Одиночество Порошенко в сети

№1–2(755) 15 — 21 января 2016 г. 14 Января 2016 1 4.3

Главная интрига ближайшего времени заключается в том, удастся ли Верховной Раде завершить конституционную реформу. Т. е. принять изменения к Основному Закону до 2 февраля — когда должна открыться новая сессия ВР.

Парламентский комитет по правовой политике и правосудию еще 10 декабря рекомендовал принять соответствующие поправки. Но это событие как будто прошло мимо СМИ — информации о подготовке к рассмотрению депутатами данного вопроса практически нет. Однако в то, что такая подготовка вообще не ведется, поверить трудно. Из этого можно сделать вывод: 300 голосов для принятия решения в ВР нет, и как их набрать — пока непонятно.

О невысказанном под елкой

Официально конституционный процесс в Украине не обсуждался и 30 декабря в ходе последнего телефонного разговора лидеров Украины, ФРГ, Франции и РФ. Хотя говорили они о многом. Причем версии беседы, представленные на сайтах глав государств, содержат многозначительные отличия.

В изложении на официальной странице Президента Украины (наиболее подробном), «собеседники договорились о необходимости полного прекращения огня. Они призвали в начале 2016 г. активизировать работу в трехсторонней контактной группе над модальностями проведения местных выборов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. К этой работе должно быть привлечено Бюро по демократическим институтам и правам человека» (структура ОБСЕ. — С. Б.).

Далее утверждается, что стороны «договорились о следующей встрече министров иностранных дел «Нормандской четверки» в конце января 2016 г.» (интересно, что в немецкой версии речь идет о конце января — начале февраля, во французской — начале февраля, в российской — просто в начале года).

Сообщается также, что Петр Порошенко «подчеркнул недопустимость невыполнения Минских договоренностей Россией и пророссийскими боевиками... Подчеркнул, что ОБСЕ должна получить полный доступ ко всей оккупированной территории и к границе... В очередной раз отметил необходимость вывода всех оккупационных войск с территории Украины... Отметил необходимость отмены фейковых «выборов», которые назначили пророссийские боевики... В очередной раз подчеркнул, что выборы на Донбассе должны состояться при участии украинских партий, украинских СМИ, Центральной избирательной комиссии, международных наблюдателей и в соответствии со всеми стандартами БДИПЧ».

Помимо того, «для поддержания порядка и обеспечения безопасности во время избирательного процесса Президент Украины предложил развернуть на территории оккупированных районов Донбасса специальную миссию Евросоюза по соблюдению мира в рамках Общей политики безопасности и обороны ЕС».

Сайт президента РФ информирует: «Лидеры обстоятельно обсудили остающуюся напряженной и нестабильной ситуацию на юго-востоке Украины в контексте реализации согласованных 12 декабря 2015 г. в Минске договоренностей. Условлено продлить срок их действия на 2016 г...

Условлено, в частности, активизировать дискуссии в контактной группе, ориентированные на скорейшую выработку и принятие закона о местных выборах в отдельных районах Донецкой и Луганской областей... Министрам иностранных дел России, Германии, Франции и Украины поручено провести в начале 2016 г. тщательную инвентаризацию хода выполнения Минских договоренностей. Будут продолжены и личные контакты руководителей четырех стран».

В немецкой и французской версиях также говорится, что главы МИД встретятся именно для анализа выполнения Минских соглашений. А на сайте Ангелы Меркель, со слов представителя правительства Кристианы Вирц, указывается: «Особое внимание главы государств и правительств уделили запланированным на первую половину 2016 г. коммунальным выборам в Донбассе. Все участники поддержали рабочую группу по политическим вопросам и ее председателя Пьера Мореля. Рабочую группу просят к январю 2016 г. завершить разработку закона о выборах при поддержке БДИПЧ ОБСЕ».

Сайт Франсуа Олланда в целом повторяет это сообщение (не упоминается только фамилия Мореля) и указывает, что местные выборы должны состояться в начале 2016 г, а определять их модальности будут с помощью не только ОБСЕ, но и Венецианской комиссии. Кроме того, сказано, что лидеры поддержали не только прекращение огня (об этом упоминается во всех версиях разговора), но и «согласованный незамедлительный отвод тяжелых вооружений».

Что примечательно — информация украинской стороны принципиально отличается от остальных. Все проинформировали исключительно о тех моментах, по которым достигнуто согласие, а вот Порошенко еще и собственную позицию заявил (именно с этого и начинается сообщение его пресс-службы).

Т. о. если для Меркель, Олланда и Путина беседа явилась поводом заявить, что они о чем-то договорились, то для Порошенко факт договоренностей был отнюдь не главным.

Но судя по тому, что канцлер ФРГ и президент Франции никак не поддержали тезисы Порошенко, он остался в одиночестве. Однако большая часть украинцев на такую тонкость вряд ли обратит внимание, зато наверняка отметит твердую позицию Петра Алексеевича.

Особенности украинского подхода проявляются и в других мелочах. Так, только сайт Петра Порошенко не упоминает, что главы МИД «нормандской четверки» должны проверить выполнение Минских соглашений. И только там говорится о «трехсторонней контактной группе», т. е. подчеркивается: без формального участия представителей «ДНР» и «ЛНР». Тогда как в сообщениях из Берлина и Парижа фигурирует просто «рабочая группа».

По сути Киев дает понять, что выполнять Минские соглашения не хочет — по крайней мере в неудобных для себя пунктах. Это подтверждает и новогоднее телеобращение Петра Порошенко — он ничего не сказал ни об этих договоренностях, ни о политическом урегулировании конфликта в целом.

О тяжеловесе с «оранжевым» опытом

Но все это не дает никаких оснований предполагать, что европейские державы начнут оказывать давление на Киев, тем более совместно с Москвой.

Хотя, казалось бы, к Германии перешло председательство в ОБСЕ, а делами этой организации будет ведать такой политик и дипломат, как Гернот Эрлер, у которого в ФРГ репутация «понимающего Россию» (напомню, энергоблокаду Крыма он называл провокацией Киева).

Однако тот же Эрлер высказывался за то, чтобы Москва содействовала возвращению украинско-российской границы на Донбассе под контроль Киева, не дожидаясь выполнения других пунктов Минского протокола. (Напомню, позиция Кремля прямо противоположна, что буквально на днях вновь подчеркнул Владимир Путин в интервью немецкой газете Bild — об этом чуть ниже).

В этом отношении можно упомянуть интервью Эрлера «Юго-Западному радио» земли Баден-Вюртемберг, датированное 6 ноября 2015 г., под красноречивым названием «Москва может одним жестом приблизить конец санкций». Таким жестом, по мнению немецкого дипломата, является как раз передача границы — к тому же благодаря этому шагу Петру Порошенко будет проще собрать 300 голосов для принятия изменений к Конституции.

Т. е. европейский политик даже с пророссийской репутацией ищет способ побудить к уступкам Москву, а не Киев. Поэтому остается неясным, как сдвинуть с мертвой точки политическое урегулирование, хотя очевидно желание РФ сделать это (но без уступок со своей стороны).

Такое желание проявилось в назначении российским представителем в контактной группе экс-спикера Госдумы Бориса Грызлова.

Если судить по нынешним должностям, то Грызлов является, пожалуй, самым крупным тяжеловесом в контактной группе. После ухода из Госдумы он остался одним из 12 постоянных членов Совета безопасности РФ, а также возглавляет наблюдательный совет «Росатома». А Леонид Кучма никаких должностей не имеет — хотя понятно, что статус отставного президента несоизмеримо почетнее, чем отставного спикера.

Впрочем, сам по себе политический вес в ходе переговоров ничего принципиально не меняет, поскольку не влияет на готовность других участников к согласию. Да, известно, что у Грызлова в бытность главой МВД, а затем и спикера Думы сложились хорошие отношения с Кучмой. Но когда более полутора лет назад посол РФ в Киеве Зурабов назначался представителем в контактной группе, было хорошо известно о его добрых отношениях с Порошенко. И разве это помогло?

Что же касается Грызлова как переговорщика, то никакого опыта в этом деле у него нет — кроме участия в группе международных посредников во время «оранжевой революции». Тогда он не раз ругался с президентом Польши Александром Квасьневским, но в итоге фактически освятил от имени РФ победу «оранжевых» (чего не сделал в феврале 2014-го Владимир Лукин, когда отказался ставить подпись под документом об урегулировании).

О неожиданном изломе судьбы ЕС

11 января Борис Грызлов прилетел в Украину — как сообщили СМИ, на встречу с Леонидом Кучмой. О чем именно шел разговор, неизвестно. Пресс-секретарь экс-президента Дарка Олифер лишь написала в Фейсбуке, что обсуждалась подготовка к заседанию трехсторонней контактной группы в Минске. Замечу, что подобная закрытость нередко предшествует принятию важных решений.

А 9 января (когда о готовящемся визите наверняка было известно в Киеве) украинский представитель в политической подгруппе Роман Бессмертный заявил в эфире канала «112» следующее:

«С 1 января начался Минск-3. Да, никакого документа нет, но извините меня, философия процессов внутренних говорит о том, что Минск-2 даже на 50% не отвечает на ту проблематику, с которой столкнулась Украина и мир на территории украинского Донбасса...

Очевидно, что это потянет за собой несколько новых форматов. И часть из них будет касаться внутриукраинского процесса, часть — общеевропейского, а часть — общемирового процессов. И это потянет за собой реформирование компонентов по безопасности ООН, ЕС. И я не исключаю, что это поставит перед собой вопрос о судьбе ЕС и отделение нового фактора силы — Центральной Европы».

Безусловно, все это может быть личным мнением Романа Бессмертного, а его медийная активность — просто подготовкой к тому, чтобы громко хлопнуть дверью в знак несогласия со «зрадой» в контексте Донбасса.

Ведь крайне сложно допустить, что проблема Донбасса скажется на судьбе ЕС. Тем более что после того, как в регионе стали заметно меньше стрелять, он ушел на периферию внимания европейских СМИ.

Разумеется, Бессмертный не дал никакого внятного намека на то, что же может представлять собой «Минск-3». Но тональность и контекст его высказываний наводят на мысль, будто это нечто совсем иное, чем предыдущие договоренности — во что также почти невозможно поверить.

Ведь «Минск-2» по сути не предусматривал ничего нового в сравнении с первым соглашением, а лишь конкретизировал его отдельные пункты и устанавливал последовательность их выполнения. И такое сходство документов во многом было результатом того, что все заинтересованные стороны твердят мантру о необходимости выполнять именно Минские соглашения. Так говорили еще осенью 2014-го — так говорят и сейчас.

Словом, в заявлении Бессмертного трудно усмотреть что-либо иное, кроме стремления прикрыть громкими фразами нежелание выполнять политическую часть договоренностей — да и просто характерную для этого деятеля некомпетентность в большинстве вопросов, с которыми он сталкивается.

Свидетельство тому и комментарий Бессмертного по поводу прилета Грызлова в Киев: «Этот визит — проявление махровой советской дипломатии».

Но ведь совершенно очевидно, что без согласования с украинской стороной, в т. ч. с Администрацией Президента Грызлов в Киеве появиться не мог. Правда, руководители переговорных групп могли бы обсудить все вопросы и на нейтральной территории — не привлекая внимания общественности. Поэтому вполне вероятно, что в Киеве Грызлов встречался не только с Кучмой.

В любом случае крайне сложно представить, что к концу месяца будет найден некий контур согласия по выборам в Донбассе — в виде документа, который даже не одобрен контактной группой, а просто обсуждается как серьезный рабочий вариант (и в таком виде стал утечкой информации).

Такое приближение к согласию в контактной группе сразу сведет на нет шансы собрать 300 голосов для конституционных поправок. Ибо для части депутатов недопустимы любые выборы в «отдельных районах» Донбасса в ситуации, когда они не под украинским контролем (для них это «легитимация боевиков»).

Между тем немало из них могли бы проголосовать за изменения к Конституции, ибо поддерживают децентрализацию, а пункт переходных положений о статусе отдельных районов воспринимают лишь как декларацию, которая может и не воплотиться в жизнь. Но с видимым продвижением к согласию по выборам конституционные поправки перестанут казаться этим депутатам декларациями, а станут все той же «легитимацией боевиков».

Кстати, обратим внимание на то обстоятельство, что новая встреча глав МИД в «нормандском формате» пройдет, когда уже станет ясно, примет ли ВР поправки к Конституции. Сроки, названные в телефонном разговоре 30 декабря, теоретически допускают, что она может состояться и чуть раньше — но, несомненно, дата будет скорректирована с учетом событий в нашем парламенте.

Еще один важный факт: конституционная тема официально не звучала в разговоре лидеров четырех государств. Возможно, речь об этом все-таки велась, но, с одной стороны, Порошенко не желает этого признавать, дабы не говорили о давлении на Киев, а с другой — между участниками переговоров очевидны разногласия, ибо Берлин и Париж готовящиеся изменения устраивают (по крайней мере публично), а Москву — нет. А как я уже писал, Меркель, Олланд и Путин хотели говорить прежде всего о том, в чем они достигли согласия.

С провалом поправок к Основному Закону РФ получит повод говорить о срыве Киевом Минских соглашений. И невозможно предположить, что при перезапуске конституционной реформы ее внесут по согласованию с неподконтрольными территориями (хотя в Донецке и Луганске многократно за перезапуск высказывались). Но что будет после этого с местными выборами на Донбассе?

Тот факт, что Москва — и только Москва — заявила, что Минские соглашения продлеваются на 2016 г, можно интерпретировать как подчеркнутое желание компромисса. Однако значит ли это, что весной произойдет еще одна отмена местных выборов в «ЛДНР»? Ведь еще одно их назначение будет представляться Киеву не большей угрозой, чем в свое время пресловутые «китайские предупреждения» Тайваню.

О том, как можно (нельзя) требовать от Москвы

Одним из самых громких медиасобытий недели (причем без преувеличения — в мировом масштабе) стало интервью Владимира Путина немецкому изданию Bild. Президент РФ говорил о многом, но я остановлюсь на тех его высказываниях, которые непосредственно касаются урегулирования ситуации на Донбассе. В частности, российский лидер подчеркнул:

«Нельзя требовать от Москвы то, что должен сделать Киев... Это 11-й пункт Минских соглашений. Там прямо записано, что должна быть проведена конституционная реформа, причем не в Москве же должны быть приняты эти решения! Вот смотрите, у нас все помечено: проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу к концу 2015 г. 2015-й прошел...

Пункт 9-й — восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины на основании закона Украины о конституционной реформе к концу 2015 г. при условии выполнения пункта 11. Т. е. проведения конституционной реформы. Т. е. сначала конституционная реформа, политические процессы, а потом на основе этих процессов создание атмосферы доверия и завершение всех процессов, в т. ч. закрытие границы. Наши европейские партнеры — и канцлер ФРГ, и президент Франции должны как-то побольше вникать, мне кажется, в эти проблемы».

Дабы читатель целиком уяснил ситуацию, напомню текст упомянутых статей Минских соглашений:

«9. Восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования (местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основании Закона Украины и конституционной реформы) к концу 2015 г. при условии выполнения пункта 11 — в консультациях и по согласованию с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках трехсторонней контактной группы.

11. Проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу к концу 2015 г. новой Конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей до конца 2015 г.».

Касаясь конституционной реформы, Владимир Путин заявил:

«Правительство Украины внесло в переходные положения, имплементировало туда закон об особом статусе этих территорий, ранее принятый. Но этот закон, который они внесли в Конституцию, принят всего на три года. Два года уже прошло.

Мы когда в Париже встречались, и канцлер ФРГ, и президент Франции согласились с тем, что этому закону должен быть придан другой характер, и он должен быть включен туда на постоянной основе. И президент Франции, и канцлер это подтвердили. Так эта Конституция не была проголосована даже в том виде, в котором она сейчас есть, а закону так и не придан статус постоянно действующего. Как можно требовать от Москвы то, что должны сделать в Киеве наши коллеги своим решением?»

В общем, еще раз убеждаемся, что на текущем этапе политической игры Россия стремится продемонстрировать западным партнерам максимальную договороспособность — но строго в рамках текста Минских соглашений.

О самом важном провале президента

В новогодние каникулы во внутриполитической жизни наблюдалось вполне ожидаемое затишье. Впрочем, в определенной мере оно было обусловлено и подготовкой к решающему голосованию в ВР по поправкам к Конституции.

В этом контексте можно было бы рассматривать и случившееся в самом конце минувшего года обострение конфликта между Порошенко и Коломойским, вылившееся в заключение под стражу Геннадия Корбана. Мол, таким образом решено «убедить» людей олигарха в парламенте проголосовать за поправки.

Однако здесь скорее имеет место частный случай реализации заявленной властью деолигархизации. «Відродження» поправки и так наверняка поддержит, а люди Филатова и комбаты (как и «радикалы» Ляшко, которых вряд ли стоит однозначно записывать в «группу Коломойского») в любом случае за них не проголосуют.

Как бы то ни было, конституционная реформа является самым важным событием для Петра Порошенко за все время его президентства. Ее провал станет для главы государства полной потерей реноме в глазах западных партнеров и вызовет тяжелые политические последствия.

Дело не в том, что Западу так уж нужна эта реформа — дело в том, что ее провал ознаменует окончательную потерю президентом контроля над парламентом.

А будут ли западные партнеры помогать убедить сомневающихся депутатов, как это было при голосовании за направление проекта реформ в Конституционный Суд, или же предпочтут умыть руки — большой вопрос.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

О чем бы я спросил Януковича

Судя по допросу экс-президента, восстановление полной картины событий на майдане не...

Тихое Прикарпатье

Для центральной власти возможная дестабилизация, активизация протестных выступлений...

Соло для саксофона и лопаты

Деятельность землячества ивано-франковцев в столице напомнила мне анекдот советских...

МАФы отправят в армию

Рациональное применение демонтированным МАФам нашли в Днепре. По решению...

Нас бросят не сразу

В Украине найдены друзья Трампа, а в США — друзья Украины

«Электрогенерирующее дерево» — первое в Украине

Стильный ветрогенератор установлен в Одессе, на Старосенной площади

Этот жир убил Саакашвили. Кто отравится следующим?

Чудовищная цена Одессы — одна из причин того, что полный контроль над регионом...

Вы одесситы или где?

Сейчас с варьете дела обстоят значительно лучше, но кое-чего городу у моря все-таки...

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
niky

Даеш-Досрочные Выборы -Апрель -2016 год--Перевыбры Президента и ВС УКраины--люди Пришедшие во Власть-научилисль --Трепацца Языком и Врать -на всех Перекрёстках---экономикой -Страны занимаюцца Только -на Посиделках -Савки Шустермана--там Выявляют всех Врагов Украины --Генпрокуратуре- СБУ-МВД-Таможне -Кабмине..АП..-Судах..

- 11 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка