На стратегических кукурузниках to Europe

№25–26(741) 25 сентября — 1 октября 2015 г. 24 Сентября 2015 4.8

Институт стратегических исследований

Институт стратегических исследований (ИСИ) выпустил очередной ежеквартальный сборник «Стратегические приоритеты». В нем около 20 публикаций, посвященных евроинтеграции, национальной безопасности, социальным процессам, внешней политике и другим важным сферам.

Казалось бы, издание, выходящее «под крышей» столь солидной структуры, должно выделять главные направления тех самых приоритетов, профессионально расставлять акценты, давать взвешенные оценки и, конечно же, грамотные прогнозы, основанные на результатах прежде всего собственных исследований (иначе сложно понять, чем же институт занимается).

Т. е. читатель вправе ждать, что в руки ему попадет настоящий аналитический шедевр.

Увы, содержание большинства публикаций, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Сложилось впечатление, что авторы, многие из которых обременены солидными научными званиями и нажили немалый политический вес, зачастую попросту не владеют ситуацией, оперируют заведомо устаревшими данными, к тому же позволяют себе допускать элементарные ошибки, легко заметные не только профи в той или иной области, но и обычному читателю.

В общем, после прочтения журнала так и хочется перефразировать известный анекдот: «Какая страна — такие у нее и стратегические исследователи».

Не будем голословными. Приведем несколько ярких и показательных примеров.

Настольная игра и кастрюли

Открывает сборник публикация, над которой трудились сразу трое докторов технических наук: Владимир Горбулин (директор ИСИ), Владимир Шеховцов и Анатолий Шевцов. В труде «Вхождение ОПК Украины в Европейское оборонно-промышленное пространство» этот «консилиум» отмечает, что украинская оборонная промышленность имеет на европейском рынке значительные перспективы. Особое внимание эксперты предлагают обратить на сотрудничество с вооруженными силами Польши, в частности — ее воздушными подразделениями.

Авторы указывают, что на польских вертолетах устанавливается станция оптико-электронного подавления «Адрос» КТ-01АВЭ, которая выпускается в Украине. Также существует потенциальная возможность установить подобную систему на 70 вертолетах AW-149, которые воздушные силы Польши планируют поставить в армейские подразделения в ближайшие семь лет.

Кроме того, «Августа» — компания-производитель AW-149 — заявила, что в ближайшие 20 лет потребность рынка в таких вертолетах составит 350 единиц. (www.pzl.swidnik.pl)

С одной стороны, все сходится. Но с другой... Польский рынок открывает перспективы перед частным предприятием ООО «Научно-производственная фирма «Адрон», созданным отставными офицерами в начале 1990-х, а отнюдь не перед украинской оборонкой.

К тому же польские эксперты заявляют о необходимости локализации производства и организации научных кластеров для развития авиационной отрасли и создания новых рабочих мест у себя в стране. (www.pzl.swidnik.pl)

В качестве аргумента, который позволит ГП «Антонов» занять рынок Польши, авторы публикации называют сотрудничество «Антонова» и польских авиапромышленных предприятий по выпуску в прошлом 10 000 самолетов Ан-2.

Учитывая современный уровень развития авиационных технологий, опыт в создании «кукурузников» Ан-2 — именно то, что сейчас востребованно на польском рынке. Еще можно вспомнить миксеры, дрели, вентиляторы и кастрюли, которые из Украины в 1990-е везли в Польшу. В целом опыт подобного сотрудничества у нас значительный и в любой момент может пригодиться при реализации совместных высокотехнологичных проектов.

Авторы публикации отмечают, что по ряду проектов удалось заморозить сотрудничество с Россией. Но судя по тексту, они еще не готовы к сотрудничеству с НАТО, так как с классификацией вооружения пока путаются. «Р-36 — за класифікацією НАТО — SS-18 Сatan», — утверждают доктора технических наук.

Однако по классификации НАТО Р-36 проходит как SS-9 Scarp. Этот стратегический ракетный комплекс был снят с вооружения в начале 1980-х, потом использовался в проекте «Циклон», который сейчас приостановлен.

Правда, существует стратегический ракетный комплекс Р-36М, все модификации которого НАТО классифицирует как SS-18 Mod.1,2,3 Satan. Именно обслуживание этого комплекса украинскими специалистами в РФ было приостановлено.

Очевидно «Р-36 SS-18 Сatan» является новой разработкой Института стратегических исследований, хотя и это вызывает сомнения, поскольку Сatan — это популярная настольная игра, которая переведена на 30 языков мира.

Впрочем, уровень аргументов, приведенных в публикации, как раз больше напоминают настольную игру, чем серьезную работу по оценке перспектив украинской оборонки на западном рынке.

Пора перевернуть флаг

Очень часто причиной проблем в Украине называют неправильное расположение полос на государственном флаге — некоторые настаивают на том, что вверху должна быть желтая полоса, а внизу синяя. Периодически такие инициативы озвучивают не только знатоки фэншуй, но и народные избранники, а также деятели науки.

И вот оказывается, что флагом дело не ограничивается. А обороноспособность державы страдает еще и от... неверного названия Совета национальной безопасности и обороны Украины.

По крайней мере так утверждают авторы публикации «Вопросы институционной структуризации и нормативного обеспечения военной политики Украины» — руководитель департамента по вопросам национальной безопасности и обороны АП Евгений Добряк и кандидат военных наук Эдуард Лисицын.

Интересно, что Эдуард Лисицын по состоянию на 1 квартал 2015 г. является ведущим научным сотрудником научно-исследовательской лаборатории (проблем военной безопасности государства) кафедры стратегии национальной безопасности и обороны Национального университета обороны Украины им. Ивана Черняховского.

Не кажется ли странным, что кандидат военных наук, занимающийся вопросами военной безопасности государства, вполне серьезно считает проблемой, влияющей на эту самую безопасность, некоторую «совковость» в названии профильного органа?

Между тем...

«Намагаючись побудувати в Україні системну державну політику, подібну до політики національної безпеки США, дизайнери української владної архітектури створили Раду національної безпеки і оборони України, яка, згідно зі ст. 107 Конституції України і з огляду на практичну тотожність її функцій функціям РНБ США, мала би сприяти систематизації української державної політики. Однак просте копіювання американського досвіду не стало панацеєю від хвороб в організації державної політики України. Знову тяжіння до радянської традиції стало поперек шляху. Навіть у назві скопійованої з РНБ США української Ради національної безпеки і оборони виявила себе «совковість» — на відміну від американської в українську назву введено слово «оборони». Річ у тім, що в СРСР (а до того і в царській Росії) існувала Рада оборони як вищий державний орган з керівництва оборонною, тобто передусім воєнною, політикою країни.

Для тоталітарного державного устрою, основою якого була безпека держави, а не громадянина, існування Ради оборони, вірогідно, було доцільним (і це, безперечно, так, якщо йдеться про періоди, коли країна перебувала в стані війни). Але для ліберально-демократичного устрою, до якого тяжіє незалежна Україна, воєнна безпека є лише складником національної безпеки, а воєнна політика — складником державної політики з питань національної безпеки. Отже, слово «оборони» в назві Ради національної безпеки і оборони України є зайвим, а його введення в назву цього органу слід розглядати як, на жаль, неповне розуміння авторами відповідних статей Конституції України і Закону України 2003 р. «Про основи національної безпеки України», смислу понять «національна безпека» і «державна політика з питань національної безпеки». Цей факт можна було б вважати дрібницею, але неповне розуміння змісту зазначених категорій є причиною ідеологічної плутанини на рівні суб'єктів державної політики, що є вагомішою причиною несистемності останньої», — говорится в публикации.

Оказывается, правильно оценить риски во время вооруженного конфликта в Грузии в 2008 г. или просчитать вероятность потери Крыма нам мешало царско-совковое название Совета национальной безопасности и обороны Украины.

Замечательно, что благодаря публикациям Института стратегических исследований ситуация прояснилась. Возможно, учитывая положение в экономике, авторам нужно подумать над тем, чтобы провести ребрендинг Министерства финансов, Национального банка, а заодно гривню в доллар переименовать.

Аналитика в стиле «10 лет спустя»

Большинство украинцев (57,2%) положительно относятся к внедрению обязательного медицинского страхования, утверждает доктор экономических наук, доцент Александр Коваль в публикации «Перспективы внедрения общеобязательного государственного медицинского страхования».

Единственное, что заставляет сомневаться в предпочтениях граждан, это дата опроса, который Центр Разумкова провел десять лет тому назад— 23—28 апреля 2005 г. (рис. 1).

Всего каких-то 10 лет! Автора даже не смутило, что за этот период население Украины сократилось на 4 521 156 человек (по данным Госслужбы статистики, численность населения Украины в 2005 г. составляла 47 280 817 чел., а в 2015 г. — 42 759 661).

При таких изменениях выборка десятилетней давности может утратить свою актуальность.

Следующим моментом публикации, вызывающим сомнение, является утверждение автора, что позицию нынешнего министра здравоохранения Александра Квиташвили выяснить пока сложно. В качестве аргумента приводится отрывок из интервью г-на Квиташвили изданию «Вести»: «Щоб клініки стали великими, потужними, розвивалися, їм знадобляться додаткові джерела фінансування. А це — приватне страхування. В Україні 17 млн працюючих людей. У роботодавців буде податковий стимул купувати страховку найманим працівникам. Але обов'язковою страховка не буде», — цитирует Александр Коваль.

А напрямую позвонить и спросить — не пробовали?

Неоспоримым аргументом в пользу обязательного медицинского страхования для Александра Филипповича является то, что «більш дієвих способів реформування медичної сфери наразі не запропоновано».

Оперируя данными десятилетней давности и отрывком интервью министра здравоохранения, г-н Коваль приходит к выводу, что внедрение обязательного государственного социального страхования полностью соответствует мировой практике и интересам украинского общества.

English мова

Во всей этой истории, впрочем, есть и положительный момент. О величайших исследованиях украинских стратегов в мире мало кто узнает. Почему?

Ну хотя бы из-за отсутствия англоязычных переводов материалов. Последние публикации в соответствующем разделе сайта датируются январем и февралем 2015 г. (рис. 2).

Но здесь используется хитрый стратегический ход — оказывается, англоязычные здесь только заголовки, кликнув на которые, вы попадаете на публикации на украинском языке.

Впрочем, а вдруг подобная «шифровка», позволяющая скрыть от исследующих проблемы развития украинского общества зарубежных специалистов невежество авторов публикаций, — шаг вполне себе осознанный?

Глядишь, зайдут на сайт заморские аналитики, прочтут что-то из трудов украинских стратегов и за голову возьмутся. Хватит с них мудреных и замысловатых заголовков. Наполнение статей — продукт отнюдь не экспортный.

Хотя, с другой стороны, что могло измениться за это время? Владимир Павлович Горбулин как возглавлял Национальный институт стратегических исследований, так и возглавляет. Авторы публикаций как оперировали статданными 10-летней давности и технологиями бипланов, так и продолжают это делать.

Отличная стратегия и подспорье руководству страны.

Справка «2000»

«Стратегические приоритеты» — научно-аналитический ежеквартальный сборник стратегических исследований проблемных вопросов общественно-политического, социально-экономического, гуманитарного развития Украины, внешней политики Украины, региональных проблем общественного развития и национальной безопасности и обороны Украины. Издание рассчитано на широкий круг отечественных и зарубежных специалистов, которые исследуют проблемы развития украинского общества.

Владимир ГорбулинГлавный редактор: директор Национального института стратегических исследований, академик НАНУ, доктор технических наук, профессор Владимир Горбулин.

Первый заместитель главного редактора: первый замдиректора Национального института стратегических исследований, член-корреспондент НАНУ, доктор экономических наук, профессор Александр Власюк.

В составе редколлегии издания 2 академика и 18 докторов наук.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Некрасивые мультфильмы

У политической Николаевщины репутация тихого, но глубокого и грязного коррупционного...

ЗАЯВА ПРО НАМІРИ І ЕКОЛОГІЧНІ НАСЛІДКИ ДІЯЛЬНОСТІ

Проектом передбачено будівництво житлово-офісного комплексу з...

О чем бы я спросил Януковича

Судя по допросу экс-президента, восстановление полной картины событий на майдане не...

Тихое Прикарпатье

Для центральной власти возможная дестабилизация, активизация протестных выступлений...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка