Чемпионат по отложенным играм

№42(792) 21 — 27 октября 2016 г. 27 Октября 2016 3.9

Для большинства украинцев главным событием минувшей недели стали не саммит «нормандской четверки» и не принятие в первом чтении проекта закона о бюджете на будущий год, а начало отопительного сезона. Самое время задаться вопросом: перезимует ли Украина с теплом и светом?

О тепле, которое запомнится на весь год

Анализ ситуации в энергетической отрасли пока внушает осторожный оптимизм. Отбор газа из подземных хранилищ начался 13 октября — на 17 дней раньше, чем год назад. Запасы топлива на эту дату составляли 14,7 млрд. куб. м, тогда как год назад — 17,1 млрд. Но такая разница не является критической, т. к. за прошлый отопительный сезон они сократились на 8,6 млрд. куб. м. Правда, минувшая зима была достаточно теплая.

По углю отставание несколько заметнее. Если год назад на ТЭС его было накоплено 2 млн. 152 тыс. т, то сейчас — 1 млн. 581 тыс. т (но это на треть больше, чем в начале сентября). В последние дни запасы ежесуточно пополняются на 14,5 тыс. т, а годом ранее — в среднем на 11 тыс. т

А главное, что на абсолютном большинстве энергоблоков атомных электростанций наконец завершены ремонты. Ведь именно из-за задержек с ремонтными работами (по причине длившегося несколько месяцев блокирования счетов «Энергоатома») еще летом возникла проблема с запасами угля.

Если доля атомной энергетики в выработке электричества не уменьшится, и уголь продолжит поступать на ТЭС на нынешнем уровне, его запасы в зимнее время могут сократиться незначительно (так по крайней мере показал опыт прошлого года).

Словом, статистика не дает повода говорить о драматическом сценарии на зиму. Однако очень многое будет зависеть от способности граждан оплачивать тепло и свет по новым тарифам.

19 октября, сразу после встречи Владимира Гройсмана с представителями профсоюзов, Кабмин решил успокоить украинцев. Правительство заявило: те, кто не получает субсидий, смогут на протяжении холодного сезона вносить за отопление только половину суммы. По сути правительство предлагает вариант, который существовал прежде, когда за тепло платили равную сумму круглый год.

Напомню, введение действующего ныне порядка начисления объяснялось тем, что теплоснабжающие предприятия должны иметь достаточно средств для покупки газа. Откуда же сейчас у них возьмутся деньги? Этим вопросом сразу озаботился главный коммерческий директор «Нафтогаза Украины» Юрий Витренко.

Инициативу правительства он прокомментировал так: «Вчерашнее решение для меня лично было сюрпризом. Мне также интересно, какой механизм этого решения — на нас должны будут возложить специальные обязательства продавать газ в рассрочку? Я в «Нафтогазе» отвечаю за закупку газа и откровенно скажу, что не смогу договориться о рассрочке с европейскими поставщиками. С другой стороны, есть кредит Всемирного банка, есть возможность рассрочить выплаты госбанкам, которые мы должны делать. Но как именно это будет балансироваться, мы пока не знаем».

Чуть позже и начальник Юрия Витренко, глава «Нафтогаза» Андрей Коболев, сказал, что кредит от Всемирного банка (точнее, кредитные гарантии на $500 млн., предоставленные 18 октября) придется использовать в т. ч. на покрытие кассовых разрывов из-за отсрочки платежей потребителей и теплокоммунэнерго.

Т. е. Кабмин готов предоставить гражданам возможность платить за тепло в рассрочку, но на каких именно условиях — пока неясно.

Рассрочка за отопление может позволить власти избежать тарифного майдана

В настоящий момент известно только, что соответствующее правительственное постановление называется: «Об уменьшении финансовой нагрузки на потребителей в оплате за услуги централизованного отопления путем создания условий для получения рассрочки на оплату за услугу централизованного отопления». А вот текст его найти невозможно — мне не удалось обнаружить даже номер этого постановления.

Видимо, неспроста «Урядовий кур'єр» приводит слова вице-премьера по соцполитике Павла Розенко о том, что для запуска рассрочки правительству необходимо внести изменения еще в четыре постановления, и заработает этот механизм только с середины ноября. Тем не менее и сайт Кабмина, и «Урядовий кур'єр» уже разместили образец заявления, с которым потребители могут обращаться для получения рассрочки.

О субсидиях в формате 100%+

Как же обстоят дела с оплатой за услуги ЖКХ? Статистика (пока она обнародована за январь—август) выглядит достаточно благополучно. За восемь месяцев гражданам начислено к оплате 40,6 млрд. грн., оплачено 39,6 млрд. грн, или 97,6%.

Год назад, правда, оплата была стопроцентной. Но тогда стоимость услуг составила 31,7 млрд. грн. Т. е официально они подорожали менее чем на треть (если быть совсем точным — на 28%). А ведь вроде бы тарифы выросли существеннее.

Действительно, так и есть. Статистика оплаты услуг ЖКХ приводится без учета субсидий. А их за восемь месяцев прошлого года гражданам выписали на 3,7 млрд. грн., тогда как за тот же период 2016-го — на 36,7 млрд. грн. На самом деле тарифы подскочили более чем вдвое, но субсидии эту проблему радикально ослабили.

По последним данным (статистика начисления субсидий имеется по итогам девяти месяцев), эту помощь получают 5,4 млн. домохозяйств (35,9% общего числа), или свыше 12 млн. человек. А в Сумской и Тернопольской обл. ими пользуется больше половины населения (соответственно 59% и 54% домохозяйств).

Любопытно, что в этом году субсидии получили 101,6% числа обратившихся (из-за того, что многим подавшим заявления накануне нового года их оформили уже в январе). Т. е. хотя власть и заявляет о намерениях строже проверять доходы получателей, на предоставлении субсидий это не сказывается.

Однако главная проблема с субсидиями заключается в том, что государство не может платить их в выписанных размерах. По итогам января—августа этого года их перечислили 21,9 млрд. грн. (60% начисленного). А всего бюджетный долг перед коммунальщиками по субсидиям, образовавшийся за прошлый отопительный сезон, составил 22,5 млрд. грн. На начало октября 2015-го задолженность составляла всего 500 млн. грн., а уже к маю выросла до 26 млрд. (т. е. к сентябрю ее удалось сократить менее чем на 15%). 

Основная причина задолженности в том, что государство выделяло живые деньги на субсидии по графику, заложенному в бюджете, но выписывало — по потребностям граждан. Такой вот коммунизм, несмотря на всеобщую декоммунизацию. При этом бюджетные расходы на субсидии были изначально записаны в заниженном виде и должным образом не корректировались — не позволяли доходы.

Лишь перед уходом на летние каникулы ВР увеличила соответствующую статью расходов с 35 млрд. до 40,3 млрд. грн., но все равно этого было явно недостаточно. А статистика по субсидиям за восемь месяцев — да еще перед началом отопительного сезона по новым тарифам — казалось, делала дефолт государства по этим обязательствам неизбежным (и это на фоне очевидной неспособности коммунальных предприятий из-за долгов покупать газ в необходимом объеме).

Но сразу после поступления кредита от Всемирного банка Кабмин провел по всей стране перерасчет субсидий на основе объема газа, реально потребленного их получателями. Результаты, обнародованные Госстатом 21 октября, оказались весьма впечатляющими. Государство заявило, что посредством перерасчета вернуло в бюджет 12,3 млрд. грн.

Понятно, что речь идет не о живых деньгах, а об аннулировании долга по субсидиям, который оказался необоснованным из-за снижения потребления газа. А потребили его меньше и из-за теплой зимы, и из-за того, что даже до повышения тарифов немало граждан в сельской местности были вынуждены экономить на отоплении.

В результате перерасчета, а также выделения из бюджета двух с лишним миллиардов гривен долг государства по субсидиям уменьшился почти втрое. Сейчас он составляет 8 млрд. грн. — почти столько же, сколько по состоянию на начало года.

Дает ли это достаточно оснований для оптимизма? Думаю, что нет. 8 млрд. грн. — все равно огромная сумма. Кроме того, с октября резко увеличатся расходы на коммунальные услуги, а значит, и на субсидии. Сколько придется их платить при новых тарифах, пока непонятно — но, похоже, речь идет о неподъемной сумме.

Конечно, немало зависит от погоды: прошлая теплая зима помогла сэкономить субсидируемый государством газ на сумму, почти равную последнему кредиту Всемирного банка, выделенному для закупки голубого топлива. Но полагаться на природу данной ситуации и бессмысленно, и безответственно.

Пока ясно одно — острота проблемы долгов по субсидиям временно снята. Но через несколько месяцев все вернется на круги своя, а кредит Всемирного банка исчерпает потенциал подушки безопасности еще до конца отопительного сезона.

Тем не менее, похоже, объявив рассрочку за отопление, власть смогла пригасить протестный потенциал — и значительно снизить вероятность тарифного майдана.

О концепции, вылившейся в частное мнение

Главное событие внешней политики — конечно же, саммит «нормандской четверки» в Берлине. На мой взгляд, его можно расценивать как тактический успех Украины, ФРГ и Франции. Ведь лидеры трех стран выступали за встречу без всяких условий, тогда как президент РФ неоднократно давал понять, что не поедет на переговоры ради переговоров.

Однако встреча в Берлине, судя по всему, оказалась именно такими переговорами — другое дело, что стороны всячески маскируют этот факт.

Если бы по итогам саммита его участники заявили, что он «был полезным, поскольку стороны смогли лучше узнать позиции друг друга» (обычная формулировка советских СМИ в начале 1980-х после неудачных переговоров с США по разоружению), можно было бы однозначно говорить о провале. Но вместо этого все отметили, что намерены в ближайший месяц разработать «дорожную карту» реализации Минских соглашений — этим будут заниматься министры иностранных дел. При этом, по словам Петра Порошенко, были утверждены немецкие и французские предложения по основе «дорожной карты».

Казалось бы, все замечательно. Но, вспомним, год назад, после предыдущей встречи в Париже, Ангела Меркель говорила, что у сторон есть взаимопонимание по поводу очередности действий. Т. е. по сути имелось в виду согласование «дорожной карты» — документа, где такая очередность прописана. На деле единственным итогом того саммита стала выработка в контактной группе соглашения об отводе минометов и малокалиберной артиллерии (которое, впрочем, полностью никогда не соблюдалось).

Полтора месяца назад после переговоров в Киеве глава МИД Франции Жан-Марк Эро на брифинге детально говорил о последовательности шагов по реализации Минских соглашений. Его выступление фактически выглядело презентацией «дорожной карты». Поскольку другие участники «нормандской четверки» не предъявили претензий к этой концепции, можно было предположить, что подобный документ уже фактически существует, и саммит в Берлине необходим, дабы его окончательно формализовать.

Последняя встреча «четверки» развеяла иллюзии по поводу существования «дорожной карты». И совершенно понятно, что до завершения выборов в США она не появится — что, пожалуй, устраивает Киев и западных партнеров.

Многие обратили внимание на слова Петра Порошенко о том, что Украина возьмет под контроль границу на Донбассе на следующий день после выборов в «отдельных районах». А ведь по сути заявление президента всего лишь прозвучало близко к тексту Минских соглашений (на самом деле Комплекс мер предполагает, что после выборов начинается процесс передачи контроля над границей, который завершается с предоставлением «отдельным районам» особого статуса).

И хотя Порошенко никогда ранее не заявлял так четко, что возврат границы следует за выборами, он на самом деле уже много месяцев не говорил об иной последовательности. Президент требовал, чтобы граница пока контролировалась ОБСЕ — во всяком случае во всех выступлениях перед зарубежной аудиторией (лишь иногда для украинской публики он мог заговариваться).

Поэтому индикатором успешности переговоров в Берлине, на мой взгляд, следует считать ситуацию в Станице Луганской. До саммита казалось понятным, почему там — в отличие от двух других пилотных зон, Золотого и Петровского — развести силы не удалось. Ведь из изложенной в Киеве концепции Эро следовало: по завершении во всех зонах отвода войск должны появиться проекты законов о выборах и об особом статусе.

Но после переговоров «нормандской четверки» оказалось, что французский министр лишь высказывал свое частное мнение. Следовательно, отвод войск в Станице Луганской — это просто разведение сил, а не прелюдия к политическим шагам.

И уж теперь-то отводу войск на этом участке ничего не мешает — но пока никаких признаков разъединения не наблюдается. Тут поневоле начинаешь сомневаться хоть в какой-то результативности берлинского саммита.

Это касается и вооруженной миссии ОБСЕ на Донбассе. Отношение западных участников «четверки» к этой проблеме Ангела Меркель сформулировала следующим образом: «Как только будет закон о выборах, и будут сдвиги, тогда можно говорить о миссии ОБСЕ, о вооруженной миссии. Сегодня это не очень срочно, поскольку сначала — закон о выборах».

О том, как российская сторона оценивает данную проблему, можно судить по высказываниям политолога Алексея Чеснакова, близкого к помощнику президента РФ Владиславу Суркову: «Вопрос фантастический, если ОБСЕ сможет как-то быстро сформировать эту миссию... Когда Порошенко выходит и говорит, что «мы договорились» — возникает вопрос: он с кем договорился?

В ОБСЕ 57 стран, соответственно, даже если они примут решение о подобной миссии, им необходимы документы, на основании чего они могут принять такое решение. Таких документов нет! В документах, которые регулируют деятельность ОБСЕ, нет упоминания о том, что может быть вооруженная миссия».

В свою очередь экс-представитель Украины в контактной группе Роман Безсмертный заметил: «Можно говорить о перспективах через три-пять лет, потому что процедурно это очень сложная вещь. Мы видим, что в рамках Совета Безопасности ООН это почти не работает, то как может заработать в системе ОБСЕ, где процедура еще сложнее, чем в ООН?»

Кстати, по поводу «дорожной карты» Чеснаков сказал: «По оптимистическому прогнозу она будет готова к концу ноября. В декабре она может быть утверждена на новом саммите «нормандской четверки». Таким образом, как минимум выполнение Минских соглашений растянется до конца следующего года».

О хакерах, обошедших «НФ» вниманием

Одним из факторов, который наверняка будет влиять на внутриполитические события в ближайшее время, стало обнародование группой хакеров «Киберхунта» якобы электронной переписки Владислава Суркова. Из этих материалов следует, будто помощник президента РФ причастен к попыткам дестабилизации политической жизни в Украине, которая должна вылиться в досрочные парламентские и президентские выборы.

В частности, Москва якобы намерена вести переговоры о тарифном майдане с Радикальной партией, Оппоблоком и «Батькивщиной», распространять фальшивки о коррупционных связях Петра Порошенко, а также продвигать идею федеративного статуса Закарпатья.

Я не буду анализировать подлинность этих материалов, а лишь замечу, что первыми о подтверждении их аутентичности заговорили люди из ближайшего окружения Арсена Авакова — Антон Геращенко и Зорян Шкиряк. Вскоре об этом же заявила и СБУ. Т. е. операция раскручивается на весьма высоком уровне.

Смысл ее, как мне представляется, понятен — сыграть на опережение: в контексте возможных акций протеста против повышения тарифов представить оппозицию как агентов Кремля, дискредитировать ее и далее не стесняться в выборе средств для борьбы с ней.

Примечательно, что такой очевидный ход для дестабилизации ситуации, как использование правых радикалов с целью срыва Минских соглашений (что, по идее, должно быть в интересах Москвы, ведь вся вина за это ляжет на Украину), в распространенных «Киберхунтой» материалах не просматривается.

Более того, там вообще не упомянуты ни «Народный фронт», ни Арсен Аваков (и лишь раз назван Турчинов) — почему-то дискредитировать их, равно как и договариваться с ними, «Сурков» не намерен.

Зато в опубликованных материалах оговаривается, что для распространения «фейковых документов о коррупционных связях президента Порошенко» следует использовать втемную т. н. американское лобби — депутатов от БПП Наейма, Лещенко, Залищук. А также журналистов, специализирующихся на антикоррупционных расследованиях. Таким образом, главу государства как бы заранее прикрывают от возможных обвинений.

Похоже, снова подтверждается то, о чем я писал ранее: БПП и «НФ» находятся в одной лодке, и ждать от последней политсилы (точнее, от ее фактического лидера Авакова) резких шагов, способных привести к кардинальным переменам в украинской власти, не стоит.

На мой взгляд, игра на разрыв с президентом пока что не входит даже в среднесрочные планы Авакова. А вот каким глава МВД видит идеальное распределение ролей в формирующемся тандеме — это уже другой вопрос.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

О чем бы я спросил Януковича

Судя по допросу экс-президента, восстановление полной картины событий на майдане не...

Тихое Прикарпатье

Для центральной власти возможная дестабилизация, активизация протестных выступлений...

Соло для саксофона и лопаты

Деятельность землячества ивано-франковцев в столице напомнила мне анекдот советских...

МАФы отправят в армию

Рациональное применение демонтированным МАФам нашли в Днепре. По решению...

Нас бросят не сразу

В Украине найдены друзья Трампа, а в США — друзья Украины

«Электрогенерирующее дерево» — первое в Украине

Стильный ветрогенератор установлен в Одессе, на Старосенной площади

Этот жир убил Саакашвили. Кто отравится следующим?

Чудовищная цена Одессы — одна из причин того, что полный контроль над регионом...

Вы одесситы или где?

Сейчас с варьете дела обстоят значительно лучше, но кое-чего городу у моря все-таки...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка