От вдохновленных процентами возможны сюрпризы

№39–40(748) 13 — 19 ноября 2015 г. 12 Ноября 2015 4.3

10 ноября на заседании парламента Сергей Березенко (БПП) и Иван Кириленко (Батькивщина) «расписывают» должности глав облсоветов и первых замов, которые достанутся БПП и Батькивщине по результатам местных выборов. Фото Українські Новини. Богдан Бортаков.

Итоги встречи министров иностранных дел «нормандской четверки» (ФРГ, Франция, Украина, РФ), состоявшейся 6 ноября в Берлине, вселяют определенный оптимизм. По крайней мере если судить по высказываниям главы МИД Германии Франка-Вальтера Штайнмайера, который рассказал о переговорах наиболее подробно.

О полезном опыте авиабазы

Глава немецкой дипломатии, в частности, отметил, что до конца ноября должны быть согласованы правила проведения разминирования, приступить к которому необходимо, пока не выпал снег. Кроме того, он выразил надежду, что к началу декабря сторонам удастся окончательно договориться по вопросу отвода тяжелых орудий.

Помимо того, стороны детально рассматривали вопрос выборов в «отдельных районах» Донбасса — и выявили пять проблем, решением которых контактная группа займется в ближайшее время. Эти проблемы таковы: голосование перемещенных лиц, участие партий в кампании, роль СМИ, формирование избирательных комиссий и их связь с ЦИК Украины (который, по мнению Штайнмайера, «также должен иметь свою долю ответственности»), организация наблюдения за выборами.

Глава МИД ФРГ подчеркнул: «Эти пять вопросов должны быть прояснены в ближайшие недели с помощью председателя политической подгруппы Пьера Мореля» (в начале 1990-х — посол Франции в РФ). А после определения принципов выборов будет легче выработать избирательный закон, который должен быть сперва согласован в контактной группе, а затем принят Верховной Радой.

Правда, пока неясно, удалось ли министрам достичь неких договоренностей по политическим вопросам. Поэтому едва ли не единственной новостью в этом плане стало известие о том, что Пьер Морель остается координатором политической подгруппы.

Напомню, впервые фамилию Мореля в контексте минского процесса упомянул тот же Штайнмайер — сразу после встречи министров в «нормандском формате» 12 сентября. Тогда он заявил:

«Модальности и сроки местных выборов будут выработаны в рамках рабочей подгруппы по политическим вопросам трехсторонней контактной группы. Она сосредоточится на предложениях координатора этой подгруппы Пьера Мореля, а также на Минском протоколе. Все прочие спорные и трудные вопросы, касающиеся избирательного процесса и конституционной реформы, будут быстро обсуждаться в подгруппе по политическим вопросам. Соответствующие предложения находятся на столе переговоров — на наш взгляд, они являются хорошей основой для предстоящих решений».

Нынешнее упоминание Мореля главой МИД ФРГ в подобном контексте позволяет предполагать, что европейцы решили все-таки продавить этот план.

На этом фоне 3 ноября представитель самопровозглашенной ЛНР на переговорах в Минске Владислав Дейнего заявил: «К сожалению, вопросы, которые сейчас поднимает Украина в части своих предложений по концепции модальности выборов, отбрасывают нас на май месяц. Те решения, которые были достигнуты за летний период, на сегодня поставлены под вопрос (выделение мое. — С. Б.). Вот почему мы подняли вопрос регламента».

Как бы то ни было, отсутствие регламента работы и контактной группы, и подгрупп действительно позволяет затягивать переговоры, многократно отходя от уже согласованных позиций. Сам же формат — два дня в неделю на работу политической подгруппы и один (и то не каждую семидневку) для контактной группы — объективно не способствует достижению согласия.

Ведь успешные решения военно-политических кризисов достигались в ходе непрерывного общения на высшем уровне. Так, Охридские соглашения по Македонии были заключены в 2001 г. после 11 дней подобных переговоров. А договоренности по Боснии шестью годами ранее стали возможными лишь после трех недель ежедневных переговоров, в ходе которых лидеры сторон (в т. ч. главы государств) фактически были изолированы от внешнего мира на авиабазе в Дейтоне (Огайо, США).

Об ожидании вменяемых в тупике

И в этом отношении перспектива нового соглашения по отводу тяжелых вооружений выглядит довольно смутной. Тем более что в последние дни приходит все больше вестей о нарушении режима прекращения огня — в т. ч. из Луганской области, где в последние два с лишним месяца было абсолютно спокойно.

К тому же не очень понятно, как сейчас договариваться об отводе гаубиц и «Градов», если в соответствии с Минским протоколом они должны были быть отведены еще весной. Конечно, нынешние договоренности по танкам и легким минометам жестче прописаны в плане контроля и складирования — однако о том, действительно ли технику развели, станет ясно в ближайшее время, после того как между сторонами возникнет 30-километровая буферная зона. Возможно, именно замораживание конфликта посредством создания такой зоны и является истинной целью всех «нормандских» переговорщиков. Так, при сходстве сентябрьских заявлений Штайнмайера о политическом урегулировании с его нынешними высказываниями очевидно одно различие. Тогда министр говорил, что политические вопросы будут обсуждаться в подгруппе быстро (выделение мое. — С. Б.). Сейчас об этом не упоминается. Случайно ли?

Ну а о том, почему такой вариант развития событий сейчас выгоден России, открыто говорится в статье «Минская заморозка» в журнале «Эксперт»:

«Стремление Москвы держаться за, по сути, нереалистичный план (т. е. Минские соглашения. — С. Б.) связано с тем, что в случае признания его провала нужно будет вырабатывать новый план, условный Минск-3. Который вряд ли будет более выгоден для России, чем нынешняя дорожная карта, предполагающая федерализацию Украины. С другой стороны, если сохранить Минск-2 как базис для политического урегулирования украинского гражданского конфликта, то, возможно, его удастся реанимировать через какое-то время, когда на Украине к власти придут более вменяемые руководители».

Эта публикация в достаточно авторитетном журнале, на мой взгляд, отражает позицию лояльной к Кремлю элиты (по крайней мере ее части). При этом она демонстрирует осознание тупика, в котором оказалась РФ.

Ведь получается, что, с одной стороны, дальше ссориться с Западом Москва не хочет, и поэтому при пробуксовке минского процесса все равно не будет «позволять властям ЛНР и ДНР провести выборы по местным законам... поскольку такие шаги могут трактоваться как признание Россией срыва дорожной карты и отказа от минского формата». А с другой стороны, нет никаких возможностей побудить Киев к реализации договоренностей — кроме как ждать появления там «более вменяемых руководителей».

Но и Киев вправе считать, что не спешить — выгодно. Ведь пока Минские соглашения не выполнены, санкции против РФ должны сохраниться. 2017 год окажется для российских госкомпаний очень сложным — на него приходится пик выплат по зарубежным кредитам, но перекрыть эти выплаты за счет новых займов не получится, ибо санкции не позволяют выйти на рынок внешних заимствований.

И пусть 2017-й кажется далеким, но ведь очередные выборы, на которых в Киеве могут прийти к власти «более вменяемые руководители», еще дальше — в 2019-м.

О прогнозах, которыми горжусь

Что же касается досрочных парламентских выборов, то будь они сейчас, результат оказался бы неожиданным для многих. И это видно по официальным итогам местных выборов, которые появились на сайте ЦИК, когда этот номер готовился к печати.

По результатам договоренностей, БПП достались должности руководителей Львовской, Николаевской, Одесской и Полтавской областей. Перед Кириленко лежит таблица, где стоят обведенные единички в графе "Голова" напротив названий 10 областей: Винницкой, Житомирской, Запорожской, Киевской, Кировоградской, Николаевской, Ровенской, Херсонской, Черкасской и Черновицкой. Вероятно, в этих областях "Батькивщина" претендовала на должность глав советов.

Впрочем, еще 9 ноября результаты в общенациональном масштабе были подведены информационно-аналитическим центром RATING Pro — на основе данных ЦИК и теризбиркомов. Примечательно, что эти цифры по всем ведущим партиям оказались почти идентичными тем прогнозам, которые, отмечу не без удовлетворения, я сделал две недели назад, опираясь на предварительные данные.

Вот что я писал в статье «Парламент спасли на местах» (№35—36, 30.10.2015) о БПП: «C довольно высокой вероятностью можно предположить, что в масштабе страны пропрезидентская партия набирает меньше 20%». Сейчас оказалось, что результат Блока Петра Порошенко «Солидарность» — 19,4%, что на 2,4% меньше, чем на выборах в ВР осенью прошлого года.

По моим оценкам, «Батькивщина» «набирает на 5—8% голосов больше, чем на парламентских выборах (т. е. почти вдвое больше), — и твердо занимает второе место». Ее реальный результат — 12%, что вполнее достаточно для второго места. Напомню, год назад партия получила 5,7%.

Сразу после появления первых данных об итогах выборов многие отдавали общее второе место Оппозиционному блоку. Но я писал: «Благодаря успеху в центральных регионах результат ОБ, судя по всему, выше, чем год назад, — тем не менее он однозначно проигрывает «Батькивщине» вторую позицию в общеукраинском масштабе». Так и случилось: в 2014-м у ОБ было 9,4%, ныне — 11,5%. Прогноз относительно места также оправдался.

Можно, конечно, говорить что полупроцентный проигрыш «Батькивщине» второго места — это не совсем однозначно. Однако я не учитывал результатов в Донецкой и Луганской областях, где облсоветы не выбирались, а RATING Pro подвел там итог на основе выборов в админединицы второго уровня (райсоветы и советы в городах областного подчинения).

Относительно других партий я не распределял места, а лишь оценивал вероятность попадания в Раду. «Будь парламентские выборы сейчас, «УКРОП» гарантированно оказался бы в ВР». И у партии, возглавляемой Геннадием Корбаном, — 7,3%. О «Свободе» я писал, что она «набирает явно больше 5% в масштабе страны». В итоге у нее 6,7%.

«Радикалы» Ляшко, по моим расчетам, набирали порядка 6%. На деле RATING Pro дал им такой же результат, как и «Свободе», но поставил ниже. Видимо, дело в сотых долях процента. Впрочем, и такой результат «радикалов» лишь на 0,7% меньше прошлогоднего, тогда как соцопросы предрекали им заметное падение рейтинга.

В отношении «Самопомочі» я давал понять: ее результат окажется заметно хуже, чем на прошлых выборах, но не пытался назвать конкретную цифру. Ведь партия не баллотировалась в ряд облсоветов (Одесский, Николаевский, Сумской, Черкасский, Черниговский). В итоге оказалось, что у нее лишь 6,3% против 10,97% в 2014-м.

О «Возрождении» я писал, что пятерка областей, где партия получила лучший результат, дает ей «почти 4% от числа избирателей, пришедших на участки 25 октября по всей Украине», поэтому «голоса в других регионах позволяют набрать процент, недостающий для преодоления проходного барьера в ВР». Так и получилось — у этой партии 5,4%.

А вот в отношении другого регионального проекта с общеукраинской надстройкой я сомневался: «Результат в тех шести регионах, где «Наш край» гарантированно проходит в облсоветы, — это лишь 2% голосов в украинском масштабе. И имеющейся информации пока недостаточно, чтобы принимать на веру утверждение партии о набранных ею 5% в целом по стране».

Сомневался я не зря — «Наш край» набрал 4,8%. Однако стоит заметить: когда выборы состоятся везде, где было запланировано, т. е. в Мариупольский, Красноармейский и Сватовский горсоветы, а также в Новоайдарский и Станично-Луганский райсоветы (там результаты аннулированы), может оказаться, что результат этой партии превысит проходной барьер. Ведь на Донбассе у нее более 15% голосов: в Донецкой области она на втором месте после ОБ, а в Луганской пропустила на вторую позицию БПП. Кроме того, в данном случае Оппозиционный блок может сместить «Батькивщину» со второго места.

Что же касается партии президента, то не думаю, будто она выиграла от того, что голосование в упомянутых городах и районах не состоялось. Конечно, БПП уступил бы там ОБ — однако, как видно по голосованию в других районах Донбасса, у президентской силы в этом регионе большее, чем в среднем по стране, преимущество над «Батькивщиной» (не говоря уж о бывших и нынешних союзниках по коалиции). Значит, результат БПП относительно этих сил немного улучшился бы в общенациональном масштабе.

А главное в том, что если б выборы прошли на всей подконтрольной Украине территории Донбасса, то интрига, о которой я писал раньше, завершилась бы совсем иначе.

Оказалось бы, что условная «партия мира» — БПП, ОБ, «Возрождение» и «Наш край» — получила бы суммарное преимущество над «партией войны» («Батькивщина», «Самопоміч», «УКРОП», «Свобода» и «радикалы» Ляшко).

Конечно, «Возрождение» — это специфический проект, аффилированный с Коломойским, но в нынешней ВР неголосование за документы, ущемляющие интересы «Привата», никак не мешало этой фракции поддерживать изменения в Конституции.

А вот при нынешних итоговых данных оказывается, что наоборот — у «партии войны» 39%, а у «партии мира» — 36,3%, ибо непроходных 4,8% «Нашего края» мы к результату последней не плюсуем.

В любом случае общенациональная картина, которая сложилась без учета мнения части подконтрольного Донбасса, оказывается для националистических оппонентов президента более приятной, чем если бы проголосовал Мариуполь. А значит — и более вдохновляющей к досрочным выборам ВР, несмотря на все риски, о которых я писал две недели назад.

И договоренности «Батькивщины» со «Свободой» относительно взаимной поддержки во втором туре выборов мэра (в большинстве случаев это предполагает сотрудничество против кандидата БПП) стоит рассматривать не только в контексте нынешней кампании. Наверняка все делается с прицелом на будущие парламентские выборы.

О второй серии — там же, но без Шустера

В этой связи следует особое внимание обратить на то, что, судя по всему, между Порошенко и Коломойским установился определенный компромисс. Об этом свидетельствует и то, что обвиненного в тяжких преступлениях Геннадия Корбана отправили под домашний арест, и то, что не последовало задержаний других сподвижников олигарха.

А самый, пожалуй, показательный в этом плане момент — неожиданное изъятие из программы канала «1+1» очередного выпуска «95-го квартала». Объяснения, мол, дело в шутках в отношении Юлии Тимошенко, всерьез принимать не стоит. Все видят в случившемся руку президента, не любящего, как известно, никакой критики.

Причем данный эпизод весьма напоминает историю со скандальным исчезновением из эфира того же канала программы «Шустер live». Тогда в статье «Операция «Свобода слова». Ремейк-3» (№25—26, 25.09.2015.) «2000» высказали предположение, что этот скандал — провокация против главы государства, которого пытаются выставить врагом свободы слова. Ведь подобные обвинения создавали для предшественников Порошенко большие проблемы.

И вот — «вторая серия». На том же канале, того же владельца, у которого как раз случилось серьезные обострение отношений с властью. Причем жертвой стала популярнейшая сатирическая программа — т. е. резонанс обеспечен. Уж не очередной ли это «тонкий ход» Коломойского?

Впрочем, такой ход отнюдь не исключает возможных закулисных договоренностей. Но вот в чем они заключаются, пока судить трудно.

Тем временем Петр Порошенко и вице-президент США Джо Байден обсудили по телефону вопросы урегулирования конфликта на Донбассе, а также экономическую ситуацию в нашей стране.

Информагентства со ссылкой на Белый дом сообщили, что Байден подчеркнул готовность США предоставить третий кредит Украине в размере $1 млрд. — «в рамках усилий по расследованию и судебному преследованию коррупции, а также для гарантии, что налоговая реформа проходит в соответствии с программой МВФ».

Примечательно, что в сообщении об этом разговоре на сайте Президента Украины о кредите нет ни слова — хотя наши власти, сообщая об успехах в выбивании вспомоществования из-за рубежа, нередко опережают события.

По сути представитель Вашингтона в слегка завуалированной форме указал, что деньги будут выделены при выполнении определенных рекомендаций. Причем очевидно, что они не только носят общий характер, но и касаются принципиальных кадровых вопросов. Судя по всему, речь идет о смене не только Виктора Шокина, но и Арсения Яценюка, в котором американские покровители совершенно разочаровались.

О том, что над премьером сгустились тучи, можно судить и по его очередному воскресному телеобращению. Преимущественно оно было посвящено не текущим делам, а успехам за все время пребывания Яценюка в премьерском кресле.

При этом глава Кабмина сообщил: «Правительство Украины 11 декабря отчитается перед украинским народом и украинским парламентом за год своей деятельности». Правда, непонятно, почему отчет прозвучал более чем за месяц до этой даты.

Напомню, 11 декабря истекает год с момента утверждения парламентом программы правительства, и до этого дня ВР не может отправить Кабмин в отставку. Но, похоже, «добровольная» отставка премьера — прорабатываемый (а может, уже и решенный) вариант.

Сам собою возникает вопрос о преемнике действующего премьера. Понятно, что в контексте претензий к нынешней власти заокеанские покровители поддержат лишь еще более «родного» для себя кандидата. Таковых двое — Наталия Яресько и Михеил Саакашвили.

Пока суд да дело, экс-президент Грузии развил бурную пиар-активность, выражая готовность стать «знаменосцем реформ» в любом качестве. Похоже, желание Саакашвили перейти на общеукраинский уровень, помимо прочего, связано с провалом его креатуры Боровика на выборах одесского головы. Ведь без мэра-единомышленника делать из города витрину реформ достаточно затруднительно.

Как бы то ни было, очевидно, что новый глава Кабмина будет практически независим от президента. В связи с этим напомню, неделю назад я отмечал: зависимость руководства Украины от США такова, что вопрос не в том, будет ли решена задача замены конкретных силовиков или чиновников, а в том, когда она будет решена.

О потере ориентации в безвизовых страданиях

«Лучше поздно, чем никогда, — сказал пассажир, опоздавший на поезд», — так моя учительница приветствовала опоздавших на урок учеников. В похожем положении оказались народные депутаты, принявшие 10 ноября «безвизовый пакет» законов — почти в полном объеме, как сообщили СМИ.

Проблема в том, что весь пакет законопроектов должен был быть подготовлен к заседанию группы Еврокомиссии, посвященному обсуждению вопроса о прогрессе Украины в выполнении плана действий по визовой либерализации. Заседание должно было состояться аккурат 10 ноября, но в итоге перенесено.

Спрашивается, что мешало сделать все вовремя, 5 ноября, как изначально планировалось, как постоянно призывал президент (в т. ч. в специальном телеобращении) — и вообще, не откладывать на последний момент? Ведь все коалиционные партии — двумя руками за безвизовый режим, обратившийся в настоящий фетиш.

Камнем преткновения стала поправка к Трудовому кодексу «о недопущении дискриминации по признаку сексуальной ориентации». Что-то мешало внести эту одну-единственную фразу в предложенный на рассмотрение текст закона, а не голосовать отдельной поправкой — что наверняка бы вывело данный спорный момент из-под пристального общественного внимания.

Этот пункт так и остался невыполненным 10 ноября. В коалиции его не поддержало большинство «Самопомочі» и около трети депутатов в каждой из трех остальных фракций.

Подковерные интриги, попытки выторговать больше преференций за крайне нужные власти голосования? Возможно, хотя более вероятным представляется, что в полном объеме выполнять рекомендации Евросоюза никто и не собирался — причем по «деликатной» просьбе самого ЕС. Ведь еврочиновники и в прежние годы проявляли чудеса изобретательности, придумывая для нашей страны все новые условия.

А после евромайдана, когда в стране разразился вооруженный конфликт и реальные доходы населения упали в три раза, ждать безвизового режима абсолютно утопично.

Ну а поскольку дальнейшее «евроразочарование» наших граждан (которые могут догадаться, что в ЕС их совершенно не ждут) не нужно ни Брюсселю, ни Киеву, решено обставить все таким образом, будто вина в отказе лежит на самой Украине.

Хотя по большому счету следует признать, что так оно и есть. Поскольку власть забыла простую истину: обещать — еще не значит жениться.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

О чем бы я спросил Януковича

Судя по допросу экс-президента, восстановление полной картины событий на майдане не...

Тихое Прикарпатье

Для центральной власти возможная дестабилизация, активизация протестных выступлений...

Соло для саксофона и лопаты

Деятельность землячества ивано-франковцев в столице напомнила мне анекдот советских...

МАФы отправят в армию

Рациональное применение демонтированным МАФам нашли в Днепре. По решению...

Нас бросят не сразу

В Украине найдены друзья Трампа, а в США — друзья Украины

«Электрогенерирующее дерево» — первое в Украине

Стильный ветрогенератор установлен в Одессе, на Старосенной площади

Этот жир убил Саакашвили. Кто отравится следующим?

Чудовищная цена Одессы — одна из причин того, что полный контроль над регионом...

Вы одесситы или где?

Сейчас с варьете дела обстоят значительно лучше, но кое-чего городу у моря все-таки...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка