Автономный полет: Донбасс — Гонконг. Через Гренландию

№18v(746) 15 — 21 мая 2015 г. 15 Мая 2015 1 4

Воссоединить, склеить или восстановить. Осталось выбрать// Рейтер

На уходящей неделе донбасские новообразования сравни-вали себя с Гренландией, Северной Ирландией и даже с Гонконгом. Именно эти регионы представитель «ДНР» в контактной группе Денис Пушилин назвал в качестве примеров приемлемой автономии, на условиях которой самопровозглашенные республики готовы воссоединиться с Украиной.

Все эти варианты предполагают очень широкие автономные права — но никакой независимости. Причем абсолютно неприемлемым для Киева выглядит только вариант Гренландии. Ведь эта часть Дании, в отличие от остальной страны, не является членом ЕС. Такой статус закрепил местный референдум (кстати, пока это единственный подобный прецедент выхода из Евросоюза).

В случае Гонконга сразу вспоминается официальный лозунг КНР — «Одна страна — две системы». И действительно, в экономическом плане он реализуется последовательно. Но в политическом отношении Пекин контролирует эту территорию весьма жестко, что не так давно было продемонстрировано нейтрализацией местного «майдана».

Что же касается Северной Ирландии, то там не просто автономия — за провинцией признано право провинции на выход из состава Великобритании. Но дело в том, что большинство населения, которое составляют потомки английских и шотландских поселенцев, отделения не хочет — в отличие от собственно ирландцев.

Зато правительство Северной Ирландии должно включать в себя представителей всех партий, избранных в местный парламент, причем в той же пропорции. Именно такое принуждение к консенсусу с гарантией представительства сепаратистского меньшинства во власти стало ключевым в соглашении Страстной Пятницы, которое в 1998 г. урегулировало конфликт, длившийся несколько десятилетий.

В наших условиях копирование североирландской модели означало бы гарантированное участие в донбасских «правительствах» сторонников единства с Украиной. Понятно, что это куда более приемлемо для Киева, чем для тех, кто сейчас фактически руководит неподконтрольными центральной власти территориями.

Впрочем, Пушилин, возможно, и не в курсе таких нюансов — понятно, что он просто привел примеры широких автономий. Хотя отмечу, что во всех упомянутых им случаях речь идет не о федерациях, а об асимметричном распределении полномочий в рамках унитарных государств.

Позаботился Пушилин и об остальных регионах Украины: мол, «ДНР» предлагает внести в Конституцию статью, гарантирующую им право на самоопределение. А заодно то ли пригрозил, то ли заверил: «Затягивание реализации «Минска-2» приведет к новому витку боевых действий, и в результате политических переговоров уже не будет».

С формальной точки зрения, ничего принципиально нового «самопровозглашенные» не сказали. Поскольку собственно об автономии для «отдельных районов Донецкой и Луганской областей» и говорится в Минских соглашениях. Причем параметры их статуса — равно как и конституционная реформа в масштабах всей Украины — должны согласовываться с представителями этих самых районов.

Тем не менее, декларируя приверженность Минским соглашениям, «ДНР» и «ЛНР» раньше избегали прямо говорить о готовности вернуться на родину на правах автономии. Наоборот, то и дело заявляли о невозможности общего будущего с Украиной. Впрочем, точно так же в Киеве официальные лица о перспективах автономии для Донбасса не упоминали, фактически трактуя Минские соглашения как поэтапную капитуляцию сепаратистов.

И вот — заметная подвижка со стороны последних. Очевидно, что связана она с достигнутым 6 мая решением о формировании рабочих групп по реализации Минских соглашений. А то, что прозвучали эти заявления только сейчас — вполне понятно: не хотели накануне Дня Победы портить настроение борцам за независимость «Новороссии».

О территориальной целостности (правда, молча)

О вариантах автономии для Донбасса говорили и ведущие европейские политики. Так, выступая на заседании конгресса региональных и местных властей Совета Европы, президент Венецианской комиссии Джанни Букиккио отметил:

«Из-за конфликта многие (в Украине. — С. Б.) боятся, что децентрализация может стать средством разрушения их страны. Я понимаю эти страхи, но не разделяю их. Децентрализация позволяет людям легче идентифицировать себя со страной, в которой они живут. Она не ведет к сепаратизму — а, скорей, является альтернативой сепаратизму. Она позволила Италии успешно интегрировать Южный Тироль, а Испании — сохранить единство после смерти Франко».

В подобном духе в конце апреля высказался и генсек Совета Европы Турбьерн Ягланд: «Многие европейские страны имеет асимметричную децентрализацию или деволюцию (передачу центральной властью части своих полномочий местным органам. — С. Б.). Здесь можно привести примеры Северной Ирландии, Уэльса и Шотландии в Соединенном Королевстве. Европейский опыт может быть полезен для украинцев».

Особо интересно это высказывание воспринимается с учетом прошлогоднего референдума о независимости Шотландии и победы сторонников ее суверенитета почти во всех округах провинции на выборах в британский парламент, прошедших 7 мая.

Впрочем, украинские СМИ практически проигнорировали эти заявления высокопоставленных европейских политиков.

Говоря о дипломатических маневрах вокруг урегулирования ситуации на Донбассе, стоит упомянуть о встрече глав внешнеполитических ведомств РФ и США с участием Владимира Путина в Сочи. Причем российская сторона всячески давала понять, что мероприятие состоялось по инициативе Вашингтона. И старалась сочетать «непринужденную» атмосферу с демонстрацией национальной гордости в духе 9 Мая (чего стоит приезд Сергея Лаврова на белой «Победе»).

По итогам встречи глава российского МИД назвал переговоры с Джоном Керри удачными. Его американский коллега ограничился тем, что оценил свой разговор с Путиным как «откровенный». Госсекретарь США отметил: «Необходимо, чтобы имел место подлинный диалог в рамках рабочих групп Минского соглашения относительно выборов на Донбассе, а также по вопросу децентрализации».

Сергей Лавров в свою очередь сообщил: «Россия и США условились побуждать стороны конфликта на востоке Украины искать пути выполнения Минских соглашений». Он также отмечал необходимость «избегать шагов, которые могут нанести долгосрочный урон нашим отношениям» и продолжать сотрудничество в решении «острых проблем современности».

Таким образом, можно осторожно говорить о попытке сближения позиций Вашингтона и Москвы по «украинскому вопросу».

Однако здесь надо обратить внимание на такие детали. Если Лавров, рассказывая на пресс-конференции о темах переговоров, начал с Украины, то Керри сперва сказал об Иране, затем об ИГИЛ, о Сирии и лишь после этого перешел к Донбассу. И хотя ситуации в нашей стране он уделил примерно столько же времени, сколько и всем этим вопросам вместе взятым, расстановка приоритетов очевидна.

Напомню, что и по нашей информации, успех переговоров в Минске в феврале стал результатом не столько взаимопонимания непосредственных участников, сколько договоренностей Москвы и Вашингтона относительно Ближнего Востока.

На пресс-конференции в Сочи Джон Керри держался не более жестко, чем двумя днями раньше Ангела Меркель в Москве, а местами даже заметно мягче. Да, в отличие от российских руководителей, ни госсекретарь, ни канцлер не говорили о необходимости прямого диалога Киева с Донецком и Луганском. Однако было понятно, что они рассматривают создание рабочих групп в рамках контактной группы именно как форму такого диалога.

При этом ни Керри, ни Меркель даже намеком не затронули облюбованную Киевом тему ввода миротворцев на Донбасс.

Еще один примечательный момент: если лидер ФРГ сказала о «преступной аннексии Крыма» (вопреки российским СМИ, употребленные ею слова verbrecherische Annexion переводятся с немецкого абсолютно однозначно), то госсекретарь США вообще не употреблял словосочетание «территориальная целостность Украины». Дело, конечно, не в том, что США перестали ее поддерживать, однако постоянное публичное употребление этого выражения всегда выглядело для Киева знаком: Запад однозначно на стороне Украины.

В отличие от еще недавних времен, ни канцлер, ни госсекретарь не стали приписывать нарушения Минских соглашений только одной стороне, а признали, что к этому причастен и Киев. Причем у Керри эта мысль была высказана, пожалуй, чуть яснее — тем более что корреспондент телеканала «Россия» вынудил его дать оценку последним высказываниям Петра Порошенко о возвращении Донецкого аэропорта.

А сказал Керри следующее: «У меня не было возможности прочитать речь. Я не знаком с ее контекстом. Я просто слышал о ней сегодня. Но если действительно президент Порошенко в настоящее время отстаивает обращение к силовым методам, мы настоятельно рекомендуем ему подумать дважды, прежде чем он начнет действовать подобным образом — ибо это стало бы серьезной угрозой для Минских соглашений. И мы будем очень, очень озабочены возможными последствиями таких действий.

Возможно он говорил о долгосрочной перспективе. Возможно, в контексте окончательного решения или урегулирования конфликта. Я точно не знаю этого, но я знаю, что применение силы любой стороной было бы исключительно деструктивным в настоящий момент, когда все сформировали рабочие группы, способные попытаться продвинуться по всем тем вопросам, которые в последние месяцы беспокоили многих из нас. Я настоятельно рекомендую всем — дать рабочим группам потрудиться, сделать вклад в Минские соглашения, продолжать продвигать политическое решение и удерживать всех от попыток помочь себе силой».

А ведь госсекретарь в духе своей подчиненной Джейн Псаки мог бы просто сказать, что не знает в точности высказываний Порошенко, а потому не желает пока распространяться на эту тему. Но, видимо, Керри не хотелось выглядеть не ведающим того, что ему следует знать. Тем более что слова украинского президента, очевидно, противоречили контексту тех развязок, которые могли найти Вашингтон и Москва.

А звучали они так: «У нас есть оружие, которое гарантированно даст нам возможность побеждать — совместно с сильным боевым духом, патриотизмом, несгибаемой волей... У меня нет никаких сомнений: мы освободим аэропорт, мы освободим Донецк, мы освободим Крым».

Объективно здесь трудно увидеть планы возвратить Донецкий аэропорт посредством политических решений.

О НАТО, объединившем ФРГ, «ДНР» и «ЛНР»

12 мая «ДНР» и «ЛНР» направили в контактную группу предложения по проведению местных выборов. Они включают проект Закона Украины «Об особенностях проведения местных выборов, предусмотренных комплексом мер по выполнению Минских соглашений».

«Республиканцы» пояснили: «Основой концепции законопроекта является самостоятельное и независимое формирование населением отдельных районов временных избирательных комиссий. Именно эти комиссии определят порядок организации выборов, агитации, подсчета голосов».

В сообщении подчеркивается: «К выборам не будут допущены украинские партии, представители которых принимали участие во введении режима АТО, экономической блокады, в разжигании милитаристской пропаганды и социальной и межнациональной розни».

И далее: «В соответствии со стандартами БДИПЧ, выборы состоятся после отмены АТО и принятия закона Украины об амнистии ополчения и политических активистов Донбасса. Необходимыми условиями для выборов закон также определяет безусловное введение в действие статей 1 —9 закона Украины об особенностях самоуправления в отдельных районах (об особом статусе) и полное снятие экономической блокады».

А утром 13 мая в преддверии заседания Конституционной комиссии представители «ДНР» и «ЛНР» направили ее главе Владимиру Гройсману (а также участникам контактной группы) проект предлагаемых ими поправок. Он предусматривает включение в Основной Закон дополнительного раздела, закрепляющего особый правовой статус отдельных районов Донбасса.

В частности, речь идет о «создании отрядов народной милиции, подконтрольной местным властям, официальном статусе русского языка, особом экономическом режиме и других правах».

Предусмотрена возможность заключения комплекса договоров и соглашений между центральными властями Украины и этими районами. Также предлагаются поправки в Конституцию, касающиеся судебной системы, прокуратуры, местного самоуправления и административно-территориального устройства Украины.

Все это либо уже записано в Минских соглашениях (причем, по нашим данным, по инициативе как раз Германии и Франции), либо логически вытекает из них. Судя по всему, в проекте не упоминается право на автономию для других регионов, о котором на днях говорил Пушилин. Зато предусмотрено конституционное закрепление внеблокового статуса Украины, о чем в договоренностях прямых намеков нет.

Впрочем, последнее положение соответствует идее согласования с Донбассом Основного Закона — и уж тем более отвечает интересам Берлина и Парижа, многократно высказывавшихся против членства нашего государства в НАТО. Им-то как раз крайне желательно, чтобы Украина оставалась внеблоковой не из-за вето какой-либо из стран альянса (зачем демонстрировать раздоры), а в силу внутренних договоренностей.

Похоже, все сходятся на том, что выборы на Донбассе являются — при всех сложностях — более близкой перспективой, чем согласование новой Конституции. Отмечу, что скорейшее их проведение остается одним из ключевых требований Запада — как предпосылки окончательного определения статуса «отдельных районов» и восстановления Украиной полного контроля над границей.

Однако очевидно, что в таком виде предложения самопровозглашенных республик для Киева совершенно неприемлемы. И у международных посредников они вряд ли найдут понимание, т. к. фактически полностью передают в руки властей «ДНР» и «ЛНР» процесс проведения выборов — к которым к тому же по сути требований не будут допущены практически все украинские партии.

Но понятно и то, что данный проект является предметом торга. И на вполне разумные возражения против его основных постулатов последует требование допустить политические силы, представляющие руководство самопровозглашенных республик, к участию в выборах на территории остальной Украины. В рамках законодательства унитарного государства такой вариант вполне согласуется с требованием Киева провести выборы в «отдельных районах» по законам Украины.

Ясно, что центральная власть будут всячески стараться не допустить этого. Ведь ее желание увидеть на Донбассе международных миротворцев наглядно указывает на готовность заморозить конфликт на многие годы. В том числе из-за опасений, что любой формат мирного урегулирования сохранит источник постоянной нестабильности на юге и востоке страны.

Действительно, сложно представить конструкцию, при которой политические силы, сформированные нынешними лидерами «отдельных районов», имея полную свободу деятельности, будут под запретом в остальной Украине. В качестве исключения можно привести упомянутый Пушилиным Гонконг, но там совсем другая предыстория со столетием раздельного проживания. Причем, как я уже писал выше, политическая ситуация в «специальном административном районе» находится под полным контролем Пекина.

И тут возникает интересная коллизия, связанная с тем, что в октябре должны пройти очередные выборы в местные органы власти. Логично было бы одновременно провести их и в «отдельных районах», по одним и тем же правилам. Это бы неплохо символизировало восстановление единства Украины — а при желании сторон их подготовку за оставшееся время вполне можно обеспечить.

Но по указанным выше причинам Киев, похоже, постарается этого не допустить, отсрочить выборы в «отдельных районах», дабы в случае легализации сепаратистских и пророссийских сил они «опоздали» к общеукраинскому волеизъявлению. В то же время стоит иметь в виду конституционную реформу с децентрализацией, а политическая практика обычно подразумевает, что под новые полномочия проводятся и новые выборы. Видимо, вокруг этих моментов будут вестись серьезные дискуссии на переговорах.

О двух — и пяти

Неделю назад я писал: «Власти предстоят серьезные испытания на прочность и позиций главы Кабмина, и коалиции в целом. Как ожидается, на пленарной неделе, которая начнется 12 мая, должны быть представлены выводы депутатской рабочей группы и Генпрокуратуры по поводу заявлений бывшего главы Госфининспекции Николая Гордиенко относительно коррупционных действий премьера».

Но 12 мая глава этой группы Борислав Береза выступил с таким заявлением: «Господин Гройсман отказал в продлении работы нашей рабочей группы. Рассматриваем это не иначе как системное продолжение замалчивания любых скандалов и коррупционных схем, которые остаются действовать в Украине». Как передал канал «112 Украина», по словам Березы, спикер также отказался дать рабочей группе возможность выступить на заседании ВР (впрочем, на следующий день Гройсман сообщил, что это выступление состоится 15 мая).

Тем временем в Верховную Раду поступило представление Генпрокуратуры на арест экс-командира батальона «Айдар» Сергея Мельничука. Возможно, для «равновесия» прокуратура попросила согласия на возбуждение уголовного дела в отношении Сергея Клюева по статье «Мошенничество». Но в этом случае об аресте речь не идет — а вот Мельничуку, помимо прочего, инкриминируется «создание преступной организации», что тянет на «вплоть до пожизненного».

Напомню, Мельничук перешел из фракции «радикалов» Олега Ляшко в группу «Воля народа» во главе с противником Коломойского Игорем Еремеевым. И еще: не так давно упоминалось о подготовке представлений на лишение неприкосновенности семерых нардепов. Кроме двух уже упомянутых, это «радикал» и экс-замкомбата «Азова» Игорь Мосийчук, еще один «радикал» Андрей Лозовой, мажоритарщик с Днепропетровщины Андрей Денисенко, вышедший из БПП в разгар конфликта вокруг Коломойского (как раз вскоре после того, как его помощник застрелил сотрудника СБУ), а также Вячеслав Константиновский из «Народного фронта» и Михаил Папиев из Оппозиционного блока.

Именно о семерых депутатах на последней апрельской пленарной неделе говорил лидер БПП Юрий Луценко. И вскоре все фамилии были озвучены Лозовым и Ляшко — причем последний заявил, будто Порошенко узурпирует власть по образцу Януковича. Все это сопровождалось драками, угрозой срыва пленарных заседаний и демаршем лидера Радикальной партии с отказом от поста координатора большинства.

И, как видим, после этого трогать открытых оппонентов президента в националистическом лагере Генпрокуратура пока не решается. Правда, сообщив о Клюеве и Мельничуке, Виктор Шокин туманно добавил, что «представления на снятие депутатской неприкосновенности еще будут».

Также нельзя не отметить, что чрезвычайно осторожно власть ведет себя и в отношениях с добровольческими батальонами — можно говорить об «активной обороне» с ее стороны.

Наиболее показательный случай произошел 12 мая в Бердянске Запорожской обл., куда были направлены 50 сотрудников СБУ во главе с начальником областного управления Александром Шмитько, а также бойцы Нацгвардии, Военной службы правопорядка, сотрудники милиции.

Как рассказал депутатам горсовета Александр Шмитько, один из добровольческих батальонов планировал силой захватить власть в Бердянске: «Целая рота вооруженная собиралась сюда для того, чтобы поставить своего народного мэра. Мы выходили на разное руководство. Они оттуда — с той стороны. Добровольческие батальоны наши».*

_____________________________
*zabor.zp.ua

Отмечу, что 30 апреля бойцы батальона «Донбасс» врывались на сессию Бердянского горсовета, требуя отставки мэра, и тогда начальник горотдела милиции заявил, что правоохранители не обнаружили в действиях военных никаких нарушений.

Об излишне интригующей свободе маневра

Рисунок Игоря КОНДЕНКО

Определенное смещение акцентов в российско-американском диалоге, о котором я писал выше, давало основания полагать, что и встреча Петра Порошенко с Ангелой Меркель 13 мая может ознаменоваться какими-либо откровениями.

Однако еще до прилета Президента Украины в Берлин сайт канцлера не анонсировал совместной пресс-конференции. Это выглядело явным намеком на то, что никакого прорыва не ожидается — и новый этап урегулирования находится лишь в начальной фазе, когда многое еще неясно. А в такой ситуации обилие публичных высказываний глав государств, предполагаемое форматом пресс-конференции, может только помешать дальнейшей свободе маневра: вдруг их слова окажутся противоречащими линии, которая будет выработана в скором будущем.

Действительно, в Берлине Порошенко и Меркель выступили лишь до переговоров — с заявлениями для прессы, что не предусматривало вопросов. Оба говорили как о нарушениях прекращения огня, так и о рабочих группах. Но Меркель больше подчеркивала вторую тему, а Порошенко — первую, увязывая решения политических и экономических вопросов с контролем над границей, правда, не озвучивая тему миротворцев.

Сайт канцлера поместил информацию лишь об этих заявлениях, но не об итогах переговоров. В версии же пресс-службы Президента Украины, которая появилась на официальном сайте вечером в среду, ничего принципиально нового не было: «Петр Порошенко и Ангела Меркель еще раз подтвердили общую позицию относительно безальтернативности мирного урегулирования и деэскалации на Донбассе в соответствии с Минскими договоренностями. Стороны призвали обеспечить немедленное прекращение огня, полный отвод тяжелой техники, освобождение всех заложников и доступ инспекторов ОБСЕ ко всем объектам, включая неконтролируемые участки российско-украинской границы».

Однако внешнее отсутствие результата не должно обманывать. Тем более что для появления новых акцентов в урегулировании кризиса важнее не визит Порошенко в ФРГ, а встречи в Киеве, которые с руководством страны провела в четверг, 14 мая, представитель госсекретаря США Виктория Нуланд.

Не исключено, что там могут прозвучать интересные заявления. Но подробнее об этом мы поговорим на следующей неделе.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

О чем бы я спросил Януковича

Судя по допросу экс-президента, восстановление полной картины событий на майдане не...

Тихое Прикарпатье

Для центральной власти возможная дестабилизация, активизация протестных выступлений...

Соло для саксофона и лопаты

Деятельность землячества ивано-франковцев в столице напомнила мне анекдот советских...

МАФы отправят в армию

Рациональное применение демонтированным МАФам нашли в Днепре. По решению...

Нас бросят не сразу

В Украине найдены друзья Трампа, а в США — друзья Украины

«Электрогенерирующее дерево» — первое в Украине

Стильный ветрогенератор установлен в Одессе, на Старосенной площади

Этот жир убил Саакашвили. Кто отравится следующим?

Чудовищная цена Одессы — одна из причин того, что полный контроль над регионом...

Вы одесситы или где?

Сейчас с варьете дела обстоят значительно лучше, но кое-чего городу у моря все-таки...

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Look

Если обратиться к истории, в которой разворачивались одновременно освобождение и выборы власти, то обычно вначале шло первое. Ну, например, американцы при высадке в Нормандии приказали французам им подчиняться с последующими выборами. Почему на Донбассе должно быть по другому непонятно. Реальная власть принадлежит повстанцам. Поэтому сначала надо выполнять их распоряжения, а затем уже гражданское население выбирае своих представителей. А киевская администрация применительно к Нормандии хочет, чтобы правительство Петена выясняло, любит ли его народ. Странная логика.
Приезд Меркель и Кери мне напоминает приезд Черчилля и Рузвельта в Ялту к Сталину. Так что ничего в мире не меняется. Сначала старшие товарищи поговорят, а младшие будут изображать действия.

- 8 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка