Игра со слухами — учим правила, ищем победителей

№11(764) 18 — 24 марта 2016 г. 17 Марта 2016 4.5

Картина нидерландского художника Яна Брейгеля Старшего «Слух», 1618 год

Главная сенсация недели — слухи о возможном назначении Рината Ахметова и Юрия Бойко главами «отдельных районов» (т. е. неподконтрольных Киеву территорий) — соответственно Донецкой и Луганской областей.

Слухи эти восходят к статье Сергея Рахманина «Хождение по Минскому полю». В этом материале, в частности, сказано: «Путин, по нашим сведениям, подтвердил готовность заменить Захарченко и Плотницкого менее одиозными персонажами. Порошенко, как нам стало известно, проявил интерес к «плану Медведчука», предполагающему создание в ОРДЛО администраций, которые возглавили бы фигуры, устраивающие и Киев, и Москву.

Сам же Виктор Владимирович, судя по всему, подсказал Петру Алексеевичу кандидатов — Рината Ахметова и Юрия Бойко. Говорят, кандидатуры президенту понравились. По нашим сведениям, он провел предварительные переговоры с обоими, и оба якобы согласились. Поверить в это (особенно в случае с Ахметовым) непросто, но источник ZN.UA настаивает на достоверности этой информации. Путина с этим предложением ознакомили, но согласия еще не получили».

Для автора статьи этот вариант неприемлем. А в качестве образца правильных действий в подобных ситуациях Рахманин приводит не традиционную уже в речах наших политиков и аналитиков историю с Хорватией и Сербской Краиной, а шестидневную войну 1967 г.

Аналогия, на мой взгляд, не слишком удачная, поскольку в той войне главной целью Израиля являлось не установление контроля над территориями, которые он считал своими, а уничтожение военной силы соседних арабских государств.

Конечно, разгром израильтянами многократно превосходивших их арабских войск — куда более эффектная операция, чем восстановление контроля над оставленной без какой-либо внешней поддержки Краиной. Но от одного такого сравнения украинская армия не станет по силе равной израильской (тем более что последняя никогда не терпела поражений, подобных иловайскому или дебальцевскому).

Похоже, и Рахманин считает, что повторить израильский опыт в ближайшем будущем Украина не сможет. Так что главное, на его взгляд, сейчас — не допустить нежелательного сценария мирного воссоединения Донбасса с Украиной в соответствии с Минскими соглашениями.

Слухи о том, что на Банковой готовится-таки политическое урегулирование, ZN уже почти год передает в стиле: «Все пропало, гипс снимают, клиент уезжает». Тем не менее и гипс, и клиент остаются на месте. Хотя, конечно же, у Сергея Рахманина есть определенные источники в коридорах власти. Другое дело, что такие источники — особенно когда они желают остаться анонимными — нередко вбрасывают целенаправленную дезинформацию.

Донбасс—Москва: перемещенные духом

Попробуем разобраться во всем самостоятельно. Т. н. план Медведчука этот политик раскрыл в интервью испанской газете «Эль Паис», опубликованном еще 17 февраля. Собственно, это не интервью в нашем понимании (т. е. не ряд вопросов и ответов), а принятый на Западе жанр, в соответствии с которым вопросы опускаются, а мнение собеседника приводится как в виде закавыченных цитат, так и в изложения журналиста.

В этой публикации Медведчук поясняет: «Если Минские соглашения невозможно выполнить, тогда надо руководствоваться духом Минска. И я считаю, что есть варианты для организации мирного буферного сосуществования, с временным правительством (в самопровозглашенных народных республиках на востоке страны, не признающих власти Киева. — «Эль Паис»), которое было бы приемлемо для всех, позволило бы разблокировать экономические отношения и дать толчок к развитию — в то время, как параллельно будет продлен срок Минских соглашений».

Тех донбасских лидеров, которые не адаптируются к этому «духу», экс-глава АП предлагает «перемещать в Москву». Т. е. отстранение Захарченко и Плотницкого вполне вписывается в этот план.

Материал «Эль Паис» тут же стал общедоступен — его перевод разместил популярный портал «Инопресса». Но интересно, что никто — ни в Украине, ни в РФ — не комментировал его до выхода статьи Рахманина, появившейся в интернете вечером 11 марта. И это несмотря на то, что в нашей стране традиционно принято демонизировать Медведчука, а в России нередко ссылаются на куда менее значимые его высказывания. Тем более никто не пытался поговорить с этим политиком и уточнить, что именно он имел в виду.

Только 14 марта конкретизировать идею Медведчука попробовал политолог Михаил Погребинский. Он написал в Фейсбуке: «Речь идет об инициативе о внесении изменений в Закон об особом порядке местного самоуправления для ОРДЛО, предусматривающих право президента назначить в эти районы временных глав администраций с тем, чтобы включить их в переговорный процесс по восстановлению экономических, социальных и гуманитарных отношений этих территорий с Киевом, прекращая блокаду и включая таким образом их в правовое поле Украины. Инициатива Медведчука, не успев обрести статус содержательного предложения, была переврана и дискредитирована рядом публикаций. В любом случае понятно, что публикация о несозревших инициативах в столь деликатном вопросе всегда не на пользу делу. Или на пользу (если считать, что цель в том, чтобы это дело похоронить).

Теперь о сути дела. Итак, во-первых, не соответствует действительности, что эти предложения идут взамен минского процесса, как поняли многие комментаторы. Я так уверенно говорю по той причине, что, насколько мне известно, Медведчук по-прежнему является сторонником этого процесса, и в частности — что надо строго держаться и буквы, и духа Минских соглашений.

Поэтому не «вместо», а «в дополнение» — пока процесс буксует, или во всяком случае, идет намного медленнее, чем хотелось бы... Представим себе даже оптимальную ситуацию: завтра ВР проголосует за специальный избирательный закон для ОРДЛО, все с ним согласятся (включая представителей Донбасса) и т. д. Так ведь даже в таком случае, пока в Донецкой и Луганской областях заработают новые законные органы власти, пройдет добрых полгода. А люди-то ведь хотят — кто получать свои законные пенсии, кто покупать продукты и лекарства, кто торговать с Крымом и прочее — хотят уже сегодня, или хотя бы через месяц, а не через полгода!

Соответственно, раз пока нет политического решения (это было бы лучше всего), надо искать временное. До сих пор никто ничего не предлагал, кроме бредовой идеи «войны до победы» — или, того лучше, «подождем, пока Россия развалится, и тогда мы быстро вернем Донбасс и Крым, а может и Ростов». А тут есть предложение, пусть и непростое для реализации».

Далее Погребинский пишет, что Медведчук не предлагал конкретные кандидатуры, поскольку это дело президента — «найти людей, которые были бы приемлемы и для Киева, и для Донецка, да еще были бы достаточно авторитетны. Найти трудно. Названные Рахманиным кандидатуры Р. Ахметова и Ю. Бойко, к примеру, явно не годятся по ряду причин. И прежде всего потому, что категорически не воспринимаются на Донбассе. Впрочем, если цель инициативу похоронить — то Рахманин (или его информаторы) выбрал вполне удачный ход».

Учитывая давние дружеские отношения Погребинского и Медведчука, можно обоснованно предполагать, что эксперт не столько высказывает собственное мнение, сколько договаривает то, чего сам политик не досказал «Эль Паис» (или испанский журналист опустил в своем материале). Прежде всего это касается целей данного плана и его соотнесенности с Минскими соглашениями.

Об утечках общественного мнения

Подчеркну — между публикацией в «Эль Паис» и статьей Рахманина прошло более трех недель. И если за это время СМИ так и не обратили внимание на данную инициативу, то на Банковой не заметить ее просто не могли. Более того, учитывая роль Медведчука в мирных переговорах, можно уверенно предполагать, что политик сам донес эту идею до президентской администрации.

Но информационная волна поднялась только сейчас — сперва в виде утечки в ZN, затем в виде попыток выяснить достоверность этой утечки. В итоге ни в АП (даже анонимные источники), ни у Ахметова, ни у Бойко ничего не подтверждают — и не опровергают. В общем, сохраняют интригу.

А вот по другую сторону «линии соприкосновения» инициативу уже забраковали. Причем я имею в виду не столько отзывы руководства «ЛДНР», сколько реакцию России.

Собственно, официально никто по этому поводу в РФ не высказывался. Но нельзя оставить без внимания запись в Фейсбуке директора российского Центра политической конъюнктуры Алексея Чеснакова, который долгое время работал в администрации Путина и считается близким к его помощнику Владиславу Суркову, куратору самопровозглашенных республик Донбасса.

Есть все основания полагать, что Чеснаков и сейчас очень плотно находится в теме минских переговоров, поэтому его публикации представляются важным источником как информации, так и дезинформации, отвечающих политической линии Кремля.

Итак, Чеснаков написал: «Сообщения украинских СМИ о планах Порошенко назначить главами неких «администраций отдельных районов Донецкой и Луганской областей» миллиардеров Ахметова и Бойко, безусловно, являются спланированным вбросом.

Порошенко таким образом опять пытается уклониться от выполнения Минских соглашений. Вообще, тактика Украины в минском процессе сводится именно к постоянным подобным вбросам нелепых и невыполнимых идей. Цель тут проста — заболтать тему, потратить время на обсуждение всякой чепухи. Идея с Бойко и Ахметовым — такая же чепуха, как уже предлагавшаяся Порошенко «международная свободная экономическая зона Донбасс» во главе с Виктором Медведчуком или замена минского формата переговоров Женевским. Или создание Мариупольской области и присоединение Луганской области к Харьковской».

Затронул российский аналитик в Фейсбуке и другую тему, о которой с беспокойством писал Рахманин. Речь о том, что работа над избирательным законодательством для «отдельных районов» ведется за рамками минских переговоров — представителями Киева (мол, по поручению президента «закон пишет Руслан Князевич»), Берлина и Парижа. Причем европейцы будто бы координируют свои позиции с Москвой.

Вот что написал Чеснаков: «Что касается т. н. «тайной подготовки украинской стороной вместе с немцами и французами специального закона о выборах для отдельных районов», то без согласования с представителями ДНР и ЛНР в рамках минской контактной группы этот документ не будет признан Россией соответствующим Минским соглашениям. Закон придется готовить и обсуждать с представителями тех местностей, к которым он будет применяться. Обсуждение модальностей — это не факультатив».

Обе записи появились 12 марта в середине дня, т. е. реакция российской стороны оказалась весьма оперативной.

А трезвый анализ информации из открытых источников позволяет реконструировать ситуацию следующим образом. «План Медведчука» действительно предлагался Администрации Президента — и был отвергнут. Причем изначальное отсутствие внимания к нему СМИ располагало к принятию решения в максимально спокойной обстановке.

Кстати, то, что этот план таки рассматривали в АП, мне известно и благодаря собственным каналам информации. И очевидно, что три недели — это более чем достаточно для принятия решения по крайне наболевшему вопросу. Речь, конечно, идет не о согласовании деталей, а о том, подходит ли идея в принципе (и тогда ее в дальнейшем можно конкретизировать) — или же она абсолютно неприемлема.

А вот когда «план Медведчука» уже отвергли, была вброшена информация о том, что идея обсуждается. Для чего это было сделано?

На мой взгляд, для того, чтобы сперва показать: в Киеве, несмотря на тупик в переговорах, все равно думают о поисках выхода. А затем заявить: мы, мол, и хотели бы компромисса, но вот общественное мнение настроено настолько негативно (доказательства — статья Рахманина и множество публикаций по следам воспроизведенных в ней слухов), что сделать, увы, ничего нельзя.

Для таких утечек журналистов лучше использовать втемную — тогда эмоции в духе «гипс снимают, клиент уезжает» проявляются неподдельно.

На Москву, конечно, такая игра не действует. Я убежден, что в Кремле оперативно узнали о том, как отнеслись на Банковой к «плану Медведчука». И поэтому, когда слухи о возможном назначении Бойко и Ахметова вырвались в публичную плоскость, россияне поспешили дать сигнал: такие губернаторы Донбассу не нужны. А ведь если бы в Киеве приняли этот план, реакция наверняка была бы иной.

Ведь не зря публикацию в «Эль Паис» в РФ как бы и не заметили. А вот когда Киев уже принял решение, Москве необходимо было срочно и резко отмежеваться от идеи с подобным назначением (отсутствие критики, по мнению российской стороны, показало бы Украине, что РФ слаба). И данную ситуацию Москва могла использовать лишь для того, чтобы послать сигнал фактическим властям Донецка и Луганска: «Успокойтесь. Путин вас не «сливает».

О миссии без выбора — теперь уже для Киева

Судя по всему, игра со слухами о назначении Ахметова и Бойко затеяна не так для РФ, как для Запада. И это может свидетельствовать о том, что зарубежные партнеры оказывают на Киев определенное давление в связи с Минскими соглашениями.

До последнего времени о каком-либо давлении не было известно ничего (хотя это не значит, что в непубличной плоскости Украину не пытались подтолкнуть к реализации договоренностей).

Но вот посол Украины в ФРГ Андрей Мельник заявил: Германия, дескать, проявляет слабость к РФ — и, похоже, не поддерживает Киев в вопросе о международной полицейской миссии для обеспечения безопасности выборов на Донбассе.

Эти слова вызвали бурную реакцию немецкой стороны. Спикер МИД ФРГ Мартин Шефер на правительственной пресс-конференции 11 марта весьма раздраженно дал понять, что для его страны неприемлема идея отправки многотысячного контингента «голубых касок» под видом полицейской миссии.

Объективно из этого комментария следует (как я и предполагал неделю назад), что Киев не сможет разговорами о миссии снять актуальность вопроса о выборах.

Теперь слова главы МИД ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера о том, что ОБСЕ должна до 31 марта сделать предложения по созданию такой миссии, воспринимаются иначе. Скорее всего, ОБСЕ (где сейчас председательствует Германия) выработает предложения, которые не совпадут с позицией Киева — но окажутся последним словом в этом разговоре. Т. е. если Украина не согласится с выдвинутым форматом, ничего другого ей все равно не предложат.

Впрочем, на минувшей неделе звучали и сигналы иного рода. Так, 9 марта правительственная пресс-конференция в Берлине началась с заявления спикера федерального кабинета Штефана Зайберта в поддержку Надежды Савченко.

Следует сказать, что в контексте переговоров по Донбассу ее дело оказалось для Украины очень выгодным. Западные страны теоретически могли воспользоваться ситуацией, дабы призвать и РФ, и Украину полностью выполнить Минские соглашения. Однако нечто подобное (и то скомкано и нерешительно) прозвучало лишь на брифинге в МИД Франции 9 марта: «В более широком смысле мы призываем все стороны к освобождению пленников по согласованному принципу «всех на всех».

Прочие комментарии, в т. ч. вице-президента США Байдена, госсекретаря Керри и главы дипломатии ЕС Могерини, свелись к однозначному осуждению России. Т. е. Запад дал понять, что различает степени нарушения Минских соглашений. С одной стороны — дело Савченко, которому там придают исключительный характер, с другой — все остальное.

Поэтому дипломатическое продвижение в урегулировании на Донбассе вряд ли будет возможно, пока Савченко не обменяют на кого-либо из россиян, заключенных в Украине. Ситуация сохранится как минимум до 21 марта, когда должно состояться объявление приговора.

А обмен не просто возможен теоретически. Для России — это желательный вариант, что дал понять пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Вопрос в цене. В Москве под освобождение Савченко могут попытаться решить проблему с выполнением пункта Минских соглашений, касающегося обмена пленными, который в последнее время застопорился. Такой вариант, в частности, озвучивали официозные российские СМИ.

В то же время Киеву выгодно, что это дело заслоняет политические аспекты минских договоренностей, а значит — стимул быстро решить вопрос Савченко отсутствует. Ведь даже такой умеренный политик, как Леонид Кравчук, 10 марта в интервью «Вестям» сказал: «Этот обмен был бы возможен, если бы мы были в самом начале переговорного пути, и фигура Савченко еще не была так заметна. А теперь поднялась волна... Сейчас было бы неправильно уравнивать нашу Надежду, ставшую символом борьбы, с кадровыми сотрудниками ГРУ».

Обратим внимание, что Петр Порошенко ни разу не призывал Надежду Савченко прекратить голодовку — в отличие от Владимира Гройсмана и Юлии Тимошенко. Он лишь, как говорил его пресс-секретарь Святослав Цеголко, направлял осужденной слова поддержки через ее мать и сестру.

В любом случае необходимо дождаться 21 марта.

О возможном пополнении в рядах политических девок

Тем временем в стране продолжаются пляски вокруг Кабмина. Арсений Яценюк, так и не дождавшись поддержки от главы государства, вроде бы согласился на отставку — но на определенных условиях: «Президент Украины и его фракция, которая является крупнейшей в Верховной Раде, берут на себя ответственность, представляют новый состав Кабинета Министров, нового премьер-министра, новую программу и проводят переговоры с парламентскими силами относительно поддержки как другого правительства, так и альтернативной программы» (данный пассаж прозвучал трижды — в воскресном телеобращении премьера, а также в выступлениях лидера фракции «Народного фронта» Максима Бурбака на согласительном совете и с трибуны ВР).

ШУТИМ

Сразу две террористические организации взяли на себя результаты деятельности правительства Яценюка за два года.

Тут возможны два варианта. Либо Яценюк ни в какую отставку не собирается, а призыв «взять ответственность» — не более, чем фигура речи, призванная продемонстрировать его жертвенность. Либо отставка возможна только в том случае, если интересы действующего премьера и его соратников по «НФ» будут должным образом учтены при формировании нового кабинета.

Лидер фракции БПП Юрий Луценко в свою очередь заявил: «Как только мы получим заявление об отставке премьер-министра, внесем кандидатуру. И мы давно ждем этого момента». И заверил: «У нас есть и кандидатура, и программа, и голоса».

Последнее утверждение вызывает сомнения, ведь без «НФ» собрать голоса практически невозможно. А в целом ситуация довольно комическая: что же сначала — стулья или деньги?

Как бы то ни было, 14 марта пресс-секретарь президента Святослав Цеголко сообщил, что Петр Порошенко рассматривает две кандидатуры на пост главы Кабмина: Андрея Садового и Натальи Яресько.

При этом предполагалось следующее: если коалиция договаривается о политическом правительстве, то возглавит его лидер «Самопомочі», а технократический Кабмин отдадут нынешнему министру финансов.

Яресько по сути отказалась — как свидетельствуют различные источники, она выдвинула очень серьезные условия, предусматривающие фактически полную автономность правительства от президента.

Не принял президентское предложение и мэр Львова. А глава фракции «Самопомочі» Егор Соболев озвучил три условия, при выполнении которых партия готова «к рассмотрению любых предложений»: назначение независимого генпрокурора, формирование независимой ЦИК и принятие нового закона о выборах, предусматривающего открытые партийные списки.

Заметим: два из трех условий касаются исключительно выборов — т. е. именно того, от чего призвано избавить страну формирование нового Кабмина. Совершенно очевидно, что «Самопоміч» рассчитывает значительно увеличить свое представительство в ВР. Более того, весьма похоже, что Андрей Садовой, стремится во что бы то ни стало сохранить «политическую невинность» (отсутствие негатива в глазах избирателей) с прицелом на выборы президентские.

И тут сразу вспоминается некогда молодой да перспективный деятель из соседней державы — Григорий Явлинский (кстати, уроженец Львова). Тот также категорически отказывался от любых предложений поработать в исполнительной власти (дескать, партнеры все не те), явно надеясь занять президентское кресло — да так и состарился в политических девках.

Кстати, как мне представляется, Андрею Садовому будет крайне непросто объяснить избирателям свой отказ от премьерства. Ведь он не просто уклонился от власти, которая сама падала ему в руки (а ради чего тогда он идет на новые выборы?) — но и по сути сохранил кресло под Яценюком.

На скорые выборы настроены и «Батькивщина» с Радикальной партией. Похоже, Ляшко уже не рассчитывает на золотую акцию в обновленной коалиции при премьере Яценюке. Об этом свидетельствует изменившаяся риторика главного «радикала».

В частности, Ляшко подверг критике квоты на экспорт сельхозпродукции в страны ЕС, предусмотренные Соглашением об ассоциации, а также обещание премьера продать 1 млн. га государственных земель. Стоит обратить внимание на то, что эти заявления явно ориентированы на сельского избирателя, ведь во всех регионах «радикалов» на селе поддерживают больше, чем в городах.

Об избирательной перемене заокеанского взгляда

Готовятся к выборам не только парламентские партии. И. о. замглавы Одесской ОГА Саша Боровик написал в Фейсбуке: «Скоро у нас будет политическая программа, по сути — предвыборная. Я надеюсь, это будет правоцентристская, фискально-консервативная и социально-либеральная программа. Это должна быть демократическая, европейская организация, в которой лидеры выбирались бы демократическим путем».

Конечно, вопрос о выборах далеко не решен. Арсений Яценюк подавать в отставку не торопится. Коалиция, как заявил Владимир Гройсман, де-юре существует и насчитывает 237 депутатов (он дал понять, что подписи «радикалов» не отозваны, хотя Олег Ляшко и утверждает обратное). И наконец, даже если возникнут формальные условия — президент вовсе не обязан распускать ВР. Вполне возможно, что он будет давать парламенту все новые сроки для формирования коалиции и Кабмина.

А главное — как же быть с «рекомендацией» вице-президента США Байдена: «Четыре года — никаких выборов»? Ведь сложно представить, что Саакашвили станет делать что-либо, что вызовет неудовольствие в Вашингтоне. Это же относится к Садовому и Тимошенко, которая недавно побывала в Вашингтоне.

Похоже, взгляд из-за океана на ситуацию в нашей стране изменился. Ведь как иначе расценивать одно из последних заявлений посла США в Украине Джеффри Пайетта: «Украина, конечно, не развивается так, как была бы должна. Конечно, нужно менять политическое руководство... Собственно, на 2016 год главная задача, главный вызов для Украины — сменить политический класс».

Все предельно откровенно (тем более для дипломата). Ну а естественным механизмом смены политического руководства, как известно, являются выборы.

Понятно, что действующую власть такие перспективы не устраивают, и она ищет варианты контригры.

Одним из них может стать эскалация конфликта на Донбассе — с целью поставить западных партнеров в такую ситуацию, когда они не смогут без серьезных имиджевых потерь отказать в поддержке нынешнему руководству Украины. И попросту вынуждены будут снять с повестки дня вопросы правительственных перестановок — и в целом преобразований в нашей стране.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Некрасивые мультфильмы

У политической Николаевщины репутация тихого, но глубокого и грязного коррупционного...

ЗАЯВА ПРО НАМІРИ І ЕКОЛОГІЧНІ НАСЛІДКИ ДІЯЛЬНОСТІ

Проектом передбачено будівництво житлово-офісного комплексу з...

О чем бы я спросил Януковича

Судя по допросу экс-президента, восстановление полной картины событий на майдане не...

Тихое Прикарпатье

Для центральной власти возможная дестабилизация, активизация протестных выступлений...

Соло для саксофона и лопаты

Деятельность землячества ивано-франковцев в столице напомнила мне анекдот советских...

МАФы отправят в армию

Рациональное применение демонтированным МАФам нашли в Днепре. По решению...

Нас бросят не сразу

В Украине найдены друзья Трампа, а в США — друзья Украины

«Электрогенерирующее дерево» — первое в Украине

Стильный ветрогенератор установлен в Одессе, на Старосенной площади

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка