Вакансии в зоне показательной демократии

№13-14(735) 14-20 августа 2015 г. 13 Августа 2015 3 4.6

Подготовка избирательного участка к голосованию. Фото из архива

7 августа обнародован новый закон о местных выборах. Чтобы разобраться, в каких условиях они будут проходить, стоит вернуться к событиям, имевшим место в Харькове 3 августа, когда произошло нападение на офис «Оппозиционного блока».

О том, что случившееся — вовсе не очередное проявление противостояния главы МВД Арсена Авакова и мэра Харькова Геннадия Кернеса, свидетельствует реакция главы Харьковской ОГА Игоря Райнина (он же — глава областной организации БПП).

Об «ОБ», ставшем заложником закона и порядка

В обращении, опубликованном на сайте ОГА 4 августа, Игорь Райнин указывает: «В преддверии избирательной кампании в Харькове активизировались безответственные и деструктивные элементы... Прикрываясь депутатским мандатом, они пытаются понудить представителей власти и юстиции «давить» на конкретных должностных лиц для принятия в свою пользу незаконного решения...

В харьковском офисе «Партии регионов», сменившей лишь вывеску на фасаде здания, милицией обнаружены 49 спортивного вида и телосложения молодых людей — кстати, почти 30 из них вовсе не харьковчане, а жители других областей».

В завершение Райнин подчеркнул: «Нарушить мирную жизнь харьковчан, стабильность и спокойствие в области мы никому не позволим. Мы не дадим превратить наш мирный и красивый край в разрушенный террористами и диверсантами Донбасс».

Наблюдатели Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ представили несколько иную картину. В отчете от 4 августа они написали: «Согласно видео с места события, около 50 вооруженных мужчин в масках напали на здание «Оппозиционного блока» и бросали камни, кирпичи и стреляли из стрелкового оружия по зданию, сильно повредили микроавтобус, который, по сообщениям, принадлежит охранникам политика от «Оппозиционного блока» Михаила Добкина. На месте происшествия СММ видела те же повреждения, что и на видео».

А вот что наблюдатели заметили сами: «В областном управлении юстиции с 15.10 до 16.15 СММ видела около 150 лиц в масках и камуфляже без опознавательных знаков, большинство из которых имели при себе ножи, палки и кирпичи. Протестующие заблокировали вход в здание автомобилем».

Теперь рассмотрим правовой аспект истории с регистрацией ОБ в Харькове. Согласно сайту регистрационной службы Минюста, в Украине есть партия «Оппозиционный блок», зарегистрированная 23 апреля 2010 г., т е. когда нынешние оппозиционеры находились у власти под именем «регионалов».

Впрочем, изначально партия называлась «Закон и порядок», а переименование произошло как раз к прошлым парламентским выборам.

Согласно закону «О политических партиях» смена партией названия не влечет за собой перерегистрации ни самой политсилы, ни ее местных организаций. И вообще понятие «перерегистрация» в нем отсутствует. Лишь в ст. 11 говорится, что партия в недельный срок информирует Минюст об изменениях названия, программы, устава, руководящих органов. О том, что должны делать местные организации в случае переименования партии, в законе не сказано ничего.

Комментируя 3 августа ситуацию, начальник Главного территориального управления юстиции в Харьковской области Юрий Георгиевский отметил, что партия «Закон и порядок» несколько раз подавала документы о смене названия на «Харьковская областная организация партии «Оппозиционный блок», а также о смене руководящих органов областной организации. Но документы были с нарушениями, поэтому их отправляли на доработку.

«Он уточнил, что 10 дней назад в теруправление были поданы документы о прекращении деятельности юридического лица «Харьковская областная организация партии «Закон и порядок», а также о регистрации «Харьковской областной организации партии «Оппозиционный блок»... И пока процедура ликвидации не завершится, принять решение о регистрации новой облорганизации — партии «Оппозиционный блок» — территориальное управление юстиции не может. Дело в том, что в соответствии с уставом «Оппоблока» в одной территориальной единице не могут действовать две организации этой политической партии».

Георгиевский отметил, что ликвидация юридического лица занимает минимум два месяца. Такой срок предусмотрен, чтобы кредиторы могли предъявить свои требования к ликвидируемой организации. И поскольку процесс завершится в конце сентября, то партия в местных выборах участвовать не сможет.

Итак, «Оппозиционный блок» в Харьковской области юридически существовал только под старым названием, а официально изменить его не получилось. Не желая идти на выборы под неизвестным брендом, партия решила не просто отказаться от смены названия зарегистрированной организации, а ликвидировать ее и зарегистрировать новую. Почему? Ведь очевидно, что такой путь еще сложнее. Может, у бывших «регионалов» плохие юристы? Или же действительно с документами у «Закона и порядка» все же было кое-что не в порядке?

Министерство юстиции, за которым остается решающее слово в этой истории, пояснения давать не торопится, хотя его глава Павел Петренко еще 3 августа обещал «независимую и непредвзятую оценку» случившегося.

Однако так ли важны юридические нюансы, если один из самых влиятельных губернаторов не сосредотачивается на правовой стороне дела, а делает сугубо политическое заявление? И всю вину возлагает на ОБ, но ни слова — о насилии со стороны его противников? Да и тот факт, что заявление глава области сделал лишь на следующий день, дает основания полагать: что нужно говорить — он сначала согласовал наверху.

Все это подтверждает тезис, высказанный мной ранее: власть решила показать обществу, что победить оппозиции на местных выборах не дадут. Для этого, видимо, и юридические зацепки пойдут в ход, и возмущенные «лица в масках и камуфляже без опознавательных знаков» будут задействованы — в качестве «представителей общественности».

О пропорциональных страхах Павла и Георгия

Зато области, где у оппозиции нет объективных шансов на победу, станут территориями показательной демократии. Вот и Михаил Добкин сообщил, что организации ОБ без проблем регистрируют в Западной Украине. И неудивительно: несколько оппозиционных мандатов на уровне облсовета никак не будут угрожать гегемонии нынешней коалиции.

А вот в тех регионах, где власти выиграть явно не под силу, выборы могут отменить. Во всяком случае главы Донетчины и Луганщины Павел Жебривский и Георгий Тука уже не просто говорят о нежелательности выборов, а собираются обращаться в ЦИК на предмет их отмены. Трудно предположить, что они делают это исключительно по собственной инициативе, без отмашки свыше.

Юридическое основание для отмены выборов может быть одно: введение военного или чрезвычайного положения. Но законодательство прописано так, что если ВП и ЧП, скажем, объявляются лишь в одной области, то выборы нельзя проводить по всей стране. А с этим, конечно, не согласятся заокеанские покровители Украины.

Как бы то ни было, в случае необходимости власть выход найдет. Ведь и отмена выборов на неподконтрольных территориях в 2014 г. не зиждилась на юридической основе — на тот момент они не были признаны оккупированными. Тем не менее все выглядело логично в связи с фактическим отсутствием там украинской власти.

Сложнее аргументировать отмену местных выборов в тех районах, где власть была и годом ранее, и Верховную Раду там избирали. Объективно вопросы возникают лишь относительно выборов облсоветов. Ведь если на части территории областей, неподконтрольных украинской власти, эти выборы сейчас провести невозможно, то должны ли в этих советах сохраняться вакантные места для представителей Донецка, Луганска и т. д.?

В таком случае сформировано будет меньшинство депутатского состава, ибо большая часть избирателей данных регионов проживает по ту сторону линии соприкосновения. Стало быть, такие облсоветы будут не способны принимать решения. И какой смысл в выборах?

В то же время избирательный закон предполагает сугубо пропорциональную систему, так что вакансий быть не может. Но в таком случае количество противников губернаторов в советах может достигнуть двух третей от общего состава: такая перспектива вполне реальна, судя по результатам прошлогодних парламентских выборов по партийным спискам. А если облсовет выражает губернатору недоверие таким большинством, президент обязан его сместить. Потому-то и волнуются Жебривский и Тука.

Но какое бы решение ни было найдено по выборам на Донбассе, если власть поставила задачу выиграть любой ценой на юго-востоке в целом, это несомненно скажется на минском процессе. Киев будет участвовать в переговорах контактной группы с оглядкой на предвыборную кампанию. И в этом контексте возможные уступки т. н. ДНР и ЛНР будут плохо согласовываться с давлением на оппозицию.

О решительных метаниях в абхазо-приднестровском пространстве

Впрочем, уступки сейчас кажутся сугубо гипотетическими — на фоне полной пробуксовки переговорного процесса, ужесточения взаимных артобстрелов и даже перехода к пехотным боям на отдельных участках фронта.

Согласно нашей информации Россия не желает, чтобы нынешнее состояние «ни мира, ни войны» продолжалось неопределенно долго. И связано это не только с субъективным фактором, но и с рядом политических и экономических причин, которые будут побуждать Кремль принимать кардинальные решения уже осенью — очевидно, сразу же после запланированных сепаратистами местных выборов.

Эта информация совпадает с тем, что пишут два российских автора, к которым стоит прислушаться — тем более что обычно они придерживаются противоположных позиций. Так, блоггер Борис Рожин (Кассад) крайне скептически относится к минскому процессу. А автор журнала «Эксперт» Геворг Мирзаян, который курирует в этом издании украинскую тему, полагает, что Россия договорится с Европой, а та будет склонять Киев к удобному для Кремля компромиссу.

Показательно, что сейчас оба уверены: в скором времени Москва сделает решительные шаги (правда, несколько расходятся в том, какие именно действия она предпримет).

Так, согласно источникам Рожина, осенью на Донбассе начнется выдача российских паспортов по упрощенному режиму. «Откуда исходит данная инициатива и на каком уровне она одобрена, выяснить пока не удалось, — пишет он. — Но то, что планы такие есть, это факт. В целом все выглядит так, что после выборов на Донбассе местные республики попробуют, не объединяя их в федеративное/конфедеративное образование, протащить по абхазо-осетинскому сценарию. И по всей видимости градус конфликта будут пытаться снижать».

Мирзаян в свою очередь убежден, что минский процесс мертв. Однако замечает: «Отказ от Минских соглашений будет воспринят не как признание бесперспективности конкретного документа, а как отказ Москвы в дальнейшем гарантировать эту целостность (т. е. целостность Украины без Крыма. — С. Б.), и вызовет крайне жесткую реакцию Европы. Российским властям необходимо разделять понятия «жесткая политика» и «провокационная политика». Жестко отстаивая свои национальные интересы, Кремль пытается избегать каких-либо провокационных шагов, способных привести к эскалации ситуации. Хотя и демонстрирует готовность сделать это (например, паспортизировать жителей ДНР и ЛНР)...

Именно поэтому Россия избрала выжидательную стратегию. В Москве прекрасно видят, что Петр Порошенко сам убивает Минские соглашения. Процесс ликвидации, возможно, перешел уже точку невозврата — поправки в украинскую конституцию, о которых говорилось в Минске, принимаются без учета позиции ополченцев, о чем и договорились в Минске.

А это значит, что ни о каком возврате границы под контроль Киева не может идти и речи — речь скорее пойдет об исчерпании повестки Минских соглашений и необходимости либо создавать некий новый рамочный формат, либо на основе молчаливого консенсуса ведущих сторон минского процесса идти в сторону «приднестровизации» Донбасса, что автоматически будет означать отказ России от абсолютного признания территориальной целостности посткрымской Украины».

Как видим, оба автора считают, что Кремль прибегнет к «плану Б», однако расходятся, в чем он будет заключаться, кроме выдачи российских паспортов (о таком плане у нас есть информация и из других источников) и ликвидации или радикальной трансформации минского формата.

Абхазо-осетинский сценарий, о котором говорит Рожин, означает признание Россией сепаратистских образований как независимых государств. Непонятно, правда, как при его реализации можно будет снизить градус конфликта, ведь в таком случае политическое противостояние РФ и Запада резко усилится.

Понятие «приднестровизация», которое употребляет Мирзаян, дипломатического признания не предполагает. Но для того, чтобы т. н. ДНР и ЛНР стали своего рода аналогами ПМР, недостаточно ни их желания, ни желания Кремля — для этого необходимо еще и согласие Киева.

Ведь в Молдове и Кишинев, и Тирасполь выработали «модус вивенди», и более 20 лет на линии размежевания не слышно выстрелов. Да, обе стороны не слишком довольны существующим статусом, но он позволяет развивать экономические и другие связи. Достаточно сказать, что в стране единый футбольный чемпионат, и сильнейшая молдавская команда «Шериф» представляет Тирасполь.

Нельзя говорить и о «консенсусе ведущих сторон минского процесса», что видно хотя бы по отношению к изменениям Конституции Украины. Берлин и Париж никак не считают это «убийством» Минских соглашений. Да и Москва, раз она не восприняла в свое время этот момент как точку невозврата, вряд ли сможет в дальнейшем придавать ему исключительное значение. Иначе будет казаться, что она просто ищет повод к обострению.

Тем временем печатный орган правительства РФ «Российская газета» опубликовал статью председателя Госдумы Сергея Нарышкина. Публикация под названием «Август провокаций. Политический прогноз на самый тревожный месяц», изобилующая обвинениями в адрес США в эскалации антироссийской политики, достойна широкого цитирования.

«Вы спросите — какая у Штатов конечная цель? — пишет Нарышкин. — Ответ прежний: их внешний долг огромен, а разорение других государств — самый привычный для них метод. Перестает помогать даже наличие в руках США глобального «печатного станка». Не спасает и полный контроль над НАТО, прослушки и шантаж «высшей лиги» Евросоюза. Колонизаторам «образца XXI века» — всего этого уже мало. Нужно не только сохранить доллар в качестве единственной мировой валюты, но и ближе подобраться к экономическим богатствам других крупнейших держав и регионов мира.

Собственно, из-за этого США обнародовали сейчас новый список российских организаций и физических лиц, дав указания своим банкам (а с их помощью — европейским) не работать с нашими структурами и выискивать для этого любые причины...

Была ли у американских политиков цель сначала договориться с нами по Ирану или что-то еще — цинизм их политики очевиден. Но посеяв ветер — пожнешь бурю... Что ж, август только начался. Но его самые первые события — не зря пахнут глубокой политической осенью. Судя по всему, обострение готовится... А что до международного трибунала, то он пройдет однажды совсем по иному поводу, чем хотят его сегодняшние заказчики».

Председатель парламента не входит в систему исполнительной власти и поэтому вправе высказывать суждения, выходящие за рамки официальной позиции правительства.

Тем не менее совершенно очевидно, что Сергей Нарышкин — один из ключевых членов властной команды, занимающий четвертый по значимости государственный пост. А значит, публикация согласована на самом высшем уровне, и рассматривать ее стоит как весьма акцентированное выражение позиции Кремля.

Честно говоря, столь резкой риторики я не припомню. Судя по всему, информация о том, что ястребы в американской администрации добились дезавуирования договоренностей, достигнутых в ходе майского визита Джона Керри в Сочи, соответствует действительности. Очень показательно в этом плане упоминание Нарышкиным договоренностей по Ирану, после достижения которых, нужно понимать, США вернулись к жесткой линии.

Можно уверенно констатировать: статья председателя Госдумы (которую, кстати, официальные российские СМИ не особо цитируют) — очевидный сигнал руководству США не идти на дальнейшее обострение, мол, Москва готовит контрмеры. И это не может не тревожить всех живущих в Украине, ставшей полем противостояния двух держав.

О переформатировании им. «Народного фронта»

Арсений Яценюк анонсировал переформатирование правительства. 9 августа он сообщил, что заслушал отчеты всех министерств и «поставил четкие задачи каждому министру в той отрасли, за которую он отвечает».

«В сентябре будет понятно, что выполнено, а что не выполнено. По результатам оценки деятельности каждого министра мной будет предложен парламентской коалиции новый состав Кабмина и новая эффективная структура правительства, а также областных госадминистраций. Это должно быть не количество, а качество. Это должна быть не имитация, а ответственность», — подчеркнул Яценюк.

Очевидно, такая заявка на переформатирование имела бы право на жизнь, если бы глава правительства имел прочное большинство в парламенте — или, наоборот, был бы «техническим» премьером при президенте и озвучил общее решение.

Но на деле-то все не так. Правительство коалиционное, и сама коалиция явно переживает сложные времена, напоминая конструкцию, которая может обрушиться при любой попытке реконструкции. Более того, и по слухам, и по прогнозам, на осень намечена замена Яценюка — скорее всего, состоится она сразу после местных выборов, на которых, по социологическим оценкам, «Народный фронт» потерпит сокрушительное поражение.

Судя по всему, Яценюк с соратниками решили смешать карты. Представляется такой сценарий: премьер обвиняет часть коллег (нетрудно догадаться, из какой партии) в плохих результатах работы, требует их замены — и естественно, получает отказ от партнеров по коалиции. Затем следует добровольная или «принудительная» (через вотум недоверия в ВР) отставка, и «Народный фронт» идет на выборы в статусе сугубо оппозиционной силы, обвиняя во всех бедах «мешавших» Яценюку коллег из других партий коалиции.

Показательно, что премьер планирует добиваться «новой структуры» облгосадминистраций, которые относятся к президентской вертикали власти. Но это вполне объяснимо, ведь на грядущих выборах основные дискуссии между кандидатами будут вестись вокруг местных дел. И критика регионального представителя власти из уст политика такого уровня будет особо веской и для избирателя.

Похоже, первой мишенью стал представляющий БПП губернатор Херсонщины Андрей Путилов. На минувшей неделе он был вызван на заседание Кабмина, где подвергся резкой критике премьера за плохую организацию контрольно-пропускных пунктов на кордоне с Крымом.

Но самое интересное, что на том же заседании со своим видением решения оборонных проблем Херсонщины поделился замначальника областного УВД подполковник Илья Кива (напомню, бывший комбат, успевший побыть на аналогичной должности в Донецкой области). Факт поистине удивительный: почему не начальник областной милиции или хотя бы первый зам? Правда, только если не принимать во внимание, что привел Киву на заседание Кабмина Аваков, и он же фактически дал ему слово.

Кстати, вскоре после назначения на Херсонщину Кива написал на своей странице в Фейсбуке: «Моя позиция как гражданина и защитника Украины: губернатор Херсонской области за год своего нахождения у власти не сделал ничего для обороноспособности южной границы государства... По-моему, требуется незамедлительная кадровая чистка. Чиновники своей бездеятельностью, саботажем наносят страшный ущерб обороне страны. Президент провел кадровые изменения в пограничных Закарпатской и Луганской и Донецкох областях. Теперь очередь Херсонской области».

Словом, наметилась интрига. И, похоже, на фоне подобных интриг будет осуществляться вся деятельность центральных и региональных органов власти — до анонсированного Яценюком переформатирования.

Жаль только, что реальные проблемы страны при этом наверняка отойдут на второй план.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Индия: с деньгами и без «талака»

«Недостатка богатых людей в Индии нет»

Тренд роста сохранится

Гендиректор госпредприятия «Укрпромвнешэкспертиза» Владимир Власюк в этом...

Мигрантами можем оказаться не мы

Китай готов воевать с ЕС за Украину — пока на безвизовом поле

Россия первой в мире готова признать Западный...

Москва видит Восточный Иерусалим столицей будущего Палестинского государства

Пять вопросов о дзюдоисте Насирове

Осуждение Насирова приведет к дисквалификации украинских дзюдоистов — один из...

Пупырышки

Декоммунизация — это есть нынешняя власть плюс деэлектрификация всей страны

Загрузка...

«Другая Украина» и все тот же Саакашвили

Бывший президент Грузии Михаил Саакашвили яркой кометой ворвался в политическую...

Сергей Головатый о своем назначении узнал из прессы

То, что произошла рокировка в представительстве  Украины в Европейской комиссии...

Крым: когда аннексия — не совсем аннексия

«Ни одно из государств Тихоокеанского региона, поддержавших проведенный РФ...

Ремонт клетки

Если сотрудник каждый рабочий день встречает десятки, сотни преступников с...

Острижем себя сами

Президент не смог побороть блокаду оккупированных территорий, так он этот процесс...

Не надо правдоподобности!

Блокада Донбасса совершенно очевидно зашла в тупик, и каждый день наносит...

Комментарии 3
Войдите, чтобы оставить комментарий
EpsilonDelta
13 Августа 2015, EpsilonDelta

Чисто филологический вопрос, без всякой политики :
Почему, когда США и ЕС открыто, всеми средствами поддерживают повстанцев в Сирии, или даже прямо вмешиваются, как в Ливии, то это называется "продвижением демократии", а когда Россия помогает ополченцам Донбасса, то это называется "агрессией" ?

- 25 +
EpsilonDelta
13 Августа 2015, EpsilonDelta

К. Симонов.
Опять в газетах пишут о войне,
Опять ругают русских и Россию,
И переводчик переводит мне
С чужим акцентом их слова чужие.

- 16 +
EpsilonDelta
13 Августа 2015, EpsilonDelta

Выборы, выборы, кандидаты .... ну, сами знаете как там дальше в рифму. Спрашивается, какая может быть демократия, если демократов ноль целых и едкий корнеплод десятых ?

- 22 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка