парад недовольных политикой ЕС, не способной своевременно реагировать и решать кризисные задачи: «Эта очевидная неспособность, являющаяся результатом не «чрезмерной Европы», а, как раз наоборот, «недостаточной Европы», вызывает определенные последствия: она усугубляет внутренний кризис легитимности Европейского Союза. Ведь его граждане требуют принятия таких решений, которые Евросоюз явно не способен принять или не желает этого делать. И в результате увеличивается эрозия демократической поддержки Европы в странах-членах Евросоюза»****. Фишер подчеркивает, что решение греческой проблемы является сейчас ключевым вызовом, который продемонстрирует жизнеспособность структур Европейского союза.

Есть чему поучиться

Заявления главы Минфина Наталии Яресько о том, что проблемы Греции — это не украинский сценарий, мягко говоря, не соответствуют действительности. Да, объемы кредитов меньше, экономика просела еще сильнее, безработица (конечно, в исчислениях официальной статистики) не такая высокая, правительство Украины послушно исполняет волю кредиторов с кастрацией социальной сферы. Но и для нас, и для Греции есть один и неоспоримый вывод: никакие кредиты не помогут экономике страны, если она не научится зарабатывать самостоятельно. Уже осенью Украина столкнется с проблемой выплаты двух крупных траншей для обслуживания кредитных займов. Паниковать пока рано, но и глупцу понятно, что мы идем по стопам Греции, если уж приводить свежие примеры. Без притока в страну твердой валюты, без восстановления экономических связей с Россией, Украина движется в никуда. Социальная сфера продолжает сжиматься (благо, у Арсения Яценюка всегда есть в запасе пара-тройка гениальных идей), с освоением новых, «самых больших» рынков, как-то не сложилось, долгожданные инвесторы не топчут друг друга в очереди за вложениями в Украину.

Прошло только полтора года правления новой власти, а кредиторы уже за версту видят жадноватые, блуждающие в поисках займов глаза Арсения Петровича и его коллег. Украинской власти с дотошной скрупулезностью нужно изучать опыт греков и хорошенько задуматься над вариантами собственного избавления от кредитной иглы и начала жизни своим кошельком.

 
Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка