Индексация сепаратизма

№11v(739) 27 марта — 2 апреля 2015 г. 27 Марта 2015 4 3.1

  • Индекс результативности российской пропаганды в Крыму остается пока что темным пятном

    Индекс результативности российской пропаганды в Крыму остается пока что темным пятном, фото №1

    Индекс результативности российской пропаганды в Крыму остается пока что темным пятном

  • Судя по опросу, мирный Харьков не хочет давать фору воюющему Донецку

    Судя по опросу, мирный Харьков не хочет давать фору воюющему Донецку, фото №2

    Судя по опросу, мирный Харьков не хочет давать фору воюющему Донецку

Настроение людей в Харьковской и Одесской областях таково, что именно здесь нашими непримиримыми патриотами должна вестись наиболее серьезная борьба с российской пропагандой — это главный итог исследований Киевского международного института социологии (КМИС). Одним словом, тот факт, что многие жители указанных регионов настроены очень и очень пророссийски, подтвержден научно.

С 14-го по 24 февраля КМИС проводил всеукраинский опрос. Методом личного интервью было опрошено 2013 респондентов в возрасте от 18 лет, проживающих в 108 городах и селах страны (жители населенных пунктов Крыма по понятным причинам исследованиям не подвергались). В Донецкой и Луганской областях, что интересно, опрос проводился как на территориях, подконтрольных нынешней украинской власти, так и наоборот.

А 25 марта, после тщательной обработки полученных данных с использованием особых социологических формул, в Киеве состоялся брифинг «Оценка результативности российской пропаганды в Украине (социологический подход)».

Тезисная пропаганда

На обработку собранных данных у подопечных Владимира Паниотто ушел ровно месяц
На обработку собранных данных у подопечных Владимира Паниотто ушел ровно месяц

— Информационную войну, которую Россия ведет против Украины, большинство наших граждан не воспринимает как войну, — сказал, открывая пресс-конференцию, генеральный директор Киевского международного института социологии, профессор Владимир Паниотто. — А ведь начальник Генштаба РФ Валерий Герасимов еще в 2013 г. писал, что отношение военных и невоенных действий должно быть 1:1. К последним относятся информационная война, поддержка оппозиции, покупка депутатов и агентов влияния во всех органах власти.

По мнению профессора, именно информационная составляющая невоенных действий позволила России осуществить успешную аннексию Автономной Республики Крым.

— Информационной безопасности необходимо уделять как можно больше внимания. Контрпропаганда намного эффективнее мобилизации, она способна уменьшить приток так называемых ополченцев в ряды сепаратистов и соответственно сохранить жизни наших военнослужащих, — подчеркнул Владимир Ильич. — А вести контрпропаганду невозможно без оценки эффективности пропаганды.

Она, по словам гендиректора КМИС, равняется результативности, поделенной на затрачиваемые ресурсы. И поэтому украинские социологи решили в первую очередь оценить результативность. (Тем более что узнать, сколько Россия тратит средств на донесение своей точки зрения до граждан других государств, практически невозможно).

Велосипед решили не изобретать, за основу были взяты основные тезисы российской пропаганды. То есть следующая квазилогичная (как ее назвал Владимир Паниотто) цепочка. Майдан был организован американцами совместно с националистами. В результате майдана к власти пришли националисты, угрожающие русскоязычному населению страны. Крым и восток Украины были в опасности. Крым удалось защитить, включив его в состав Российской Федерации, а восток восстал и хочет независимости. Незаконно пришедшие к власти националисты начали войну со своим народом.

Кроме того, КМИС использовал опыт российской исследовательской организации «Левада-Центр». Они ежемесячно проводят опрос среди 1600 респондентов и интересуются — согласны, что в Украине произошел переворот, как вы относитесь к США и поддерживаете ли присоединение Крыма. Кстати, последние данные: по первому вопросу «да» — 82,7%, «нет» — 10,4%. По второму: «плохо» — 81,1%, «хорошо» — 12,3%. По третьему: «поддерживаю» — 84%, «не поддерживаю» — 6,6%. (Тут надо отметить, что еще в мае 2013 г. более 80% россиян высказывались за то, чтобы Крым оставался в составе Украины, но сразу после начала майдана их количество сократилось вдвое.)

В итоге в Киевском международном институте социологии создали так называемый «Индекс результативности российской пропаганды» (далее — РРП). Он базируется на пяти вопросах: «Евромайдан был народным протестом или борьбой за власть антироссийских националистических сил, поддерживаемых западными спецслужбами?», «Поддерживаете ли вы присоединение к России Автономной Республики Крым?», «Как относитесь к США?», «АТО — это карательная операция?» и «Доверяете ли российским СМИ?»

— Если, например, респондент поддерживает аннексию, то у него 100 баллов. Нет — 0. Промежуточные варианты «не знаю», «затрудняюсь» — где-то посередине, — пояснил Владимир Паниотто.

Зоны риска

Непосредственно всеукраинским опросом занялась лаборатория социологического содействия информационной безопасности КМИС. Как заверяет генеральный директор, это неструктурное подразделение института: «Несколько неравнодушных людей объединились, занимаются данной проблематикой на энтузиазме, практически без финансирования».

Антон Грушецкий начал изучать вопрос с энтузиазмом, зато бесплатно— В целом РРП по стране — 26. Но это, как говорится, средняя температура по палате, по регионам все сложнее, — сказал заведующий неструктурной лабораторией Антон Грушецкий. — В западном, например, индекс составляет 12, центральном — 19, южном — 32, восточном — 48. Это, надо отметить, уже зона риска. Нельзя сказать — мол, люди, если что, сразу станут сепаратистами, но следует призадуматься...

Регионы — они большие, неоднозначные, поэтому в ходе социсследования в каждом из них были выделены субрегионы. Каждый тоже со своими особенностями. Оказалось, что РРП в мирной Харьковской области выше, чем на воюющем Донбассе — 50 против 46. Далее идет Одесская область — 43. В Херсонской и Николаевской — по 29. Днепропетровской и Запорожской — 28. Столичный индекс РРП составляет 19.

— То есть фактически каждый пятый киевлянин полностью поддерживает, например, аннексию Крыма или согласен, что АТО — карательная операция, — признал Антон Грушецкий. — Хочу подчеркнуть, что среди вынужденных переселенцев опрос не проводился. Возможно, это люди, которые давно уже уехали из восточных областей, но сохранили свои взгляды.

Надо отметить, что и в пределах областей нет единодушия. В Харьковской наиболее подверженными российской пропаганде оказались жители южных районов, граничащих с Донбассом. В Одесской — сами одесситы и те, кто живет ближе к Приднестровью и Гагаузии.

Если брать в целом по стране, то утверждение, что майдан — народный протест в поддержку европейского пути развития, поддерживают 58,9% опрошенных. 22,2% видят в нем антироссийскую руку Запада. Присоединение Крыма («безусловно да» и «скорее да») одобряют 10,5% граждан, считают аннексией — 80,3%.

К США хорошо относятся 58,3% респондентов, плохо — 22%. Максимально негативно после Донбасса к «дядюшке Сэму» настроены в Харьковской области — 37,3%. Правда, и позитивное отношение к нему 28,4%. (На Харьковщине самый маленький разрыв между «за» и «против», в других областях мнения более поляризованны.)

В том, что АТО — карательная операция, согласны 18,9% украинцев. Однако (если брать в частности) у харьковчан и одесситов максимально особое мнение — 50 и 30%.

Российским СМИ доверяют (полностью и скорее всего) 8,9% граждан, не верят — 80,4%. Для сравнения отношение к украинским газетам, радио и телевидению — 50,7% и 42,9%.

Более склонны к влиянию российской пропаганды женщины (их РРП составляет 28, у мужчин — 25) и пожилые люди в возрасте за 70 лет (29, средний индекс — 26). Если говорить об образовании, то самые доверчивые — граждане со средним специальным образованием, с РРП 27. Что совершенно ожидаемо, максимальный индекс у тех, кто считает себя русским — 66. У украинцев он 22. Тех, кто может позволить себе купить все что угодно, пропаганда практически не берет — их РРП всего 3. А вот у граждан, которым не хватает денег даже на еду, показатель максимальный — 38.

— Все эти данные могут продемонстрировать влияние российской пропаганды и стать полезным инструментом для оценки эффективности контрпропагандистской работы, — подытожил Владимир Паниотто.

На вопрос, что, собственно, нужно делать для повышения уровня сопротивляемости российской пропаганде, генеральный директор КМИС ответил в духе истории про мышей, которые спросили мудрую сову — «что делать, чтобы нас не ели?» (Ответ был — превратиться в ежиков, а на вопрос «как это сделать» сова ответила, что ее дело — стратегия, а не тактика.)

— Мы не занимаемся политтехнологиями, — сказал профессор. Добавив, правда, что посоветовал бы учитывать особенности регионов, и, например, не отменять празднование 9 Мая.

— То есть среднестатистический облик потенциального «сепаратиста» — это этнический русский, живущий на юго-востоке, причем очень плохо и бедно?

— В общем да. Но с небольшой оговоркой: и этнический украинец — тоже. Если он живет в тех краях и бедно.

Резюмируя, можно отметить: ухудшение ситуации в экономике или эскалация войны на Донбассе может привести в Харьковской и Одесской областях к самым неприятным последствиям. Люди там практически созрели, и даже самая изощренная контрпропаганда вряд ли уже поможет. Тем более — кто этим сейчас заниматься будет?

Справка «2000»

Киевский международный институт социологии: 04070, Киев, ул. Волошская, 8/5. Тел. (044) 537-3376, office@kiis.com.ua, www.kiis.com.ua

ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО КМИС

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Некрасивые мультфильмы

У политической Николаевщины репутация тихого, но глубокого и грязного коррупционного...

ЗАЯВА ПРО НАМІРИ І ЕКОЛОГІЧНІ НАСЛІДКИ ДІЯЛЬНОСТІ

Проектом передбачено будівництво житлово-офісного комплексу з...

О чем бы я спросил Януковича

Судя по допросу экс-президента, восстановление полной картины событий на майдане не...

Тихое Прикарпатье

Для центральной власти возможная дестабилизация, активизация протестных выступлений...

Комментарии 4
Войдите, чтобы оставить комментарий
Василий Ржепецкий
31 Марта 2015, Василий Ржепецкий

Есть такая штука называется правда, например правда про то что от обстрелов Донецка и Луганска со стороны укроАрмии гибли не мифические "оккупанты" , а мирные жители, или правда про то что Украина сейчас на самом деле куда дальше от того идеализированного образа Европы к которому стремился "майдан" , чем была при "кровавом тиране и узурпаторе" Януковиче. Так эта самая правда вещь упрямая и рано или поздно таки дойдет до людей.

- 11 +
S_UGA

Тезис "любое российское мнение является пропагандой" сам содержит элементы пропаганды. Как для социологии антинаучно. Как для пропаганды подобный "опрос" имеет право на существование. Только вот занимаясь пропагандой не ожидайте, что другие не будут следовать вашему примеру.

- 15 +
sokker

А где сейчас есть российская пропаганда? Где ее можно увидеть или услышать? Кроме интернета, больше нигде, и это при условии, что сам ее ищешь. Так что может дело не в российской пропаганде, а в том, что еще остались люди, которые не верят слепо украинской пропаганде, а пытаются думать?

- 23 +
Алексей Крым Россия
28 Марта 2015, Алексей Крым Россия

А вы не задумывались над тем, что мы ушли в результате антироссийской, и более того, АНТИРУССКОЙ, пропаганды!!!
23 года вы только все воможное и делали, чтобы мы ушли.
У нас даже шутка такая была еще лет 15 назад - перекопаем Перекоп, а Керченский пролив засыпем!
И каждый Новый год мы встречали сначала по Московскому времени!!!

- 37 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка