Бытовые отходы из Львова. Теперь во всех областях Украины?

№36(786) 9 — 15 сентября 2016 г. 08 Сентября 2016 4.9

Считается, что в СССР не уделялось должного внимания ни экономике, ни экологии. Но если бы вам сказали, что бытовой мусор из Москвы можно возить на захоронение, к примеру, в Харьков или в Днепропетровск, автора такой новости посчитали бы сумасшедшим.

Расстояние между Днепром и Москвой по автомагистрали составляет 962 км, а между Днепром и Львовом — 1112 км. И вот в последних числах августа на коммунальном полигоне твердых бытовых отходов (ТБО) «Правобережный» в окрестностях Днепра были замечены автомобили со львовскими и ивано-франковскими номерами, сдававшие отходы из украинского Пьемонта.

Этот факт вызвал бурю негодования местных жителей, которые не первый день жалуются на несоблюдение экологических норм при закладке полигона и ухудшающееся с каждым днем состояние окружающей среды. За эти летние месяцы по непонятным ранее причинам т. н. Диевский полигон увеличился почти вдвое. Теперь стало понятно, откуда мусор?

Активисты сфотографировали транспорт из западных регионов и выложили в интернет, задокументировав таким образом факт преодоления львовскими отходами более 1000 км.

Львовский мусор легко преодолевает расстояние в 1 тыс. км

Образование ТБО на одном конце страны и захоронение на другом — это, вероятно, и есть все (или почти все), что нужно знать о сегодняшней экономике страны и местном самоуправлении.

Сельским жителям прекрасно известно, что нет лучшего повода для ссоры с соседом, чем чужой мусор на собственном дворе. Поэтому вывоз львовянами отходов за тысячу километров от родного подворья сразу же стал поводом для нешуточных политических острот вроде предложений менять львовские бытовые отходы на промышленные — химические, которых в Днепропетровской обл. более чем предостаточно, или высказываний за гранью фола: «это и есть оккупация. Сначала они переименовывают наши улицы и города, а теперь свозят свой мусор».

Признав факт захоронения западноукраинских отходов на коммунальном полигоне ТБО, эксплуатируемом ООО «Эко-Днепр», заместитель мэра Днепра Михаил Лысенко сослался на некое решение чрезвычайной комиссии Кабмина, которая распорядилась принимать львовский мусор по всей территории Украины.

Тем более, поговаривают, такой же транспорт видели не только в окрестностях Киева или Житомира, но также в Запорожье (1094 км до Львова) и наверняка в Донецкой или Луганской обл., где вопросы экологии сейчас отнюдь не на первом месте. Так что днепровский антирекорд на перевозку ТБО для утилизации, скорее всего, будет побит.

Как утверждает г-н Лысенко, мусор из Львова хоронят в Днепре по официальному договору, и деньги от этой услуги идут прямиком в городскую казну.

Однако представитель мэрии затруднился назвать номер договора и количество ТБО, захороненных на местном полигоне. На сессии горсовета это решение также не рассматривалось.

А вот директор департамента экологии и природных ресурсов Днепропетровской облгосадминистрации Руслан Стрелец заявил, что ни о каком решении чрезвычайной комиссии Кабмина не знает. По его словам, ни один из 11 областных полигонов ТБО львовский мусор не принимает. И как житель области и эколог выразил возмущение этим фактом. Если областной чиновник прав, то соглашение о захоронении львовских отходов на днепровском коммунальном полигоне есть не что иное, как услуга мэра Днепра Бориса Филатова львовскому коллеге Андрею Садовому.

Трагедия на Грибовичском полигоне ТБО подо Львовом 30 мая т. г. с пожаром и оползнями, вследствие чего погибли 4 человека, безусловно, очень неприятный эпизод в деятельности Андрея Садового, возглавляющего Львовскую мэрию с 2006 г.

Львовский городской полигон ТБО эксплуатируется с 1959 г. Помимо бытовых отходов, более 3 га там заняты отходами нефтепереработки (кислыми гудронами). Общее количество захороненных ТБО оценивается в 50 млн. т, высота мусорных куч достигла 40 м, так что Грибовичский полигон виден туристам с Высокого замка.

За 10-летие управления «самым европейским» городом Украины, наверное, можно было бы как минимум решить вопрос о способах утилизации ТБО — сжигании или захоронении, определиться с источниками финансирования и строительством мусоросжигательного завода либо нового полигона. Тем более что львовские чиновники признают: старый — Грибовичский — с 2010-го работает нелегально.

Наконец, «як справжні європейці» львовяне могли бы показать пример другим городам Украины, наладив раздельный сбор ТБО, сортировку и т. д.

Однако власти Львова только теперь озаботились поисками земли под новый городской полигон и средств для рекультивации старого. По предварительной информации, Львовская мэрия собирается взять в долг у Европейского банка реконструкции и развития 70 млн. евро. Этих денег должно хватить на санацию старой свалки и строительство там же мусороперерабатывающего комплекса. А пока собственные отходы можно с чистой совестью развозить по всей Украине.

По официальным данным, Львов ежедневно образует около 600 т ТБО, из которых вторичной переработке подвергается не более 6%. Т. е. общий объем бытовых отходов, образуемый за год, составляет чуть более 200 тыс. т. Тем не менее приведенные цифры вряд ли можно назвать исключительно точными.

Согласно данным мониторинга Нацкомиссии, осуществляющей госрегулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), по состоянию на 2015 г. во Львовской обл., наряду с Ровенской и Черновицкой, были утверждены самые низкие нормы образования отходов на одного жителя — 245,44 кг, или 1,46 куб. м. Это для жильцов домов со всеми видами благоустройства, к которым относятся стандартные городские многоэтажки.

В самом Львове для различного вида жилья нормы образования ТБО составляют 237,6—252,5 кг, или 1,44—1,53 куб. м.

Для сравнения: для киевских многоэтажек соответствующие нормы утверждены властями на треть больше — 374,42 кг и 1,93 куб. м. Хотя структуры потребления и образования отходов городским населением Украины вряд ли существенно различаются.

Почему бы г-ну Садовому не организовать у себя раздельный сбор ТБО и их сортировку?

Сколько отходов за три месяца после грибовичской трагедии львовские власти успели вывезти на утилизацию в другие регионы — неизвестно. Львовский городской полигон продолжает принимать ТБО несмотря на критическое состояние. Вероятно, туда свозят все, что не смогли пристроить в другие области. А учитывая объемы образования ТБО, можно говорить о десятках тысяч тонн отходов «на экспорт».

Представляет интерес стоимость сверхдальних перевозок с точки зрения их рентабельности. Благо, цену вопроса нетрудно просчитать без учета, разумеется, амортизации автотранспорта, которому приходится ездить через всю страну по разбитым дорогам.

Отходы в Днепр возят автопоездами с нормальной загрузкой 20—21 т или перегрузом — до 26 т. В первом случае автопоезд потребляет горючего в среднем 35 л/100 км, во втором — 40 л, на обратном пути порожняком — еще 28 л.

Если взять для удобства расстояние от Львова до Днепра — 1 тыс. км, то получается, что один рейс с 20 т ТБО перевозчику обходится в 630—650 л дизтоплива общей стоимостью более 12 тыс. грн. Это 600 грн./т ТБО.

Перевозки с перегрузом более рентабельны, поскольку позволяют уменьшить показатели до 500 грн. за тонну. А в реальности сверхдальние рейсы львовских коммунальщиков обходятся им еще дешевле, поскольку топливо закупается по оптовым ценам.

Если учесть, что более половины стоимости таких поездок покрывается действующим тарифом. Львовская мэрия установила для населения тариф на вывоз ТБО в размере 374—395 грн./т, еще около 74 грн./т оплачивалось при его захоронении на Грибовичском полигоне. По-видимому, вывоз отходов в другие регионы — это теперь не экстренная мера, вызванная проблемами собственного полигона ТБО, а львовская городская политика.

Перевозки ТБО на захоронение за сотни километров от места их образования давно практикуются в некоторых европейских странах. Например, в Италии бедные коммуны вынуждены размещать отходы из Рима и других крупных населенных пунктов севера.

При объеме доходов в 3,6 млрд. грн. власти Львова могут без особого труда выделять несколько десятков миллионов гривен на развоз ТБО по окрестным и не только населенным пунктам. Проблема только в том, что большинство украинских полигонов, как и Грибовичский, строились и эксплуатируются с нарушениями и наносят не меньший, а то и больший вред окружающей среде. Но это уже проблемы приемщика.

Тот же полигон «Правобережный» в Днепре, любезно размещающий львовские отходы, не имеет ни нормального покрытия, ни дренажных каналов и колодцев для отвода метана, ни площадки для приемки промышленных отходов, ни станции для переработки бытовых. Не осуществляется дезинфекция выезжающего со свалки транспорта. К тому же предприятие активно захватывает не принадлежащие ему земли.

Полигон строился в 2012 г. в рамках государственно-частного партнерства. На его проектирование было выделено 2 млн. грн. из областного бюджета, еще 6 млн. на строительство инвестировало частное ООО «Эко-Днепр», среди конечных бенефициаров которого оказались давний соратник Юлии Тимошенко — Александр Гравец и безвестный киприот (вероятно, номинальный владелец) — Тситсекос Михалакис.

Однако еще год назад ООО «Эко-Днепр» фигурировало в уголовном деле, которым были установлены факты нарушения экологических нормативов землепользования, нарушения целевого использования земли и т. д.

В общем, существуют большие сомнения, что инвестором действительно выделялись деньги на строительство полигона. Тем не менее он продолжает действовать.

Сам факт захоронения львовских отходов в Днепре еще раз привлек внимание к проблеме утилизации ТБО. Пока что Днепр принимает чужой мусор. Но если вместо строительства новых современных сооружений, защищающих подпочвенные воды, попутно извлекающих газ, сортирующих и перерабатывающих различные виды ТБО, выгоднее вывозить их бедным родственникам, то рано или поздно власти Днепра тоже этим займутся.

Или, как выразился коллега-журналист, «власть поменяется — свой мусор во Львов повезем».

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Некрасивые мультфильмы

У политической Николаевщины репутация тихого, но глубокого и грязного коррупционного...

ЗАЯВА ПРО НАМІРИ І ЕКОЛОГІЧНІ НАСЛІДКИ ДІЯЛЬНОСТІ

Проектом передбачено будівництво житлово-офісного комплексу з...

О чем бы я спросил Януковича

Судя по допросу экс-президента, восстановление полной картины событий на майдане не...

Тихое Прикарпатье

Для центральной власти возможная дестабилизация, активизация протестных выступлений...

Соло для саксофона и лопаты

Деятельность землячества ивано-франковцев в столице напомнила мне анекдот советских...

МАФы отправят в армию

Рациональное применение демонтированным МАФам нашли в Днепре. По решению...

Нас бросят не сразу

В Украине найдены друзья Трампа, а в США — друзья Украины

«Электрогенерирующее дерево» — первое в Украине

Стильный ветрогенератор установлен в Одессе, на Старосенной площади

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка