«Любовь в большом городе» запрещена и в большом городе, и в малом

№1–2(755) 15 — 21 января 2016 г. 14 Января 2016 7 5

С 24 декабря 2015 г. в нашей стране запрещены к показу сотни фильмов. Среди них шедевры знаменитых украинских и зарубежных киноклассиков или просто интересные, яркие работы начинающих мастеров. Среди запрещенного — как произведения, известные преимущественно историкам кино и его критикам, так и ленты, которые у всех на слуху.

В числе запрещенных:

«Поэма о море» (режиссер Юлия Солнцева по сценарию Александра Довженко), «Вечное возвращение» и «Мелодия для шарманки» (режиссер Кира Муратова), «Полёты во сне и наяву» (режиссер Роман Балаян), «Черная курица, или Подземные жители» (режиссер Виктор Гресь), «Андрей Рублев», «Иваново детство», «Зеркало» и «Солярис» (режиссер Андрей Тарковский)...

Запрещены «Тарас Шевченко» (режиссер Игорь Савченко), «Вечера на хуторе близ Диканьки» (режиссер Юрий Ткаченко), «Вий» (режиссеры Константин Ершов и Георгий Кропачев), «Сорочинская ярмарка» (режиссер Семен Горов)...

Запрещен «Бабий Яр» — один из немногих фильмов, посвященных этой трагедии, который снят по заказу Еврейского конгресса Украины (режиссеры Николай Засеев-Руденко и Ксения Ковалева). Запрещены два фильма, посвященные другой украинской трагедии — Чернобылю: четырехсерийный «Мотыльки» (режиссер Виталий Воробьев) и «Чернобыль. Последнее предупреждение/ Chernobyl: The Final Warning» (режиссер Энтони Пейдж)...

Запрещены многие серии из коллекции «Маски-шоу» (режиссер Георгий Делиев), «Любовь в большом городе-2» (режиссер Марюс Вайсберг), почти все варианты экранизации «12 стульев», фильмы Георгия Данелии и практически все хиты Эльдара Рязанова.

Запрещены многие интересные работы Оксаны Байрак и Ахтема Сейтаблаева. Запрещены десятки мелодрам, а также фильмов в иных жанрах, созданных другими украинскими, грузинскими, таджикскими, узбекскими и т. д. яркими мастерами новой генерации.

Запрещены «Отверженные» и «Граф Монте-Кристо» (режиссер Жозе Дайан), «Матрица: Перезагрузка» (режиссеры — Лана и Эндрю Вачовски), «Универсальный солдат» (режиссер Джон Хайамс) и другие блокбастеры. Запрещены многие серии «Доктора Хауса» (режиссеры Грег Яйтанс, Деран Сарафян, Дэвид Стрейтон и др.). Среди запрещенного — и картины, в которых блистали Лоуренс Оливье, Омар Шариф, Максимилиан Шелл, Ванесса Редгрейв, Тревор Ховард, Джон Траволта, Ума Турман, Дэнни Де Вито...

Кстати, запрещены и популярные среди молодежи видеоигры: Enter the Matrix, Fight Night, Fight Night Round 2, 3, 4, Fight Night Champion и др.

Я пишу эти строки в здравом уме и твердой памяти, чего, боюсь, не могу сказать о тех, кто в пылу заботы о духовном здоровье народа оскопил украинское киноискусство и прочую национальную культуру.

24 декабря на сайте Министерства культуры появилась следующая информация: «Мінкультури звертає увагу, що відповідно до закону «Про внесення змін до деяких законів України щодо захисту інформаційного телерадіопростору України» демонстрування програм за участі осіб, які включені до Переліку осіб, які створюють загрозу національній безпеці, тягне за собою адміністративну та іншу відповідальність згідно чинного законодавства».

Информация помещена внизу Списка, включающего 83 человека, которые «создают угрозу национальной безопасности» Украины.

Как работает это предупреждение, все поняли сразу, когда телепродюсеры и телезрители дружно задались вопросом, что же делать в Новый год с «Иронией судьбы...»? Ведь в фильме в одной из ролей второго плана снялась Валентина Талызина, которая оказалась в упомянутом Списке после гастролей в Крыму.

Но спустя четверо суток после публикации взволновавшего всех Списка пришла радостная весть. Глава министерства Вячеслав Кириленко разрешил показ фильмов Эльдара Рязанова, в том числе и «Иронии судьбы, или С легким паром».

Министр также великодушно отметил, что фильмы легендарного режиссера Эльдара Рязанова будут и дальше транслироваться на украинских телеканалах, и лишать нас просмотра советских комедий Вячеслав Анатольевич не станет.

Но как быть с комедиями Рязанова, снятыми уже в постсоветскую эпоху? С комедиями включенного в Список Карена Шахназарова? Как быть с другими жанрами — трагедиями, детективами, мелодрамами, фантастикой, боевиками, историческими лентами и т.п.? Каждый раз будем ждать, пока г-н Кириленко вынесет свой высочайший вердикт?

Это очень выгодная позиция — решать, что кому можно, а кому нельзя. К тебе идут за консультацией и разрешением. И одним ты разрешаешь «в виде исключения в преддверии праздника», а у других, строптивых, отбираешь лицензию за «нарушение установленного министерством порядка демонстрации программ с подозрительными особами». Главное для Кириленко — быть единственным в стране судией, наделенным правом толковать самим же написанный закон и единолично, руководствуясь им, выносить вердикты.

Дополняя известную поговорку о талантливых людях, можно сказать, что талантливые люди, как правило, не только талантливы во всем, но еще и очень активны во всем — и в искусстве, которому посвящают себя, и в общественной жизни. И большинство из тех, кто попал в Список за то, что с готовностью поделился в российских СМИ своими взглядами на события в Украине, всегда стремились и стремятся максимально раскрыть и свой творческий потенциал.

Артисты из Списка покрывают широчайший сегмент советской и украинской (а отчасти и зарубежной) кинематографии уже на протяжении 60 и более лет.

Вернемся, например, к первому абзацу статьи:

«Поэма о море» (режиссер Юлия Солнцева по сценарию Александра Довженко и в одной из ролей — «списочный» российский актер Юрий Назаров), «Вечное возвращение» и «Мелодия для шарманки» (режиссер Кира Муратова — и «списочный» Олег Табаков в одной из ролей, он же и в «Полетах во сне и наяву» Романа Балаяна), «Черная курица, или Подземные жители» (режиссер Виктор Гресь — и в кадре Аристарх Ливанов).

В «Андрее Рублеве» и «Ивановом детстве» встречаем Николая Бурляева, активно подрывающего ныне нашу безопасность, в «Зеркале» — опять Юрий Назаров, в «Солярисе» у Андрея Тарковского одну из первых ролей в кино сыграла Наталья Бондарчук. Та самая Наталья Сергеевна, которая по двум снятым ею трогательным детским фильмам была ранее знакома нам как заботливая мама олененка Бемби, но на поверку также оказалась в Списке Минкульта.

И так «запятнаны» десятки наших самых любимых и сотни менее любимых фильмов. Среди моих фаворитов, например, «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» с подозрительным, как теперь понятно, Дмитрием Харатьяном. Я как патриот готов удалить из своей видеотеки эту комедию. Но вот беда — российские актеры до недавнего времени были крайне востребованы в украинском кино. Потому Дмитрий Харатьян — это еще и ленты украинского режиссера Оксаны Байрак: «Инфант», «Аврора, или Что снится спящей красавице», «Летучая мышь», «Убей меня», «Тебе, настоящему».

Что же, перечеркнем теперь все, что создала Оксана, только потому, что ей когда-то показался интересным и профессиональным актер Харатьян? Как и Галине Кувивчак-Сахно («Мой принц»).

А сколько украинских фильмов погубил Юрий Гальцев! «Новогодний киллер» Галины Шигаевой, «Двенадцать стульев» Максима Паперника, «Звездные каникулы» Семена Горова и его же «Сорочинская ярмарка». В «...Ярмарке», кстати, снимались также Георгий Хостикоев, София Ротару, Владимир Заднепровский, Ирина Билык, Светлана Лобода... Почему и эти славные люди должны быть наказаны запретом на демонстрацию «программы»?

И как тут не зауважать мощь таланта российских артистов. Вот есть такой, на мой неискушенный взгляд, средненький певец Стас Пьеха. Не знаю, что он и где сказал такого, что удостоился оказаться в Списке наравне с Иосифом Кобзоном и Василием Лановым. Но если следовать «табу» Минкульта, появления Стаса Пьехи в проскрипционном Списке вполне достаточно, чтобы запретить 40-серийную украинскую комедию «Дедушка моей мечты» (2005 г.) режиссеров Игоря Забары и Сергея Талыбова. Пусть он снялся там в крошечном эпизоде, но, как говорится в известной поговорке, — Минкульт суров, но это Минкульт. Если же Пьехи все-таки будет недостаточно для запрета, там же в одной из ролей снялся и вездесущий Гальцев.

Мои любимые «Доктор Хаус» с политически некорректным Фредом Дёрстом, «Сны», «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх» крайне нежелательного Карена Шахназарова, «Война и мир» с Олегом Табаковым, «Приключения Шерлока Холмса...» с Евгением Стебловым, «Матрица. Перезагрузка» с Роем Джонсом, «Водитель для Веры» с несравненным Богданом Ступкой (но, к сожалению, со «списочным» оператором Игорем Клебановым) — все теперь из сердца вон и тем более — с глаз долой?!

Признаюсь, очень люблю «Маски-шоу» и прохладен к «Любви в большом городе-2», но, увы, их объединяет снимавшаяся и там, и там Эвелина Блёданс. Элина Быстрицкая — виновница запрета «Бабьего яра» и «Тараса Шевченко». «Кавказская пленница...» вне закона из-за Натальи Варлей. И т.д. и т.п.

О советской и российской классике и говорить не стоит — запрещено должно быть все: от «Полосатого рейса» до «Гаража», от «Анны Карениной» до «Братьев Карамазовых», от «Собачьего сердца» до «ЧП районного масштаба». При этом я не назвал ни одного профессионально сработанного, хорошо смотрибельного, но пропагандирующего коммунистическую идею фильма.

Конечно, можно возразить — до этого дело не дойдет. Мол, общество побурлило, поволновалось, посетовало — и Кириленко разрешил «Иронию судьбы...». Значит, разрешит и все упомянутые выше другие киноленты. Но зачем тогда эти «все другие» надо было запрещать и пугать административными мерами? Этот запрет более всего похож на «кирпич», который вешали гаишники на самой оживленной трассе с известной целью.

Как работал Минкульт над Списком, какими принципами руководствовался, — видимо, так и останется секретом. Ведь если уж на то пошло, среди подвергшихся проскрипции нет многих деятелей российской культуры, занимающих особо непримиримую позицию по отношению к украинским событиям. Зато есть Айгумов Айгум Эльдарович — художественный руководитель Кумыкского музыкально-драматического театра им. А.-П. Салаватова. Чем он смог так потрясти устои украинской государственности, что оказался в Списке рядом с самим Стасом Пьехой?

И что вообще Минкульт имеет в виду под «демонструванням програм за участі осіб, які включені до Переліку осіб, які створюють загрозу національній безпеці»? А если кто-то подготовит программу, в которой с патриотических позиций разоблачит шовинистические интриги ВарлейПенкина и примкнувшего к ним Роя Джонса? Можно ли будет показать их хотя бы со спины?

В «разъяснении» Минкульта подчеркнуто нет никакой конкретики, а значит — каждый может толковать его по своему усмотрению, сверяя с усмотрением Вячеслава Кириленко.

Например, «особ» нельзя демонстрировать в каком объеме? Ведь ничего не сказано о том, должна ли это быть главная роль, или роль второго плана, или эпизодическая роль (как у Юрия Назарова, который снялся в фильме «Петр Великий»/Peter the Great вместе с Омаром Шерифом или Лоуренсом Оливье)?

И, кстати, на кого будет возложена (и кем будет оплачена?) долгая и кропотливая работа по выявлению в картинах всех опасных для демонстрации в «информационном телерадиопространстве Украины» (в кинопространстве или интернет-пространстве можно?) лиц, снявшихся в крошечных эпизодах, тем более если оные лица подчас даже не упомянуты в титрах? Как, например, Сергей Безруков, снявшийся в фильме Евгения Евтушенко «Похороны Сталина». Ведь исключений для такой категории лиц (тот же Сергей Безруков — один из самых опасных среди них) Минкульт в своем строжайшем предупреждении не делает.

А теперь серьезно и о серьезном. Запрещая демонстрацию фильмов с участием тех или иных «особ», Минкульт вводит в Украине принцип внесудебного коллективного наказания за проступок или вину одной личности. Стоит ли говорить, что этот принцип осужден всеми цивилизованными юриспруденциями мира.

Каждый фильм — это труд большого коллектива. Если кто-то из артистов высказал собственное мнение по тому или иному вопросу и это мнение неприемлемо для патриотов Минкульта, то это частное мнение не должно определять судьбу большого проекта, не должно становиться итогом деятельности группы людей, которые могут иметь совершенно иную точку зрения, чем «провинившийся» одиночка. Для последнего при желании можно найти иные и разнообразные методы наказания (в их числе и активно практикуемый в Украине запрет на въезд в страну и т. п.). Воевать с лицедеями — дело неблагородное и неблагодарное.

И, как ни парадоксально, первой жертвой запрета становится именно украинское кино периода независимости, поскольку, бурное в своем развитии, оно масштабно привлекало для съемок ныне запрещенных артистов или музыкантов из России, где представители этих профессий до недавнего времени были, безусловно, мнгочисленнее и пораскрученнее. Запрет на демонстрацию фильмов с их участием затормозит развитие украинского кино, поскольку будут вычеркнуты целые страницы из творческой биографии украинских артистов и режиссеров, участвовавших в проектах с привлечением российских «гастарбайтеров».

Запрет на демонстрацию фильмов с участием российских артистов или созданных российскими режиссерами обернется и серьезными финансовыми потерями для самого украинского кино. Ведь киноиндустрия — это в большинстве случаев эффективная, весьма прибыльная отрасль экономики, что хорошо понимали даже деятели тоталитарных режимов.

Яркий пример тому — грустная история «Веселых ребят». Сценарий комедии написали два талантливых литератора Николай Эрдман и Владимир Масс, которых вскоре репрессировали и сослали в Сибирь. Их имен не было в титрах, но фильм покорил советский и мировой экран.

Уже в ссылке Эрдман написал сценарий комедии «Волга-Волга». И его имя вновь не появилось в титрах, однако фильм заполонил все экраны большой страны. И это при том, что в титрах не было и имени главного оператора Владимира Нильсена, погибшего в сталинских застенках.

В советском прокате до 1956 г. также прошло более тридцати трофейных немецких фильмов — Сталина не остановило то, что это было кино нацистской Германии. Наиболее одиозные фильмы были сданы в архив, остальное кино приносило деньги в бюджет — и это было важнее, чем то, что когда-то говорили звезды нацистского кинематографа — ведомства доктора Геббельса. А в Третьем рейхе, например, до лета 1940 г. с успехом шло американское кино, хотя нацисты и считали его декадентским и чуждым задачам воспитания истинного арийца.

В СССР никогда не запрещали фильмов потому, что кто-то что-то не то сказал. Так было с легендарным французским актером Ивом Монтаном, ставшим после вторжения советских войск в Чехословакию страстным критиком советского режима. Никто не запрещал и фильмы с участием Савелия Крамарова после его иммиграции в США — несмотря на то, что там он играл роли, явно не вызывавшие одобрения у партийных хранителей «духовных традиций советского народа».

Идеологи любых тоталитарных режимов, не говоря уж о продвинутых демократиях, понимали, что из всех доступных им искусств важнейшим действительно является кино, даже если его мастера идеологически незрелы, а то и вовсе чужды эксплуатирующей их власти.

Но такая диалектика, видимо, чужда министру культуры и автору кандидатской диссертации «Украинская философия национального радикализма XX века: историческое становление и содержательное формирование». Вот недавняя запись в Твиттере Вячеслава Кириленко: «В Україні є типу (выделено мной. — С. К.) вітчизняні FM-станції без пісень укрмовою взагалі. Якщо така профанація, то треба міняти закон і забирати ліцензії. І негайно».

Но почему отечественные FM-радиостанции, тем более частные, должны транслировать именно украинские песни? А если украинский рэп, или украинские романсы, или арии из опер на украинском языке? Кто дал Кириленко право решать, что нам смотреть и слушать?

Кириленко — единственный из министров культуры независимой Украины, «не зависимый» от этой культуры, не внесший в нее собственного вклада не своими списками, докладами и инструкциями, а личным художественным творчеством. В отличие от Оксаны Билозир, Василия Вовкуна, Ивана Дзюбы, Евгения Нищука, тем более — Богдана Ступки...

Может, потому он и считает, что культура — это слушать украинские песни в FM-диапазоне (желательно в эфире тех радиостанций, которые слушает сам Вячеслав Анатольевич) и смотреть фильмы, одобренные им.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Некрасивые мультфильмы

У политической Николаевщины репутация тихого, но глубокого и грязного коррупционного...

ЗАЯВА ПРО НАМІРИ І ЕКОЛОГІЧНІ НАСЛІДКИ ДІЯЛЬНОСТІ

Проектом передбачено будівництво житлово-офісного комплексу з...

О чем бы я спросил Януковича

Судя по допросу экс-президента, восстановление полной картины событий на майдане не...

Тихое Прикарпатье

Для центральной власти возможная дестабилизация, активизация протестных выступлений...

Комментарии 7
Войдите, чтобы оставить комментарий
Yury Petrov
20 Января 2016, Yury Petrov

Заставь дурака Богу молиться- он и лоб разобьет. Этот кириленко давно уже представляется мне как ненормальный идиот

- 8 +
Владимр
19 Января 2016, Владимр

Припомните созданную В. Кириленко секту-партию «За Україну!». И газетёнка выходила (4 стр. формат А-4). Никакого конструктива, сплошное нытьё и порицание-отрицание. И вот – наконец-то! – конкретное дело, в котором проявился весь боевой потенциал партии:
«14 травня 2010 р. на Майдані помпезно стартувала акція «Пов’яжи синьо-жовту стрічку!», розпочата партією «За Україну!». Мета акції – привернути увагу влади до того, що мільйони українців незгодні з тією політикою, яку вона веде. …синьо-жовті стрічки будуть поширювати серед людей доти, доки влада не заборонить їх виготовлення. Якщо таке трапиться – організатори замовлятимуть їх пошиття за кордоном» («За Україну!» №13 2010 р.).
Мда… Нарочно не придумаешь.
Так что можно ожидать от Кириленко-министра с его минимальными и весьма сомнительными организаторскими способностями, ограниченным интеллектом и максимальными амбициями в сочетании с идиотскими инициативами хронического карьериста?

- 13 +
Tatjyna

Да все абсолютно просто! Какая культура? Где Кириленко - и где культура!? Банально человеку хочется денег - вот отсюда и стремление получить их каким-то образом: захочу - дам разрешение, а захочу - отберу лицензию. Все опубликованы списки - средство для достижение своей цели

- 15 +
Елена Власева
16 Января 2016, Елена Власева

Наконец-то редакция высказалась в духи "2000". Отличная статья, господин Кичигин!

- 31 +
Андрей Сычев
14 Января 2016, Андрей Сычев

Видно,что в головах минкульта каша из украинского национализма. Просмотрев выступление Порошенко,очень удивился,что первое лицо государства толком не знает ридну мову. О чём это говорит? О том,что Украина-продукт генной инженерии,искусственная мутация. Редкие люди думают на ней.

- 44 +
+ Показать все комментарии
Блоги

Авторские колонки

Ошибка