Диалоги «портретов»

№42 (434) 17 - 23 октября 2008 г. 17 Октября 2008 0

Романсам под мелодичный перезвон антикварных каминных часов и «аккомпанемент» рингтонов мобильных телефонов внимала публика на первом концерте нынешнего осеннего сезона Музейных вечеров вокальной музыки.

Камерное действо состоялось 14 октября в картинной галерее Киевского музея русского искусства (ул. Терещенковская, 9). Вечер, прошедший при поддержке посольства РФ в Украине, назвали «Диалог: Михаил Глинка — Валентин Сильвестров».

Идя на концерт, я всю дорогу размышляла о таком любопытном музыкальном сопоставлении. Ведь оба — без преувеличения — выдающиеся композиторы своего времени, но отделяет их целая эпоха и музыкальная «эволюция».

Глинка творил в позапрошлом веке, Сильвестров и в прошлом веке, и сегодняшнем. Он, пожалуй, самый известный украинский композитор на Западе, да и в своем отечестве. Говорить о том, есть ли в их музыке точки соприкосновения — сложно, да и бессмысленно. А сравнивать творчество двух, не постесняюсь высокого «штиля», титанов в музыке было бы бессмысленно.

Тем не менее общие моменты в этом вечере действительно были. Во-первых, вокальная музыка, во-вторых, мелодизм, который присущ обоим композиторам в высшей степени, в-третьих, поэты, на стихи которых создавались романсы. Тем интереснее было понять, как восприняли пушкинские строки, к примеру, «Я помню чудное мгновенье» Глинка и Сильвестров.

Концерт был построен в циклической форме. Сначала романсы Глинки, известные до последней строчки каждому, мало-мальски знакомому с вокальным жанром. Причем восемь его заявленных на вечере произведений «разбили» по четыре в цикле. А десять творений Сильвестрова звучали без перерыва. Даже на аплодисменты. К слову, песни и элегии Валентина Сильвестрова исполнялись впервые. А заключительная «Элегия» была дописана в прошлом месяце, так что исполнители работали над текстом считанные дни. Правда, на премьере спешное разучивание никак не сказалось.

Организовала вечер Леся Олийник — автор этого проекта, она же озвучивала и литературную часть. Музыкальное оформление взяли на себя лауреаты международных конкурсов Инна Галатенко (сопрано) и Роман Репка (фортепиано). Артисты ожидали своего выхода, сидя в первом ряду — такая себе общность с залом.

Популярный «Жаворонок» Глинки, который, если не ошибаюсь, входит в программу музыкальных уроков в российских школах, открыл концерт. Инна Галатенко, казалось, исполняла его не только голосом, но и руками: то прижимала их к груди, то «порхала».

Если честно, «Жаворонок» в ее интерпретации не вызвал у меня восторженных эмоций. Было ощущение, что певица недостаточно распелась. Хотя этот романс не самый показательный и вокально сложный.

Зато «Сомнение» на слова Нестора Кукольника — близкого друга Михаила Глинки, однокашника по Нежинской гимназии высших наук Николая Гоголя — произвел самые благоприятные впечатления. Этот накаленный по страстным эмоциям романс, достаточно непростой для исполнения, любил петь Федор Шаляпин.

Для Инны Галатенко цикличность, то есть неразрывность произведений была настолько дорога, что даже если слушатели хлопали после заключительного аккорда, она чуть качала головой.

Произведения Валентина Сильвестрова мелодически и гармонически сложны. Гроздья звуков «наслаивались» и создавали причудливый фон: легкий и одновременно потрясающе глубокий.

Манера исполнения певицы разительно отличалась от «глинковских» интонаций. Заключительные звуки практически в каждой фразе она утрировала и «мягко» их выстреливала губами. Воспринимался этот прием сильно, ярко, необычно и очень созвучно с музыкой Сильвестрова.

К слову, сам композитор сидел в зале с диктофоном. Я пожалела, что не догадалась включить свой «цифровик». Это премьерное исполнение, которое больше не повторится, было бы здорово оставить для истории в своей домашней фонотеке.

Проведенный в музее час оставил неизгладимое впечатление о вечере: неспешном, интеллигентном, когда в музыкальную вязь вкраплялись коротенькие, но обстоятельные эссе-экскурсы в жизнь и творчество каждого автора. Да и обстановка располагала к такому возвышенному восприятию. В окружении полотен русских классиков все, что звучало с импровизированной сцены, тоже становилось «портретом», по-классически прелестным.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Бон-вояж в землі мертвих

Україна має унікальний шанс одним рішенням і подолати бідність, і мінімізувати...

Украина в ожидании «большой сделки»

Украина уже никогда не сможет усилить Россию

Зачем власть повторяет «страшилки» от «2000»

Экологические проблемы могут заложить основу для устойчивого прекращения огня на...

Цифровое оскудение

Развитие нового «дела Тимошенко» покажет, какой степенью свободы от Запада...

Загрузка...

Большая, но предварительная радость

Решение Стокгольмского арбитража дает надежду на возобновление отношений с...

Погребинский: «Если здесь что-то и может случиться, то...

Для Запада власть Порошенко легитимна до тех пор, пока она играет роль антироссийского...

У них — панический страх

Первомай и День Победы в этом году были, так сказать, обычными, не юбилейными. Тем не...

Евгений Червоненко: «Это уже не национализм, это...

Каждый из нас должен принять решение, на какой он стороне — ОУН или «Бессмертного...

Новый аспект «нормандского формата»

Планы Макрона позволят Порошенко рассчитывать на еще большую благосклонность Запада

Саакашвили и три «н»

К лету партии разругаются, потому что заняться им будет нечем

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Блоги

Авторские колонки

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка