Вакансии в зоне показательной демократии

№13-14(735) 14-20 августа 2015 г. 13 Августа 2015 3 4.6

Подготовка избирательного участка к голосованию. Фото из архива

7 августа обнародован новый закон о местных выборах. Чтобы разобраться, в каких условиях они будут проходить, стоит вернуться к событиям, имевшим место в Харькове 3 августа, когда произошло нападение на офис «Оппозиционного блока».

О том, что случившееся — вовсе не очередное проявление противостояния главы МВД Арсена Авакова и мэра Харькова Геннадия Кернеса, свидетельствует реакция главы Харьковской ОГА Игоря Райнина (он же — глава областной организации БПП).

Об «ОБ», ставшем заложником закона и порядка

В обращении, опубликованном на сайте ОГА 4 августа, Игорь Райнин указывает: «В преддверии избирательной кампании в Харькове активизировались безответственные и деструктивные элементы... Прикрываясь депутатским мандатом, они пытаются понудить представителей власти и юстиции «давить» на конкретных должностных лиц для принятия в свою пользу незаконного решения...

В харьковском офисе «Партии регионов», сменившей лишь вывеску на фасаде здания, милицией обнаружены 49 спортивного вида и телосложения молодых людей — кстати, почти 30 из них вовсе не харьковчане, а жители других областей».

В завершение Райнин подчеркнул: «Нарушить мирную жизнь харьковчан, стабильность и спокойствие в области мы никому не позволим. Мы не дадим превратить наш мирный и красивый край в разрушенный террористами и диверсантами Донбасс».

Наблюдатели Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ представили несколько иную картину. В отчете от 4 августа они написали: «Согласно видео с места события, около 50 вооруженных мужчин в масках напали на здание «Оппозиционного блока» и бросали камни, кирпичи и стреляли из стрелкового оружия по зданию, сильно повредили микроавтобус, который, по сообщениям, принадлежит охранникам политика от «Оппозиционного блока» Михаила Добкина. На месте происшествия СММ видела те же повреждения, что и на видео».

А вот что наблюдатели заметили сами: «В областном управлении юстиции с 15.10 до 16.15 СММ видела около 150 лиц в масках и камуфляже без опознавательных знаков, большинство из которых имели при себе ножи, палки и кирпичи. Протестующие заблокировали вход в здание автомобилем».

Теперь рассмотрим правовой аспект истории с регистрацией ОБ в Харькове. Согласно сайту регистрационной службы Минюста, в Украине есть партия «Оппозиционный блок», зарегистрированная 23 апреля 2010 г., т е. когда нынешние оппозиционеры находились у власти под именем «регионалов».

Впрочем, изначально партия называлась «Закон и порядок», а переименование произошло как раз к прошлым парламентским выборам.

Согласно закону «О политических партиях» смена партией названия не влечет за собой перерегистрации ни самой политсилы, ни ее местных организаций. И вообще понятие «перерегистрация» в нем отсутствует. Лишь в ст. 11 говорится, что партия в недельный срок информирует Минюст об изменениях названия, программы, устава, руководящих органов. О том, что должны делать местные организации в случае переименования партии, в законе не сказано ничего.

Комментируя 3 августа ситуацию, начальник Главного территориального управления юстиции в Харьковской области Юрий Георгиевский отметил, что партия «Закон и порядок» несколько раз подавала документы о смене названия на «Харьковская областная организация партии «Оппозиционный блок», а также о смене руководящих органов областной организации. Но документы были с нарушениями, поэтому их отправляли на доработку.

«Он уточнил, что 10 дней назад в теруправление были поданы документы о прекращении деятельности юридического лица «Харьковская областная организация партии «Закон и порядок», а также о регистрации «Харьковской областной организации партии «Оппозиционный блок»... И пока процедура ликвидации не завершится, принять решение о регистрации новой облорганизации — партии «Оппозиционный блок» — территориальное управление юстиции не может. Дело в том, что в соответствии с уставом «Оппоблока» в одной территориальной единице не могут действовать две организации этой политической партии».

Георгиевский отметил, что ликвидация юридического лица занимает минимум два месяца. Такой срок предусмотрен, чтобы кредиторы могли предъявить свои требования к ликвидируемой организации. И поскольку процесс завершится в конце сентября, то партия в местных выборах участвовать не сможет.

Итак, «Оппозиционный блок» в Харьковской области юридически существовал только под старым названием, а официально изменить его не получилось. Не желая идти на выборы под неизвестным брендом, партия решила не просто отказаться от смены названия зарегистрированной организации, а ликвидировать ее и зарегистрировать новую. Почему? Ведь очевидно, что такой путь еще сложнее. Может, у бывших «регионалов» плохие юристы? Или же действительно с документами у «Закона и порядка» все же было кое-что не в порядке?

Министерство юстиции, за которым остается решающее слово в этой истории, пояснения давать не торопится, хотя его глава Павел Петренко еще 3 августа обещал «независимую и непредвзятую оценку» случившегося.

Однако так ли важны юридические нюансы, если один из самых влиятельных губернаторов не сосредотачивается на правовой стороне дела, а делает сугубо политическое заявление? И всю вину возлагает на ОБ, но ни слова — о насилии со стороны его противников? Да и тот факт, что заявление глава области сделал лишь на следующий день, дает основания полагать: что нужно говорить — он сначала согласовал наверху.

Все это подтверждает тезис, высказанный мной ранее: власть решила показать обществу, что победить оппозиции на местных выборах не дадут. Для этого, видимо, и юридические зацепки пойдут в ход, и возмущенные «лица в масках и камуфляже без опознавательных знаков» будут задействованы — в качестве «представителей общественности».

О пропорциональных страхах Павла и Георгия

Зато области, где у оппозиции нет объективных шансов на победу, станут территориями показательной демократии. Вот и Михаил Добкин сообщил, что организации ОБ без проблем регистрируют в Западной Украине. И неудивительно: несколько оппозиционных мандатов на уровне облсовета никак не будут угрожать гегемонии нынешней коалиции.

А вот в тех регионах, где власти выиграть явно не под силу, выборы могут отменить. Во всяком случае главы Донетчины и Луганщины Павел Жебривский и Георгий Тука уже не просто говорят о нежелательности выборов, а собираются обращаться в ЦИК на предмет их отмены. Трудно предположить, что они делают это исключительно по собственной инициативе, без отмашки свыше.

Юридическое основание для отмены выборов может быть одно: введение военного или чрезвычайного положения. Но законодательство прописано так, что если ВП и ЧП, скажем, объявляются лишь в одной области, то выборы нельзя проводить по всей стране. А с этим, конечно, не согласятся заокеанские покровители Украины.

Как бы то ни было, в случае необходимости власть выход найдет. Ведь и отмена выборов на неподконтрольных территориях в 2014 г. не зиждилась на юридической основе — на тот момент они не были признаны оккупированными. Тем не менее все выглядело логично в связи с фактическим отсутствием там украинской власти.

Сложнее аргументировать отмену местных выборов в тех районах, где власть была и годом ранее, и Верховную Раду там избирали. Объективно вопросы возникают лишь относительно выборов облсоветов. Ведь если на части территории областей, неподконтрольных украинской власти, эти выборы сейчас провести невозможно, то должны ли в этих советах сохраняться вакантные места для представителей Донецка, Луганска и т. д.?

В таком случае сформировано будет меньшинство депутатского состава, ибо большая часть избирателей данных регионов проживает по ту сторону линии соприкосновения. Стало быть, такие облсоветы будут не способны принимать решения. И какой смысл в выборах?

В то же время избирательный закон предполагает сугубо пропорциональную систему, так что вакансий быть не может. Но в таком случае количество противников губернаторов в советах может достигнуть двух третей от общего состава: такая перспектива вполне реальна, судя по результатам прошлогодних парламентских выборов по партийным спискам. А если облсовет выражает губернатору недоверие таким большинством, президент обязан его сместить. Потому-то и волнуются Жебривский и Тука.

Но какое бы решение ни было найдено по выборам на Донбассе, если власть поставила задачу выиграть любой ценой на юго-востоке в целом, это несомненно скажется на минском процессе. Киев будет участвовать в переговорах контактной группы с оглядкой на предвыборную кампанию. И в этом контексте возможные уступки т. н. ДНР и ЛНР будут плохо согласовываться с давлением на оппозицию.

О решительных метаниях в абхазо-приднестровском пространстве

Впрочем, уступки сейчас кажутся сугубо гипотетическими — на фоне полной пробуксовки переговорного процесса, ужесточения взаимных артобстрелов и даже перехода к пехотным боям на отдельных участках фронта.

Согласно нашей информации Россия не желает, чтобы нынешнее состояние «ни мира, ни войны» продолжалось неопределенно долго. И связано это не только с субъективным фактором, но и с рядом политических и экономических причин, которые будут побуждать Кремль принимать кардинальные решения уже осенью — очевидно, сразу же после запланированных сепаратистами местных выборов.

Эта информация совпадает с тем, что пишут два российских автора, к которым стоит прислушаться — тем более что обычно они придерживаются противоположных позиций. Так, блоггер Борис Рожин (Кассад) крайне скептически относится к минскому процессу. А автор журнала «Эксперт» Геворг Мирзаян, который курирует в этом издании украинскую тему, полагает, что Россия договорится с Европой, а та будет склонять Киев к удобному для Кремля компромиссу.

Показательно, что сейчас оба уверены: в скором времени Москва сделает решительные шаги (правда, несколько расходятся в том, какие именно действия она предпримет).

Так, согласно источникам Рожина, осенью на Донбассе начнется выдача российских паспортов по упрощенному режиму. «Откуда исходит данная инициатива и на каком уровне она одобрена, выяснить пока не удалось, — пишет он. — Но то, что планы такие есть, это факт. В целом все выглядит так, что после выборов на Донбассе местные республики попробуют, не объединяя их в федеративное/конфедеративное образование, протащить по абхазо-осетинскому сценарию. И по всей видимости градус конфликта будут пытаться снижать».

Мирзаян в свою очередь убежден, что минский процесс мертв. Однако замечает: «Отказ от Минских соглашений будет воспринят не как признание бесперспективности конкретного документа, а как отказ Москвы в дальнейшем гарантировать эту целостность (т. е. целостность Украины без Крыма. — С. Б.), и вызовет крайне жесткую реакцию Европы. Российским властям необходимо разделять понятия «жесткая политика» и «провокационная политика». Жестко отстаивая свои национальные интересы, Кремль пытается избегать каких-либо провокационных шагов, способных привести к эскалации ситуации. Хотя и демонстрирует готовность сделать это (например, паспортизировать жителей ДНР и ЛНР)...

Именно поэтому Россия избрала выжидательную стратегию. В Москве прекрасно видят, что Петр Порошенко сам убивает Минские соглашения. Процесс ликвидации, возможно, перешел уже точку невозврата — поправки в украинскую конституцию, о которых говорилось в Минске, принимаются без учета позиции ополченцев, о чем и договорились в Минске.

А это значит, что ни о каком возврате границы под контроль Киева не может идти и речи — речь скорее пойдет об исчерпании повестки Минских соглашений и необходимости либо создавать некий новый рамочный формат, либо на основе молчаливого консенсуса ведущих сторон минского процесса идти в сторону «приднестровизации» Донбасса, что автоматически будет означать отказ России от абсолютного признания территориальной целостности посткрымской Украины».

Как видим, оба автора считают, что Кремль прибегнет к «плану Б», однако расходятся, в чем он будет заключаться, кроме выдачи российских паспортов (о таком плане у нас есть информация и из других источников) и ликвидации или радикальной трансформации минского формата.

Абхазо-осетинский сценарий, о котором говорит Рожин, означает признание Россией сепаратистских образований как независимых государств. Непонятно, правда, как при его реализации можно будет снизить градус конфликта, ведь в таком случае политическое противостояние РФ и Запада резко усилится.

Понятие «приднестровизация», которое употребляет Мирзаян, дипломатического признания не предполагает. Но для того, чтобы т. н. ДНР и ЛНР стали своего рода аналогами ПМР, недостаточно ни их желания, ни желания Кремля — для этого необходимо еще и согласие Киева.

Ведь в Молдове и Кишинев, и Тирасполь выработали «модус вивенди», и более 20 лет на линии размежевания не слышно выстрелов. Да, обе стороны не слишком довольны существующим статусом, но он позволяет развивать экономические и другие связи. Достаточно сказать, что в стране единый футбольный чемпионат, и сильнейшая молдавская команда «Шериф» представляет Тирасполь.

Нельзя говорить и о «консенсусе ведущих сторон минского процесса», что видно хотя бы по отношению к изменениям Конституции Украины. Берлин и Париж никак не считают это «убийством» Минских соглашений. Да и Москва, раз она не восприняла в свое время этот момент как точку невозврата, вряд ли сможет в дальнейшем придавать ему исключительное значение. Иначе будет казаться, что она просто ищет повод к обострению.

Тем временем печатный орган правительства РФ «Российская газета» опубликовал статью председателя Госдумы Сергея Нарышкина. Публикация под названием «Август провокаций. Политический прогноз на самый тревожный месяц», изобилующая обвинениями в адрес США в эскалации антироссийской политики, достойна широкого цитирования.

«Вы спросите — какая у Штатов конечная цель? — пишет Нарышкин. — Ответ прежний: их внешний долг огромен, а разорение других государств — самый привычный для них метод. Перестает помогать даже наличие в руках США глобального «печатного станка». Не спасает и полный контроль над НАТО, прослушки и шантаж «высшей лиги» Евросоюза. Колонизаторам «образца XXI века» — всего этого уже мало. Нужно не только сохранить доллар в качестве единственной мировой валюты, но и ближе подобраться к экономическим богатствам других крупнейших держав и регионов мира.

Собственно, из-за этого США обнародовали сейчас новый список российских организаций и физических лиц, дав указания своим банкам (а с их помощью — европейским) не работать с нашими структурами и выискивать для этого любые причины...

Была ли у американских политиков цель сначала договориться с нами по Ирану или что-то еще — цинизм их политики очевиден. Но посеяв ветер — пожнешь бурю... Что ж, август только начался. Но его самые первые события — не зря пахнут глубокой политической осенью. Судя по всему, обострение готовится... А что до международного трибунала, то он пройдет однажды совсем по иному поводу, чем хотят его сегодняшние заказчики».

Председатель парламента не входит в систему исполнительной власти и поэтому вправе высказывать суждения, выходящие за рамки официальной позиции правительства.

Тем не менее совершенно очевидно, что Сергей Нарышкин — один из ключевых членов властной команды, занимающий четвертый по значимости государственный пост. А значит, публикация согласована на самом высшем уровне, и рассматривать ее стоит как весьма акцентированное выражение позиции Кремля.

Честно говоря, столь резкой риторики я не припомню. Судя по всему, информация о том, что ястребы в американской администрации добились дезавуирования договоренностей, достигнутых в ходе майского визита Джона Керри в Сочи, соответствует действительности. Очень показательно в этом плане упоминание Нарышкиным договоренностей по Ирану, после достижения которых, нужно понимать, США вернулись к жесткой линии.

Можно уверенно констатировать: статья председателя Госдумы (которую, кстати, официальные российские СМИ не особо цитируют) — очевидный сигнал руководству США не идти на дальнейшее обострение, мол, Москва готовит контрмеры. И это не может не тревожить всех живущих в Украине, ставшей полем противостояния двух держав.

О переформатировании им. «Народного фронта»

Арсений Яценюк анонсировал переформатирование правительства. 9 августа он сообщил, что заслушал отчеты всех министерств и «поставил четкие задачи каждому министру в той отрасли, за которую он отвечает».

«В сентябре будет понятно, что выполнено, а что не выполнено. По результатам оценки деятельности каждого министра мной будет предложен парламентской коалиции новый состав Кабмина и новая эффективная структура правительства, а также областных госадминистраций. Это должно быть не количество, а качество. Это должна быть не имитация, а ответственность», — подчеркнул Яценюк.

Очевидно, такая заявка на переформатирование имела бы право на жизнь, если бы глава правительства имел прочное большинство в парламенте — или, наоборот, был бы «техническим» премьером при президенте и озвучил общее решение.

Но на деле-то все не так. Правительство коалиционное, и сама коалиция явно переживает сложные времена, напоминая конструкцию, которая может обрушиться при любой попытке реконструкции. Более того, и по слухам, и по прогнозам, на осень намечена замена Яценюка — скорее всего, состоится она сразу после местных выборов, на которых, по социологическим оценкам, «Народный фронт» потерпит сокрушительное поражение.

Судя по всему, Яценюк с соратниками решили смешать карты. Представляется такой сценарий: премьер обвиняет часть коллег (нетрудно догадаться, из какой партии) в плохих результатах работы, требует их замены — и естественно, получает отказ от партнеров по коалиции. Затем следует добровольная или «принудительная» (через вотум недоверия в ВР) отставка, и «Народный фронт» идет на выборы в статусе сугубо оппозиционной силы, обвиняя во всех бедах «мешавших» Яценюку коллег из других партий коалиции.

Показательно, что премьер планирует добиваться «новой структуры» облгосадминистраций, которые относятся к президентской вертикали власти. Но это вполне объяснимо, ведь на грядущих выборах основные дискуссии между кандидатами будут вестись вокруг местных дел. И критика регионального представителя власти из уст политика такого уровня будет особо веской и для избирателя.

Похоже, первой мишенью стал представляющий БПП губернатор Херсонщины Андрей Путилов. На минувшей неделе он был вызван на заседание Кабмина, где подвергся резкой критике премьера за плохую организацию контрольно-пропускных пунктов на кордоне с Крымом.

Но самое интересное, что на том же заседании со своим видением решения оборонных проблем Херсонщины поделился замначальника областного УВД подполковник Илья Кива (напомню, бывший комбат, успевший побыть на аналогичной должности в Донецкой области). Факт поистине удивительный: почему не начальник областной милиции или хотя бы первый зам? Правда, только если не принимать во внимание, что привел Киву на заседание Кабмина Аваков, и он же фактически дал ему слово.

Кстати, вскоре после назначения на Херсонщину Кива написал на своей странице в Фейсбуке: «Моя позиция как гражданина и защитника Украины: губернатор Херсонской области за год своего нахождения у власти не сделал ничего для обороноспособности южной границы государства... По-моему, требуется незамедлительная кадровая чистка. Чиновники своей бездеятельностью, саботажем наносят страшный ущерб обороне страны. Президент провел кадровые изменения в пограничных Закарпатской и Луганской и Донецкох областях. Теперь очередь Херсонской области».

Словом, наметилась интрига. И, похоже, на фоне подобных интриг будет осуществляться вся деятельность центральных и региональных органов власти — до анонсированного Яценюком переформатирования.

Жаль только, что реальные проблемы страны при этом наверняка отойдут на второй план.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Комментарии 3
Войдите, чтобы оставить комментарий
EpsilonDelta
13 Августа 2015, EpsilonDelta

Чисто филологический вопрос, без всякой политики :
Почему, когда США и ЕС открыто, всеми средствами поддерживают повстанцев в Сирии, или даже прямо вмешиваются, как в Ливии, то это называется "продвижением демократии", а когда Россия помогает ополченцам Донбасса, то это называется "агрессией" ?

- 25 +
EpsilonDelta
13 Августа 2015, EpsilonDelta

К. Симонов.
Опять в газетах пишут о войне,
Опять ругают русских и Россию,
И переводчик переводит мне
С чужим акцентом их слова чужие.

- 16 +
EpsilonDelta
13 Августа 2015, EpsilonDelta

Выборы, выборы, кандидаты .... ну, сами знаете как там дальше в рифму. Спрашивается, какая может быть демократия, если демократов ноль целых и едкий корнеплод десятых ?

- 22 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка